Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребительский выбор и бюджетные ограниченияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Потребитель, стремясь к максимизации полезности, сталкивается с проблемой выбора оптимального набора или комбинации нескольких приобретаемых им товаров. Экономическое содержание этой проблемы состоит в том, что при выявленных предпочтениях и ценах товаров, потребителю необходимо так распределить свой ограниченный бюджет, чтобы получить от приобретенных им товаров максимальную полезность. Проблема выбора оптимального набора товаров в экономической теории решается посредством использования «кривых безразличия», которые служат для анализа потребительских предпочтений.
58
Каждый потребитель имеет свой порядок предпочтений в отношении всей совокупности товаров и услуг, предлагаемых на рынке. В силу этого каждый из бесконечного множества наборов товаров и услуг занимает в этой иерархии предпочтений определенное место. В то же время среди этого множества наборов есть и такие, которые представляются потребителю равноценными. Так, например, потребитель может отдать предпочтение 2 яблокам вместо 1 банана, а 2 бананам вместо 6 груш, но сделать выбор, например, между набором из 6 яблок и 4 груш с одной стороны и 3 яблоками и 7 грушами с другой, ему сложно. Он в равной мере согласен и на один, и на другой. В этом случае говорят, что данному потребителю безразлично, какой из двух наборов получит, ибо оба они имеют для него равную полезность. Графически это можно изобразить кривой безразличия.
QA
K
H
U
QБ
Рисунок 5.1 – Кривая безразличия Кривая безразличия показывает различные комбинации (наборы) двух благ (А и Б), дающие потребителю равный объем удовлетворения или равную общую полезность. Кривая безразличия имеет отрицательный наклон. Обусловлено это тем, что потребитель, чтобы сохранить ту же общую полезность товарного набора, уменьшение количества одного блага компенсирует увеличением количества другого блага. А так как предельные полезности этих благ не всегда равны в силу действия закона убывающей предельной полезности, то и пропорция замещения одной единицей данного блага какого-то количества другого блага изменяется. Поэтому кривая безразличия имеет не просто отрицательный наклон, она еще и выпукла к началу координат. Причем ее наклон по отношению к началу координат изменяется: он уменьшается по мере продвижения от набора К к набору Н.
59
Наклон кривой безразличия в данном случае отражает величину предельной нормы замещения, которая показывает количество единиц одного блага, от которого потребитель готов отказаться в пользу одной единицы другого блага, сохранив при этом тот же уровень общей полезности. Кривая безразличия соответствует некой величине общей полезности или удовлетворения потребителя. Увеличение же количества одного из благ при неизменном количестве другого приведет к увеличению общей полезности данного набора, и этот набор будут соответствовать уже другой кривой безразличия. Это дает основание изобразить целую серию таких кривых безразличия или карту кривых безразличия, каждая из которых соответствует различной величине общей полезности. Причем каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине общей полезности.
QA
U5
U4 U3 U2 U1 QБ Рисунок 5.2 – Карта кривых безразличия Кривые безразличия имеют следующие особенности: 1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, так как выражают обратную зависимость между количеством благ А и Б. Поэтому, чтобы увеличить количество одного блага в потреблении при сохранении той же величины общей полезности нужно пожертвовать каким-то количеством другого блага. 2. Кривые безразличия никогда не пересекаются, т.к. они отражают разную величину общей полезности. 3. Кривые безразличия выпуклы к началу координат, и наклон этих кривых по отношению к началу координат отражает величину предельной нормы замещения. Кривые безразличия описывают потребительские предпочтения. Но на потребительский выбор человека наряду с его предпочтениями влияют его
60
доход и цены на товары, т.е. его покупательные возможности. Для анализа покупательных возможностей потребителей используют бюджетные линии. Бюджетная линия показывает различные наборы (комбинации) двух благ, которые потребитель может приобрести при фиксированной величине его денежного дохода и данном уровне цен приобретаемых благ. Предположим, что доход потребителя составляет 12 ден. ед., а цены продуктов А и Б соответственно 3 и 2 ден. ед. Если весь доход будет направлен на покупку продукта А, то его хватит на приобретение 4 ед. продукта (точка а), а если покупать только продукт Б, то его можно будет купить только 6 ед. (точка б). Соединив точки а и б, мы получим бюджетную линию:
QА
а
б
QБ
Рисунок 5.3 – Бюджетная линия Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, а угол ее наклона зависит от соотношения цен продуктов А и Б. Отдаленность бюджетной линии от начала координат при данном уровне цен продуктов определяется величиной дохода потребителя: чем больше доход потребителя, тем дальше удалена кривая безразличия от начала координат, и наоборот.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.7 (0.009 с.) |