Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная экономика и ее структура

Поиск

Свободная рыночная экономика – это экономическая система,

базирующаяся на частной собственности и предпринимательстве. Здесь

движение ресурсов производства и само производство осуществляется под

воздействием рыночного механизма регулирования, опирающегося на

колебания спроса и предложения, а также на экономическую выгоду.

Функционирование рыночной экономики обеспечивается

экономическими (хозяйствующими) субъектами. Экономические субъекты

активны; они действуют преднамеренно; они принимают решения,

обеспечивающие выполнение разработанных ими планов. Вследствие этого,

процесс экономической деятельности выступает как совокупность планов и

решений, выражающих собой активность различных категорий

экономических субъектов.

Выделяют следующие три основные группы субъектов рыночной

экономики: домашние хозяйства, фирмы (предприятия), государство.

Домохозяйство – это экономическая единица, состоящая из одного или более

лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них

деньги (доходы) для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих

потребности человека. В рыночной экономике домашние хозяйства являются

собственниками всех* факторов производства (*большая часть земли, зданий

и оборудования в экономике принадлежит фирмам, но все фирмы, в

конечном счете, принадлежат тем же домохозяйствам). За счет их продажи

или предоставления в аренду домашние хозяйства получают денежный доход

 

 

41

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

в форме заработной платы и жалованья, ренты, процента и прибыли, который

расходуют на приобретение товаров и услуг, производимых фирмами

(предприятиями).

Фирма (предприятие) – это организация, созданная для производства и

реализации благ и услуг. Основная деятельность фирм сводится к

приобретению факторов производства, с помощью которых фирмы

производят разнообразные блага и услуги, продаже произведенных товаров,

поддержанию и развитию производственной базы.

Под государством как субъектом рыночной экономики, понимают все

правительственные учреждения и организации, имеющие юридическую и

политическую власть и осуществляющие на основе государственной

собственности определенные экономические операции и регулирование

рыночных отношений.

Общее представление о функционировании рыночной экономики

может дать модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода. Эта

упрощенная модель фиксирует продуктовые и ресурсные рынки и

демонстрирует сложное, взаимосвязанное переплетение процессов принятия

решений и экономической деятельности субъектов хозяйствования в

рыночной экономике (предприятий и домохозяйств) через важнейшие потоки

«доходы – расходы» и «ресурсы – продукция».


 

Предложение ресурсов

 

 

Доходы


 

Рынок

Ресурсов


 

Ресурсы (факторы производства)

 

 

Платежи


 

 

Домохозяйства


 

Налоги


 

Государство


 

Налоги


 

Предприятия

(фирмы)


 

Трансферты


Субсидии


 

 

Расходы

 

 

Покупка товаров и услуг


 

 

Рынок

Экономических

Благ


 

Выручка

 

Предложение товаров и

услуг


Рисунок 3.1 – Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов

 

42

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Для опосредования рыночных отношений рынок формирует свою

инфраструктуру. Рыночная инфраструктура – это совокупность организаций,

учреждений и видов деятельности, создающих организационно-экономические

условия для функционирования рынка и обеспечивающих движение товаров и

услуг, капиталов и рабочей силы. Она включает ярмарки, аукционы, предприятия

розничной и оптовой торговли, товарные и фондовые биржи, биржи труда, сеть

коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений,

информационную систему, рекламные службы и т.д.

Несовершенство (фиаско) рынка. Роль государства в современной

Рыночной экономике

Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно

решать многие проблемы, стоящие перед обществом: согласовывает

интересы производителей и потребителей, побуждает применять новейшие

технологии и рационально использовать ресурсы, способствуя тем самым

развитию НТП. Однако, как и любое социально-экономическое явление,

рынок противоречив, а потому содержит в себе ряд негативных свойств,

которые определяются как несовершенства (или фиаско) рынка. Под фиаско

рынка понимается ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии

координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы

обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов. Наиболее

существенными проявлениями несовершенства (фиаско) рынка являются

внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция,

неустойчивость и неравное распределение дохода (их характеристика будет

дана далее).

