Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Противоречивая сущность монополийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Представители рыночных экономических теорий, верные своему принципу абстрагирования от социально-политического окружения экономических систем, рассматривают поведение монополий главным образом с точки зрения единственного мотива – максимизации прибыли. С этой точки зрения монополистами являются фирмы или даже просто индивидуальные продавцы, которые господствуют на рынке своих товаров. Под определение монополии как рынка с одним продавцом и множеством покупателей в равной мере подпадают и крупные компании, и мелкие торговцы. Но с точки зрения практических общественных интересов, обусловливающих необходимость антимонопольного законодательства, монополиями являются только крупные компании, которые господствуют не на любом рынке, в том числе местном, а на рынке макроэкономического масштаба – национальном и мировом. Общественная борьба с монополиями в XX в. есть, в сущности, продолжение борьбы мелкого капитала с крупным в XVIII-XIX вв, борьбы столь же бесполезной, а следовательно реакционной. Монополии их противниками обвиняются в неэффективности распределения ресурсов, торможении научно-технического прогресса, создании барьеров, способствующих неравенству доходов, поползновениях к захвату политической власти. Все эти обвинения соответствуют фактам. Но еще большее количество фактов доказывает обратное – то, что именно крупные монополии осуществляют основные затраты на развитие научно-технического прогресса и по сравнению с небольшими предприятиями, наводняющими конкурентные рынки, являются наиболее эффективными. Обвинение монополий в том, что они способствуют неравенству доходов, справедливо, но это является общим свойством частной собственности и рыночных отношений, а не специфическим свойством монополий. Единственным доводом, но доводом очень существенным и важным, в пользу необходимости принятия общественных мер против свободного развития монополий является опасность захвата ими власти. Причем власти не только и не столько рыночной, сколько политической. Объективное противоречие монополизации экономики заключается в том, что чисто экономически этот процесс очень выгоден обществу. Поэтому общество не может упразднить монополии, а напротив, вынуждено в своих экономических интересах способствовать их развитию. Но с усилением монополий неизбежно усиливается и их политическая власть. При некотором критическом уровне этой власти монополии могут попытаться и суметь захватить власть в обществе с тем, чтобы подчинить общество себе общество и эксплуатировать общественные ресурсы в своих интересах, чтобы общество служило монополиям, а не монополии обществу. Политическая власть – это тот фактор, который отличает высшую форму капиталистического общества – государственно-монополистический капитализм – от низшей формы социалистического общества. Указывая на это В.И. Ленин, в частности, писал, что "социализм есть не что иное, как ближайший шаг вперед от государственно-капиталистической монополии. Или иначе: социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией"*. Как показала дальнейшая и в особенности современная российская история, обратить монополию на пользу всего народа – не одноразовая задача. Необходимое тесное сотрудничество государственной власти и монополистов таит в себе постоянную опасность и угрозу на любом этапе этого сотрудничества использовать государственную власть в своих интересах, а при удобном случае и полностью захватить ее. Из этого теоретического вывода и факта захвата государственной власти монополиями, которое совершилось в СССР в 1991 году, следует, что общество с монополиями должно поступать так же, как оно поступает необходимыми, но опасными технико-экономическими системами, например, с атомными электростанциями. Это значит, что монополии следует развивать и совершенствовать, но их деятельность необходимо строго контролировать общественными структурами, создавая им особый организационно-правовой режим, предусматривающий, в частности, полное отстранение их представителей от участия в государственной власти. Такая политика называется дискриминационной. Но выбора нет: если общество не дискриминирует монополии, то монополии дискриминируют членов общества во всех отношениях, т.е. как покупателей, как продавцов и как получателей дохода.
Монопольная власть Понятие монопольной власти в рыночных теориях носит, как и многие другие категории, формализованный, социально нейтральный характер. Важным различием между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью считается то, что совершенно конкурентная фирма максимизирует свою прибыль при предельных издержках, равных рыночной цене, на величину которой она не может оказать влияния, а фирма с монопольной властью имеет возможность назначать цену выше своих предельных издержек. Таким образом, монопольную власть можно определить как способность фирмы устойчиво реализовывать свою продукцию по ценам выше предельных издержек, а способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Один из способов количественного определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера: L = (P – MC) / P Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть. Следует заметить, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Но монопольная власть позволяет покрывать любые высокие, в том числе непроизводительные издержки, а тем самым позволять себе участвовать в политических играх, оплачивать услуги государственных чиновников, содержать группы высококвалифицированных лоббистов для отстаивания своих интересов на различных уровнях власти, в том числе проводя их в выборные представительные и законодательные органы.
