Основные направления внешнеторговой политики государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления внешнеторговой политики государств



* Фритредерство – направление в экономической теории и политике промышленной буржуазии, выдвигавшее требования свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность. В современных условиях некоторые принципы фритредерства осуществляются на практике в рамках замкнутых интеграционных группировок (ЕЭС, ЕАСТ и др.). Внутри них ликвидация таможенных барьеров между государствами служит орудием подчинения не только мелкого и среднего, но и крупного капитала гигантским монополиям, а также укрепляет позиции последних в борьбе с конкурентами, не входящими в эти группировки. Фритредерство стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке в целом; позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ; дает возможность использовать международную специализацию; расширяет границы рынка.

* Протекционизм – теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. В современных условиях протекционизм существует в различных формах (односторонний – направлен на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонний, предполагающий согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонний, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран). Наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барьеры.

Таможенная пошлина – обязательные платежи, которые устанавливаются на экспорт или импорт товаров в соответствии с его количеством или стоимостью.

Импортная пошлина – плата за ввоз товара в страну. В этом случае цена импортного товара на внутреннем рынке поднимается выше мировой, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Тарифы защищают отечественных производителей, занятых в импортозамещающих отраслях, но отечественные потребители проигрывают. Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского сообщества.

Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений (импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или стимулирование экспорта, стандарты и др.).

– Импортно-экспортные квоты (ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны, осуществляется путем выдачи лицензий): импортные и экспортные квоты. Квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии.

– Добровольные экспортные ограничения со стороны экспортирующих стран (страны экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну). Для страны импортера при введении ДЭО цены на ввозимые товары могут быть значительно выше, чем при тарифных ограничениях или квотировании импорта. Таким образом, путем повышения цен компенсируется снижение объемов экспорта.

– К нетарифным ограничениям относятся санитарно-технические стандарты (обязательное соблюдение национальных стандартов; наличие сертификатов качества импортной продукции; специфичность маркировки и упаковки товаров; требования к экологическим характеристикам товаров потребительского и производственного назначения); валютные ограничения импорта товаров.

Большое значение приобретают международные экономические организации, содействующие поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам: ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле, 1947 г.); Всемирная торговая организация (ВТО, 1966 г.) и др.

В последние годы все больше развиваются зоны свободной торговли – районы, не охваченные государственным таможенным режимом. В мировой практике получили распространение зоны свободной торговли общего и специального назначения (специализированные). В зонах общего назначения осуществляется складирование, доработка, сортировка, маркировка, упаковка товаров. Специализированные зоны (или торгово-производственные) создаются обычно для фирм, производящих и реализующих экспортную или импортозамещающую продукцию.

Промышленно производственные зоны – районы с преференциальным режимом для фирм, производящих экспортную или импортозамещающую продукцию.

Технико-внедренческие зоны концентрируют исследовательские, проектные и научно производственные фирмы вокруг крупных научных центров и пользуются специально разработанной для них системой преференций. Примером могут служить технополисы и технопарки. Технопарки впервые были образованы в США в 1951 г. (Стэнфордский исследовательский парк). В настоящее время в мире насчитывается более 500 технопарков. Технополисы представляют собой более крупные территориально научные комплексы, включающие малые города, где создаются высокие социальные и жизненные стандарты в качестве исходных условий для генерирования, разработки и реализации инноваций. Сервисные зоны – районы с преференциальным режимом для фирм, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К ним относятся также оффшорные зоны и налоговые гавани. Компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, должна быть нерезидентом. В налоговых гаванях и иностранные, и национальные фирмы получают налоговые льготы либо на все, либо на специальные виды деятельности. Посредством организации оффшорных зон привлекается иностранный капитал, создаются дополнительные рабочие места, извлекается доход от пребывания зарегистрированной фирмы в зоне.

Многосторонняя торговая система регулируется соглашениями ВТО, основанными на принципах: защиты национального рынка с помощью тарифов; снижения и связывания тарифов; режима наибольшего благоприятствования; национального режима.

