Историческое развитие экономических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие экономических систем



Раздел 2. Экономика

2.1 Экономика и экономическая наука.

В науке закрепилось два понимания термина «экономика» (греч. oikonomos – искусство ведения домашнего хозяйства): как науки и как хозяйства.

Экономикакак хозяйство представляет собой хозяйственную деятельность людей, направленную на удовлетворение их экзистенциальных, физиологических, социальных, духовных и престижных потребностей. Удовлетворением этих потребностей человека занимаются различные экономические отрасли:

I. Присваивающее хозяйство – такой тип хозяйства, при котором человек получает необходимые для обеспечения жизнедеятельности продукты в готовом виде, не производя их, то есть, добывая их из природы. К нему относятся следующие подотрасли экономики:

1) охота

2) собирательство (фруктов, ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и т. п.)

3) рыболовство

4) бортничество (добывание мёда диких пчёл)

В настоящее время в развитых странах в сфере присваивающего хозяйства занято менее 1% населения. Чаще всего эти занятия представляют собою хобби или разновидность досуга.

II. Производящее хозяйство – тип хозяйства, при котором человек, преобразуя естественную среду, производит новый, отличный от природного, продукт. Подотраслями производящего хозяйства являются:

1) сельское хозяйство, в том числе:

а) земледелие

б) животноводство (в исторической науке часто употребляется термин «скотоводство», однако кролик, домашняя пчела, птица и т. д., так же разводимые человеком, скотом не являются)

2) промышленность, в том числе:

а) производство средств производства (группа А, тяжёлая промышленность) – то есть производство станков, оборудования, зданий, грузового транспорта, средств связи, компьютерной техники и т. п.

б) производство предметов потребления (группа Б, лёгкая промышленность) – то есть производство пищи, одежды, обуви, мебели, посуды, легкового транспорта и т. п.

В развитых странах в наши дни в сфере производящего хозяйства занято не более 20-30% трудоспособного населения. Это связано с научно-техническим прогрессом XIX-XX вв., позволившим освободить большинство людей от необходимости физического труда (появление комбайнов, доильных аппаратов, автоматизированных станков).

III. Непроизводственная сфера – область производства знаний, услуг и культурных ценностей. Она включает в себя:

1) духовное производство – производство новых духовных ценностей (научных открытий, произведений искусства, норм морали и этики, религиозных догматов)

2) сферу услуг (образование, здравоохранение, деятельность учреждений культуры, пассажирского транспорта, парикмахерских, адвокатуры, чиновничества, экономистов и т. д.)

В XXI веке в развитых странах в непроизводственной сфере заняты до 80% дееспособных граждан.

Следует заметить, что всё углубляющееся разделение труда и, как следствие, профессиональное размежевание приводят к большему социальному расслоению, и соответственно – к столкновению социальных интересов различных групп людей.

Экономика как наука представляет собой социальную науку, изучающую отношения между людьми и их поведение в сферах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях бесконечно возрастающих потребностей человечества и ограниченности ресурсов, предоставленных планетой Земля и околоземным пространством.

Из этого следует несколько основополагающих для экономической теории принципов:

1) объектом изучения для экономики является общество

2) изучая отношения между людьми и их поведение, экономика фиксирует объективные психологические законы, работающие в экономической сфере общественной жизни

3) экономика исследует сложный процесс, состоящий из четырёх этапов хозяйственной активности человека, причём концентрирует своё внимание на производстве и использовании исключительно экономических благ

4) главной проблемой экономической теории является разрешение противоречия между безграничностью потребностей и количественно-качественной ограниченностью средств их удовлетворения

Под благом в обществознании понимается любой ресурс, способный удовлетворить конкретную потребность человека (например, потребность в дыхании удовлетворяет благо под названием «кислород»). Однако далеко не все блага признаются экономическими.

К экономическим благам, исходя из главной проблемы экономики, мы относим только те блага, которые находятся в ограниченном количестве. Остановимся на этапах экономического процесса.

Производство – это процесс создания новых материальных (товаров) и нематериальных (услуг) экономических благ. Успешная организация производства невозможна без наличия определённых условий для его осуществления, называемых факторами производства. Производство лежит в основе любой экономической системы, ведь, если бы не существовало произведённого товара или услуги, деньги потеряли бы всякий смысл, ибо на них нечего было бы купить.

