Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История экономических учений↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотрена и одобрена УТВЕРЖДАЮ: на заседании Совета Директор филиала филиала ______Ю.Л.Ярецкий
Протокол № 5 «27» декабря 2012 г. от «27» декабря 2012 г. В.Н.ПОДКОПАЕВ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Направление подготовки Экономика (бакалавр) Профиль: Финансы и кредит Степень выпускника Бакалавр Для очной и заочной формы обучения
Воронеж Рабочая программа учебной дисциплины «История экономических учений» подготовлена к.э.н., доцентом Подкопаевым Василием Николаевичем, доцентом кафедры экономики и финансового права
Рецензенты: 1. д.э.н., профессор Литвинов Дмитрий Афанасьевич - профессор кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Воронежского института МВД России. 2. к.э.н. Блашенцев Борис Олегович - доцент кафедры экономики и финансового права филиала РГСУ в г. Воронеже.
Рабочая программа учебной дисциплины «История экономических учений» обсуждена и рекомендована кафедрой экономики и финансового права. Протокол № 5 от «19» декабря 2012 г.
Обсуждена и одобрена Учебно-методическим советом филиала. Протокол № 2 от «21» декабря 2012 г. 1.Цели освоения дисциплины Целями учебной дисциплины «История экономических учений» в соответствии с ООП ВПО направления «Экономика» являются получение студентами представления об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономической теории и выявление значимости для практики хозяйственной деятельности творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли. Задачи изучения дисциплины: - усвоение знаний о том, как развивалась экономическая наука и складывались магистральные направления мировой экономической мысли; каковы альтернативные школы в экономике и их значение для развития экономической науки; - на примерах из различных эпох познакомить с методами классово-формационного, субъективистского, маржиналистского, социально-исторического и функционального анализа экономической ситуации; - научиться применять на практике сведения о важнейших экономических идеях и принятых на их основе конкретных мерах в области бюджетной, кредитной, налоговой и прочей политики, имеющей место в разных странах в разные периоды истории; - научиться самостоятельно находить нестандартные решения, пользуясь историческими аналогиями; - уметь правильно, с учетом исторического опыта, оценивать современные экономические теории и текущую экономическую политику; - сформировать основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью логически мыслить, анализировать, обобщать и оценивать исторические события и процессы. 2. Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «История экономических учений» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б3.Б8) и изучается студентами на 2 курсе. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые дисциплинами: - «Философия» (Б1.Б1); - «История» (Б1.Б3); - «Микроэкономика» (Б3.Б1); - «Макроэкономика» (Б3.Б2). Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: - «Институциональная экономика» (Б3.Б.7); - «Экономика общественного сектора» (Б3.Б13); - «Деньги, кредит, банки» Б3.В.6); - «Мировая экономика» (Б3.ДВ3); - «Налоги и налогообложение» (Б3.ДВ4).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения курса истории экономических учений направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11). профессиональные: - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); - способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); - способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); - способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14). В результате освоения курса истории экономических учений студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Количество часов по учебному плану (очная форма обучения) Всего 108 часов Аудиторные занятия 48 часов, в том числе интерактивных занятий 10 часов. Самостоятельная работа 60 часов.
Количество часов по учебному плану (заочная форма обучения)
Всего 108 часов Аудиторные занятия 10 часов. Самостоятельная работа 98 часов.
5. Содержание дисциплины
6. Планы групповых занятий и образовательные технологии Очная форма обучения Занятие 1. Семинар. Тип семинара: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.
Время проведения: 2 часа Цель: сформировать у студентов знание о том,что обусловило вытеснение концепции меркантилизма и двухсотлетнее господство классической политической экономии, каковы особенности изучения предмета и метода классической школы политической экономии, каковы этапы ее развития и особенности первого этапа; умение определить вклад первых авторов классической политической экономии и физиократов в прогресс экономической теории; способствовать приобретению навыков анализа процессов и явлений, происходящих в обществе.
Вопросы для обсуждения: 1. Социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии. Этапы развития. 2. Общие характерные признаки классической школы. 3. У.Петти и П.Буагильбер – родоначальники классической школы. 4. Физиократы Ф.Кенэ и А.Тюрго и их экономические воззрения.
Темы докладов/рефератов: 1. Особенности и этапы развития классической политической экономии. 2 Экономическое учение У.Петти. 3. Экономическое учение П.Буагильбера. 4. Экономическое учение Ф.Кенэ. 5. Экономическое учение А.Тюрго.
