Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Контрольная точка 1.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Время проведения: 2 часа Образовательные технологии: - технология компьютерной проверки знаний студентов.
Тестовые вопросы Выберите правильный ответ: 1. Факторами сменяемости экономических теорий являются: а) прогресс в развитии производительных сил; б) потребности экономической политики; в) эволюция предмета экономической теории; г) прогресс в областях знаний, смежных с экономической теорией; д) всё вышеперечисленное. 2. Основное значение экономической науки сегодня состоит в том, что она: а) помогает предпринимателям успешно вести бизнес; б) дает ученым возможность реализовать свои способности; в) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения; г) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей и общества.
3. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью: а) скорейшего перехода к рыночной экономике; б) обеспечения роста налоговых поступлений в казну; в) не допустить разрушения основ натурального хозяйства.
4. Аристотель относил к сфере хрематистики: а) земледелие и ремесло; б) ростовщичество и торгово-посреднические операции; в) мелкую торговлю.
5. Согласно концепции «справедливой цены» Ф.Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит: а) затратный принцип; б) морально-этический принцип; в) затратный и морально-этический одновременно.
6. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали: а) рыночные экономические отношения; б) натурально-хозяйственные отношения; в) крупную торговлю и ростовщические операции.
7. Автором термина «политическая экономия» является: а) Аристотель; б) Ф.Аквинский; в) А.Монкретьен; г) А.Смит; д) К.Маркс. 8. Термин «политическая экономия» появился в: а) 1615 г.; б) 1776 г.; в) 1890 г.; г) 1758 г. 9. Кольбертизм – это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка: а) не меняется; б) сужается; в) расширяется.
10. Предметом изучения меркантилизма является:
а) сфера обращения (потребления); б) сфера производства (предложения); в) сфера обращения и сфера производства одновременно.
11. Экономическая школа, впервые сделавшая предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения: а) меркантелизм; б) физиократы; в) классическая политэкономия; г) маржинализм.
12. У. Петти и П.Буагильбер – родоначальники теории стоимости, определяемой: а) затратами труда (трудовая теория); б) производственными издержками; в) предельной полезностью.
13. Согласно учению Ф.Кенэ о «чистом продукте» последний создается:
а) в торговле; б) в сельскохозяйственном производстве; в) в промышленности. 14. А.Тюрго единственным источником всякого богатства считал труд: а) торговца; б) земледельца (фермера); в) ремесленника; г) ростовщика; д) купца.
15. В соответствии с методологической позиции А.Смита частный интерес: а) не отделим от общего интереса; б) стоит выше общественного; в) вторичен по отношению к общественному.
16. «Невидимая рука» А.Смита – это: а) механизм государственного управления экономикой в интересах всего общества; б) действие в условиях свободной конкуренции предпринимателей, не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономических законов; в) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением.
17. В структуре торговли на первое место А.Смитом поставлена: а) внутренняя торговля; б) внешняя торговля; в) транзитная торговля.
18. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена: а) затратами труда; б) затратами труда и капитала; в) суммой доходов.
19. А.Смит считает труд производительным, если он приложен: а) в сельскохозяйственном производстве; б) в любой отрасли материального производства; в) в отраслях материального и нематериального производства. 20. Укажите позицию, из которой не исходил А.Смит в своём исследовании: а) эгоизм людей; б) погоня за прибылью; в) склонность людей к обмену; г) действие объективных законов; д) разделение труда.
21. При определении стоимости Д.Рикардо придерживается: а) трудовой теории; б) теории издержек; в) теории полезности.
22. Категорию «рента» Д.Рикардо трактует в следующих вариантах: а, б, в; а, г, д; а) как доход с земли; б) так же, как и прибыль фермера; в) так же, как и прибыль в промышленной сфере; г) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в сфере его деятельности; д) как «свободный дар земли».
23. По мнению Д.Рикардо, заработная плата имеет тенденцию к снижению, потому что: а) предприниматели занижают цену труда рабочих; б) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда; в) машины и механизмы вытесняют труд рабочего.
24. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б.Сэя являются: а, в, г, ж; б, г, д, ж; а) спрос создает соответствующий ему уровень предложения; б) предложение создает соответствующий ему спрос; в) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса; г) деньги нейтральны; д) цены, заработная плата и процентная ставка гибки, подвижны; е) допускается вмешательство государства в экономику; ж) экономические кризисы невозможны, либо их проявлен6ие имеет всегда временный и преходящий характер.
