Семинар. Тема 8. Теории государственного регулирования экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар. Тема 8. Теории государственного регулирования экономики.



Тип семинара: семинар-дискуссия.

 

Время проведения: 2 часа

Цель: сформировать у студентов знание о том, что такое кейнсианство, почему теория Дж.М.Кейнса стала поворотным пунктом в экономической науке XX в., каковы кейнсианские концепции государственного регулирования экономики; что представляет собой неолиберализм и в чём суть неолиберальных концепций государственного регулирования экономики как альтернативы кейнсианству;

умение определить вклад кейнсианства и неолиберальных концепций в прогресс экономической теории.

способствовать приобретению навыков объективной и аргументированной оценки закономерностей исторического и экономического развития.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Кейнсианские концепции государственного регулирования экономики.

2. Неолиберальные концепции государственного регулирования экономики как альтернатива кейнсианству.

 

Темы докладов/рефератов:

1. Экономическое учение Дж.М.Кейнса.

2 Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики.

3. Неолиберализм как альтернатива кейнсианству.

4. Ордолиберализм. Концепция «социального рыночного хозяйства».

5. Чикагская школа неолиберализма. Монетарная концепция М.Фридмена

6. Концепция «неоклассического синтеза» П.Самуэльсона.

 

Образовательные технологии:

- дискуссия;

- проблемное обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

а) изучить основную литературу:

1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Г. 12,14,16,17. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр.

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл.19,20.

 

б) ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Бункина М.К. Монетаризм / М.К.Бункина. – М., 1994.

2. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.III. Эпоха социальных переломов / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2005. Разд.IV. Ч.2. C. 613-654.

3. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.IV. Век глобальных трансформаций / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004. Разд.II–III.

4. Осадчая И. Кейнсианство сегодня / И. Осадчая // Мировая экономика и международные отношения. – 1996. – № 8.

5. Отмахов П. Концепция метода Милтона Фридмена / П.Отмахов // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. – 1992. – № 4.

6. Устиян И. Кейнсианство и доктрина регулируемой рыночной экономики / И.Устиян // Экономист. – 1996. – № 9.

 

в) выполнить задания:

1. Поясните особенности предмета и метода изучения Дж.М.Кейнса.

 

2. Охарактеризуйте меры государственного регулирования экономикой, выдвинутые Дж.М.Кейнсом

 

3. Опишите основные неокейнсианские модели деловых циклов.

4. Назовите основные принципы посткейнсианства.

5. Охарактеризуйте сущность концепций немецких «ордолибералов» о социальном рыночном хозяйстве и типах «экономических систем».

 

6. Раскройте суть монетарной концепции Чикагской школы неолиберализма.

 

г) ответить на вопросы:

1. В чём суть «психологического закона» Дж.М.Кейнса?

2. Какое влияние оказали идеи Дж.М.Кейнса на экономическую науку и хозяйственную практику?

3. В чём суть либерализма, и каким теориям противостоит неолиберальное направление в экономической науке?

4. Как представители неоавстрийской и фрайбургской школ объясняли причины кризиса капиталистической экономики?

5. Почему представители неолиберального направления считали, что централизованно управляемые системы неэффективны?

6. В чём сущность разногласий между монетаристами и кейнсианцами?

7. В чём суть «неоклассического синтеза» по Самуэльсону?

 

Вопросы контрольной работы:

1.Меры государственного регулирования экономики в учении Дж.М.Кейнса.

2.Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики.

3.Неолиберализм как альтернатива кейнсианству.

4.Чикагская школа неолиберализма. Монетарная концепция М.Фридмена.

 

 

Формы текущего контроля знаний студентов:

- устный опрос по усвоению материала;

- контрольная работа.

 

 

Тема 9. Экономическая мысль в России.

Учебно-теоретическая конференция.

Время проведения: 2 часа

Цель: сформировать у студентов знание об основных этапах развития российской экономической науки, различных течениях экономической мысли, видных представителях отечественной экономической школы XIX–XX веков.

умение систематизировать многочисленные экономические концепции в России.

способствовать приобретению навыков объективной и аргументированной оценки закономерностей исторического и экономического развития России.

 

 

Темы докладов/рефератов:

1. Специфика развития экономической теории в России. Радикальное и реформистское направления в русской экономической мысли.

