Семинар. Тема 1. Введение в историю экономических учений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар. Тема 1. Введение в историю экономических учений.



 

Тип семинара: устный опрос студентов по вопросам плана семинара.

Время проведения: 2 часа

Цель: сформировать у студентов знание предмета и метода истории экономических учений, основных этапов развития экономической мысли;

умение проводить границу между экономикой и смежными науками – политологией, социологией, психологией и т.д.;

способствовать приобретению навыков применения методов экономической теории к анализу фактов хозяйственной жизни.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет истории экономических учений. Значение изучения учебного курса «История экономических учений для студентов экономических направлений и специальностей.

2. Основные этапы развития экономической теории.

3. Основные методологические принципы и методы познания в экономической науке.

 

Темы докладов/рефератов:

1. Особенности основных методологических принципов и методов изучения в экономической науке.

2. Развитие предмета и метода экономической науки.

 

Образовательные технологии:

- проблемное обучение;

 

Задания для самостоятельной работы студентов

а) изучить основную литературу:

1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С.3-10. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр.

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл. 1-2.

 

б) ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М.Блауг. – М.: Дело Лтд, 1994.

2. Негиши Т. История экономической теории / Т.Негиши. – М.: «Аспект Пресс», 1995.

3. Тутов Л.А., Шаститко А.Е. Предмет и метод экономической теории / Л.А.Тутов, А.Е.Шаститко. – М.: ТЕИС, 1997.

в) выполнить задание:

Охарактеризуйте предпосылки, обусловливающие целесообразность изучения истории экономических учений.

 

г) ответить на вопросы:

1. Что является предметом изучения истории экономических учений?

2. Имеет ли прикладное и теоретическое значение история экономических учений?

3. Каковы особенности предмета экономической науки на различных этапах экономической мысли?

Формы текущего контроля знаний студентов:

- устный опрос по усвоению материала;

- письменное тестирование.

Тестовые вопросы к теме 1.

Выберите правильный ответ:

1. Автором термина «политическая экономия» является:

а) Аристотель;

б) Ф.Аквинский;

в) А.Монкретьен;

г) А.Смит;

д) К.Маркс.

2. Термин «политическая экономия» появился в:

а) 1615 г.;

б) 1776 г.;

в) 1890 г.;

г) 1758 г.

3. Факторами сменяемости экономических теорий являются:

а) прогресс в развитии производительных сил;

б) потребности экономической политики;

в) эволюция предмета экономической теории;

г) прогресс в областях знаний, смежных с экономической теорией;

д) всё вышеперечисленное.

4. Термин «экономикс» впервые был употреблен в названии работы:

а) Давида Рикардо;

б) Альфреда Маршалла;

в) Пола Самуэльсона;

г) Джона Кейнса.

5. Макроэкономика определяется как часть экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;

г) экономическое поведение отдельных групп потребителей.

6. Микроэкономика может быть определена как часть экономической теории, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных фирм;

б) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

в) отношения между отдельными представителями разных классов.

7. Основное значение экономической науки сегодня состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям успешно вести бизнес;

б) дает ученым возможность реализовать свои способности;

в) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения;

г) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей и общества.

 

8. Экономическая школа, впервые сделавшая предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантелизм;

б) физиократы;

в) классическая политэкономия;

г) маржинализм.

9. Наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории то, что это наука о:

а) динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) мотивации поведения человека;

в) натуральном богатстве;

г) производстве и критериях распределения производимых благ;

д) наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.

 

 

Семинар. Тема 2. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

 

Тип семинара: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.

 

Время проведения: 2 часа

Цель: сформировать у студентов знание о том,где следует искать истоки экономической науки, какими были в эпоху господства натурального хозяйства трактовки денег и их функций, разделения труда и богатства, ссудного процента и торговой прибыли, законов обмена и «справедливых цен», в чём заключается меркантилистская концепция о богатстве и с каких пор экономическая наука стала называться политической экономией;

умение систематизировать экономические учения эпохи дорыночной экономики;

способствовать приобретению навыков свободного изложения натурально-хозяйственной экономической мысли древнего мира, средневековья и периода зарождения рыночных экономических отношений.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Экономические воззрения мыслителей и правителей Древнего Востока.

2. Экономическая мысль философов античного мира.

3. Средневековая мысль арабского Востока (Ибн-Хальдун) и западноевропейских канонистов (Августин, Аквинат).

4. Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли.

5. Особенности раннего и позднего меркантилизма. Кольбертизм.

 

Темы докладов/рефератов:

1. Экономическая мысль Древнего Востока (авторы на выбор).

2. Экономическая мысль древнегреческих философов (авторы на выбор).

3. Экономическая мысль средневековья (авторы на выбор).

4. Меркантилизм – первая теоретическая школа периода зарождения рыночных экономических отношений.

5. Особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

 

Образовательные технологии:

- проблемное обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

а) изучить основную литературу:

1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гл. 1-3. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр.

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл. 3-4.

 

б) ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Аникин А.В. Юность науки / А.В.Аникин. – М., 1985. – Гл.1-2.

2. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи России до марксизма / А.В.Аникин. – М., 1990.

3. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1. От зари цивилизации до капитализма / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004. Разд. I-II.

 

в) выполнить задания:

1. Изложите суть концепции «социальной физики» Ибн-Хальдуна.

2. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

3. Изложите исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

г) ответить на вопросы:

1. В чём особенности модели идеального государства в трудах Аристотеля?

2. Как формулирует понятие «справедливой цены» Фома Аквинский?

3. Какие этапы в своём развитии проходит меркантилизм, и чем они отличаются друг от друга?

4. В чём видели меркантилисты источник прибыли и богатства?

5. Что понимается под протекционизмом, и имеет ли он место в современных условиях?

6. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения?

 

Формы текущего контроля знаний студентов:

- устный опрос по усвоению материала, собеседование.

 

 

Тема 3. Классическая политическая экономия в мануфактурный период развития экономики (4 часа).

Занятие 1. Семинар.

Тип семинара: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.

 

Время проведения: 2 часа

Цель: сформировать у студентов знание о том,что обусловило вытеснение концепции меркантилизма и двухсотлетнее господство классической политической экономии, каковы особенности изучения предмета и метода классической школы политической экономии, каковы этапы ее развития и особенности первого этапа;

умение определить вклад первых авторов классической политической экономии и физиократов в прогресс экономической теории;

способствовать приобретению навыков анализа процессов и явлений, происходящих в обществе.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии. Этапы развития.

2. Общие характерные признаки классической школы.

3. У.Петти и П.Буагильбер – родоначальники классической школы.

4. Физиократы Ф.Кенэ и А.Тюрго и их экономические воззрения.

 

Темы докладов/рефератов:

1. Особенности и этапы развития классической политической экономии.

2 Экономическое учение У.Петти.

3. Экономическое учение П.Буагильбера.

4. Экономическое учение Ф.Кенэ.

5. Экономическое учение А.Тюрго.

 

Образовательные технологии:

- проблемное обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

а) изучить основную литературу:

1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гл.4. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр.

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл. 5-7.

 

б) ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Аникин А.В. Юность науки / А.В.Аникин. – М., 1985. – Гл.3-4, 7-8.

2. Аникин А.В., Аникин В.А. Уильям Петти / А.В.Аникин, В.А.Аникин. – М.,1986.

3. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1. От зари цивилизации до капитализма / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004. Разд.III. С.188-195; С.243-260. Разд.IV.

 

в) выполнить задания:

1. Приведите примеры антимеркантилистских взглядов У.Петти П.Буагильбера. Соответствуют ли их трактовка богатства современному определению данной экономической категории?

 

2. Охарактеризуйте механизм кругооборота хозяйственной жизни с точки зрения Ф.Кенэ. В чём историко-экономическое значение его теории воспроизводства?

 

3. Разъясните, насколько соответствуют определениям современной экономической науки трактовки А.Тюрго категорий «богатство», «заработная плата», «деньги», «ссудный процент», «цена».

 

 

г) ответить на вопросы:

1. С именем какого ученого связано использование термина «классическая политическая экономия»?

2. Каковы хронологические рамки классической политической экономии?

3. В чём состоит новаторство анализа категорий «богатство» и «стоимость» У.Петти?

4. Чем обусловлен призыв П.Буагильбера к отказу от использования денег?

5. Каковы особенности теоретических воззрений Ф.Кенэ о классах, капитале, производительном труде?

 

Формы текущего контроля знаний студентов:

- устный опрос по усвоению материала;

- проверка выполнения домашних заданий.

Занятие 2. Круглый стол.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.036 с.)