Международные финансовые рынки – среда взаимодействия экономических агентов, резидентов и нерезидентов, привлекающих и представляющих финансирование в различных сферах. К ним относятся: кредитный рынок (облигации и векселя; банковские займы; ноты и коммерческие бумаги); фондовый рынок (рынок акций и производных титулов собственности).

Международные финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ); Мировой банк; группа Всемирного банка (в нее входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС); Европейский банк реконструкции и развития;Азиатский банк развития; Арабский валютный фонд; Евразийский банк развития; Парижский клуб (неформальное объединение правительств развитых стран кредиторов); Лондонский клуб (неформальное объединение коммерческих банков кредиторов).

Универсальные международные экономические организации: Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС); Всемирная торговая организация (ВТО);Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и др.

Специализированные международные экономические организации: Всемирная организация интеллектуальной собственности; Международная ассоциация воздушного транспорта; Всемирная туристическая организация; Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК); Международный институт статистики и др.

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Это - способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности. Рациональный человек совершает определенное действие, пока выгоды превышают издержки.

Типы рационального поведения:

1. Рациональное поведение, диктуемое личным интересом;

2. Рациональное поведение, при котором преследуются цели, стоящие непосредственно в момент выбора.

В целом рациональность предполагает получение максимальной выгоды при минимальных затратах.

1. Полная (неограниченная, сильная) рациональность предполагает, что человек использует всю имеющуюся информацию наилучшим образом и максимизирует свою выгоду.

2. Ограниченная (полусильная) рациональность отражает трудности в сборе и анализе информации и ограниченности познавательных способностей человека, что приводит к использованию не всей полноты имеющейся информации. Ограничения могут быть вызваны физическими, биологическими и социальными факторами.

3. Органическая (процессуальная, слабая) рациональность предполагает, что рациональность выбора может быть ограничена формальными и неформальными правилами.

Некоторые экономисты выделяют также преднамеренную рациональность.

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом. Потребление – использование, употребление. Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.

Виды потребления:

1) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства);

2) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей).

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Ограничения на пути достижения цели потребителя: потребительский, семейный бюджет (баланс денежных доходов и расходов семьи); цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Т. Веблен ввел теорию приверженности к «престижному», демонстративному потреблению и накоплению капитала, т. е. потреблению товаров и услуг с целью получения эффекта от демонстрации их использования.

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения.

Суверенитет потребителя – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.

Этапы рационального поведения потребителя:

1) осознание необходимости покупки; 2) поиск информации о товаре или услуге; 3) оценка возможных вариантов покупки; 4) принятие решения.

Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

Номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учета покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:

1) заработная плата; 2) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии); 3) доход от предпринимательской и иной деятельности; 4) доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Реальный доход зависит от объема конечных доходов (номинальный доход – подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги.

Виды потребительских расходов:

1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги); 2) произвольные (туризм, книги, картины, машины).

В домашнем хозяйстве полученный доход распадается на две части: а) используется для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; б) вторая часть образует сбережения.

Способы размещения сбережений: сберегательный счет в сбербанке; приобретение ценных бумаг; приобретение недвижимости; страхование жизни, здоровья, имущества.

Уровень жизни – это уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Показатели: 1) потребление на душу населения, 2) реальные доходы населения, 3) обеспеченность жильем, 4) показатели развития образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Уровень жизни характеризует особый показатель – индекс развития человека (индекс человеческого развития), вычисляемый на основе трех величин: 1) ВВП на душу населения, 2) средняя продолжительность жизни и 3) уровень образования.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки экономического потенциала различных стран. При подсчете ИРЧП учитываются показатели: средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении; уровень грамотности взрослого населения страны; совокупная доля учащихся.

Качество жизни складывается из уровня жизни, условий и безопасности труда, культурного уровня, физического развития и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.019 с.)