Образовательные технологии: - проблемное обучение.
Задания для самостоятельной работы студентов а) изучить основную литературу: 1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гл.4. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр. 2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл. 5-7.
б) ознакомиться с дополнительной литературой: 1. Аникин А.В. Юность науки / А.В.Аникин. – М., 1985. – Гл.3-4, 7-8. 2. Аникин А.В., Аникин В.А. Уильям Петти / А.В.Аникин, В.А.Аникин. – М.,1986. 3. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1. От зари цивилизации до капитализма / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004. Разд.III. С.188-195; С.243-260. Разд.IV.
в) выполнить задания: 1. Приведите примеры антимеркантилистских взглядов У.Петти П.Буагильбера. Соответствуют ли их трактовка богатства современному определению данной экономической категории?
2. Охарактеризуйте механизм кругооборота хозяйственной жизни с точки зрения Ф.Кенэ. В чём историко-экономическое значение его теории воспроизводства?
3. Разъясните, насколько соответствуют определениям современной экономической науки трактовки А.Тюрго категорий «богатство», «заработная плата», «деньги», «ссудный процент», «цена».
г) ответить на вопросы: 1. С именем какого ученого связано использование термина «классическая политическая экономия»? 2. Каковы хронологические рамки классической политической экономии? 3. В чём состоит новаторство анализа категорий «богатство» и «стоимость» У.Петти? 4. Чем обусловлен призыв П.Буагильбера к отказу от использования денег? 5. Каковы особенности теоретических воззрений Ф.Кенэ о классах, капитале, производительном труде?
Формы текущего контроля знаний студентов: - устный опрос по усвоению материала; - проверка выполнения домашних заданий. Занятие 2. Круглый стол. Занятие 1. Семинар. Тип семинара: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.
Время проведения: 2 часа Цель: сформировать у студентов знание о том, как развивалась классическая политэкономия в условиях индустриализации производства, в чём состоит новизна теоретического осмысления категорий «стоимость», «заработная плата», «прибыль» и «рента» в трудах классиков-смитианцев постмануфактурного периода, каковы теоретические воззрения Дж.С.Милля; умение анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; способствовать приобретению навыков объективной и аргументированной оценки закономерностей исторического и экономического развития.
Вопросы для обсуждения: 1. Теоретические положения Д.Рикардо о стоимости, доходах, капитале, деньгах и воспроизводстве. 2. Экономические теории Ж.Б.Сэя, Т.Мальтуса, Н.Сениора, Ф.Бастиа. 3. Теоретические положения Дж.С.Милля о законах производства и распределения, производительном труде, стоимости и доходах. 4. Доктрины Дж.С.Милля о сферах «бессилия рынка» и социальных реформах.
Темы докладов/рефератов: 1. Экономическое учение Д.Рикардо. 2 Экономическое учение Ж.Б.Сэя. 3. Теория народонаселения Т.Мальтуса и ее историческое значение. 4. Теоретические положения Н.Сениора о доходах и производительном труде. 5. Теория экономических гармоний Ф.Бастиа. 6. Экономическое учение Дж.С.Милля.
Образовательные технологии: - проблемное обучение.
Задания для самостоятельной работы студентов а) изучить основную литературу: 1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С.91-114. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр. 2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл. 9, 10. – С.166-172.
б) ознакомиться с дополнительной литературой: 1. Аникин А.В. Юность науки / А.В.Аникин. – М., 1985. – Гл.11-15. 2. Афанасьев В.С. Давид Рикардо / В.С.Афанасьев. – М.,1988. 3. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1. От зари цивилизации до капитализма / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004. Разд.V. в) выполнить задания: 1. Приведите суждения Д.Рикардо по поводу категорий «стоимость» и «капитал», доходов основных классов общества и денег.
2. Дайте оценку высказываниям Д.Рикардо о тенденции заработной платы и прибыли к понижению в условиях «частной и свободной рыночной конкуренции.
3. Раскройте общие положения в теории трёх Ж.Б.Сэя и теории издержек производства Т.Мальтуса.
4. Охарактеризуйте вклад Дж.С.Милля в развитие экономической теории. г) ответить на вопросы: 1. Как формулирует Д.Рикардо главную задачу политической экономии? 3. Правомерна ли трактовка Ж.Б.Сэя о происхождении доходов предпринимателей? 4. Какова взаимосвязь «закона убывающего плодородия почвы» и «железного закона заработной платы» Т.Мальтуса? 5. Какой сценарий реформ предлагает Дж.С.Милль?
