Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар. Тема 1. Введение в историю экономических учений.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тип семинара: устный опрос студентов по вопросам плана семинара. Время проведения: 2 часа Цель: сформировать у студентов знание предмета и метода истории экономических учений, основных этапов развития экономической мысли; умение проводить границу между экономикой и смежными науками – политологией, социологией, психологией и т.д.; способствовать приобретению навыков применения методов экономической теории к анализу фактов хозяйственной жизни. Вопросы для обсуждения: 1. Предмет истории экономических учений. Значение изучения учебного курса «История экономических учений для студентов экономических направлений и специальностей. 2. Основные этапы развития экономической теории. 3. Основные методологические принципы и методы познания в экономической науке.
Темы докладов/рефератов: 1. Особенности основных методологических принципов и методов изучения в экономической науке. 2. Развитие предмета и метода экономической науки.
Образовательные технологии: - проблемное обучение;
Задания для самостоятельной работы студентов а) изучить основную литературу: 1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С.3-10. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр. 2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл. 1-2.
б) ознакомиться с дополнительной литературой: 1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М.Блауг. – М.: Дело Лтд, 1994. 2. Негиши Т. История экономической теории / Т.Негиши. – М.: «Аспект Пресс», 1995. 3. Тутов Л.А., Шаститко А.Е. Предмет и метод экономической теории / Л.А.Тутов, А.Е.Шаститко. – М.: ТЕИС, 1997. в) выполнить задание: Охарактеризуйте предпосылки, обусловливающие целесообразность изучения истории экономических учений.
г) ответить на вопросы: 1. Что является предметом изучения истории экономических учений? 2. Имеет ли прикладное и теоретическое значение история экономических учений? 3. Каковы особенности предмета экономической науки на различных этапах экономической мысли? Формы текущего контроля знаний студентов: - устный опрос по усвоению материала; - письменное тестирование. Тестовые вопросы к теме 1. Выберите правильный ответ: 1. Автором термина «политическая экономия» является: а) Аристотель; б) Ф.Аквинский; в) А.Монкретьен; г) А.Смит; д) К.Маркс. 2. Термин «политическая экономия» появился в: а) 1615 г.; б) 1776 г.; в) 1890 г.; г) 1758 г. 3. Факторами сменяемости экономических теорий являются: а) прогресс в развитии производительных сил; б) потребности экономической политики; в) эволюция предмета экономической теории; г) прогресс в областях знаний, смежных с экономической теорией; д) всё вышеперечисленное. 4. Термин «экономикс» впервые был употреблен в названии работы: а) Давида Рикардо; б) Альфреда Маршалла; в) Пола Самуэльсона; г) Джона Кейнса. 5. Макроэкономика определяется как часть экономической теории, изучающая: а) роль государства в экономике; б) глобальные тенденции экономического развития человечества; в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом; г) экономическое поведение отдельных групп потребителей. 6. Микроэкономика может быть определена как часть экономической теории, которая изучает: а) экономическое поведение отдельных фирм; б) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов; в) отношения между отдельными представителями разных классов. 7. Основное значение экономической науки сегодня состоит в том, что она: а) помогает предпринимателям успешно вести бизнес; б) дает ученым возможность реализовать свои способности; в) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения; г) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей и общества.
8. Экономическая школа, впервые сделавшая предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения: а) меркантелизм; б) физиократы; в) классическая политэкономия; г) маржинализм. 9. Наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории то, что это наука о: а) динамике материальных и духовных потребностей человека; б) мотивации поведения человека; в) натуральном богатстве; г) производстве и критериях распределения производимых благ; д) наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.
Семинар. Тема 2. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.
Тип семинара: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.
Время проведения: 2 часа Цель: сформировать у студентов знание о том,где следует искать истоки экономической науки, какими были в эпоху господства натурального хозяйства трактовки денег и их функций, разделения труда и богатства, ссудного процента и торговой прибыли, законов обмена и «справедливых цен», в чём заключается меркантилистская концепция о богатстве и с каких пор экономическая наука стала называться политической экономией; умение систематизировать экономические учения эпохи дорыночной экономики; способствовать приобретению навыков свободного изложения натурально-хозяйственной экономической мысли древнего мира, средневековья и периода зарождения рыночных экономических отношений.
Вопросы для обсуждения: 1. Экономические воззрения мыслителей и правителей Древнего Востока. 2. Экономическая мысль философов античного мира. 3. Средневековая мысль арабского Востока (Ибн-Хальдун) и западноевропейских канонистов (Августин, Аквинат). 4. Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли. 5. Особенности раннего и позднего меркантилизма. Кольбертизм.
