Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При различных экономических условиях

Поиск

E1 – точка равновесия рынков потребительских товаров для домохозяйств и инвестиционных товаров для частного сектора, E2 – точка макроэкономического равновесия с учетом государственных расходов и отрицательного чистого экспорта, E3 – точка макроэкономического равновесия при нулевом чистом экспорте, Е4 – точка макроэкономического равновесия при положительном чистом экспорте, Ef – точка объема реального национального дохода при полной занятости трудоспособного населения.

Поскольку рыночное равновесие есть стихийное равновесие, полная занятость может иметь место только как частный маловероятный случай. Поскольку же основным законом рыночной экономики является максимизация прибыли конкурирующих предприятий, требующая, кроме всего прочего, экономии на заработной плате, полная занятость, в точном соответствии с марксистским всеобщим законом капиталистического накопления, вообще наступить не может. Эффективное равновесие народного хозяйства, т.е. такой объем производства и национального дохода, при которых создается полная занятость населения, может быть достигнуто только с помощью инвестиционной и сопряженной с инвестированием государственной экономической политикой.

Глава 22. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Финансы и финансовая система

 

Сущность финансов

Термин "финансы" происходит от латинского "finansia", что означает доход, платеж. Зачастую его употребляют как синоним денег, точнее, денежных фондов, предназначенных для той или иной экономической деятельности. Кроме того, под ним понимают совокупность общественных экономических отношений, связанных с движением денег, что намного точнее выражает сущность финансов.

Хотя финансы по своему существу есть денежные отношения, не все денежные отношения являются финансовыми, они становятся таковыми, лишь в процессе формирования и использования денежных доходов участников процесса воспроизводства. Главным отличием финансов от денег являются выполняемые ими функции. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство общественного контроля процессов образования и использования денежных средств.

Таким образом, финансы это совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и выполняющих функции распределения и перераспределения денежных средств в обществе.

Главным материальным источником денежных фондов выступает вновь созданная стоимость – национальный доход страны. Поэтому увеличение национального дохода является основным условием роста финансовых ресурсов. Национальный доход определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. С учетом размеров национального дохода и его составных частей – фондов потребления и накопления – определяются темпы и пропорции развития экономики, ее структура.

Сущность финансов наиболее полно раскрывается при рассмотрении их функций, финансового механизма и финансовой политики.

Под ф инансовой политикой понимают совокупность разрабатываемых правительством мер по мобилизации финансовых ресурсов и их наиболее рациональному использованию.

Финансовый механизм представляет собой систему организационных методов, форм и правил, а также учреждений, которые их реализуют. Поскольку финансовые отношения непрерывно изменяются под влиянием изменений в самом процессе воспроизводства, то и финансовая политика, и финансовый механизм должны постоянно обновляться.

Основными функциями финансов являются воспроизводственная, распределительная, стимулирующая и контрольная.

Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота средств, как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия. В этой функции финансы регулируют темпы и пропорции в развитии хозяйства, изменение его отраслевой и территориальной структуры, определяют воспроизводство отраслей непроизводственной сферы.

Распределительная функция финансов обслуживает процесс распределения созданного продукта и его перераспределения, которое часто называют вторичным распределением. Первичное распределение осуществляется непосредственно на предприятиях. Здесь денежная выручка от реализации продукции, работ и услуг разделяется, прежде всего, на следующие обязательные части: амортизационный фонд, фонд оборотных средств, фонд оплаты труда работников и их социального обеспечения, прибыль. Вторичному распределению подвергается прибыль предприятия, часть которой направляется на уплату налогов, процентов за полученный в банке кредит, обязательств по облигациям и дивидендов владельцам акций. Остав­шаяся часть прибыли служит источником расширенного воспроизводства, то есть превращается в капитал, капитализируется.

Стимулирующая и контрольная функции финансов способствуют эффективному экономическому росту и обеспечивают согласование финансовых интересов субъектов финансовых отношений.