Распределениеэто процесс определения доли каждого из участников производства в готовом продукте. В производстве такого продукта, как, например, хлеб, участвуют не только пекари и директор хлебозавода, но и дворник, электрик, уборщица, юрист, бухгалтер и т. д., правда, косвенным образом. Распределение представляет собой расчёт заработной платы каждого из них, в целях выкупа предпринимателем или государством, в случае, если оно нанимает работника, не принадлежащих ему долей в стоимости продукта. Распределение никоим образом не зависит от факта реализации товара или услуги, поскольку качественно выполненный труд должен быть оплачен независимо от того, обладает ли предприниматель или государство способностью его продать. Запрет на принудительный бесплатный труд (рабство) закреплён Конституцией и Трудовым кодексом РФ. Проблема несправедливого распределения является стержневой для всех без исключения левых (коммунизм, анархизм) и некоторых центристских (социал-демократия) политических идеологий.

Обмен – процесс размена одних товаров и услуг на другие. Обмен как экономическое явление необходим современному обществу затем, что человек уже не способен, да и не заинтересован в том, чтобы обеспечивать себя всеми необходимыми благами сам. В более ранние времена, когда потребности человека были более ограничены, это, однако было возможно. В связи с этим выделяют два типа хозяйственной деятельности людей:

1) натуральное хозяйство – производство товаров и услуг не в целях обмена, но для удовлетворения собственных потребностей (приготовление обеда для семьи и др.)

2) товарное хозяйство – производство экономических благ для продажи

В современном мире, безусловно, господствует товарное хозяйство, направленное на обмен товарами и услугами.

Вариант, при котором товар меняется на товар или на услугу непосредственно, без участия денег, называется бартером. Такая разновидность обмена достаточно редка в нашем обществе и чаще всего встречается в случае заключения обменных сделок между предпринимателями.

Если товар или услуга меняются на деньги, то это называется куплей-продажей.

Стоит отметить, что непосредственный обмен услуги на услугу не всегда считается экономическим отношением (например, мама подарила ребёнку новую рубашку, а ребёнок помог маме донести сумки с продуктами из магазина домой).

Потребление – это процесс извлечения из товара или услуги полезных свойств. При этом следует понимать, что для разных людей разные товары обладают в физиологическом, психологическом, социальном и культурном смысле разной полезностью. Например, полезность крема для бритья для женщины равна нулю, как и цветного лака для ногтей для мужчины. В то же время, человек извлекает из экономических благ далеко не все их полезные свойства. Например, учитель обществознания вполне может поговорить с учеником о его личных проблемах, подвезти на своей машине до дома или даже помочь передвинуть шкаф, однако всё перечисленное будет иметь второстепенное значение в сравнении с передачей знаний об обществе.

Потребление, являясь последней стадией экономического процесса, может в отдельных случаях быть как наиболее продолжительным, так и наименее длительным этапом. Например, пирожок с капустой производится приблизительно за два часа, может залежаться на витрине магазина вплоть до нескольких дней, зарплату за изготовление пирожка повар получит не ранее, чем через полмесяца, а вот употребить его можно и за полминуты. Другой пример, пирамида Хеопса в Египте. Построена она была не более, чем за пятьдесят лет, работники получили от фараона зарплату несколько тысяч лет назад, однако в качестве туристического объекта она используется и по сей день.

Учёные выделяют следующие сферы экономической деятельности:

1) микроэкономика – экономика отдельного человека (производителя, потребителя, собственника, работника), семьи, предприятия или организации.

2) макроэкономика – экономика государства или мировая экономика

2.2 Факторы производства и факторные доходы.

Факторы производства — ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

Факторы производства Факторные доходы
Труд — умственные и физические способности людей, их навыки и опыт, которые используют в форме услуг, необходимых для производства экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров: количества населения трудоспособного возраста, качества труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему. Заработная плата — материальное вознаграждение за труд (цена труда).
Земля — все виды природных ресурсов, т. е. «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, на которой выращивают урожай, леса, воды, месторождения полезных ископаемых. Рента (от лат. reddita — уплаченное) — определённая сумма, выплаченная за пользование землёй. Земельная рента составляет доход того, кто владеет землёй.
Капитал (от лат. capitalis — главный) произведённые человеком средства производства: станки и оборудование, производственные здания, сооружения, транспортные средства, линии электропередач, вычислительная техника, добытое сырьё и полуфабрикаты, т. е. всё то, что используется людьми для производства товаров и услуг или служит необходимым условием этого производства. Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг. Процент — доход на капитал.
Предпринимательство (предпринимательские способности) — услуги, которые могут оказать обществу люди, наделённые следующими способностями: умением правильно соединить факторы производства — труд, землю, капитал и организовать производство; умением принимать решения и брать ответственность на себя; умением идти на риск; умением воспринимать нововведения. Прибыль — превышение выручки от реализации товаров над общей альтернативной стоимостью всех ресурсов, использованных при производстве этих товаров.

