Кто является родоначальником ордолиберализма? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто является родоначальником ордолиберализма?



а) Л.Эрхард;

б) Г.Шмоллер;

в) В.Ойкен;

г) М.Вебер;

д) Г.Госсен.

 

 

Кто из перечисленных экономистов является представителем неоавстрийской школы?

а) К.Менгер;

б) Ф.Визер;

в) О.Бём-Баверк;

г) Ф.Хайек;

д) А.Лаффер.

 

67. Назовите исходные принципы экономического учения Ф.Хайека:

а) чистота рынка;

б) неприемлемость перераспределения бюджетной политики;

в) неприемлемость профсоюзов;

г) полное уничтожение государственного регулирования;

д) все ответы верны.

 

68. Лидер Чикагской школы неолиберализма М.Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы:

а, в, д;

б, г, д;

а) приоритетности неденежных факторов;

б) приоритетности денежных факторов;

в) стабильности «кривой Филлипса»;

г) нестабильности «кривой Филлипса»;

д) стабильности темпа роста количества денег с учётом «естественной нормы безработицы» (ЕНБ).

 

69. По Самуэльсону «неоклассический синтез» - это:

а) сочетание классической политэкономии и кейнсианства;

б) сочетание неоклассического направления с институционализмом;

в) сочетание современных, неокейнсианских и неолиберальных положений с предшествовавшими им ранними неоклассическими, а также некоторыми постулатами классической политэкономии.

 

70. Из числа названных авторов нобелевскими лауреатами по экономике являются:

а, в, д;

б, г, д;

а) Дж.М.Кейнс;

б) В.В.Леонтьев;

в) Э.Чемберлин;

г) П.Самуэльсон;

д) М.Фридмен.

Критерии оценки результатов тестирования.

Тестирование студентов очной формы проводится в рамках прохождения контрольной точки (КТ) с использованием технологии компьютерной проверки знаний. В семестре по учебной дисциплине «История экономических учений» студенты проходят 2 КТ. Каждая КТ включает 30 вопросов. Правильные ответы на первые 14 вопросов оцениваются в 0,5 балла, на остальные – по 1 баллу. Таким образом, на КТ можно набрать максимум 23 балла. За 2 КТ – 46 баллов.

 

 

Формы промежуточного контроля

Экзамен.

По учебной дисциплине «История экономических учений» студенты сдают экзамен в устной форме.

1.1. Примерные вопросы к экзамену:

 

1. Предмет истории экономических учений. Значение изучения учебного курса «История экономических учений для студентов экономических направлений и специальностей.

2. Основные этапы развития экономической теории.

3. Основные методологические принципы и методы познания в экономической науке.

4. Экономические воззрения мыслителей и правителей Древнего Востока.

5. Экономическая мысль философов античного мира.

6. Средневековая мысль арабского Востока (Ибн-Хальдун) и западноевропейских канонистов (Августин, Аквинат).

7. Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли.

8. Особенности раннего и позднего меркантилизма. Кольбертизм.

9. Социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии. Этапы развития.

10. Общие характерные признаки классической школы.

11. У.Петти и П.Буагильбер – родоначальники классической школы.

12. Физиократы Ф.Кенэ и А.Тюрго и их экономические воззрения.

13. Концепция А.Смита об «экономическом человеке» и о «невидимой руке».

14.Теоретические положения А.Смита о разделении труда, классах, производительном и непроизводительном труде.

15.Теоретические положения А.Смита о деньгах, стоимости и доходах.

16.Теоретические положения А.Смита о капитале и экономическом росте.

17. «Догма Смита».

18. А.Смит об экономической политике государства.

19. Теоретические положения Д.Рикардо о стоимости, доходах, капитале, деньгах и воспроизводстве.

20. Экономические теории Ж.Б.Сэя, Т.Мальтуса, Н.Сениора, Ф.Бастиа.

21. Теоретические положения Дж.С.Милля о законах производства и распределения, производительном труде, стоимости и доходах.

22. Доктрины Дж.С.Милля о сферах «бессилия рынка» и социальных реформах.

23.Особенности предмета и метода изучения в экономической теории К.Маркса.

24.Теоретические положения К.Маркса о стоимости, цене производства и прибавочной стоимости.

25. Теоретические положения К.Маркса о деньгах, заработной плате, прибыли и ренте.

26.Теоретические положения К.Маркса о производительном труде, капитале и воспроизводстве.

27.Особенности воззрений экономистов-романтиков (С.Сисмонди, П.Прудон).

28.Экономические воззрения социалистов-утопистов (К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

29. Особенности и этапы развития исторической школы Германии (А.Мюллер, Ф.Лист, Б.Гильдебранд, К.Книс, Г.Шмоллер, А.Шпитхоф и др.)

30. Сущность, этапы и особенности «маржинальной революции».

31. К.Менгер – родоначальник австрийской школы маржинализма.