 

Финансовая система

От категории "финансы" следует отличать категорию "финансовая система". Финансовая система страны – это сложная организационно-экономическая структура, которая включает в себя, во-первых, денежные средства государства, предприятий и населения, во-вторых, специфические институты, выполняющие те или иные финансовые функции. Финансовая система России включает следующие финансовые институты: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, биржи и другие оптовые рынки, включая фондовый рынок, торговые дома, финансы предприятий различных форм собственности.

Все институты финансовой системы можно разделить на две подсистемы: общегосударственные финансы и финансы предприятий (хозяйствующих субъектов). Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, создаваемого хозяйственными субъектами. Формами использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства при решении экономических, политических и социальных задач. В отличие от них финансы предприятий являются децентрализованными фондами денежных средств, которые образуются главным образом из денежных доходов и накопления самих предприятий.

Особое место в финансовой системе занимают финансовые посредники: банки и небанковские кредитные организации, в том числе ссудосберегательные и страховые компании.

Связь общегосударственных финансов с финансами предприятий состоит не только в том, что они имеют единый источник своего формирования – национальный доход. Аккумулировав денежные ресурсы предприятий в централизованных государственных фондах, государство направляет их на удовлетворение общественных потребностей, в том числе на развитие производственных предприятий, наиболее значимых для экономики.

Таким образом, процесс расширенного воспроизводства на многих предприятиях осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет привлечения общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, а также использования банковских кредитов. Во всех современных развитых странах государственным финансам принадлежит значительная роль и все возрастающая роль в обеспечении развития важнейших отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, регионами страны, отдельными предприятиями, слоями и группами населения. Во взаимосвязи и взаимо­зависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России.

 

Налоговая система

 

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность конкретных форм и методов их построения и взимания.

По названию налоговой системы все виды платежей, взимаемых государством с налогоплательщиков, обычно называют налогами. Но, строго говоря, категории "налог", "сбор" и "пошлина" по содержанию не идентичны и различие их заключается в следующем.

Налог – это обязательная безвозвратная и срочная форма принудительного взыскания с плательщиков налога в соответствии с налоговым законодательством части их дохода и его перераспределения с целью удовлетворения общественных потребностей.

Сбор – это платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.

Пошлина – это обязательный платеж, взимаемый за совершение государственными и иными уполномоченными на это органами или должностными лицами юридически значимых действий в интересах заявителя.

 

Функции налогов

В различных литературных источниках функции налогов формулируются различно, в связи с чем их количество варьируется от двух до четырех. Мы выделим три функции: фискальную, перераспределительную и стимулирующую.

Фискальная функция заключается в наполнении государственной казны денежными средствами для финансирования общественных потребностей.

Перераспределительная функция выполняет задачу нормализации распределения денежных средств между конкретными субъектами хозяйствования и физическими лицами.

Стимулирующая функция направлена на сочетание интересов налогоплательщиков с интересами государства.

Некоторые авторы учебников перераспределительную и стимулирующую функции объединяют в одну – регулирующую. Кроме того,иногда выделяют еще одну функцию – контрольную, в чем нет необходимости, так как она является общей функцией всех финансовых элементов.

 

Виды налогов

Наиболее типичными основными налогами, характерными для многих стран, включая Россию, являются: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы и акцизные сборы, таможенные пошлины, налог на имущество юридических и физических лиц, земельный налог, налог на рекламу.

Налоги имеют широкий спектр критериев, образующих состав и структуру налоговой системы. В современной российской налоговой системе налоги классифицируются следующим образом.

По принадлежности к уровню власти: федеральные, региональные (налоги субъектов федерации) и местные.

По субъекту уплаты: налоги на юридических и физических лиц.

По назначению: общие и специальные. Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение, например, отчисления на социальные нужды или транспортный налог.

По методу исчисления: абсолютные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Абсолютные налоги устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от величины дохода.