25. Согласно теории народонаселения Т.Мальтуса главными причинами бедности являются: а, в, г; б, в, д; а) несовершенство социального законодательства; б) постоянно высокие темпы роста численности населения; в) неизменно низкий уровень заработной платы; г) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса; д) «закон убывающего плодородия почвы».
26. Первыми из авторов классической политической экономии обратились к рассмотрению теоретико-методологических проблем социализма: а, б, д; в, г; а) А.Смит; б) Д.Рикардо; в) Дж.С. Милль; г) К.Маркс; д) Т.Мальтус.
27. В концепции реформ Дж.С. Милля рекомендуется: а, в, д, ж; б, в, г, е, ж; а) изменить законы производства; б) изменить законы распределения; в) ограничить право наследования; г) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производительной ассоциации; д) ниспровергнуть систему частной собственности; е) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога; ж) улучшить систему частной собственности ради участия в приносимых ею доходах каждого члена общества.
28. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эксплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость: а) А.Смит; б) Д.Рикардо; в) Ж.Б.Сэй; г) К.Маркс; д) Ф.Кенэ. 29. Какие из ниженазванных причин порождают, по мнению К.Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению: а, г, д; б, в, д; а) перелив капитала из одного из одной отрасли в другую; б) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия; в) рост относительного уровня заработной платы рабочих; г) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала; д) накопление капитала, сопровождаемое увеличением в структуре капитала доли постоянного капитала.
30. По мнению К.Маркса прибавочная стоимость создается: а) трудом, капиталом и землей; б) переменным капиталом; в) постоянным капиталом.
31. В теории воспроизводства К.Маркса обосновываются такие положения, как: б, в; б, г; а) тождественность ценности «годичного продукта» и создаваемых за год доходов; б) различия простого и расширенного типов воспроизводства; в) несостоятельность доктрин экономических кризисов недопотребления; г) случайный характер экономических кризисов при капитализме.
32. Экономисты-романтики выдвигали реформаторские концепции, в соответствии с которыми естественной объявляется: а) экономика свободной конкуренции; б) экономика мелких собственников; в) социалистическая экономика.
33. Из числа ниженазванных непосредственно П.Прудону принадлежат идеи о целесообразности: а, в, г, е; б, в, д, е; а) ведущей роли в экономике общенародной собственности; б) организации Банка народа; в) упразднение денег и создания конституированной стоимости; г) предпочтения функционального метода анализу каузальному; д) введение беспроцентного кредита; е) ликвидация государственной власти.
34. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение имеет собственность: а) частная; б) мелкая; в) общенародная.
35. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа: а) сферу производства; б) сферу производства и сферу обращения; в) экономические и неэкономические факторы.
Тема 6. Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли (4 часа). Занятие 1. Семинар. Тип семинара: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.
Время проведения: 2 часа Цель: сформировать у студентов знание о том, что такое маржинализм и «маржинальная революция», в чём состоит значение экономических воззрений предшественников маржинализма, почему маржинализм придал математике выдающееся значение в экономической науке после 1870 г., почему авторы австрийской школы были более популярными среди представителей субъективного направления экономической мысли; умение объяснить изменения предмета экономической теории лидерами неоклассической теории в конце XIX в. способствовать приобретению навыков объективной и аргументированной оценки закономерностей исторического и экономического развития.
Вопросы для обсуждения: 1. Сущность, этапы и особенности «маржинальной революции». 2. К.Менгер – родоначальник австрийской школы маржинализма. 3. Маржинальные концепции О.Бём-Баверка и Ф.Визера. 4. Маржинальные концепции У.С.Джевонса. 5. Л.Вальрас – родоначальник лозаннской школы маржинализма. Темы докладов/рефератов: 1. Общая характеристика «маржинальной революции» и особенности экономической мысли на её первом этапе. 2 Австрийская школа маржинализма (К.Менгер, О.Бём-Баверк, Ф.Визер). 3. Маржинальные идеи У.С.Джевонса.
Образовательные технологии: - проблемное обучение.
Задания для самостоятельной работы студентов а) изучить основную литературу: 1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - Гл. 9-10 – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр. 2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл. 14,15.