Темы докладов/рефератов: 1. Экономическая мысль Древнего Востока (авторы на выбор). 2. Экономическая мысль древнегреческих философов (авторы на выбор). 3. Экономическая мысль средневековья (авторы на выбор). 4. Меркантилизм – первая теоретическая школа периода зарождения рыночных экономических отношений. 5. Особенности меркантилизма в Англии и во Франции.
Образовательные технологии: - проблемное обучение.
Задания для самостоятельной работы студентов а) изучить основную литературу: 1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гл. 1-3. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр. 2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл. 3-4.
б) ознакомиться с дополнительной литературой: 1. Аникин А.В. Юность науки / А.В.Аникин. – М., 1985. – Гл.1-2. 2. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи России до марксизма / А.В.Аникин. – М., 1990. 3. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1. От зари цивилизации до капитализма / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004. Разд. I-II.
в) выполнить задания: 1. Изложите суть концепции «социальной физики» Ибн-Хальдуна. 2. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов. 3. Изложите исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции. г) ответить на вопросы: 1. В чём особенности модели идеального государства в трудах Аристотеля? 2. Как формулирует понятие «справедливой цены» Фома Аквинский? 3. Какие этапы в своём развитии проходит меркантилизм, и чем они отличаются друг от друга? 4. В чём видели меркантилисты источник прибыли и богатства? 5. Что понимается под протекционизмом, и имеет ли он место в современных условиях? 6. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения?
Формы текущего контроля знаний студентов: - устный опрос по усвоению материала, собеседование.
Тема 3. Классическая политическая экономия в мануфактурный период развития экономики (4 часа). Занятие 1. Семинар. Тип семинара: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.
Время проведения: 2 часа Цель: сформировать у студентов знание о том,что обусловило вытеснение концепции меркантилизма и двухсотлетнее господство классической политической экономии, каковы особенности изучения предмета и метода классической школы политической экономии, каковы этапы ее развития и особенности первого этапа; умение определить вклад первых авторов классической политической экономии и физиократов в прогресс экономической теории; способствовать приобретению навыков анализа процессов и явлений, происходящих в обществе.
Вопросы для обсуждения: 1. Социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии. Этапы развития. 2. Общие характерные признаки классической школы. 3. У.Петти и П.Буагильбер – родоначальники классической школы. 4. Физиократы Ф.Кенэ и А.Тюрго и их экономические воззрения.
Темы докладов/рефератов: 1. Особенности и этапы развития классической политической экономии. 2 Экономическое учение У.Петти. 3. Экономическое учение П.Буагильбера. 4. Экономическое учение Ф.Кенэ. 5. Экономическое учение А.Тюрго.
Образовательные технологии: - проблемное обучение.
Задания для самостоятельной работы студентов а) изучить основную литературу: 1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гл.4. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр. 2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл. 5-7.
б) ознакомиться с дополнительной литературой: 1. Аникин А.В. Юность науки / А.В.Аникин. – М., 1985. – Гл.3-4, 7-8. 2. Аникин А.В., Аникин В.А. Уильям Петти / А.В.Аникин, В.А.Аникин. – М.,1986. 3. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1. От зари цивилизации до капитализма / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004. Разд.III. С.188-195; С.243-260. Разд.IV.
в) выполнить задания: 1. Приведите примеры антимеркантилистских взглядов У.Петти П.Буагильбера. Соответствуют ли их трактовка богатства современному определению данной экономической категории?
2. Охарактеризуйте механизм кругооборота хозяйственной жизни с точки зрения Ф.Кенэ. В чём историко-экономическое значение его теории воспроизводства?
3. Разъясните, насколько соответствуют определениям современной экономической науки трактовки А.Тюрго категорий «богатство», «заработная плата», «деньги», «ссудный процент», «цена».
г) ответить на вопросы: 1. С именем какого ученого связано использование термина «классическая политическая экономия»? 2. Каковы хронологические рамки классической политической экономии? 3. В чём состоит новаторство анализа категорий «богатство» и «стоимость» У.Петти? 4. Чем обусловлен призыв П.Буагильбера к отказу от использования денег? 5. Каковы особенности теоретических воззрений Ф.Кенэ о классах, капитале, производительном труде?
Формы текущего контроля знаний студентов: - устный опрос по усвоению материала; - проверка выполнения домашних заданий. Занятие 2. Круглый стол.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.197 (0.011 с.) |