Пропорциональные налоги действуют в одинаковом процентном размере независимо от суммы дохода.

Прогрессивными являются такие налоги, средняя ставка которых повышается по мере возрастания дохода. Существуют два типа прогрессивных шкал налогообложения, построенных по типу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется к полной более высокой сумме дохода. При сложной прогрессии по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке.

Регрессивными называются налоги, средняя ставка которых снижается по мере роста дохода. Регрессивный характер в основном носят косвенные налоги. Этот вид налогов вводится с целью стимулирования роста производства или товарооборота.

По способу изъятия: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретных субъектов по результатам их экономической деятельности. К ним можно отнести, например, подоходный налог на физических лиц, налог на прибыль, на имущество. Косвенные налоги взимаются путем их включения в цены товаров и услуг. В настоящее время существуют три основных разновидности косвенных налогов: акцизы, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины.

Наиболее важными из них являются акцизы, которые представляют собой надбавку к цене товаров или тарифа за услуги преимущественно массового потребления. Среди акцизов наиболее значимым является налог на добавленную стоимость (НДС). Он широко применяется в зарубежной практике, но в России он превратился фактически в налог с оборота, который существовал в СССР, т.е. в налог, взимаемый с полной стоимости товаров на каждой стадии их производства и обращения. В связи с этим возникает вопрос об уменьшении ставки налога на добавленную стоимость или даже о его упразднении.

Фискальный монопольный налог является механизмом косвенного налогообложения тех товаров, производство и обращение которых монополизировано государством.

Таможенные пошлины представляют собой налоги, взимаемые с товаров, импортируемых, экспортируемых и идущих через страну транзитом.

 

Бюджетная система

 

Термин "бюджет", происходящий от слова, переводимого с французского как "денежная сумка", "кошелек" имеет двоякое толкование. Во-первых, он означает совокупность, массу финансовых средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, регион, предприятие или семья. Во-вторых, – соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года.

Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный доход государства. Он состоит из двух разделов: доходов и расходов, сведенных в баланс.

Доходы государственного бюджета образуются за счет налогов и доходов от использования государственной собственности. Основную долю доходов – до 90% и более – обеспечивают налоги.

Расходы государственного бюджета структурно складываются из расходов на государственное управление, военных расходов, социальных расходов, расходов на хозяйственную деятельность и внешнеэкономическую деятельность.

Зачастую, расходы государственного бюджета превышают его доходы, в результате чего образуется бюджетный дефицит. Дефицит покрывается за счет внутренних и внешних государственных займов, а при необходимости также за счет эмиссии денежных средств.

Наряду с государственным бюджетом существуют внебюджетные фонды. Они создаются отдельно в связи с тем, что государственный бюджет является мобильным инструментом финансового регулирования, его средства могут перераспределяться в зависимости от текущей экономической ситуации. Внебюджетные фонды – это целевые ресурсы, предназначенные для финансирования специальных государственных расходов. В условиях рыночной реформы в России были установлены следующие основные внебюджетные фонды: фонд государственного страхования, пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения, фонд здравоохранения, дорожные фонды.

Внебюджетные фонды по своему назначению могут быть экономическими, социальными и политическими. По мере необходимости одни внебюджетные фонды могут упраздняться другие вводиться вновь. В рамках федерального бюджета США, например, насчитывается свыше 800 подобных фондов.

По размерам госбюджета, его структуре, можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения.

Бюджетная система является одним из важнейших элементов экономической системы, служит основой финансового регулирования экономики. В большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям и даже отдельным объектам. Тем самым правительства лишаются возможности тратить государственные средства по собственному произволу.

В России бюджеты тоже являются предметом рассмотрения и утверждения. Но до сих пор отсутствует необходимая система контроля исполнительной власти со стороны представительной и законодательной властей над правильным использованием принятого бюджета. Между тем, контроль финансовых потоков имеет важнейшее значение для поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций, обеспечения пропорциональности и сбалансированности, функционирования и развития экономики.

