Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реальный объем национального производства

Поиск

Рисунок 10.3 – Макроэкономическое равновесие

На графике макроэкономическое равновесие достигается в точке

пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения (точка Е).

В этой точке возникают равновесный уровень цен и равновесный реальный объем

национального производства. Изменения совокупного спроса или совокупного

предложения приводят к изменению равновесного состояния.

Нарушение равновесия приводит в действие рыночный механизм,

который посредством изменения цен и их влияния на совокупный спрос и

совокупное предложение, обеспечивает восстановление равновесия.

 

119

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Механизм восстановления равновесия в масштабе национальной экономики

отличается от механизма восстановления равновесия на рынке того или

иного товара, который изучался в теме «Спрос, предложение и рыночное

равновесие». Так, в случае роста совокупного спроса его кривая смещается

вправо. И если смещение совокупного спроса приходится на горизонтальный

отрезок кривой совокупного предложения, то это приведет к увеличению

объемов производства при неизменных ценах. На промежуточном отрезке

рост совокупного спроса обусловит рост цен и увеличение объемов

производства, в то время как на вертикальном отрезке рост совокупного

спроса ведет лишь к увеличению общего уровня цен.

Последствия уменьшения совокупного спроса также неоднозначны для

национальной экономики. Так, если на горизонтальном отрезке кривой

совокупного предложения снижение совокупного спроса ведет к падению

совокупного выпуска при неизменном уровне цен, то на промежуточном и

вертикальном отрезках при падении совокупного спроса не происходит

снижения цен. Цены остаются на прежнем уровне. Свойство негибкости цен

в сторону снижения получило название «эффект храповика». Храповик – это

механизм, препятствующий движению колеса назад.

Негибкость общего уровня цен в масштабе национальной экономики к

снижению обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, жесткостью ставки

заработной платы, обусловленной ее регулированием со стороны государства

и профсоюзов. А ведь расходы на заработную плату составляют

значительную часть издержек производства и, следовательно, цен товаров.

Во-вторых, условия ранее заключенных контрактов на поставку сырья и

материалов на аренду помещений и оборудования, кредитных договоров не

позволяют фирмам сократить средние издержки производства. В-третьих,

многие фирмы обладают достаточной рыночной властью, чтобы

противостоять снижению цен в период уменьшения совокупного спроса.

Поэтому фирмы, не имея возможности снизить средние издержки

производства, вынуждены сокращать объемы производства, чтобы удержать

цены на прежнем уровне. В результате величина совокупного предложения

уменьшается, его кривая сдвигается влево и в национальной экономике

устанавливается новое равновесие при сохранении прежнего уровня цен.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под совокупным спросом, и под влиянием каких факторов

он формируется?

2. Какие важнейшие составляющие совокупного спроса?

3. Какие факторы могут вызвать смещение кривой совокупного спроса

вправо?

4. Что понимается под совокупным предложением, и какие факторы

определяют его величину?

5. Чем объясняется особая конфигурация кривой совокупного предложения?

6. Дайте определение макроэкономического равновесия.

Тема 11 Модель совокупных доходов и расходов

 

120

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Потребление и сбережение, и их влияние на создание национального

Продукта

Одним из важных факторов, влияющих на объем производимых

товаров и услуг, а, следовательно, и на уровень занятости, является уровень

общих или совокупных расходов, т.е. их совокупный спрос. Главной

составляющей совокупного спроса является потребление домохозяйств, на

долю которого приходится около 2/3 всех покупок товаров и услуг. Под

потреблением (С) понимается часть располагаемого дохода домохозяйств

(Yd), т.е. дохода после уплаты налогов, которая расходуется на приобретение

товаров и оплату услуг. Вторая часть этого дохода, которая не потребляется,

составляет сбережения (S).

Теоретически не исключена ситуация, когда домохозяйства весь свой

располагаемый доход будут тратить на потребление. В это случае C = Yd.

Графически эта ситуация может быть представлена в виде биссектрисы угла

начала координат (рисунок 11.1). Однако в реальности домохозяйства

предпочитают только часть своего дохода потреблять. Взаимосвязь

располагаемого дохода и потребления выражается в виде функции

потребления:

C = Ca + MPCYd,

где Ca – уровень потребления домашних хозяйств при располагаемом доходе

равном нулю. Это так называемое автономное потребление. Оно существует

за счет ранее сделанных сбережений, продажи активов домохозяйств или

различных займов;

MPC – предельная склонность к потреблению.

С учетом автономного потребления функция потребления графически

будет иметь следующий вид:

 

 

Рисунок 11.1Функция потребления

Потребление и сбережение непосредственно зависят от величины

дохода. Пропорция, в которой доход делится на потребление и сбережение,

зависит от средней склонности домохозяйств к потреблению и сбережению.

 

121

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Доля располагаемого дохода, идущая на потребление, называется средней

склонностью к потреблению (APC), а доля располагаемого дохода, которую

домохозяйства сберегают, называется средней склонностью к сбережению

(APS). Рассчитываются они как отношение потребления или сбережения к

величине располагаемого дохода (Yd) и в сумме равны единице:


 

APC =


C

Yd


и APS =


S

Yd


; APC + APS = 1.


Тенденции в изменении величины потребления и сбережения по мере

роста располагаемого дохода характеризуются такими понятиями, как

предельная склонность к потреблению и предельная склонность к

сбережению. Предельная склонность к потреблению (MPC) показывает,

какая часть прироста дохода идет на увеличение потребления:

C

.

Предельная склонность к сбережению (MPS) отражает, какая доля

прироста дохода направляется на увеличение сбережения:


 

MPS =


S

Yd


 

.


При этом MPC + MPS = 1, а ∆ C + ∆ S = ∆ Yd.

Факторы, определяющие динамику потребления и сбережения.

Основным фактором, определяющим величину потребления и сбережения,

является размер получаемого дохода. Кроме того, имеется ряд других

факторов, оказывающих влияние на динамику потребления и сбережения

домашних хозяйств. Вот некоторые из них:

1) уровень цен. Чем выше цены, тем ниже покупательная способность

денежного дохода, тем меньше возможности к сбережению;

2) рост налогов сокращает и потребление и сбережения;

3) величина потребительской задолженности;

4) рост предложения на рынках может способствовать сокращению

сбережений;

5) ожидания домохозяйств (изменения своих доходов, цен и т.п.).

Анализируя динамику потребления и сбережения с ростом дохода

Дж.М. Кейнс пришел к заключению, что по мере роста дохода люди

увеличивают свое потребление, но в меньшем объеме, чем растет доход. Эту

зависимость он отразил в так называемом основном психологическом законе

склонности к сбережению. Согласно этому закону, с ростом дохода люди

склонны все большую долю дохода сберегать, т.е. превалирует склонность к

сбережению. Поэтому потребление растет медленнее, чем доход. А

поскольку потребительские расходы населения являются главным

компонентом совокупного спроса, то существование у населения склонности

к сбережениям обуславливает хроническое отставание совокупного спроса от

динамики располагаемого дохода. В этих условиях особо актуальной

становится проблема создания в национальной экономике так называемого

 

 

122

 
 
 
 
 
 
 
 
 
MPC =
Yd


 

эффективного спроса, т.е. такого совокупного спроса, который способствовал

бы формированию экономики полной занятости. В решении этой проблемы

наряду с формированием у населения склонности к потреблению важная

роль отводится инвестициям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.161 (0.01 с.)