Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Систематизация экономических знаний и появление первыхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
экономических школ. Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности экономики, экономическая наука возникла в конце XVI – начале XVII вв., в период становления капиталистических производственных отношений. Именно тогда перед учеными встала задача выяснить, «как государство богатеет». Первой теоретической школой был меркантилизм. Выдающимися представителем меркантилизма являлись Томас Манн (1571 – 1641) и Антуан де Монкретьен (1575 – 1621). Представители меркантилизма считали, что богатство людей – это деньги, золото. Государство богатеет, развивая внешнюю торговлю. Если попытаться предельно точно выразить сущность меркантилизма, то она сводится к следующему: в экономической политике – всемерное накопление драгоценных металлов в стране и государственной казне; в теории – поиск экономических закономерностей в сфере обращения (в торговле, денежном обращении). Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку рассмотреть общеэкономические проблемы на уровне экономики страны в целом. Это послужило отправной точкой для исследований экономистов-физиократов. Основное отличие школы физиократов от меркантилистов состояло в том, что физиократы перенесли теоретическое исследование из обращения в сферу производства, обосновывая, что богатство нации возникает в материальном производстве. Ярким представителем школы физиократов является Франсуа Кенэ (1694 – 1774). В своих трудах он утверждал, что поскольку обмениваться могут только равновеликие стоимости, постольку «обмен или торговля не порождают богатства, совершение обмена ничего, стало быть, не производит». А раз это так, то источник богатства следует искать вне сферы обращения, в сфере производства. Однако при этом сферу производства они ограничивали только сельским хозяйством. В своей знаменитой «Экономической таблице» Ф. Кенэ показал механизм общественного воспроизводства, т.е. производства и обращения всего общественного продукта, как по стоимости, так и по натуральной форме.
17
Классическая экономическая школа. Представители классической экономической школы (XVII – начало XIX вв.) перенесли теоретическое исследование в сферу материального производства в целом, вывели систему экономических законов развития материального производства, положили начало созданию трудовой теории стоимости, исследованию распределения доходов между различными социальными группами и классами общества, внесли существенный вклад в исследование механизма конкуренции, денежного обращения и кредита. Классическая школа выступила за свободу предпринимательства, обосновала необходимость ограничения вмешательства государства в экономику. В своем развитии классическая политическая экономия прошла ряд этапов. Ее родоначальниками были англичанин Уильям Петти (1623 – 1687) и француз Пьер де Буагильбер (1646 – 1714). Они заложили основы трудовой теории стоимости. Мировую известность и широкое признание получили экономические идеи и труды Адама Смита (1723 – 1790) и Давида Риккардо (1772 – 1823). Они установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой являются не какие-то конкретные блага, создаваемые в промышленности или сельском хозяйстве, а стоимость товаров. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство стоимость (в виде денег, товаров) прирастает на дополнительную величину, возвращается с прибылью. В 1777 году выходит в свет знаменитая книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», где систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний. Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал «невидимой рукой рынка». Большим шагом вперед по сравнению с представителями меркантилизма и школы физиократов является учение А. Смита о доходах, где были выделены и проанализированы основные виды доходов – прибыль, заработная плата и рента. Новым в экономической науке явился анализ А. Смитом проблем накопления капитала, деление последнего на основной и оборотный, исследование денег как части оборотного капитала. Во второй половине XIX – начале XX вв. из классической школы выделилось несколько самостоятельных направлений исследования. Одно из них – марксизм. Марксизм, или теория научного социализма (коммунизма) – значительный этап в развитии теоретической экономики, представляющий собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма как новой экономической системы. Последняя характеризуется формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие
18
эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану. Представители марксизма Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) развили трудовую теорию стоимости А. Смита и на ее основе создали теорию прибавочной стоимости как источника богатства. Формирование и эволюция современной экономической мысли. В конце XIX века начало формироваться неоклассическое направление. В этот период оно представлено работами К. Менгера (1840 – 1921), Л. Вальраса (1834 – 1910), В. Парето (1848 – 1923), А. Маршалла (1842 – 1924), Дж.Б. Кларка (1847 – 1938) и др. Представители данного направления основное внимание в экономическом анализе сосредоточили на поведении отдельного предприятия, фирмы. Они утверждали, что механизм рынка, конкуренция способны обеспечить сбалансированный экономический рост (как причину увеличения богатства), поэтому государство не должно вмешиваться в отношения, складывающиеся на основе свободного рыночного взаимодействия, ибо это приведет к нарушению равновесия, снизит экономическую эффективность. Его роль должна быть сведена к поддержанию условий, благоприятствующих свободной конкуренции. Фундаментальной основой неоклассического направления являются теории «предельной полезности» и «предельной производительности». Это направление, получившее название маржинализм (marginal – предельный), занимало господствующее положение до 30-х годов XX века. Экономический кризис 1929 – 1933 годов показал неспособность рыночной экономики справиться со многими проблемами и необходимость вмешательства государства в экономику. Широкое распространение получают взгляды Дж.М. Кейнса (1883 – 1946). В 1936 г. Дж.М. Кейнс опубликовал свой труд «Общая теория занятости, процента и денег», где была обоснована необходимость государственного регулирования рыночной экономики и изложены основные инструменты этого регулирования. Кейнсианство на первый план выдвигает макроэкономику и такие ее составляющие, как национальный доход, потребление, сбережение и инвестирование. В 70 – 80 гг. XX века чрезмерное вмешательство государства в экономику стало причиной, тормозящей дальнейшее экономическое развитие. Это привело к активному развитию неоклассицизма и таких его направлений, как монетаризм, теория «рациональных ожиданий», неолиберализм, согласно которым роль государства состоит в обеспечении условий функционирования свободного рынка, свободной конкуренции, денежного хозяйства, усилении социальной направленности рыночной экономики. Монетаризм, основоположником которого является Милтон Фридмен (р. 1912), покоится на двух основных положениях. Первое – это устойчивая рыночная экономика, как саморегулирующаяся система. Частное предпринимательство способно вывести экономику из кризисного состояния и обеспечить ее подъем. Второе – деньги являются главной пружиной
19
рыночной экономики. Государство должно обеспечить нормальное функционирование денежного хозяйства. Его роль состоит в поддержании постоянных темпов роста денежной массы. Необходимость сокращения (сведения к минимуму) вмешательства государства в экономику – главная идея неолиберализма. Теоретиками концепции экономического либерализма XX века являются Людвиг фон Мизес (1881 – 1973) и Фридрих фон Хайек (1899 – 1988). Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард создал собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства, воплотив ее на практике. Основные положения теории – необходимость свободного рынка, свободной конкуренции. Государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечивать социальную направленность развития экономики. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г. Попытка соединения кейнсианских рекомендаций по государственному регулированию с неоклассическими положениями о стимулировании свободного предпринимательства осуществлена в концепции «неоклассического синтеза». Институционально-социологическое направление возникло в конце XIX – начале ХХ века. Представители этого направления рассматривают экономику как систему, где отношения складываются под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов, а, следовательно, источники повышения благосостояния предлагают искать в совершенствовании общества в целом.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вопросы для самоконтроля Что изучает экономическая теория? Какие функции выполняет экономическая теория? Чем отличаются «позитивная» и «нормативная» экономическая теория? Назовите основные методы изучения экономической теории. Вспомните основные положения меркантилизма и школы физиократов. Охарактеризуйте основные идеи классической политической экономии? Какие экономические школы получили современное развитие?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.233 (0.01 с.) |