Формы текущего контроля знаний студентов: - устный опрос по усвоению материала; - проверка выполнения домашних заданий. Занятие 2. Круглый стол. Занятие 1. Семинар. Тип семинара: заслушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов.
Время проведения: 2 часа Цель: сформировать у студентов знание о реформаторских программах экономистов-романтиков, социально-экономических реформаторских проектах утопического социализма и теоретических положениях представителей немецкой исторической школы; умение ориентироваться в мировом историческом процессе; способствовать приобретению навыков объективной и аргументированной оценки закономерностей исторического и экономического развития.
Вопросы для обсуждения: 1.Особенности воззрений экономистов-романтиков (С.Сисмонди, П.Прудон). 2.Экономические воззрения социалистов-утопистов (К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн). 3. Особенности и этапы развития исторической школы Германии (А.Мюллер, Ф.Лист, Б.Гильдебранд, К.Книс, Г.Шмоллер, А.Шпитхоф и др.)
Темы докладов/рефератов: 1. Экономическое учение С.Сисмонди. 2 Экономическое учение П.Прудона. 3. Концепция социальных реформ К.Сен-Симона. 4. Концепция социальных реформ Ш.Фурье. 5. Концепция социальных реформ Р.Оуэна. 6. Предшественники немецкой исторической школы Германии (А.Мюллер, Ф.Лист). 7. Старая историческая школа Германии (Б.Гильдебранд, К.Книс). 8. Новая и новейшая историческая школа (Г.Шмоллер, А.Шпитхоф и др.).
Образовательные технологии: - проблемное обучение. Задания для самостоятельной работы студентов а) изучить основную литературу: 1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С.136-157. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр. 2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл.11-13.
б) ознакомиться с дополнительной литературой: 1. Аникин А.В. Юность науки / А.В.Аникин. – М., 1985. – Гл.16-18. 2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р.Арон. – М., 1992. 3. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1. От зари цивилизации до капитализма / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004. Разд.VI. 4. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.III. Эпоха социальных переломов / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2005. Разд.I. Ч.1-3. 6. Цеханович В.Р. Проблемы социальной организации в реформаторских концепциях Р.Оуэна, К.Сен-Симона и Ш.Фурье / В.Р.Цеханович. – М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 1999. 7. Цеханович К.Р. Реформаторские проекты С.Сисмонди против абсолютизации принципов экономического либерализма / К.Р.Цеханович. – М.: Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 1999.
(Методические указания по подготовке реферата и требования к его написанию размещены в разделе 7 настоящей программы).
Формы текущего контроля знаний студентов: -реферат.
Занятие 1. Семинар. Тип семинара: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.
Время проведения: 2 часа Цель: сформировать у студентов знание о том, что такое маржинализм и «маржинальная революция», в чём состоит значение экономических воззрений предшественников маржинализма, почему маржинализм придал математике выдающееся значение в экономической науке после 1870 г., почему авторы австрийской школы были более популярными среди представителей субъективного направления экономической мысли; умение объяснить изменения предмета экономической теории лидерами неоклассической теории в конце XIX в. способствовать приобретению навыков объективной и аргументированной оценки закономерностей исторического и экономического развития.
Вопросы для обсуждения: 1. Сущность, этапы и особенности «маржинальной революции». 2. К.Менгер – родоначальник австрийской школы маржинализма. 3. Маржинальные концепции О.Бём-Баверка и Ф.Визера. 4. Маржинальные концепции У.С.Джевонса. 5. Л.Вальрас – родоначальник лозаннской школы маржинализма. Темы докладов/рефератов: 1. Общая характеристика «маржинальной революции» и особенности экономической мысли на её первом этапе. 2 Австрийская школа маржинализма (К.Менгер, О.Бём-Баверк, Ф.Визер). 3. Маржинальные идеи У.С.Джевонса.
Образовательные технологии: - проблемное обучение.
Задания для самостоятельной работы студентов а) изучить основную литературу: 1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - Гл. 9-10 – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр. 2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. Гл. 14,15.
б) ознакомиться с дополнительной литературой: 1. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1I. Восходящий капитализм / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2005. Разд.I, Ч.I. С.119-132; Ч.2. С.159-242, 304-337. 2. Хвинтелиани В.Г. Развит
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.01 с.) |