Критерии оценки контрольной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки контрольной работы.



«зачтено» -студент владеет глубокими знаниями, полно и системно осветил тему, проявил самостоятельность анализа и суждений, правильно оформил работу.

«незачтено» -работа выполнена только на базе одного учебника, без анализа и обобщения, лишена элементов самостоятельности.

 

Реферат/доклад.

2.1. Темы (примерные) рефератов/докладов.

1. Особенности основных методологических принципов и методов изучения в экономической науке.

2. Развитие предмета и метода экономической науки.

3. Экономическая мысль Древнего Востока (авторы на выбор).

4. Экономическая мысль древнегреческих философов (авторы на выбор).

5. Экономическая мысль средневековья (авторы на выбор).

6.Меркантилизм – первая теоретическая школа периода зарождения рыночных экономических отношений.

7. Особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

8. Особенности и этапы развития классической политической экономии.

9. Экономическое учение У.Петти.

10.Экономическое учение П.Буагильбера.

11.Экономическое учение Ф.Кенэ.

12.Экономическое учение А.Тюрго.

13. Труд А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» и его вклад в развитие экономической теории.

14. Адам Смит – центральная фигура либеральной рыночной экономической теории.

15. «Экономический человек» А.Смита и современность.

16. Экономическое учение Д.Рикардо.

17. Экономическое учение Ж.Б.Сэя.

18. Теория народонаселения Т.Мальтуса и ее историческое значение.

19. Теоретические положения Н.Сениора о доходах и производительном труде.

20. Теория экономических гармоний Ф.Бастиа.

21. Экономическое учение Дж.С.Милля.

22. Трудовая теория стоимости К.Маркса.

23. Основные положения теории прибавочной стоимости К.Маркса.

24.Метод К.Маркса и проблемы создания теории воспроизводства общественного капитала.

25. Экономическое учение С.Сисмонди.

26. Экономическое учение П.Прудона.

27. Концепция социальных реформ К.Сен-Симона.

28. Концепция социальных реформ Ш.Фурье.

29. Концепция социальных реформ Р.Оуэна.

30. Предшественники немецкой исторической школы Германии (А.Мюллер, Ф.Лист).

31. Старая историческая школа Германии (Б.Гильдебранд, К.Книс).

32. Новая и новейшая историческая школа (Г.Шмоллер, А.Шпитхоф и др.).

33. Общая характеристика «маржинальной революции» и особенности экономической мысли на её первом этапе.

34. Австрийская школа маржинализма (К.Менгер, О.Бём-Баверк, Ф.Визер).

35. Маржинальные идеи У.С.Джевонса.

36. Экономическое учение А.Маршалла.

37. Теоретические положения Дж.Б.Кларка

38. Экономическое учение Т.Веблена.

39. Экономическое учение У.Митчелла.

40. Экономическое учение Р.Коуза

41. Экономическое учение Дж.М.Кейнса.

42. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики.

43. Неолиберализм как альтернатива кейнсианству.

44. Ордолиберализм. Концепция «социального рыночного хозяйства».

45. Чикагская школа неолиберализма. Монетарная концепция М.Фридмена

46. Концепция «неоклассического синтеза» П.Самуэльсона.

47. Возникновение меркантилистских концепций в трудах Ордин-Нащекина, Ю.Крижанича, И.Т.Посошкова, В.Н.Татищева.

48.Антикрепостнические реформаторские идеи А.Н.Радищева, Н.С.Мордвинова, М.М.Сперанского.

49. Концепция Н.И.Тургенева о либерализации российской экономики.

50.Концепция социально-экономических реформ в работах Н.Г.Чернышевского.

51.Проблемы либерализации экономики пореформенной России в экономических воззрениях С.Ю.Витте, М.М.Ковалевского, А.И.Чупрова, И.И.Янжула.

56. Пропаганда идей эволюции рыночных экономических отношений в трудах М.И.Туган-Барановского, П.Б.Струве, С.Н.Булгакова.

57. Экономические программы народничества.

58. Пропаганда марксистских социально-экономических идей в трудах Н.И.Зибера, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина.

59. Теоретическая дискуссия о «переходном периоде» к социализму и НЭПу в трудах Н.И.Бухарина, В.И.Ленина, И.И.Скворцова-Степанова, И.В.Сталина.

60. Концепции народнохозяйственного планирования и экономического роста в работах Н.Бухарина, Е.Преображенского, Г.Сокольникова. В.Базарова.

61.Экономические концепции развития экономики А.Чаянова, Н.Кондратьева, Л.Юровского.

 

62.Разработка экономико-математических методов и концепций оптимального планирования в трудах В.Немчинова, В.Новожилова, Л.Канторовича.

63. Экономическая наука в СССР в 1940–1980 гг.

64. Российская экономическая мысль в постсоветский период (авторы на выбор).

