Занятие 2. Контрольная точка 1. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Контрольная точка 1.



Время проведения: 2 часа

Образовательные технологии:

- технология компьютерной проверки знаний студентов.

 

Тестовые вопросы

Выберите правильный ответ:

1. Факторами сменяемости экономических теорий являются:

а) прогресс в развитии производительных сил;

б) потребности экономической политики;

в) эволюция предмета экономической теории;

г) прогресс в областях знаний, смежных с экономической теорией;

д) всё вышеперечисленное.

2. Основное значение экономической науки сегодня состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям успешно вести бизнес;

б) дает ученым возможность реализовать свои способности;

в) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения;

г) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей и общества.

 

3. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:

а) скорейшего перехода к рыночной экономике;

б) обеспечения роста налоговых поступлений в казну;

в) не допустить разрушения основ натурального хозяйства.

 

4. Аристотель относил к сфере хрематистики:

а) земледелие и ремесло;

б) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

в) мелкую торговлю.

 

5. Согласно концепции «справедливой цены» Ф.Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

а) затратный принцип;

б) морально-этический принцип;

в) затратный и морально-этический одновременно.

 

6. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:

а) рыночные экономические отношения;

б) натурально-хозяйственные отношения;

в) крупную торговлю и ростовщические операции.

 

7. Автором термина «политическая экономия» является:

а) Аристотель;

б) Ф.Аквинский;

в) А.Монкретьен;

г) А.Смит;

д) К.Маркс.

8. Термин «политическая экономия» появился в:

а) 1615 г.;

б) 1776 г.;

в) 1890 г.;

г) 1758 г.

9. Кольбертизм – это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка:

а) не меняется;

б) сужается;

в) расширяется.

 

10. Предметом изучения меркантилизма является:

 

а) сфера обращения (потребления);

б) сфера производства (предложения);

в) сфера обращения и сфера производства одновременно.

 

11. Экономическая школа, впервые сделавшая предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантелизм;

б) физиократы;

в) классическая политэкономия;

г) маржинализм.

 

12. У. Петти и П.Буагильбер – родоначальники теории стоимости, определяемой:

а) затратами труда (трудовая теория);

б) производственными издержками;

в) предельной полезностью.

 

13. Согласно учению Ф.Кенэ о «чистом продукте» последний создается:

 

а) в торговле;

б) в сельскохозяйственном производстве;

в) в промышленности.

14. А.Тюрго единственным источником всякого богатства считал труд:

а) торговца;

б) земледельца (фермера);

в) ремесленника;

г) ростовщика;

д) купца.

 

15. В соответствии с методологической позиции А.Смита частный интерес:

а) не отделим от общего интереса;

б) стоит выше общественного;

в) вторичен по отношению к общественному.

 

16. «Невидимая рука» А.Смита – это:

а) механизм государственного управления экономикой в интересах всего общества;

б) действие в условиях свободной конкуренции предпринимателей, не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономических законов;

в) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением.

 

17. В структуре торговли на первое место А.Смитом поставлена:

а) внутренняя торговля;

б) внешняя торговля;

в) транзитная торговля.

 

18. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена:

а) затратами труда;

б) затратами труда и капитала;

в) суммой доходов.

 

19. А.Смит считает труд производительным, если он приложен:

а) в сельскохозяйственном производстве;

б) в любой отрасли материального производства;

в) в отраслях материального и нематериального производства.

20. Укажите позицию, из которой не исходил А.Смит в своём исследовании:

а) эгоизм людей;

б) погоня за прибылью;

в) склонность людей к обмену;

г) действие объективных законов;

д) разделение труда.

 

21. При определении стоимости Д.Рикардо придерживается:

а) трудовой теории;

б) теории издержек;

в) теории полезности.

 

22. Категорию «рента» Д.Рикардо трактует в следующих вариантах:

а, б, в;

а, г, д;

а) как доход с земли;

б) так же, как и прибыль фермера;

в) так же, как и прибыль в промышленной сфере;

г) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в сфере его деятельности;

д) как «свободный дар земли».

 

23. По мнению Д.Рикардо, заработная плата имеет тенденцию к снижению, потому что:

а) предприниматели занижают цену труда рабочих;

б) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда;

в) машины и механизмы вытесняют труд рабочего.