Несмотря на утверждения рыночных теоретиков и либеральных политиков об эффективности уменьшения государственного влияния на экономику, в действительности бюджетно-регулятивная функция государства во многих странах с рыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Повсюду бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой и в государственных бюджетах развитых рыночных стран аккумулируется в настоящее время от 35 до 60% ВНП.

 

Фискальная политика

 

Фиск в переводе с латинского языка – это корзина. В Древнем Риме фиском называлась военная касса, в которой хранились деньги. В конце древнеримской эпохи фиском стала называться государственная казна.

Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. В настоящее время такими целями в развитых странах являются главным образом антикризисное регулирование, уменьшение безработицы и размеров инфляции.

Материальной основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими лицами в государственных интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику.

Методы финансового регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся методы бюджетного регулирования: субсидии (что означает помощь, поддержка), дотации (дар, пожертвование), трансферты (перенесение, перевод). Косвенными являются методы использования элементов налоговой системы.

Косвенные методы являются наиболее тонкими и сложными инструментами экономического регулирования. Наиболее распространенными методами поощрения деловой активности и определенных видов деятельности являются налоговые льготы. К ним относят также механизм ускоренной амортизации, скидки на истощение недр и инвестиционный налоговый кредит.

Суть налогового механизма ускоренной амортизации заключается в законодательном разрешении предприятиям списывать на амортизацию часть прибыли, значительно превышающей действительный износ основного капитала. В результате сокращается размер налогооблагаемой прибыли и, следовательно, налоговые отчисления. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капитала в предпринимательском секторе экономики. Его применение способствует интенсификации научно-технического прогресса, техническому совершенствованию производства и развитию наукоемких отраслей.

Льгота в виде скидок на истощение недр вводится для повышения конкурентоспособности предприятий добывающей промышленности путем создания благоприятных условий для накопления капитала и привлечения инвестиций. На этом основании предприятия имеют возможность значительно сокращать размер налоговых выплат или не производить их вовсе под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых. Данный метод оказывает существенное влияние на размещение производительных сил и создание объектов инфраструктуры.

Инвестиционный налоговый кредит по сути представляет собой финансирование государством частных капитальных вложений и рассчитан на стимулирование замены устаревшего оборудования новой техникой. Этот кредит рассчитывается в процентах к стоимости оборудования и вычитается непосредственно из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода, тем самым стоимость закупаемого производственного оборудования уменьшается на величину скидки.

Опыт построения и функционирования налоговых систем в странах "золотого миллиарда" позволяет выделить два различных подхода, определяющих место и роль налоговой системы в арсенале методов государственного регулирования экономики. Один из них основан на кейнсовской концепции государственного регулирования, а второй на постулатах неоклассической теории.

Кейнсианская концепция, в соответствии с которой меры налогового воздействия заключаются в активном влиянии на величину совокупного спроса, служила теоретической основой государственной политики развитых стран вплоть до 70-х гг. двадцатого столетия. Сущность этой политики заключается в том, что на стадии экономического подъема необходимо увеличивать налоги, а в период кризиса – сокращать. Снижение налоговых отчислений производится за счет расширения налоговых льгот предприятиям тех отраслей народного хозяйства, которые являются основой нового экономического подъема, а также путем изменения ставок действующих налогов.

Однако в семидесятые годы традиционные рецепты воздействия на экономику перестали срабатывать, чем и был отмечен кризис кейнсианского метода регулирования экономики. Он был вызван тем, что причиной инфляции в конце 60-х гг. в ведущих западных странах явился опережающий рост заработной платы над производительностью труда. В этих условиях на кейнсианский метод борьбы с инфляцией путем поддержания высоких налоговых ставок предприниматели смогли ответить трансформацией значительной части налогового бремени в издержки производства и перекладыванием их на потребителей в виде высоких цен. В результате вместо понижения инфляции произошло раскручивание инфляционной спирали "цена – заработная плата".