65. Проблемы и перспективы российской экономики в XXI веке.

 

2.2.Требования к подготовке реферата и доклада.

Реферативное сообщение (доклад) готовится к одной из тем, к одному из занятий. Объем реферата не должен превышать 10-15 страниц машинописного текста, включая план и список литературы. Написание реферата должно быть подчинено ответу на проблемный вопрос, который отражает актуальность темы. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.п.) по определенной теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Время на выступление не должно превышать 15 минут.

Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.

 

Критерии оценки рефератов/докладов.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой (БРС) оценки знаний студентов, действующей в университете, работа студента очной формы обучения оценивается по 100-балльной рейтинговой шкале. Максимум баллов, получаемых студентом в семестре (контрольные точки + текущая успеваемость) по дисциплинам, заканчивающимся экзаменом – 60 баллов.

 

Рейтинг (в баллах) оценок видов учебной деятельности по дисциплине «История экономически учений»

№ п/п Виды работ Зачетные баллы
1. Ответ-выступление по вопросу плана занятия 1 – 5 баллов
2. Дополнение к ответу 1 – 3 балла
3. Подготовка реферата 3 – 5 баллов
4. Реферативное сообщение 4 – 5 баллов
5. Проблемный вопрос к выступающему с рефератом 1 балл

Примечание: максимальное количество баллов за одно занятие – 5 баллов.

Тестирование.

3.1.Примерные задания.

Выберите правильный ответ:

1. Факторами сменяемости экономических теорий являются:

а) прогресс в развитии производительных сил;

б) потребности экономической политики;

в) эволюция предмета экономической теории;

г) прогресс в областях знаний, смежных с экономической теорией;

д) всё вышеперечисленное.

2. Основное значение экономической науки сегодня состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям успешно вести бизнес;

б) дает ученым возможность реализовать свои способности;

в) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения;

г) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей и общества.

 

3. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:

а) скорейшего перехода к рыночной экономике;

б) обеспечения роста налоговых поступлений в казну;

в) не допустить разрушения основ натурального хозяйства.

 

4. Аристотель относил к сфере хрематистики:

а) земледелие и ремесло;

б) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

в) мелкую торговлю.

 

5. Согласно концепции «справедливой цены» Ф.Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

а) затратный принцип;

б) морально-этический принцип;

в) затратный и морально-этический одновременно.

 

6. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:

а) рыночные экономические отношения;

б) натурально-хозяйственные отношения;

в) крупную торговлю и ростовщические операции.

7. Автором термина «политическая экономия» является:

а) Аристотель;

б) Ф.Аквинский;

в) А.Монкретьен;

г) А.Смит;

д) К.Маркс.

8. Термин «политическая экономия» появился в:

а) 1615 г.;

б) 1776 г.;

в) 1890 г.;

г) 1758 г.

9. Кольбертизм – это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка:

а) не меняется;

б) сужается;

в) расширяется.

 

10. Предметом изучения меркантилизма является:

 

а) сфера обращения (потребления);

б) сфера производства (предложения);

в) сфера обращения и сфера производства одновременно.

 

11. Экономическая школа, впервые сделавшая предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантелизм;

б) физиократы;

в) классическая политэкономия;

г) маржинализм.

 

12. У. Петти и П.Буагильбер – родоначальники теории стоимости, определяемой:

а) затратами труда (трудовая теория);

б) производственными издержками;

в) предельной полезностью.

 

13. Согласно учению Ф.Кенэ о «чистом продукте» последний создается:

а) в торговле;

б) в сельскохозяйственном производстве;

в) в промышленности.

 

14. А.Тюрго единственным источником всякого богатства считал труд:

а) торговца;

б) земледельца (фермера);

в) ремесленника;

г) ростовщика;

д) купца.

 

15. В соответствии с методологической позиции А.Смита частный интерес:

а) не отделим от общего интереса;

б) стоит выше общественного;

в) вторичен по отношению к общественному.

 

16. «Невидимая рука» А.Смита – это:

а) механизм государственного управления экономикой в интересах всего общества;

б) действие в условиях свободной конкуренции предпринимателей, не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономических законов;

в) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением.

 

17. В структуре торговли на первое место А.Смитом поставлена:

а) внутренняя торговля;

б) внешняя торговля;

в) транзитная торговля.

 

18. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена:

а) затратами труда;

б) затратами труда и капитала;

в) суммой доходов.

19. А.Смит считает труд производительным, если он приложен:

а) в сельскохозяйственном производстве;

б) в любой отрасли материального производства;

в) в отраслях материального и нематериального производства.

20. Укажите позицию, из которой не исходил А.Смит в своём исследовании:

а) эгоизм людей;

б) погоня за прибылью;

в) склонность людей к обмену;

г) действие объективных законов;

д) разделение труда.