Принципы монополистического ценообразования Захват потребительского излишка. Все стратегии монополистического ценообразования имеют одну общую черту – они являются различными способами захвата потребительского излишка и его перехода к монополисту. Как видно из рис. 36, если предприятие продает весь объем товара по единственной цене, то, чтобы максимизировать прибыль, она выбирает цену P0 и количество продаж Q0, исходя из расчета равенства предельных издержек и предельного дохода MR = MC. Предприятие уже при этом условии было бы прибыльно, но монополист знает, что некоторые покупатели (на отрезке А кривой спроса) заплатили бы больше, чем P0. Но повышение цены означало бы потерю некоторого числа покупателей, уменьшение объема реализации и снижение прибыли. С другой стороны, снижение цены увеличило бы число покупателей и объем продаж, но прибыль все равно бы сократилась.
Рисунок 36.График потребительского излишка в зависимости от цены и объема производства
Задача монополиста, таким образом, сводится к тому, чтобы захватить потребительский излишек у группы А, повысив для нее цену, и расширить объем продаж за счет снижения цены для покупателей группы В. Такая политика установления разных цен для разных групп покупателей называется диверсификацией цен. Проблема заключается в том, чтобы разделить покупателей на группы по тем или иным признакам и заставить их платить разную цену. Диверсификация цен осуществляется в трех формах в зависимости от доходов покупателей, объема потребления и категории товара. Диверсификацию цен в зависимости от доходов покупателей часто называют ценовой дискриминацией. Возможность применения такой ценовой стратегии у монополиста складывается при двух условиях: 1) если продавец способен группировать покупателей по их способности и готовности платить за товар разные цены; 2) если первоначальный покупатель не может перепродавать приобретаемый товар на том же рынке за более высокую цену. Если такая возможность существует, то монопольный рынок превращается в конкурентный и монопольная власть производителя товара теряется. В качестве примеров ценовой дискриминации можно назвать разделение электростанциями тарифов на тарифы для предприятий и населения, установление разных цен на авиабилеты для бизнесменов и обычных пассажиров, систему платного обучения студентов со скидками и стипендиями для малообеспеченных, существующую в США и некоторых других странах. Стратегия диверсификации цен в зависимости от объема потребления заключается в назначении различных цен за различное количество одного и того же товара или услуг. Розничные торговцы нередко применяют этот прием, например, продавая свой товар по 2 рубля за штуку, но пару – за 3. В оптовой торговле этот метод также применяется довольно широко. В производственной практике такая политика характерна для предприятий, обеспечивающих здания водой, топливом и электроэнергией. Обусловлена она тем, что готовность потребителей платить за эти товары и сопутствующие им услуги снижается с ростом их потребления. В этом случае предприятию выгодно осуществлять диверсификацию цен в соответствии с потребляемым количеством, назначая различные цены за различное количество одного и того же товара или услуг. Политика диверсификации цен по категориям товаров по своему характеру близка политике дискриминации цен. Она также предполагает разделение потребителей на группы с различными возможностями платежеспособного спроса. Но кроме того в этом случае учитывается склонность людей оплачивать престижность покупки при наличии соответствующих доходов. Особенно ярко эта склонность проявляется у нуворишей нашего времени, так называемых "новых русских", предпочитающих заплатить в престижном магазине 100 долларов за галстук, который на соседней улице стоит в десять раз дешевле. Р. Пиндайк и Д. Рубинфельд в своей "Микроэкономике" приводят аналогичный пример "странной" практики ценообразования спиртных напитков одной из компаний. Она производит водку, которую рекламирует как одну из наиболее мягких и приятных на вкус. Эту водку называют "Золотой короной 3 звездочки" и продают по 12 долларов за бутылку. Однако компания разливает ту же самую водку в бутылки под названием "Старая корзина", которую продает по цене около 4 долларов за бутылку. Такую практику, хорошо известную всем потребителям спиртных напитков, и называют диверсификацией цен по категориям товаров, хотя правильнее было бы ее назвать диверсификацией цен по престижности покупок.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.009 с.) |