Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения в

Поиск

Поведении потребителя

Рациональный потребитель, осуществляя свой потребительский выбор,

стремится за свой доход приобрести тот набор доступных ему благ, который

принесет ему наибольшую общую полезность. Именно в этом случае

потребитель будет находиться в положении равновесия. Это значит, что при

его величине дохода и данном уровне цен большую полезность он получить

не может, и в то же время он не теряет какой-то величины полезности.

 

61

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Графическая интерпретация положения равновесия потребителя

приведена на рисунке 5.4:

 

 

QA

 

B

·

U4


 

 


E

·


 

 

A


 

U3

 

 

U2

 

U1


 

 


 

Рисунок 5.4Положение равновесия потребителя

Бюджетная линия, как известно, отражает покупательные возможности

потребителя и показывает различные комбинации (наборы) продуктов,

доступные потребителю при его доходе и данном уровне цен. А так как таких

комбинаций существует множество, то существует проблема выбора

наиболее предпочтительной с точки зрения потребителя комбинации

продуктов, которая принесет ему наибольшую общую полезность. Очевидно,

что такая комбинация будет соответствовать точке, лежащей на самой

высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия. В нашем

примере это точка Е. Все другие точки (комбинации продуктов) бюджетной

линии находятся на более низкой кривой безразличия, а потому общая

полезность соответствующих этим точкам комбинации продуктов будет

меньше, чем общая полезность набора продуктов, соответствующего точке Е.

Таким образом, точка Е – это точка оптимального потребительского

выбора или точка равновесия потребителя. Равновесие потребителя может

изменяться при изменении цен. Так, снижение цены одного из продуктов

приводит к двум различным следствиям: эффекту дохода и эффекту

замещения.

Эффект дохода заключается в том, что с понижением цены одного из

продуктов при неизменном номинальном доходе возрастает покупательная

способность потребителя или его реальный доход. Это позволит ему

приобрести то же количество данного продукта, и у него останется часть

неиспользованного дохода для осуществления дополнительных покупок.

 

 

62

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Эффект замещения проявляется в том, что с уменьшением цены

продукта у потребителя появляется возможность замещать этим дешевым

товаром другие продукты, которые стали теперь относительно дороже.

Оба эффекта обычно проявляются одновременно, но действовать могут

как в одном направлении, дополняя друг друга, так и в разных направлениях.

Все будет зависеть от товара, на который снизилась цена. В случае с

нормальным товаром, т.е. товаром высокого качества, эти эффекты

действуют в одном направлении. В случае с товаром низкого качества эти

эффекты могут действовать в разных направлениях. При этом совокупный

эффект от изменения цены может быть как положительным, так и

отрицательным. Все будет зависеть от того, какой из двух эффектов окажется

сильнее.

Равновесие потребителя изменяется и при изменении величины его

дохода, вызывая смещение бюджетной линии вправо вверх или влево вниз.

Так, увеличение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии вправо вверх, в

результате чего устанавливается новое равновесие потребителя в точке E 1

(рисунок 5.5). Дальнейший рост дохода будет вести к последовательному

смещению бюджетной линии вправо вверх и установлению равновесия в

точках E 2, E 3 и т.д. Соединив все образовавшиеся в связи с изменением

дохода точки равновесия, мы получим кривую «доход – потребление»,

которая в американской литературе получило название кривой уровня жизни.

Эта кривая имеет положительный наклон, поскольку с ростом дохода

увеличивается потребление и общая полезность благ возрастает.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая существует взаимосвязь между предельной и общей полезностью?

2. Постройте карту кривых безразличия и назовите их свойства.

3. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя?

Нарисуйте бюджетную линию.

4. Раскройте суть эффекта дохода и эффекта замещения в поведении

потребителя.

Тема 6 Теория фирмы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.147 (0.009 с.)