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов — информациювсе те сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход -> процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов -> противоречие между неограниченными потребностями и ограниченными средствами, предназначенными для их удовлетворения -> проблемы ограниченности.

2.3 Экономические системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Главные функции рынка

· посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

· ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

· информаци­оная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

· регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

· санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

Уровни вмешательства

Государственный аппарат может по разному влиять на экономику. Все зависит от заинтересованности государства в той или иной сфере или модели экономики. Существует прямое и косвенное вмешательство в дела экономики.

Прямое вмешательство

Здесь государство полностью является локомотивом, который тянет экономику страны. От государства зависит все. Прямое вмешательство предполагает очень большой государственный сектор экономики. Правительство, как горячие пирожки издает законодательство, увеличивает дотации и кредиты. Всё, от транспорта до образования, в разной степени принадлежит государству. Прямое вмешательство характерно для стран бывшего СССР и тоталитарных режимов. Уровень частного сектора в медицине, транспорте, электроэнергетике, промышленности очень мал или вообще отсутствует.

Косвенное вмешательство

Косвенное вмешательство характерно для стран с развитой экономикой. Здесь государственная доля очень мала и все вмешательство страны в экономику заключено в налогообложении, пошлинах и в социальной политике.

Государство все равно будет наблюдать, и контролировать экономику страны. Все это необходимо для сглаживания инфляции, создания равных условий ведения бизнеса и недопущения развития монополий. Также, государство регулирует баланс доходов. Так государственный аппарат заботиться об инвалидах, пенсионерах, стариках и малоимущих. Государство — первый в стране конгломерат научных разработок и исследований. Без государственной поддержки бизнес бы не развивался настолько быстро и яро.

Государство поддерживает все неприбыльные отрасли, которые не может или не хочет, ввиду убыточности, поддерживать частный сектор.

Механизмы регулирования рыночной экономики:

 

Монополии

Очень важная миссия государства не указанная выше — это недопущение развития огромных трестов и монополий. Государство не может допустить больших монополий на рынке одной отрасли, это приводит к изменениям в экономике страны. Так, монополии довольно серьезно влияют на ценообразование в стране. Обычно они завышают реальную стоимость товаров на 30-50%, пользуясь превосходством положения. Такие образования государство просто обязано ликвидировать. Да, допускаются малые монополии, но здоровая конкуренция предполагает, что участники рынка конкурируют, что приводит к снижению цен и большего спектра товаров и услуг на выбор.

Задача регулирования

Главной целью регулирования экономики есть ее стабилизация. Инфляция, цены, ценные бумаги, уровень спроса и предложения, банки, фондовые биржи — все должно быть под контролем. С этого контроля государство имеетдивиденды, поступающие в казну. За счет этих средств строятся и поддерживаются все общественноважные объекты: школы, ВУЗы, дороги, медицинские учреждения и социальные нормы: пенсии, зарплаты, пособия.

Р оль государства РФ в экономике

На сегодняшний момент довольно сильно экономика России зависит от государственной политики. За последние 13 лет, с 2002 по 2015 год, государство РФ инвестирует огромные средства во все отрасли страны, особо это видно на фоне судостроения, авиастроения и машиностроения.

Именно благодаря умелым действиям правительства на сегодняшний момент Россия получает свой доход не из экспорта полезных ископаемых, а из экспорта собственной продукции. Доля государства в экономике велика и составляет около 18% от всех работающих граждан страны. Это позволяет мягко регулировать ценообразование во многих сферах производства. Благодаря экономическим и правовым функциям государства, уровень налогообложения составляет не больше 30%.

