Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Товар - продукт труда, изготовленный для обмена путём купли-продажи на рынке. Свойства товара: 1) стоимость – сумма затрат на производство товара (абстрактный человеческий труд); 2) потребительная стоимость – полезность товара. Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются: спрос, предложение, цена. 1) Спрос – это то количество товаров определённого вида, которое покупатель желает и способен купить при определённом (том или ином) уровне цен. Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить при данной цене в течение определённого периода. 2) Предложение – это то количество товаров, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. Величина предложения – количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный промежуток времени. 3) На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар) и цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Равновесная цена (цена, при которой объём спроса в точности равен объёму предложения) не может опуститься ниже цены предложения и подниматься выше цены спроса. Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Кривая спроса и предложения. Закон предложения: чем выше цены, тем больше величина предложения товара; чем ниже цена, тем величина предложения меньше. Если по некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него, то на рынке возникает избыток этого товара; если же величина спроса на товар будет больше величины его предложения, то товар станет дефицитным. Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной. Она находится на пересечении кривых спроса и предложения. !!! Закон спроса характеризует поведение потребителей, закон предложения – поведение производителей (продавцов). Классификация рынков: По объектам: 1) рынок потребительских товаров и услуг, 2) рынок труда (рабочей силы), 3) финансовый рынок = фондовый рынок (рынок ценных бумаг) + рынок капитала (страхового, ипотечного, межбанковского) + кредитный рынок (банки, инвестиционные и дилерские компании) + рынок иностранных валют), 4) рынок средств производства, 5) информации (научно-технических разработок). По субъектам: 1) рынок покупателей, 2) рынок продавцов. По географическому (пространственному) положению: 1) местный рынок, 2) национальный, 3) региональный рынок, 4) мировой рынок. По соответствию законодательству: 1) легальный рынок, 2) нелегальный рынок («чёрный рынок»). По степени ограниченности (развития) конкуренции: 1) совершенная и 2) несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция – борьба между отдельными независимыми производителями, при которой каждому из соперников принадлежит незначительная доля производства продукции в сравнении с её совокупным рыночным объёмом , что не позволяет отдельному производителю господствовать на рынке и оказывать существенное влияние на рыночную цену товара. Несовершенная конкуренция – господство на рынке нескольких (2-4) крупных фирм, которым принадлежит основная доля производства данного товара, благодаря чему эти фирмы могут существенно влиять на рыночную цену товара. Монополия (от греч. monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Классификация монополий. По степени охвата экономики. 1) Чистая монополия в масштабе определённой отрасли. 2) Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. 3) Монопсония (от греч. mono – один и opsonia – закупка) – ситуация, возникающая на рынке при наличии только одного покупателя товаров (монопсониста), который в силу своего исключительного положения может диктовать всем продавцам условия приобретения этих товаров, и прежде всего их цену. В зависимости от характера и причин возникновения. 1) Естественные монополии, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые), либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (железные дороги, метрополитен). 2) Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Формы искусственных монополий: 1) картель; 2) синдикат; 3) трест; 4) концерн; 5) холдинг. Картель – объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров Синдикат – объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохранялись производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входившие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, реализуется через единую контору. Трест – объединение ряда предприятий, теряющих производственную и коммерческую самостоятельность, подчинённых единому управлению Концерн – объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Холдинг – компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний и осуществляющая общее управление ими. Инфраструктура рынка – совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок. Биржа – государственная или акционерная организация, предоставляющая помещения, определённые гарантии, расчётные и информационные услуги для совершения сделок с товарами и ценными бумагами. Виды: 1. Валютная биржа осуществляет операции по купле-продаже иностранной валюты. 2. Биржа труда осуществляет посредничество на рынке труда, регистрирует безработных, способствует их трудоустройству. 3. Товарная биржа – форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам. 4. Фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Маклер – лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счёт. Брокер – официальный посредник, обладающий местом на бирже и заключающий сделки от своего имени и за счёт клиента. Дилер (торговец, агент) – лицо, обладающее местом на бирже, заключающее сделки от своего имени и за свой счёт, а также производящее котировку. Котировка - установление цены продавца и цены покупателя на товары и ценные бумаги. Фьючерс (или фьючерсный контракт) – это соглашение продать что-либо в будущем по цене, согласованной сегодня. 2.5 Постоянные и переменные затраты 1. Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства. Экономические издержки — это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах. Экономические издержки делятся на: Внутренние (или неявные) – стоимость собственного ресурса – равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело Внешние (явные, бухгалтерские) – выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т.д. Сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты необходимых ресурсов: o Постоянные издержки – та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация) o Переменные издержки – та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.) 1. Бухгалтерская прибыль — это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками. 2. Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками. Экономическая прибыль ориентирует предпринимателя не просто на получение дохода, но на сравнение этого дохода с тем, который мог бы быть получен в результате альтернативного применения имеющихся ресурсов. Например, предприниматель, организовав производство, получил бухгалтерскую прибыль 30.000 рублей. А если бы он положил деньги в банк, то получил бы 40.000 руб. в виде процента. Отсюда, если бухгалтерская прибыль меньше, чем экономическая, учитывая альтернативные издержки, то применение ресурса следует считать, с точки зрения предпринимателя, неэффективным. Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии. Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек. Такой подход к прибыли позволяет оценить возможность существования предприятия (покрывает ли выручка не только внешние, бухгалтерские, но также внутренние издержки). Превышение денежных поступлений над суммой экономических издержек означает, что предприятие имеет чистую прибыль, его существование оправдано, оно может успешно развиваться. Экономическая прибыль ориентирует предпринимателя не просто на получение дохода, но на сравнение этого дохода с тем, который мог бы быть получен в результате альтернативного применения имеющихся ресурсов. Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии. Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек. 2.6 Финансовые институты. Банковская система Финансы - денежные средства, а также все экономические отношения, связанные с накоплением, обменом и использованием денежных средств. Финансовые институты - финансовые и кредитные организации, аккумулирующие денежные средства и предоставляющие их в виде кредитов. Типы:
Банк - коммерческое учреждение, занимающееся предпринимательской деятельностью в финансовой сфере. Функции банка: а) накопление временно свободных денежных ресурсов; б) передача капиталов из одной отрасли в другую; в) посредничество при проведении платежей хозяйствующих субъектов. Банковская система состоит из двух уровней: I. Первый уровень - эмиссионный (центральный банк). II. Второй уровень - остальные частные и государственные банки. Функции центрального банка: а) эмиссия (выпуск) денег; б) хранение резервов других банков, золотовалютных резервов страны; в) кредитование коммерческих банков; г) проведение расчетов и переводных операций для правительства страны; д) контроль за деятельностью кредитных учреждений; е) осуществление денежно-кредитной политики государства; ж) поддержание курса национальной валюты. Основная задача второго уровня банковской системы - коммерческих банков - прием денежных средств и предоставление их в виде кредитов. 2.7 Основные источники финансирования бизнеса Бизнес иди предпринимательство - осуществляемая на свой страх и риск экономическая деятельность, целью которой является получение прибыли. Статья 34 Конституции РФ позволяет каждому человеку заниматься любой, не запрещённой законом деятельностью, для извлечения собственной выгоды. Функции предпринимательства:
Бизнес делится на:
Субъектами предпринимательства могут выступать физические лица (отдельные граждане), юридические лица (фирмы, предприятия) и государство. Юридическое лицо - фирма или предприятие, выступающее субъектом экономической деятельности. Признаки юридического лица: а) наличие имущества; б) самостоятельная имущественная ответственность; в) наличие внутренней структуры организации; г) независимость существования от входящих в него физических лиц; д) право от своего имени совершать сделки, приобретать имущество; е) право выступать в суде от своего имени. Для начала ведения предпринимательской деятельности необходимо: 1) зарегистрировать физическое (ИП) или юридическое лицо; 2) встать на учёт в налоговый орган; 3) при необходимости получить лицензию (специальное разрешение на ведение определённых видов деятельности). Источники финансирования бизнеса разделяются на внешние и внутренние. Внутренние источники:
Внешние источники:
2.8 Ценные бумаги Ценная бумага - документ, удостоверяющий право имущественного держания, а также устанавливающий определенные имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении. Ценные бумаги делятся на срочные (с фиксированным сроком действия) и бессрочные. Виды ценных бумаг:
Типы акций:
Облигация - это долговое обязательство, владелец которого получает заранее установленный доход. Вексель - письменное долговое обязательство, определяющее срок и сумму выплаты. Также к видам ценных бумаг относится:
