Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Систематизация экономических знаний и появление первых

Поиск

экономических школ. Как наука, т.е. систематизированное знание о

сущности экономики, экономическая наука возникла в конце XVI – начале

XVII вв., в период становления капиталистических производственных

отношений. Именно тогда перед учеными встала задача выяснить, «как

государство богатеет».

Первой теоретической школой был меркантилизм. Выдающимися

представителем меркантилизма являлись Томас Манн (1571 – 1641) и Антуан

де Монкретьен (1575 – 1621). Представители меркантилизма считали, что

богатство людей – это деньги, золото. Государство богатеет, развивая

внешнюю торговлю. Если попытаться предельно точно выразить сущность

меркантилизма, то она сводится к следующему: в экономической политике –

всемерное накопление драгоценных металлов в стране и государственной

казне; в теории – поиск экономических закономерностей в сфере обращения

(в торговле, денежном обращении).

Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили

первую попытку рассмотреть общеэкономические проблемы на уровне

экономики страны в целом. Это послужило отправной точкой для

исследований экономистов-физиократов.

Основное отличие школы физиократов от меркантилистов состояло в

том, что физиократы перенесли теоретическое исследование из обращения в

сферу производства, обосновывая, что богатство нации возникает в

материальном производстве.

Ярким представителем школы физиократов является Франсуа Кенэ

(1694 – 1774). В своих трудах он утверждал, что поскольку обмениваться

могут только равновеликие стоимости, постольку «обмен или торговля не

порождают богатства, совершение обмена ничего, стало быть, не

производит». А раз это так, то источник богатства следует искать вне сферы

обращения, в сфере производства. Однако при этом сферу производства они

ограничивали только сельским хозяйством. В своей знаменитой

«Экономической таблице» Ф. Кенэ показал механизм общественного

воспроизводства, т.е. производства и обращения всего общественного

продукта, как по стоимости, так и по натуральной форме.

 

17

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Классическая экономическая школа. Представители классической

экономической школы (XVII – начало XIX вв.) перенесли теоретическое

исследование в сферу материального производства в целом, вывели систему

экономических законов развития материального производства, положили

начало созданию трудовой теории стоимости, исследованию распределения

доходов между различными социальными группами и классами общества,

внесли существенный вклад в исследование механизма конкуренции,

денежного обращения и кредита. Классическая школа выступила за свободу

предпринимательства, обосновала необходимость ограничения

вмешательства государства в экономику.

В своем развитии классическая политическая экономия прошла ряд

этапов. Ее родоначальниками были англичанин Уильям Петти (1623 – 1687)

и француз Пьер де Буагильбер (1646 – 1714). Они заложили основы трудовой

теории стоимости. Мировую известность и широкое признание получили

экономические идеи и труды Адама Смита (1723 – 1790) и Давида Риккардо

(1772 – 1823). Они установили, что богатство нации возникает в

материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей

универсальной формой являются не какие-то конкретные блага, создаваемые

в промышленности или сельском хозяйстве, а стоимость товаров. Рост

богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на

производство стоимость (в виде денег, товаров) прирастает на

дополнительную величину, возвращается с прибылью.

В 1777 году выходит в свет знаменитая книга Адама Смита

«Исследование о природе и причинах богатства народов», где

систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических

знаний. Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального

вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на

основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и

предложения. Эти экономические регуляторы он назвал «невидимой рукой

рынка». Большим шагом вперед по сравнению с представителями

меркантилизма и школы физиократов является учение А. Смита о доходах,

где были выделены и проанализированы основные виды доходов – прибыль,

заработная плата и рента.

Новым в экономической науке явился анализ А. Смитом проблем

накопления капитала, деление последнего на основной и оборотный,

исследование денег как части оборотного капитала.

Во второй половине XIX – начале XX вв. из классической школы

выделилось несколько самостоятельных направлений исследования. Одно из

них – марксизм. Марксизм, или теория научного социализма (коммунизма) –

значительный этап в развитии теоретической экономики, представляющий

собой всестороннее исследование законов развития капиталистического

общества и концепцию социализма как новой экономической системы.

Последняя характеризуется формированием социалистических принципов:

общественная собственность на средства производства, отсутствие

 

18

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и

полная занятость, ведение хозяйства по единому плану.