 

21. При определении стоимости Д.Рикардо придерживается:

а) трудовой теории;

б) теории издержек;

в) теории полезности.

 

22. Категорию «рента» Д.Рикардо трактует в следующих вариантах:

а, б, в;

а, г, д;

а) как доход с земли;

б) так же, как и прибыль фермера;

в) так же, как и прибыль в промышленной сфере;

г) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в сфере его деятельности;

д) как «свободный дар земли».

 

23. По мнению Д.Рикардо, заработная плата имеет тенденцию к снижению, потому что:

а) предприниматели занижают цену труда рабочих;

б) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда;

в) машины и механизмы вытесняют труд рабочего.

 

24. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б.Сэя являются:

а, в, г, ж;

б, г, д, ж;

а) спрос создает соответствующий ему уровень предложения;

б) предложение создает соответствующий ему спрос;

в) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса;

г) деньги нейтральны;

д) цены, заработная плата и процентная ставка гибки, подвижны;

е) допускается вмешательство государства в экономику;

ж) экономические кризисы невозможны, либо их проявлен6ие имеет всегда временный и преходящий характер.

 

25. Согласно теории народонаселения Т.Мальтуса главными причинами бедности являются:

а, в, г;

б, в, д;

а) несовершенство социального законодательства;

б) постоянно высокие темпы роста численности населения;

в) неизменно низкий уровень заработной платы;

г) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса;

д) «закон убывающего плодородия почвы».

 

26. Первыми из авторов классической политической экономии обратились к рассмотрению теоретико-методологических проблем социализма:

а, б, д;

в, г;

а) А.Смит;

б) Д.Рикардо;

в) Дж.С. Милль;

г) К.Маркс;

д) Т.Мальтус.

 

27. В концепции реформ Дж.С. Милля рекомендуется:

а, в, д, ж;

б, в, г, е, ж;

а) изменить законы производства;

б) изменить законы распределения;

в) ограничить право наследования;

г) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производительной ассоциации;

д) ниспровергнуть систему частной собственности;

е) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога;

ж) улучшить систему частной собственности ради участия в приносимых ею доходах каждого члена общества.

 

 

28. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эксплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость:

а) А.Смит;

б) Д.Рикардо;

в) Ж.Б.Сэй;

г) К.Маркс;

д) Ф.Кенэ.

29. Какие из ниженазванных причин порождают, по мнению К.Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению:

а, г, д;

б, в, д;

а) перелив капитала из одного из одной отрасли в другую;

б) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия;

в) рост относительного уровня заработной платы рабочих;

г) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала;

д) накопление капитала, сопровождаемое увеличением в структуре капитала доли постоянного капитала.

 

30. По мнению К.Маркса прибавочная стоимость создается:

а) трудом, капиталом и землей;

б) переменным капиталом;

в) постоянным капиталом.

 

31. В теории воспроизводства К.Маркса обосновываются такие положения, как:

б, в;

б, г;

а) тождественность ценности «годичного продукта» и создаваемых за год доходов;

б) различия простого и расширенного типов воспроизводства;

в) несостоятельность доктрин экономических кризисов недопотребления;

г) случайный характер экономических кризисов при капитализме.

 

32. Экономисты-романтики выдвигали реформаторские концепции, в соответствии с которыми естественной объявляется:

а) экономика свободной конкуренции;

б) экономика мелких собственников;

в) социалистическая экономика.

 

33. Из числа ниженазванных непосредственно П.Прудону принадлежат идеи о целесообразности:

а, в, г, е;

б, в, д, е;

а) ведущей роли в экономике общенародной собственности;

б) организации Банка народа;

в) упразднение денег и создания конституированной стоимости;

г) предпочтения функционального метода анализу каузальному;

д) введение беспроцентного кредита;

е) ликвидация государственной власти.

 

34. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение имеет собственность:

а) частная;

б) мелкая;

в) общенародная.

 

35. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа:

а) сферу производства;

б) сферу производства и сферу обращения;

в) экономические и неэкономические факторы.

 

36. Маржинализм базируется на исследовании:

а) суммарных экономических дисциплин;

б) средних экономических величин;

в) предельных экономических величин.

 

 

37. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика:

а) сферы обращения (спроса);

б) сферы производства (предложения);

в) сферы обращения и сферы производства.

 

38. Приоритетным методом экономического анализа субъективного направления экономической мысли является:

а) эмпирический;

б) каузальный;

в) функциональный.

 

 

39. Предметом изучения неоклассического направления является:

а) сфера обращения (спроса);

б) сфера производства (предложение);

в) сфера обращения и сфера производства.

 

40.Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления является:

а) эмпирический;

б) каузальный;

в) функциональный.

 

41. Авторы первого этапа «маржинальной революции определяют стоимость (ценность) на основе:

а) трудовой стоимости;

б) теории издержек;

в) теории предельной полезности;

г) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.

