Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие финансов и их функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государству для осуществления своих функций необходимы денежные средства. Получить же эти средства оно может лишь путем распределения и перераспределения национального продукта. Поэтому с появлением государства возникают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального продукта, созданием и использованием на этой основе фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Эти отношения получают название финансовых отношений (от латинского «financia» – денежный платеж). Финансы в узком смысле слова – это система денежных отношений, обусловленная существованием и функционированием государства. В более широком понимании финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе образования и расходования фондов денежных средств (финансовых ресурсов). Но не все денежные отношения являются финансовыми. Например, купля-продажа товаров сопровождается движением денег, но эти отношения финансовыми не являются. Финансовые отношения – это те денежные отношения, которые возникают при переходе части дохода от одного владельца к другому и этот переход не опосредован движением товаров. Таким образом, финансы – это все потоки денежных средств в обществе, следствием движения которых является формирование и расходование различных фондов денежных средств. Функции финансов. Чтобы национальная экономика существовала и развивалась, необходимо из созданного общественного продукта не только систематически возмещать потребленные в процессе его производства средства производства (амортизация), но и направлять часть его на расширение производства (чистые инвестиции). Общество должно выделять средства (ресурсы) на удовлетворение социальных потребностей населения (здравоохранение, образование), на содержание аппарата управления и оборону, на оказание социальной помощи и защиты уязвимых слоев населения; на создание резервных (страховых) фондов и др.
126
В условиях рыночной экономики распределение общественного продукта и удовлетворение как личных, так и общественных потребностей осуществляется через образование и использование фондов денежных ресурсов субъектов хозяйствования, государства, населения. Тем самым финансы выполняют распределительную функцию. Движение денежных средств количественно отображается различными финансовыми показателями, которые показывают, как распределяются и используются финансовые ресурсы. Это позволяет контролировать процесс создания денежных фондов, их перераспределение и стимулировать эффективное использование денежных средств. В этом проявляется контрольная функция финансов. Финансовая система и ее структура Финансовые отношения возникают в особом секторе экономической деятельности, для осуществления которой созданы специальный финансовый аппарат и финансовые звенья хозяйственного, управленческого и контрольного аппаратов (финансовые органы, налоговая служба, банки и др.). Совокупность финансовых отношений и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. В финансовую систему входят государственные (централизованные) финансы и финансы предприятий (децентрализованные с точки зрения государственного управления). Финансы предприятия. Основу финансовой системы составляют финансы предприятий, поскольку именно в производственной сфере формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны, здесь формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Осуществляя экономическую деятельность, предприятия из выручки от реализации своей продукции возмещают затраты (издержки производства), образуя амортизационные фонды, фонды заработной платы, а также осуществляют накопление, финансируя расширение производства, освоение новой техники и др. Государственные финансы. Удовлетворение общественных потребностей не может быть обеспечено в рамках отдельных предприятий и организаций. Оно требует централизации в непосредственном распоряжении государства в лице его центральных и местных органов власти части денежных доходов, образования общегосударственных фондов денежных средств. Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, которые необходимы ему для выполнения экономических и политических функций. В состав государственных финансов включаются государственный бюджет, внебюджетные фонды (фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды занятости населения и др.), государственный кредит. Госбюджет и его функции Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. По своей экономической сущности
127
государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и всеми остальными субъектами национальной экономики (юридическими и физическими лицами) по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение государственного бюджета как финансового документа, при этом понимают под ним ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства. Бюджет выполняет следующие функции: 1) распределительную. Через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода; 2) контрольную. Движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать; 3) регулирующую. Изменение расходов и доходов государственного бюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательном в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Доходы бюджета организуются за счет: − налогов (до 90% всех доходов); − неналоговых доходов (административные штрафы и экономические санкции; доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; прочие неналоговые доходы); − взносов на государственное социальное страхование (обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан). Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Задача бюджетных расходов – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. Важными крупными расходными статьями государственного бюджета в странах с рыночной экономикой являются расходы на развитие экономики, социально- культурные нужды, образование, здравоохранение, национальную оборону, содержание государственного аппарата, выплату процентов по государственному долгу. Государственный бюджет Республики Беларусь. В Беларуси государственный бюджет согласно закону «О бюджетной системе Республики Беларусь» включает бюджет республики и местные бюджеты. Он разрабатывается Министерством финансов и утверждается законодательной властью в виде государственного закона. Бюджет имеет форму баланса и состоит из доходной и расходной частей. Основная часть доходов формируется за счет налогов (налога на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на доходы и прибыль юридических лиц, акцизов, налога на прибыль, чрезвычайного налога). В совокупности они дают около 80% всех доходов. Основными расходными статьями государственного
128
бюджета являются: финансирование национальной экономики; финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий; расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Приоритетными направлениями бюджетных расходов являются повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, а также обеспечение других защищенных расходов (питание, медикаменты, платежи по государственному долгу, трансферты населению).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.008 с.) |