Государство РФ выполняет экономическую, социальную, культурно-воспитательную, охранную функции. Т.е. столп экономики России — это ее государство. Особо это стало заметно на фоне кризиса 2008-2009 года и санкций 2014-2015 года. В этот период государство активно поддерживало бизнес и предоставляло льготные кредиты и займы. Многие компании таким образом выжили или остались на плаву до реорганизации.

Если вывести итог, то можно сказать, что сейчас государственный сектор в России поддерживает всю экономику. Экономика РФ не совсем зрелая и для ее поддержания необходимо и государственное вмешательство, что на данном этапе играет только на руку стране.

Классификация налогов

1. федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на добычу полезных ископаемых; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водный налог; государственная пошлина;

региональные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом РФ и вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации): налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог;

местные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом РФ и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований): земельный налог; налог на имущество физических лиц.

2. По объекту налогообложения: на доходы; на имущество; на потребление; на капитал.

3. По субъекту налогоплательщику: с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.); с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).

4. По способу изъятия: прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг.

5. По способу уплаты, по способу взимания и по экономическому признаку:

а) к прямым налогам относятся: налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества); налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций; б) к косвенным налогам – налоги, взимаемые по тарифам; налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом); налог на добавленную стоимость, акцизы.

Функции налогов

1) Фискальная: формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства; основная задача выполнения данной функции – обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

2) Регулирующая: позволяет регулировать доходы разных групп населения; налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

3) Социальная: налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения; к числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов относятся страховые платежи; предусматриваются перечни доходов, не подлежащих налогообложению, стандартных налоговых вычетов, профессиональных налоговых вычетов, а также доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

4) Контрольная: создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики; оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

5) Функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;

6) Антиинфляционная функция – ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов: Федеральная налоговая служба (федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов) и ее подразделения.

Основные задачи Федеральной налоговой службы: контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов; валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

2.14 Государственный бюджет

Бюджет – конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период времени (как правило, с 1 января до 31 декабря), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). Сам бюджет государства является законом. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

Функции государственного бюджета: регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации; легально контролирует действия правительства; несет информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности; определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.

При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются государственные резервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета: налоги на доходы юридических и физических лиц, поступления от реального сектора (налог на прибыль), поступление косвенных налогов и акцизов, пошлины и неналоговые сборы, региональные и местные налоги.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации; денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет; доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов; в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговые доходы составляют: доходы от использования государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления; штрафы, компенсации; доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

К доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся: арендная плата за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям.

Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год.

Государственные доходы – часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей: налогов (прямые и косвенные налоги), неналоговых доходов, доходов целевых бюджетных фондов.

Расходы государственного бюджета: промышленность, социальная политика, сельское хозяйство, государственное управление, международная деятельность, оборона, правоохранительная деятельность, наука, здравоохранение, образование. Капитальные расходы (бюджет развития) – расходы на инновационную и инвестиционную деятельность.

Текущие расходы бюджетов – расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. Расходы бюджетов осуществляются в формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам; трансфертов населению; бюджетных кредитов; субвенций и субсидий; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести: государственную поддержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь); обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; науку и социально культурные мероприятия.

Признаки мирового рынка

– является следствием развития национальной рыночной экономики;

– проявляется в международной торговле товарами и услугами под воздействием внутреннего и внешнего спроса и предложения;

– выполняет информационную роль, позволяя производителю сравнивать свой товар и стандарты качества с внутренними и внешними конкурентами;

– выполняет санирующую роль, выбраковывая товары и производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Мировое хозяйство – совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства (основными – естественными или являющимися результатом длительного исторического развития; развитыми – приобретенными страной в результате интенсивных капиталовложений).

Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства: международная миграция рабочей силы; международная торговля финансовыми инструментами (валютой, ценными бумагами, кредитами) и международные расчеты; международные отношения в сфере информации, НИОКР и т. д.; экономическая политика государства.

Естественные ресурсы (первоисточник, отправная база экономики всех стран на всех ступенях их развития) бывают двух видов: восстанавливаемые (земля, море, реки, солнечное тепло и энергия, леса и др.) и невосстанавливаемые (те, которые используются один раз и не воспроизводятся самой природой: уголь, нефть, газ и др.).

Международная экономика – совокупность экономик стран мира, функционирующая как единое целое. Признаки международной экономики:

• Развитая международная торговля.