К факторам, вызывающим инфляцию спроса, в 1973 г. добавился фактор инфляции предложения в виде увеличения странами ОПЕК цен на нефть в четыре раза, вызвавшего энергетический кризис в странах-потребителях нефти. Суммарная инфляция стала измеряться уже двухзначной цифрой, наряду с общим сокращением производства и существенным увеличением числа безработных. Это явление получило название стагфляции и в рамках кейнсианской теории решения не имело.

В итоге кейнсианские принципы государственного регулирования были вытеснены монетаристской теорией и теорией экономики предложения, которые стали новой теоретической базой налоговой политики развитых стран Запада. Методы решения экономических проблем в русле этих теорий носят неолиберальный характер и направлены на снижение степени государственного вмешательства в экономику, уменьшение налогового бремени, сокращение избыточных социальных программ, поддержание стабильных и умеренных темпов роста денежной массы, предоставление большей свободы предпринимательской инициативе.

Неолиберальные методы экономического регулирования позволили ведущим западным странам в течение 10 лет преодолеть последствия нефтяного шока. Но достижение этими методами устойчивого экономического роста потребовало от них значительного увеличения бюджетного дефицита. Так, в США государственный долг с 1975 по 1985 г возрос с 34% до 45% валового национального продукта, а в расчете на душу населения с 2500 до 7600 долларов.

Теоретическим обоснованием неолиберальной экономической программы в рамках налоговой политики стали расчеты американского экономиста Лаффера, пришедшего к выводу, что результатом снижения налогов явятся экономический подъем и рост доходов государства. По его мнению, высокие налоговые ставки отбивают у предприятий стимулы к инвестированию, тормозят научно-технический прогресс и замедляют экономический рост, что, в конечном счете, негативно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Поэтому при проведении налоговой реформы следует искать возможность восполнить в перспективе текущие бюджетные потери и добиться увеличения доходной части бюджета. Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название "кривой Лаффера", которая выглядит следующим образом (рис. 33.).

 

 

 

 

 


Рисунок 33. Кривая Лаффера

 

 

Однако следует заметить, что эти расчеты применимы только для анализа определенной ситуации, в данном случае для налоговой политики США при администрации Рейгана. Но они не могут служить обоснованием общей закономерности, верной для всех времен и стран.

 

Виды фискальной политики

Фискальную политику в зависимости от механизма ее воздействия на изменение экономической ситуации подразделяют на дискреционную и недискреционную, или автоматическую.

Дискреционной фискальной политикой называют специальное применение правительством фискальной системы с целью воздействия на производство, увеличения занятости и уменьшение инфляции.

В основе автоматической фискальной политики лежит использование встроенных стабилизаторов, под которыми понимают свойства фискальной системы уменьшать негативные последствия экономических колебаний без необходимости принятия каких-либо решений со стороны правительства.

Одним из основных встроенных стабилизаторов является механизм изменения налоговых поступлений при использовании прогрессивной шкалы налогообложения. В периоды экономического роста налоговые поступления автоматически возрастают, тем самым обеспечивая снижение совокупного спроса и сдерживание темпов экономического развитияю Соответственно, в период экономического спада происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений.

К встроенным стабилизаторам относят также систему материальных пособий по безработице и различных социальных выплат на нужды малоимущих слоев населения, нацеленную на воспрепятствование сокращения совокупного спроса во время спада в экономике. В стадии подъема, сопровождающейся уменьшением числа безработных, выплаты по программам социальной помощи уменьшаются, что ведет к сдерживанию совокупного спроса.

Хотя встроенные стабилизаторы и позволяют уменьшить последствия циклических колебаний, смягчая потрясения в экономике, они совершенно не способны их полностью устранить. Поэтому в дополнение к ним всегда остается крайне необходимой дискреционная фискальная политика государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.011 с.)