Представители марксизма Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих

Энгельс (1820 – 1895) развили трудовую теорию стоимости А. Смита и на ее

основе создали теорию прибавочной стоимости как источника богатства.

Формирование и эволюция современной экономической мысли. В

конце XIX века начало формироваться неоклассическое направление. В этот

период оно представлено работами К. Менгера (1840 – 1921), Л. Вальраса

(1834 – 1910), В. Парето (1848 – 1923), А. Маршалла (1842 – 1924),

Дж.Б. Кларка (1847 – 1938) и др. Представители данного направления

основное внимание в экономическом анализе сосредоточили на поведении

отдельного предприятия, фирмы. Они утверждали, что механизм рынка,

конкуренция способны обеспечить сбалансированный экономический рост

(как причину увеличения богатства), поэтому государство не должно

вмешиваться в отношения, складывающиеся на основе свободного

рыночного взаимодействия, ибо это приведет к нарушению равновесия,

снизит экономическую эффективность. Его роль должна быть сведена к

поддержанию условий, благоприятствующих свободной конкуренции.

Фундаментальной основой неоклассического направления являются теории

«предельной полезности» и «предельной производительности». Это

направление, получившее название маржинализм (marginal – предельный),

занимало господствующее положение до 30-х годов XX века.

Экономический кризис 1929 – 1933 годов показал неспособность

рыночной экономики справиться со многими проблемами и необходимость

вмешательства государства в экономику. Широкое распространение

получают взгляды Дж.М. Кейнса (1883 – 1946).

В 1936 г. Дж.М. Кейнс опубликовал свой труд «Общая теория

занятости, процента и денег», где была обоснована необходимость

государственного регулирования рыночной экономики и изложены основные

инструменты этого регулирования. Кейнсианство на первый план выдвигает

макроэкономику и такие ее составляющие, как национальный доход,

потребление, сбережение и инвестирование.

В 70 – 80 гг. XX века чрезмерное вмешательство государства в

экономику стало причиной, тормозящей дальнейшее экономическое

развитие. Это привело к активному развитию неоклассицизма и таких его

направлений, как монетаризм, теория «рациональных ожиданий»,

неолиберализм, согласно которым роль государства состоит в обеспечении

условий функционирования свободного рынка, свободной конкуренции,

денежного хозяйства, усилении социальной направленности рыночной

экономики.

Монетаризм, основоположником которого является Милтон Фридмен

(р. 1912), покоится на двух основных положениях. Первое – это устойчивая

рыночная экономика, как саморегулирующаяся система. Частное

предпринимательство способно вывести экономику из кризисного состояния

и обеспечить ее подъем. Второе – деньги являются главной пружиной

 

19

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

рыночной экономики. Государство должно обеспечить нормальное

функционирование денежного хозяйства. Его роль состоит в поддержании

постоянных темпов роста денежной массы.

Необходимость сокращения (сведения к минимуму) вмешательства

государства в экономику – главная идея неолиберализма. Теоретиками

концепции экономического либерализма XX века являются Людвиг фон

Мизес (1881 – 1973) и Фридрих фон Хайек (1899 – 1988).

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик,

государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард создал

собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства,

воплотив ее на практике. Основные положения теории – необходимость

свободного рынка, свободной конкуренции. Государство призвано

гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечивать

социальную направленность развития экономики. Эта теория изложена в

книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г.

Попытка соединения кейнсианских рекомендаций по государственному

регулированию с неоклассическими положениями о стимулировании

свободного предпринимательства осуществлена в концепции

«неоклассического синтеза».

Институционально-социологическое направление возникло в конце

XIX – начале ХХ века. Представители этого направления рассматривают

экономику как систему, где отношения складываются под влиянием как

экономических, так и неэкономических факторов, а, следовательно,

источники повышения благосостояния предлагают искать в

совершенствовании общества в целом.


 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.


Вопросы для самоконтроля

Что изучает экономическая теория?

Какие функции выполняет экономическая теория?

Чем отличаются «позитивная» и «нормативная» экономическая теория?

Назовите основные методы изучения экономической теории.

Вспомните основные положения меркантилизма и школы физиократов.

Охарактеризуйте основные идеи классической политической экономии?

Какие экономические школы получили современное развитие?




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.233 (0.01 с.)