 

24. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б.Сэя являются:

а, в, г, ж;

б, г, д, ж;

а) спрос создает соответствующий ему уровень предложения;

б) предложение создает соответствующий ему спрос;

в) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса;

г) деньги нейтральны;

д) цены, заработная плата и процентная ставка гибки, подвижны;

е) допускается вмешательство государства в экономику;

ж) экономические кризисы невозможны, либо их проявлен6ие имеет всегда временный и преходящий характер.

 

25. Согласно теории народонаселения Т.Мальтуса главными причинами бедности являются:

а, в, г;

б, в, д;

а) несовершенство социального законодательства;

б) постоянно высокие темпы роста численности населения;

в) неизменно низкий уровень заработной платы;

г) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса;

д) «закон убывающего плодородия почвы».

 

26. Первыми из авторов классической политической экономии обратились к рассмотрению теоретико-методологических проблем социализма:

а, б, д;

в, г;

а) А.Смит;

б) Д.Рикардо;

в) Дж.С. Милль;

г) К.Маркс;

д) Т.Мальтус.

 

27. В концепции реформ Дж.С. Милля рекомендуется:

а, в, д, ж;

б, в, г, е, ж;

а) изменить законы производства;

б) изменить законы распределения;

в) ограничить право наследования;

г) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производительной ассоциации;

д) ниспровергнуть систему частной собственности;

е) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога;

ж) улучшить систему частной собственности ради участия в приносимых ею доходах каждого члена общества.

 

28. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эксплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость:

а) А.Смит;

б) Д.Рикардо;

в) Ж.Б.Сэй;

г) К.Маркс;

д) Ф.Кенэ.

29. Какие из ниженазванных причин порождают, по мнению К.Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению:

а, г, д;

б, в, д;

а) перелив капитала из одного из одной отрасли в другую;

б) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия;

в) рост относительного уровня заработной платы рабочих;

г) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала;

д) накопление капитала, сопровождаемое увеличением в структуре капитала доли постоянного капитала.

 

30. По мнению К.Маркса прибавочная стоимость создается:

а) трудом, капиталом и землей;

б) переменным капиталом;

в) постоянным капиталом.

 

31. В теории воспроизводства К.Маркса обосновываются такие положения, как:

б, в;

б, г;

а) тождественность ценности «годичного продукта» и создаваемых за год доходов;

б) различия простого и расширенного типов воспроизводства;

в) несостоятельность доктрин экономических кризисов недопотребления;

г) случайный характер экономических кризисов при капитализме.

 

32. Экономисты-романтики выдвигали реформаторские концепции, в соответствии с которыми естественной объявляется:

а) экономика свободной конкуренции;

б) экономика мелких собственников;

в) социалистическая экономика.

 

33. Из числа ниженазванных непосредственно П.Прудону принадлежат идеи о целесообразности:

а, в, г, е;

б, в, д, е;

а) ведущей роли в экономике общенародной собственности;

б) организации Банка народа;

в) упразднение денег и создания конституированной стоимости;

г) предпочтения функционального метода анализу каузальному;

д) введение беспроцентного кредита;

е) ликвидация государственной власти.

 

34. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение имеет собственность:

а) частная;

б) мелкая;

в) общенародная.

 

35. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа:

а) сферу производства;

б) сферу производства и сферу обращения;

в) экономические и неэкономические факторы.

 

 

Тема 6. Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли (4 часа).

Занятие 1. Семинар.

Тип семинара: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.

 

Время проведения: 2 часа

Цель: сформировать у студентов знание о том, что такое маржинализм и «маржинальная революция», в чём состоит значение экономических воззрений предшественников маржинализма, почему маржинализм придал математике выдающееся значение в экономической науке после 1870 г., почему авторы австрийской школы были более популярными среди представителей субъективного направления экономической мысли;

умение объяснить изменения предмета экономической теории лидерами неоклассической теории в конце XIX в.

способствовать приобретению навыков объективной и аргументированной оценки закономерностей исторического и экономического развития.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, этапы и особенности «маржинальной революции».

2. К.Менгер – родоначальник австрийской школы маржинализма.

3. Маржинальные концепции О.Бём-Баверка и Ф.Визера.

4. Маржинальные концепции У.С.Джевонса.

5. Л.Вальрас – родоначальник лозаннской школы маржинализма.

Темы докладов/рефератов:

1. Общая характеристика «маржинальной революции» и особенности экономической мысли на её первом этапе.

2 Австрийская школа маржинализма (К.Менгер, О.Бём-Баверк, Ф.Визер).

3. Маржинальные идеи У.С.Джевонса.