• Международное движение факторов производства (ввоз вывоз капитала, рабочей силы, технологии).

• Международный характер производства путем кооперации предприятий, расположенных в нескольких странах.

• Самостоятельная международная финансовая сфера.

• Система международных организаций и других механизмов международного регулирования.

• Открытая экономическая политика государств.

• Укрепление координации усилий стран по разрешению глобальных экономических проблем современности.

Коммуникационные технологии сделали международную экономику глобальной. Отраслевая и социально экономическая структура мирового хозяйства состоит из: промышленности, которая подразделяется на добывающую и обрабатывающую; агропромышленного комплекса: современное аграрное производство опирается на многоотраслевую производственную кооперацию, связывающую сельское хозяйство и сопряженные с ним отрасли экономики; транспорта, который является главной инфраструктурной отраслью мирового хозяйства; сферы услуг.

По уровню развитости и социально экономической организации производства в сложной структуре мирового хозяйства четко просматриваются центр и периферия.

* Центр составляет сравнительно небольшая группа индустриально развитых стран (24 государства). Эти страны имеют высокоэффективную и хорошо организованную экономику, развиваются по типу «социального рыночного хозяйства», быстро внедряют достижения научно технической мысли.

* В периферию входят развивающиеся страны. При всем их многообразии можно выделить ряд общих черт: многоукладный характер экономики с преобладанием внерыночных отношений и внеэкономических рычагов организации хозяйства; низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности и сельского хозяйства; сырьевая специализация.

Центр и периферия тесно взаимосвязаны, но их экономическое сотрудничество имеет противоречивый характер. Идет процесс постепенного проникновения отдельных стран периферии в центр (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Бразилия, Аргентина, стоящие на пороге перехода в группу индустриально развитых стран мира).

В международной практике все страны мира подразделяются на три основные группы (в основе деления – уровень доходов на душу населения):

А) развитые страны с рыночной экономикой имеют высокотехнологичную и глубоко специализированную промышленность, которая позволяет получать высокие доходы на душу населения. Среди таких стран выделяют: крупнейшие страны с развитой экономикой (Канада, США, Великобритания, Германия, Италия, Япония, Франция); зона евро (европейские страны); Европейский Союз (27 стран – членов Евросоюза); новые индустриальные страны Азии (Гонконг, Сингапур, Корея, Тайвань).

Б) страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны:

– бедные, но накапливающие капитал и развивающие свою промышленность и рыночные структуры государства. Они имеют довольно большое городское население и стабильный, хотя и невысокий, рост доходов на душу населения. К ним относится часть стран Среднего Востока, Индия, Египет, Мексика.

– неразвитые страны характеризуются низкой степенью индустриализации, ограниченной механизацией сельскохозяйственного производства, низкими доходами на душу населения. Самые бедные страны расположены в Африке (Сомали, Эфиопия, Гана и др.).

– группа «новых индустриальных стран» характеризуется быстро развивающейся промышленностью и динамичностью дохода на душу населения. Примером таких стран могут служить Тринидад, Израиль, Южная Корея и др.

– страны с переходной экономикой – КНР, Румыния, Югославия, Болгария и др.

Международная экономика – совокупность экономик стран мира, функционирующая как единое целое.

Признаки международной экономики:

• Развитая международная торговля.

• Международное движение факторов производства (ввоз вывоз капитала, рабочей силы, технологии).

• Международный характер производства путем кооперации предприятий, расположенных в нескольких странах.

• Самостоятельная международная финансовая сфера.

• Система международных организаций и других механизмов международного регулирования.

• Открытая экономическая политика государств.

• Укрепление координации усилий стран по разрешению глобальных экономических проблем современности.

Коммуникационные технологии сделали международную экономику глобальной.

Под мировой торговлей понимается оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира, т. е. экспорт и импорт. Торговля товарами обрабатывающей промышленности, в частности наукоемкой продукцией, наиболее интенсивно развивается в экспорте индустриально развитых стран.

Формы предпринимательства

1. По признаку объектов предпринимательства

А) Малый бизнес (до 50 человек):

Франчайзинг – система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.

Венчурная фирма – коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях.

Б) Средний бизнес (до 500 человек) – непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.

В) Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) – отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию.

2. По типу фирм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.094 с.)