2.Крестьянский социализм А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского.

3.Экономические программы народничества.

4.Либеральные экономические идеи конца XIX – начала XX вв.

5.Причины распространения марксизма в России. В.И.Ленин как теоретик и революционный практик.

6. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства А.В.Чаянова.

7.Учение Н.Д.Кондратьева о больших циклах экономической конъюнктуры.

8. Л.В.Канторович – создатель теории линейного программирования.

 

Образовательные технологии:

- проблемное обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

а) изучить основную литературу:

1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.– С.371-415,416-444. (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр.

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С.117-130; 189-207; 260-271.

 

 

б) ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Белых А. История советских экономико-математических исследований (1917 – нач. 60-х годов) / А.Белых. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

2. Горяинова Л.В. История экономических учений: учебно-практическое пособие [Электрон, ресурс] / Л.В.Горяинова. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – С.172-206.

3. Ефимкин А. Дважды реабилитированные: Н.Д.Кондратьев, А.Н.Юровский / А.Ефимкин. – М.: Финансы и статистика, 1991.

4. Корицкий Э. Основные течения российской экономической мысли 20–30-х годов XX столетия / Э.Корицкий и др. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов,1993.

5. Мау В. В поисках планомерности: из истории развития советской экономической мысли конца 30-х – начала 60-х годов / В.Мау. – М.: Наука, 1990.

6. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.III. Эпоха социальных переломов / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2005. Разд.VI.

7. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.IV. Век глобальных трансформаций / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004. Разд.VI.

8. Пути развития: дискуссии 20-х годов: статьи и современный комментарий / сост. Э.Л.Корицкий. – Л.: Лениздат, 1990.

9. Сперанская Л. История отечественной экономической науки (XIX в.). Курс лекций / Л.Сперанская. – М.: ТЭИС, 1998.

 

 

Формы текущего контроля знаний студентов:

-реферат.

 

 

7. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины

Система оценочных средств представляет собой фонд контрольных заданий, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества сформированных компетенций как динамичного набора знаний, умений и личностных качеств.

В процессе оценки студентов используются как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. При этом традиционные формы применяются в русле компетентностного подхода.

В соответствии с макетом ФГОС оценка качества подготовки студентов включает текущую и промежуточную аттестацию.

 

 

Формы текущего контроля.

Контрольная работа.

Темы контрольных работ.

1. Экономическая мысль Древнего мира.

2. Экономическая мысль эпохи Средневековья.

3. Меркантилизм и школа физиократов.

4. Классическая школа политической экономии.

5. Экономическая теория Карла Маркса.

6. Классическая политэкономия в России.

7. Историческая школа Германии.

8. Австрийская школа. Маржинализм.

9. А.Маршалл и англо-американская школа.

10.Математическое направление в экономической теории. Лозаннская школа.

11.Неоклассическая экономическая теория: основные положения.

12.Экономическое учение Дж.М.Кейнса.

13.Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики.

14.Неолиберализм как альтернатива кейнсианству.

15.Чикагская школа неолиберализма. Монетарная концепция М.Фридмена.

16.Американский институционализм.

17. Экономическая мысль России во второй половине XIX – начале XX

18. Концепция неоклассического синтеза.

19. Вклад А.В.Чаянова и Л.Н.Юровского в экономическую науку.

20. Теория больших циклов Н.Д.Кондратьева.

21. Л.В.Канторович – создатель теории линейного программирования.

22. Экономическая наука в современной России в период рыночных реформ.

23. Неонституционализм.

 

Требования к выполнению контрольной работы.

Контрольная работа может выполняться студентами, как на занятии, так и в домашних условиях. Домашняя контрольная работа выполняется, как правило, студентами заочной формы обучения и содержит ряд требований:

- работа выполняется на основе первоисточников и предварительного ознакомления с учебным курсом;

- тема раскрывается по плану, разработанному самостоятельно и включающему 3-4 вопроса, а также введение и заключение;

- в письменном изложении не допускается дословное переписывание учебника, текст работы пишется самостоятельно, грамотно оформляются сноски, цитаты. Объем работы в целом не должен превышать 10 – 12 страниц машинописного текста. Оформление списка литературы должно соответствовать требованиям ГОСТа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.02 с.)