 

Образовательные технологии:

- проблемное обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

а) изучить основную литературу:

1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - Гл. 9-10 – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр.

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл. 14,15.

 

б) ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1I. Восходящий капитализм / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2005. Разд.I, Ч.I. С.119-132; Ч.2. С.159-242, 304-337.

2. Хвинтелиани В.Г. Развитие теории стоимости в XIX веке / В.Г.Хвинтелиани. – М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 1999.

3. Ядгаров Я.С., Покидченко М.Г., Вагина Е.Ю. Проблемы рыночной экономики в теориях классиков экономической мысли / Я.С.Ядгаров, М.Г.Покидченко, Е.Ю.Вагина. – М.: Изд-во Рос.экон.акад., 1994.

в) выполнить задания:

1. Сравните теорию «прибавочной стоимости» К.Маркса и «теорию ожидания О.Бём-Баверка.

 

2. Раскройте особенности модели макроэкономического равновесия Л.Вальраса.

 

Ответьте утвердительно или отрицательно.

 

1. Предшественником маржинализма является Г.Госсен, изложивший принципы маржиналистского анализа в 1854 году.

 

2. Математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний.

 

3. Блага высшего порядка рассматриваются К.Менгером в качестве неизбежной предпосылки экономического производства благ.

 

4. В соответствии с «законом величины ценности вещи» О.Бём-Баверка, «ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи».

 

5.Термин «предельная полезность» впервые был употреблен в работах Л.Вальраса.

 

6. Представители австрийской школы, следуя примеру К.Маркса, применяли принцип монизма, т.е. искали единое основание цены.

 

г) ответить на вопросы:

1. Каковы причины формирования маржинализма?

2. В чём суть теории предельной полезности К.Менгера?

3. Что представляет собой концепция ценообразования О.Бём-Баверка?

4. В чём сущность теории альтернативных издержек Ф.Визера?

 

Формы текущего контроля знаний студентов:

- устный опрос по усвоению материала;

- проверка выполнения домашних заданий.

Занятие 2. Семинар.

Тип семинара: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.

 

Время проведения: 2 часа

Цель: сформировать у студентов знание о том, какие новые теоретические школы возникли на «второй волне» «маржинальной революции»,какова роль в обновлении предмета и метода экономической науки лидеров неоклассической теории конца XIX в.;

умение классифицировать теоретические школы, возникшие на втором этапе «маржинальной революции».

способствовать приобретению навыков объективной и аргументированной оценки закономерностей исторического и экономического развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Теоретические положения А.Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения.

2. Концепция А.Маршалла о предельных издержках производства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к сбережению (накоплению).

3. Теория общего экономического равновесия В.Парето.

4. «Оптимум Парето». «Кривые безразличия» в учении В.Парето.

5. Учение Дж.Б.Кларка о статике и динамике.

6. «Закон предельной производительности» Дж.Б.Кларка.

 

Темы докладов/рефератов:

1. Экономическое учение А.Маршалла.

2. Теоретические положения Дж.Б.Кларка.

 

Образовательные технологии:

- проблемное обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

а) изучить основную литературу:

1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - Гл. 10 – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр.

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл.16.

 

б) ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1I. Восходящий капитализм / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2005. Разд.I,Ч.2. С.338-416.

2. Хвинтелиани В.Г. Развитие теории стоимости в XIX веке / В.Г.Хвинтелиани. – М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 1999.

3. Ядгаров Я.С., Покидченко М.Г., Вагина Е.Ю. Проблемы рыночной экономики в теориях классиков экономической мысли / Я.С.Ядгаров, М.Г.Покидченко, Е.Ю.Вагина. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994.

в) выполнить задания:

1. Объясните сущность неоклассического синтеза А.Маршалла.

2. Изложите суть и предназначение концепции В.Парето об общественной полезности («оптимум Парето»).

 

3. Раскройте суть «закона предельной производительности» Дж.Б.Кларка.

 

г) ответить на вопросы:

1. В чём новизна характеристики рыночной цены в трактовке А.Маршалла?

2. Что выявил А.Маршалл в связи с зависимостью объема спроса от изменения цены?

3. Что характеризуют «кривые безразличия» В Парето?

4. Как характеризует Дж.Б.Кларк статический тип производства?

5. Какие факторы, по Кларку, обусловливают динамические условия?

 

Формы текущего контроля знаний студентов:

- устный опрос по усвоению материала, собеседование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.083 с.)