Виды рынков и их взаимодействие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды рынков и их взаимодействие



Субъектами рынка по современной классификации являются домашние хозяйства, частные предприниматели, для краткости называемое бизнесом, и государство, в западной экономической литературе чаще именуемое правительством.

Домашнее хозяйство – основная экономическая единица, которая осуществляет функцию переработки приобретаемых на рынке товаров и услуг для собственного потребления и тем самым воспроизводит основной фактор общественного производства – рабочую силу.

Частные предприниматели (бизнес) – организаторы и руководители негосударственных предприятий, функционирующих с целью получения прибыли.

Государство (правительство). Этим термином обозначается совокупность главным образом бюджетных учреждений и организаций, выполняющих функции государственного управления и некоммерческих социальных услуг.

Взаимодействие домохозяйств, бизнеса и государства изображено на схеме 4. Схема наглядно демонстрирует закон равенства суммарной стоимости производимых в обществе товаров и услуг сумме их меновой (рыночной) стоимости.

Виды рынков. Выделяют следующие виды рынков: рынок рабочей силы, финансовый рынок (рынок ссудных капиталов), рынок средств производства, рынок технологий, потребительский рынок, рынок услуг, рынок духовных благ. Если рынок рассматривать как систему отдельных рынков, то каждый вид рынка будет составлять элемент его структуры.

Все виды рынков имеют разное общественное значение, которое определяется не самим рынком, а значением объектов рыночного обмена для системы общественного производства. Поскольку в современной экономике решающую роль играют рабочая сила, средства производства и финансы, то наиболее значимыми являются рынки этих товаров.

 


 

Схема 4.Рыночный кругооборот и взаимодействие субъектов рынка

 

Спрос и предложение

Спрос, а точнее платежеспособный спрос – это рыночное отношение, выражающее потребности покупателей товаров в пределах их платежных возможностей. В этом отношении играют существенную роль два фактора: структура потребительских предпочтений и структура распределения денежной массы между покупателями. Если бы эти две структуры могли совпасть, тогда рыночные цены всех товаров без каких-либо колебаний совпадали с их стоимостями, т.е. общественно необходимыми затратами труда. Однако в сколько-нибудь многочисленном обществе это практически невозможно, ввиду чего для рыночных цен на конкретные товары отклонение от их стоимостей – норма, а их совпадение – исключение. Неравновесие рыночных цен усугубляется тем, что не существует единого рынка, все рынки локализованы и относительно обособлены, так что даже при точном равенстве массы денег и товаров в обществе в целом, на одних конкретных рынках создается избыток денег, на других – их недостаток.

В каждом конкретном акте купли-продажи товара его цена зависит от множества случайных факторов, включая такие, как осведомленность покупателя о ценах соседних продавцов, наличия у него денег, склонности к бережливости и даже просто настроения и взаимных симпатий продавца и покупателя. Но хотя рыночная цена это, как правило, цена не одной, а нескольких сделок купли-продажи, остается много неучтенных и трудно учитываемых факторов, различное сочетание которых заставляет рыночную цену колебаться подобно листьям на ветру.

Факторы, нарушающие рыночное равновесие со стороны спроса, дополняются факторами неравновесия со стороны предложения. Предложение – это рыночное отношение, характеризующее намерение и возможности товаропроизводителей создать и доставить на рынок товары в определенном количестве. Сколько его товара при этом может быть продано, зависит, в конечном счете, от рыночного, т.е. платежеспособного спроса. Но сам платежеспособный спрос для товаропроизводителя – тайна за семью печатями. Практически он может ориентироваться только на рыночные цены товаров и пытаться предугадать их изменение к тому времени, когда товар может быть произведен и доставлен на рынок. Но для того, чтобы прогноз мог оправдаться с достаточной вероятностью, необходимо изучить многие закономерности поведения рыночных цен. Изучение и анализ этих цен составляет предмет того раздела экономической теории, который называется микроэкономикой.

 

Закон спроса

Каждый человек после недолгого обдумывания может сказать, исходя из собственной практики, что снижение цены товара при неизменности всех прочих параметров ведет к возрастанию величины рыночного спроса. И, напротив, повышение цены уменьшает спрос. Эту обратную связь между ценой (Р) и величиной рыночного спроса (Q) экономисты называют законом спроса. На графике эта связь будет выглядеть в виде вогнутой кривой, называемой кривой спроса, хотя на практике она зачастую оказывается прямой (рис. 2 А и Б).

Надо заметить, что графики кривой спроса, как и вообще все графики в экономической теории ровным счетом ничего не доказывают, как может показаться при чтении некоторых учебников западных авторов. Графики – лишь иллюстрации, призванные облегчить понимание теоретических положений, хотя на самом деле нередко затрудняют его.

 

 
 

 


Рисунок 2.Кривые спроса

 

Например, приведенный график создает впечатление, что причиной увеличения индивидуального спроса при снижении цены товара является рыночный закон, закон спроса, тогда как на самом деле подлинной причиной его является производственный закон, а именно закон стоимости. Ведь деньги, которые покупатель платит за товар, есть лишь выражение стоимости его собственного товара. Если допустить, что всего два товаропроизводителя, работающих в одинаковом режиме, обмениваются ежедневно своими товарами, то яснее ясного, что, сколько бы товара они ни предъявили к обмену, они могут предложить друг другу лишь продукт своего дневного труда, т.е. равные стоимости. Так что закон спроса при ближайшем рассмотрении есть лишь внешнее выражение того, что по мере снижения общественно необходимых затрат труда на производство одного товара его стоимость уменьшается, а значит относительно растет меновая стоимость другого товара. Если этим "другим" товаром являются деньги, то при снижении стоимости обычных товаров, а тем самым и их цен, растет не потребительский спрос покупателя, а его платежеспособный спрос. Так что при более глубоком теоретическом анализе можно обнаружить, что кривая спроса выражает не только увеличение спроса покупателя, но также причину этого явления – повышение общественной производительности труда, обусловливающей уменьшение стоимости товара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.007 с.)