32. Маржинальные концепции О.Бём-Баверка и Ф.Визера.

33. Маржинальные концепции У.С.Джевонса.

34. Л.Вальрас – родоначальник лозаннской школы маржинализма

35. Теоретические положения А.Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения.

36. Концепция А.Маршалла о предельных издержках производства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к сбережению (накоплению).

37. Теория общего экономического равновесия В.Парето.

38. «Оптимум Парето». «Кривые безразличия» в учении В.Парето.

39. Учение Дж.Б.Кларка о статике и динамике.

40. «Закон предельной производительности» Дж.Б.Кларка.

41. Общая характеристика институционализма.

42. Социально-психологический институционализм Т.Веблена.

43. Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.

44. Коньюнктурно-статистический институционализм У.Митчелла.

45. Теория прав собственности Р.Коуза.

46. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена

47. Кейнсианские концепции государственного регулирования экономики.

48. Неолиберальные концепции государственного регулирования экономики как альтернатива кейнсианству.

49. Экономическое учение Дж.М.Кейнса.

50. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики.

51. Ордолиберализм. Концепция «социального рыночного хозяйства».

52. Чикагская школа неолиберализма. Монетарная концепция М.Фридмена

53. Концепция «неоклассического синтеза» П.Самуэльсона.

54. Возникновение меркантилистских концепций в трудах Ордин-Нащекина, Ю.Крижанича, И.Т.Посошкова, В.Н.Татищева.

55.Антикрепостнические реформаторские идеи А.Н.Радищева, Н.С.Мордвинова, М.М.Сперанского.

56. Концепция Н.И.Тургенева о либерализации российской экономики.

57.Концепция социально-экономических реформ в работах Н.Г.Чернышевского.

57.Проблемы либерализации экономики пореформенной России в экономических воззрениях С.Ю.Витте, М.М.Ковалевского, А.И.Чупрова, И.И.Янжула.

58. Пропаганда идей эволюции рыночных экономических отношений в трудах М.И.Туган-Барановского, П.Б.Струве, С.Н.Булгакова.

59. Экономические программы народничества.

60. Пропаганда марксистских социально-экономических идей в трудах Н.И.Зибера, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина.

61. Экономические идеи периода "военного коммунизма".

62. Теоретическая дискуссия о «переходном периоде» к социализму и НЭПу.

63. Концепции народнохозяйственного планирования и экономического роста в работах Н.Бухарина, Е.Преображенского, Г.Сокольникова. В.Базарова.

64. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства А.В.Чаянова.

65.Учение Н.Д.Кондратьева о больших циклах экономической конъюнктуры.

66.Разработка экономико-математических методов и концепций оптимального планирования в трудах В.Немчинова, В.Новожилова, Л.Канторовича.

67.Теоретическое обобщение опыта войны (Н.А. Вознесенский).

68. Экономическая наука в СССР в 1940–1980 гг.

69. Доктрина «перестройки» и воссоздания рыночных экономических отношений в советском государстве.

70. Особенности альтернативных концепций и программ радикальных рыночных реформ в России.

 

 

Критерии оценки знаний.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки знаний студентов допуск до экзамена составляет 40 баллов. На экзамене максимальная рейтинговая оценка ответа – 40 баллов. Ответ менее чем на 20 баллов считается неудовлетворительным.

Студент может претендовать на получение оценки за экзамен без дополнительного опроса при условии, что он набрал по итогам семестра по дисциплине не менее 54 рейтинговых баллов. В этом случае студент в качестве поощрения имеет право на «премиальные» 20 рейтинговых баллов.

О своем желании получить оценку за экзамен без дополнительного опроса студент должен объявить ведущему преподавателю в письменном виде до начала сессии. В этом случае рейтинговая оценка по дисциплине составляет 74 балла, что по шкале перевода рейтингового показателя в итоговую оценку соответствует оценки «хорошо».

При максимальном количестве рейтинговых баллов, набранных студентом по результатам прохождения контрольных точек и в ходе текущего контроля, студенту может быть поставлена оценка «отлично» без дополнительного опроса.

 

Шкала перевода рейтингового показателя в итоговую оценку по дисциплине следующая:

Рейтинговый показатель студента по дисциплине (Рдисц. = Рт + Рр) Аттестационная оценка студента по дисциплине
0-49 баллов «неудовлетворительно»
50-69 баллов «удовлетворительно»
70-84 балла «хорошо»
85-100 баллов «отлично»

Примечание: Рдисц. – рейтинговый показатель по дисциплине;

Рт – максимальный рейтинг студента в семестре;

Рр – максимальный рубежный рейтинг студента.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

8.1. Основная литература:

1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 472 с. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр.

 

2.Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 480 с.

 

8.2. Дополнительная литература:

1. Абалкин Л.И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения / Л.И.Абалкин. – М.: Институт экономики РАН, 2000.

2. Аникин А.В. Юность науки / А.В.Аникин. – М., 1985.

3. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи России до марксизма / А.В.Аникин. – М., 1990.

4. Аникин А.В., Аникин В.А. Уильям Петти / А.В.Аникин, В.А.Аникин. – М.,1986.

5. Аникин А.В. Адам Смит / А.В.Аникин. – М.: Молодая гвардия, 1968.

6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р.Арон. – М., 1992.

7. Афанасьев В.С. Давид Рикардо / В.С.Афанасьев. – М.,1988.

8.Белых А. История советских экономико-математических исследований (1917 – нач. 60-х годов) / А.Белых. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

9. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М.Блауг. – М.: Дело Лтд, 1994.

10.Бункина М.К. Монетаризм / М.К.Бункина. – М., 1994.

11.Горяинова Л.В. История экономических учений: учебно-практическое пособие [Электрон, ресурс] / Л.В.Горяинова. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – С.172-206.

12. Ефимкин А. Дважды реабилитированные: Н.Д.Кондратьев, А.Н.Юровский / А.Ефимкин. – М.: Финансы и статистика, 1991.

13. Козлова К. Институционализм в американской политэкономии / К.Козлова. – М.: Наука, 1987.

14. Корицкий Э. Основные течения российской экономической мысли 20–30-х годов XX столетия / Э.Корицкий и др. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов,1993.

15. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И.Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997.

16. Маневич В. Экономические дискуссии 20-х годов / В.Маневич. – М.: Экономика, 1989.

17. Мау В. В поисках планомерности: из истории развития советской экономической мысли конца 30-х – начала 60-х годов / В.Мау. – М.: Наука, 1990.

18. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1. От зари цивилизации до капитализма / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004.

19. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1I. Восходящий капитализм / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2005.

20. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.III. Эпоха социальных переломов / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2005.

21. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.IV. Век глобальных трансформаций / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004.

22. Негиши Т. История экономической теории / Т.Негиши. – М.: «Аспект Пресс», 1995.

23. Осадчая И. Кейнсианство сегодня / И. Осадчая // Мировая экономика и международные отношения. – 1996. – № 8.

24. Отмахов П. Концепция метода Милтона Фридмена / П.Отмахов // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. – 1992. – № 4.

25. Платонов Д. Иван Посошков / Д.Платонов. – М.: Экономика, 1989.

26.Плискевич Н.М. Российская приватизация: революция и эволюционный переход / Н.М.Плискевич // Обществ. науки и современность. – 1999. – № 4. – С.29 - 43.

27. Проховский А. Российская рыночная модель: путь реализации / А.Проховский // Вопросы экономики. – 2002. – № 10. – С. 35-46.

28. Пути развития: дискуссии 20-х годов: статьи и современный комментарий / сост. Э.Л.Корицкий. – Л.: Лениздат, 1990.

29. Пшеницын И. «Капитал» Маркса: теория эксплуатации или теория экономического развития / И.Пшеницын // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. – 1995. – № 5.

30. Сперанская Л. История отечественной экономической науки (XIX в.). Курс лекций / Л.Сперанская. – М.: ТЭИС, 1998.

31. Стиглиц Д.Ю. Ревущие девяностые. Семена развала / Пер. с англ. И примеч. Г.Г.Пирогова. Всупит. статьи Г.Ю.Семигина и Д.С.Львова. – М.: Современная экономика и право, 2005.

32. Тальчинский А. Маркс и развитие экономической мысли Запада / А.Тальчинский. – М.: Экономика, 1990.

33. Тутов Л.А., Шаститко А.Е. Предмет и метод экономической теории / Л.А.Тутов, А.Е.Шаститко. – М.: ТЕИС, 1997.

34. Устиян И. Кейнсианство и доктрина регулируемой рыночной экономики / И.Устиян // Экономист. – 1996. – № 9.

35. Хвинтелиани В.Г. Развитие теории стоимости в XIX веке / В.Г.Хвинтелиани. – М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 1999.

36. Цеханович В.Р. Проблемы социальной организации в реформаторских концепциях Р.Оуэна, К.Сен-Симона и Ш.Фурье / В.Р.Цеханович. – М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 1999.

37. Цеханович К.Р. Реформаторские проекты С.Сисмонди против абсолютизации принципов экономического либерализма / К.Р.Цеханович. – М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 1999.

38. Шмелев Н., Попов В. На переломе: экономическая перестройка в СССР / Н.Шмелев, В.Попов. – М., АПН, 1989.

39. Ядгаров Я.С. Основные течения экономической мысли (XIX-XX вв.) / Я.С.Ядгаров. – М.: Изд-во МОСУ, 1994.

40. Ядгаров Я.С., Покидченко М.Г., Вагина Е.Ю. Проблемы рыночной экономики в теориях классиков экономической мысли / Я.С.Ядгаров, М.Г.Покидченко, Е.Ю.Вагина. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.135.210 (0.097 с.)