б) ознакомиться с дополнительной литературой: 1. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1I. Восходящий капитализм / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2005. Разд.I, Ч.I. С.119-132; Ч.2. С.159-242, 304-337. 2. Хвинтелиани В.Г. Развитие теории стоимости в XIX веке / В.Г.Хвинтелиани. – М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 1999. 3. Ядгаров Я.С., Покидченко М.Г., Вагина Е.Ю. Проблемы рыночной экономики в теориях классиков экономической мысли / Я.С.Ядгаров, М.Г.Покидченко, Е.Ю.Вагина. – М.: Изд-во Рос.экон.акад., 1994. в) выполнить задания: 1. Сравните теорию «прибавочной стоимости» К.Маркса и «теорию ожидания О.Бём-Баверка.
2. Раскройте особенности модели макроэкономического равновесия Л.Вальраса.
Ответьте утвердительно или отрицательно.
1. Предшественником маржинализма является Г.Госсен, изложивший принципы маржиналистского анализа в 1854 году.
2. Математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний.
3. Блага высшего порядка рассматриваются К.Менгером в качестве неизбежной предпосылки экономического производства благ.
4. В соответствии с «законом величины ценности вещи» О.Бём-Баверка, «ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи».
5.Термин «предельная полезность» впервые был употреблен в работах Л.Вальраса.
6. Представители австрийской школы, следуя примеру К.Маркса, применяли принцип монизма, т.е. искали единое основание цены.
г) ответить на вопросы: 1. Каковы причины формирования маржинализма? 2. В чём суть теории предельной полезности К.Менгера? 3. Что представляет собой концепция ценообразования О.Бём-Баверка? 4. В чём сущность теории альтернативных издержек Ф.Визера?
Формы текущего контроля знаний студентов: - устный опрос по усвоению материала; - проверка выполнения домашних заданий. Занятие 2. Семинар. Тип семинара: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.
Время проведения: 2 часа Цель: сформировать у студентов знание о том, какие новые теоретические школы возникли на «второй волне» «маржинальной революции»,какова роль в обновлении предмета и метода экономической науки лидеров неоклассической теории конца XIX в.; умение классифицировать теоретические школы, возникшие на втором этапе «маржинальной революции». способствовать приобретению навыков объективной и аргументированной оценки закономерностей исторического и экономического развития. Вопросы для обсуждения: 1. Теоретические положения А.Маршалла о взаимосвязи рыночной цены, спроса и предложения. 2. Концепция А.Маршалла о предельных издержках производства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к сбережению (накоплению). 3. Теория общего экономического равновесия В.Парето. 4. «Оптимум Парето». «Кривые безразличия» в учении В.Парето. 5. Учение Дж.Б.Кларка о статике и динамике. 6. «Закон предельной производительности» Дж.Б.Кларка.
Темы докладов/рефератов: 1. Экономическое учение А.Маршалла. 2. Теоретические положения Дж.Б.Кларка.
Образовательные технологии: - проблемное обучение.
Задания для самостоятельной работы студентов а) изучить основную литературу: 1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - Гл. 10 – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр. 2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл.16.
б) ознакомиться с дополнительной литературой: 1. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1I. Восходящий капитализм / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2005. Разд.I,Ч.2. С.338-416. 2. Хвинтелиани В.Г. Развитие теории стоимости в XIX веке / В.Г.Хвинтелиани. – М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 1999. 3. Ядгаров Я.С., Покидченко М.Г., Вагина Е.Ю. Проблемы рыночной экономики в теориях классиков экономической мысли / Я.С.Ядгаров, М.Г.Покидченко, Е.Ю.Вагина. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. в) выполнить задания: 1. Объясните сущность неоклассического синтеза А.Маршалла. 2. Изложите суть и предназначение концепции В.Парето об общественной полезности («оптимум Парето»).
3. Раскройте суть «закона предельной производительности» Дж.Б.Кларка.
г) ответить на вопросы: 1. В чём новизна характеристики рыночной цены в трактовке А.Маршалла? 2. Что выявил А.Маршалл в связи с зависимостью объема спроса от изменения цены? 3. Что характеризуют «кривые безразличия» В Парето? 4. Как характеризует Дж.Б.Кларк статический тип производства? 5. Какие факторы, по Кларку, обусловливают динамические условия?
Формы текущего контроля знаний студентов: - устный опрос по усвоению материала, собеседование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.011 с.) |