42.Среди авторов периода «маржинальной революции» родоначальником современного макроэкономического моделирования принято считать:

а) У.Джевонса;

б) Л.Вальраса;

в) А.Маршалла;

г) Дж.Б.Кларка;

д) В.Парето.

43. Термин А.Маршалла «репрезентативная фирма» характеризует разновидность фирмы:

а) мелкой;

б) средней;

в) крупной.

44. Стоимость товара А.Маршаллом характеризуется на основе:

а) трудовой теории;

б) теории издержек;

в) теории предельной полезности;

г) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.

45. Автором учения о статике, динамике и теории предельной производительности является:

 

а) У.Джевонс;

б) А.Маршалл;

в) Дж.Б.Кларк;

г) В.Парето;

д) Л.Вальрас.

 

46. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В.Парето, следует считать:

а) максимизацию полезности;

б) выявление суммарной полезности;

в) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов;

г) выявление предельной полезности.

 

47. В качестве предмета экономического анализа институционализм выдвигает:

а) сферу производства;

б) сферу производства и обращения;

в) экономические и неэкономические факторы.

 

48. Приоритетными методами исследования в институциональной теории являются:

 

а, в, д, е;

б, в, г, е;

а) каузальный;

б) историко-экономический;

в) функциональный;

г) эмпирический;

д) абстракции;

е) социальной психологии.

 

49. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи:

а) с неизменными ценами;

б) со снизившимся уровнем цен;

в) с возросшим уровнем цен.

 

50. В результате рекомендуемых реформ Т.Веблен предвещает:

а) сохранение приоритетной роли финансовых слоев «бизнеса»;

б) переход к «индустриальной системе»;

в) переход к социалистическому обществу.

 

51. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется:

а) затратами труда;

б) соотношением спроса и предложения;

в) юридическим соглашением «коллективных институтов».

 

52. Из ниженазванных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие:

а, б, г;

а, в, д;

а) капитализм свободной конкуренции;

б) денежное хозяйство;

в) финансовый капитализм;

г) кредитное хозяйство;

д) административный капитализм.

 

 

53. Антимонопольные концепции Т.Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы:

а) до мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.;

б) в период «нового курса» Ф.Рузвельта;

в) после второй мировой войны.

 

54. У.Митчелл является родоначальником одного из течений институционализма, получившего название:

а) социально-психологическое;

б) социально-правовое;

в) конъюнктурно статистическое.

 

55. Экономическое учение У.Митчелла явилось основой:

а) теории предельной полезности;

б) концепции бескризисного цикла;

в) теории эволюции природы Ч.Дарвина.

 

56. Теории рынка с несовершенной конкуренцией возникли:

а) в середине XIX века;

б) в конце XIX века;

в) после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

 

57. Из нижеприведенных положений основу методологии исследования Дж.М.Кейнса составляют:

а, в, г, е;

б, в, д, е;

а) приоритет микроэкономического анализа;

б) приоритет макроэкономического анализа;

в) концепция «эффективного спроса»;

г) приверженность «закону рынков» Ж.Б.Сэя;

д) мультипликатор инвестиций;

е) склонность к ликвидности.

 

58. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж.М.Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления:

 

а) опережают темпы прироста доходов;

б) увеличиваются, но не в той мере, что и доходы;

в) остаются на прежнем уровне.

 

 

59. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиции государство, по мысли Дж.М.Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента:

 

а) в сторону увеличения;

б) в сторону снижения;

в) до конкретного уровня.

 

60. Согласно Э.Чемберлину, монополистическая конкуренция порождает феномен избытка мощности, обусловленный формированием цен

а) ниже уровня издержек;

б) на уровне издержек;

в) превышающих издержки.

 

61. В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж. Робинсон, размеры (мощности) фирм:

а) превышают оптимальный уровень;

б) оптимальны;

в) не достигают оптимального уровня.

 

62. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает:

а, в, д;

б, г, д;

а) государственные меры по инвестированию убыточных и низкорентабельных отраслей экономики;

б) либерализацию экономики;

в) рост объемов правительственных заказов, закупок и займов;

г) свободное ценообразование;

д) приоритет частной собственности.

 

63. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал:

а) Дж.М.Кейнс;

б) А.Мюллер-Армак;

в) М.Фридмен;

г) П.Самуэльсон;

д) К.Менгер.

64. Фрайбургская школа неолиберализма в концепции социального рыночного хозяйства придерживается принципов:

а) конкуренция везде, где возможно; регулирование там, где необходимо;

б) автоматическое функционирование «свободного рыночного хозяйства»;

в) синтез свободного и «социального общественного строя»;

г) концентрация власти и коллективизм;

в) рост относительного уровня заработной платы рабочих;

г) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала;

д) социальное выравнивание посредством справедливого распределения.

е) верно а, в, д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.192 с.)