Операции с ценными бумагами производятся на фондовой бирже. Цена ценной бумаге на фондовом рынке называется её курсом 2.9 Рынок труда. Безработица. Рынок труда - механизмы, при помощи которых работники находят работу, соответствующую их способностям, знаниям и умениям, а работодатели нанимают необходимых им работников. На рынке труда продается и покупается рабочая сила. Рабочая сила («человеческий капитал») - это знания, способности, умения, навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ. Рынок труда, как и другие рынки, регулируется законом спроса и предложения: работники предлагают свою рабочую силу за плату, которую они хотели бы получить, а работодатели обозначают свой спрос на необходимую им рабочую силу и ту цену, которую они готовы за нее заплатить; цена - заработная плата. Цена предложения на этом рынке определяется прожиточным минимумом, рассчитываемым государством. Формы зарплаты: 1. Повременная зарплата: размер зарплаты зависит от количества часов, отработанных работником. 2. Сдельная зарплата: размер зарплаты зависит от количества выполненных работ или произведенных работником товаров. 3. Смешанная форма зарплаты: базовая ставка повременная, премиальные выплаты - на сдельной основе. Номинальная зарплата - количество денег, получаемое работником. Реальная зарплата - количество товаров, которое на них можно купить. Вследствие инфляции реальная заработная плата уменьшается. Безработица - положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям. К безработным не относятся студенты очных отделений, женщины в декретных отпусках, военнослужащие, люди на больничных, пенсионеры, домохозяйки, а также люди, не имеющие работы и не желающие её искать. И безработные и занятые составляют экономически активную часть населения. Трудоспособным в РФ считается человек от 16 до 54 (для женщин) и 59 (для мужчин) лет, не имеющий физических или психических противопоказаний к труду. Виды безработицы: а) структурная - последствия структурных изменений в экономике, в первую очередь, вызванных НТП; б) фрикционная - возникает за счет того, что уволенный работник не сразу находит новое место работы, какое-то время остается безработным; в) циклическая - порождается экономическими кризисами; г) сезонная - возникает из-за существования сезонных видов работ. Естественный уровень безработицы - уровень безработицы, который считается нормальным и необходимым для общества. Естественный уровень рассчитывается как сумма структурной и фрикционной безработицы, и обычно составляет несколько процентов. Полная занятость - занятость населения при естественном уровне безработицы. Если уровень безработицы превышает естественный, то государство должно принимать меры по борьбе с безработицей - проводить политику занятости. Активная политика занятости - меры, снижающие безработицу: переподготовка кадров, информирование о рынке труда, организация общественных работ, содействие географической мобильности, поддержка индивидуальных предпринимателей, снижение налогов на производителей. Пассивная политика занятости - меры, сглаживающие негативные проявления безработицы: выплата пособий, предоставление социального жилья и т.п. Скрытая безработица - работник трудится неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства по своей основной специальности. Отрицательные последствия безработицы: 1) недоиспользуются экономические ресурсы, что ведёт к уменьшению экономические показатели (ВВП, ВНП); 2) снижается уровень жизни населения; 3) снижается квалификация людей, оставшихся без работы; 4) растёт уровень преступности и алкоголизма; 5) растёт социальная напряжённость; 6) снижается самооценка уволенных сотрудников. Положительные последствия безработицы: 1) формируется резервная армия труда (безработные, которых в случае необходимости можно привлечь к работам для государственных нужд); 2) усиливается мотивация к труду у занятого населения. 2.10 Виды, причины и последствия инфляции Деньги - всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга. Исторические формы денег:
Функции денег:
Денежная масса - совокупность всех денежных средств (наличных и безналичных), имеющихся в распоряжении как государства, так и физических и юридических лиц. Инфляция (от латинского «вздутие») - обесценивание денег, уменьшение их покупательной способности, рост цен. Причины инфляции:
Виды инфляции по темпу роста цен: 1) умеренная (ползучая) - до 10% в год; 2) галопирующая инфляция - до 100-150% в год; 3) гиперинфляция - свыше 150% в год. Виды инфляции по её проявлению: 1) открытая - выражена в реальном увеличении цен; 2) скрытая (подавленная) - выражена в росте дефицита, получаемого вследствие стремление государства сдерживать рост цен. Виды инфляции по расхождению в уровне цен: 1) сбалансированная - уровень цен на разные товары и услуги растёт почти равномерно; 2) несбалансированная - уровень цен на разные товары и услуги растёт неравномерно. Негативные последствия инфляции:
Позитивные последствия инфляции:
Меры по борьбе с инфляцией:
Адаптивные меры: индексация доходов (приведение доходов под общий уровень цен). Дефляция - это снижение общего уровня цен. Иногда (как правило, во время гиперинфляции) встаёт необходимость проведения денежной реформы - полного или частичного изменения денежной системы страны. Девальвация - снижение денежного курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Ревальвация - увеличение денежного курса национальной валюты но отношению к валютам других стран. Деноминация - укрупнение денежной единицы путём обмена старых денежных знаков на новые. Нуллификация - полное изъятие денег из обращения или обмен их на новые денежные знаки по низкому курсу. 2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП Экономический рост - количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства. Экономический рост имеет отрицательные черты:
Факторы роста: 1) природные ресурсы; 2)труд; 3) социально-политическая обстановка; 4) уровень организации общественного производства; 5) достижения НТП. Виды роста:
Экономическое развитие - качественные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразование структуры экономики. Валовой внутренний продукт (ВВП) - показатель, выражающий совокупную стоимость конечных материальных благ и услуг, созданных в течение года только на территории страны. Конечная продукция - продукция, готовая к потреблению (в отличие от промежуточной, используемой для переработки или перепродажи). Учёт только конечной продукции позволяет избежать завышенных экономических показателей. Номинальный ВВП рассчитывается в фактических рыночных ценах, реальный ВВП - в ценах некоторого базисного года.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.015 с.) |