Исправить крупные дефекты современной рыночной системы призвано

государство. Правительство проводит политику, преследующую цель

сохранить и поддержать конкуренцию, содействует надлежащему

распределению ресурсов, когда внешние выгоды и издержки становятся

значительными, обеспечивает удовлетворение общественных потребностей и

способствует поддержанию полной занятости и экономического роста. Все

функции государства в рыночной экономике можно условно разделить на две

группы:

1) функции по созданию условий эффективного функционирования

рынка;

2) функции по дополнению и корректировке собственно рыночных

регуляторов.

К первой группе относятся функция обеспечения правовой базы и

создания общих условий экономической деятельности субъектов

хозяйствования; функция стимулирования и защиты конкуренции

(антимонопольное законодательство, поддержка малого бизнеса и др.);

совершенствование рыночной инфраструктуры.

Ко второй группе следует отнести функции регулирования

распределения доходов, регулирования внешних эффектов, производство

 

 

43

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

общественных благ, обеспечение экономической стабильности и

стимулирование экономического роста.

Одна из основных задач правительства заключается в том, чтобы

обеспечить правовую и социальную среду, которая способствовала бы

эффективному функционированию рынка. Государство определяет правовую

основу, устанавливает основные нормы (правила) владения собственностью

и функционирования экономики, отдельных хозяйствующих субъектов,

регионов и отраслей. Социальное регулирование касается проблем

безопасности продуктов, создания безопасных условий труда, уменьшения

загрязнения окружающей среды и увеличения экономических возможностей

(соблюдения равных условий найма, исключение дискриминации).

Правительство несет ответственность за поддержание рациональных

масштабов рыночной конкуренции, проводя антитрестовское

законодательство и осуществляя регулирование естественной монополии

через регламентирование цен и качества обслуживания.

Функционирование рынка влечет за собой значительное неравенство в

распределении дохода, Правительство регулирует распределение доходов

путем прямого вмешательства в функционирование рынка (например, через

установление минимального уровня оплаты труда) и с помощью системы

налогов и трансфертных платежей. Трансфертные платежи – это выплаты

правительством или фирмой домашнему хозяйству или фирме денег (или

товаров и услуг), взамен которых плательщик не получает никаких товаров

или услуг, т.е. на безвозмездной основе.

Функционирование рынка порождает так называемые внешние

эффекты (издержки перелива). Когда производство или потребление товара

порождает некомпенсируемые издержки у третьей стороны, говорят, что

возникают внешние эффекты. Внешние эффекты – издержки производства

продукта, которые несут не производители или потребители продукта, а

третья сторона (общество в целом) без всякого возмещения. Наиболее

очевидным отрицательным внешним эффектом является загрязнение

окружающей среды. Государство либо законодательным путем, либо

введением особых налогов регулирует внешние эффекты.

С помощью расходов и налогов государство перераспределяет ресурсы

в экономике на производство продуктов, приоритетных с точки зрения

общества. К таким продуктам относятся общественные блага. Общественное

благо – это благо или услуга, к которым неприменим принцип исключения, в

силу чего рыночная система их не производит. Производство их

обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные

выгоды обществу. К ним относятся национальная оборона, всеобщее

образование, государственное здравоохранение, национальные парки и др.

Для производства общественных благ требуются материальные

ресурсы, которые государство покупает на ресурсных и продуктовых рынках.

Производя блага и услуги, государство, с одной стороны, выступает как

потребитель (предъявитель спроса), а с другой, как производитель,

определяющий предложение.

 

44

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко.

Некоторым показателем этой роли может выступать доля государства в

национальном продукте. Но помимо финансирования производства

правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и

социального обеспечения, перераспределяя доходы в частном секторе

экономики. Кроме того, множество регулирующих мер по защите

окружающей среды, охране труда и здоровья рабочих, защите потребителей

от опасных продуктов, контроль за практикой ценообразования в

определенных отраслях и мероприятия по защите конкуренции вовлекают

правительство практически во все сферы экономической деятельности.

Активное вмешательство государства в экономические процессы

приводит к формированию рыночной экономики смешанного типа,

основными чертами которой являются:

− многообразие форм собственности, среди которых главная роль

принадлежит частной собственности;

− сочетание частного и государственного секторов экономики;

− сочетание рыночного и государственного механизмов

регулирования;

− сочетание частнособственнической рыночной мотивации с

мотивацией социальной устойчивости в обществе.

− хорошо развитая рыночная инфраструктура.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.149 (0.011 с.)