Занятие 2. Контрольная точка 2. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Контрольная точка 2.



Время проведения: 2 часа

Образовательные технологии:

- технология компьютерной проверки знаний студентов.

 

Тестовые вопросы

Выберите правильный ответ:

1. Маржинализм базируется на исследовании:

а) суммарных экономических дисциплин;

б) средних экономических величин;

в) предельных экономических величин.

 

 

2. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика:

а) сферы обращения (спроса);

б) сферы производства (предложения);

в) сферы обращения и сферы производства.

 

3. Приоритетным методом экономического анализа субъективного направления экономической мысли является:

а) эмпирический;

б) каузальный;

в) функциональный.

 

4. Предметом изучения неоклассического направления является:

а) сфера обращения (спроса);

б) сфера производства (предложение);

в) сфера обращения и сфера производства.

 

5. Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления является:

а) эмпирический;

б) каузальный;

в) функциональный.

 

6. Авторы первого этапа «маржинальной революции определяют стоимость (ценность) на основе:

а) трудовой стоимости;

б) теории издержек;

в) теории предельной полезности;

г) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.

7. Среди авторов периода «маржинальной революции» родоначальником современного макроэкономического моделирования принято считать:

а) У.Джевонса;

б) Л.Вальраса;

в) А.Маршалла;

г) Дж.Б.Кларка;

д) В.Парето.

8. Термин А.Маршалла «репрезентативная фирма» характеризует разновидность фирмы:

а) мелкой;

б) средней;

в) крупной.

9. Стоимость товара А.Маршаллом характеризуется на основе:

а) трудовой теории;

б) теории издержек;

в) теории предельной полезности;

г) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.

 

10. Автором учения о статике, динамике и теории предельной производительности является:

 

а) У.Джевонс;

б) А.Маршалл;

в) Дж.Б.Кларк;

г) В.Парето;

д) Л.Вальрас.

 

11. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В.Парето, следует считать:

а) максимизацию полезности;

б) выявление суммарной полезности;

в) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов;

г) выявление предельной полезности.

 

12. В качестве предмета экономического анализа институционализм выдвигает:

а) сферу производства;

б) сферу производства и обращения;

в) экономические и неэкономические факторы.

 

 

13. Приоритетными методами исследования в институциональной теории являются:

 

а, в, д, е;

б, в, г, е;

а) каузальный;

б) историко-экономический;

в) функциональный;

г) эмпирический;

д) абстракции;

е) социальной психологии.

 

14. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи:

а) с неизменными ценами;

б) со снизившимся уровнем цен;

в) с возросшим уровнем цен.

 

15. В результате рекомендуемых реформ Т.Веблен предвещает:

а) сохранение приоритетной роли финансовых слоев «бизнеса»;

б) переход к «индустриальной системе»;

в) переход к социалистическому обществу.

 

16. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется:

а) затратами труда;

б) соотношением спроса и предложения;

в) юридическим соглашением «коллективных институтов».

 

17. Из ниженазванных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие:

а, б, г;

а, в, д;

а) капитализм свободной конкуренции;

б) денежное хозяйство;

в) финансовый капитализм;

г) кредитное хозяйство;

д) административный капитализм.

 

 

18. Антимонопольные концепции Т.Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы:

а) до мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.;

б) в период «нового курса» Ф.Рузвельта;

в) после второй мировой войны.

 

19. У.Митчелл является родоначальником одного из течений институционализма, получившего название:

а) социально-психологическое;

б) социально-правовое;

в) конъюнктурно статистическое.

 

20. Экономическое учение У.Митчелла явилось основой:

а) теории предельной полезности;

б) концепции бескризисного цикла;

в) теории эволюции природы Ч.Дарвина.

21. Теории рынка с несовершенной конкуренцией возникли:

а) в середине XIX века;

б) в конце XIX века;

в) после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

 

22. Из нижеприведенных положений основу методологии исследования Дж.М.Кейнса составляют:

а, в, г, е;

б, в, д, е;

а) приоритет микроэкономического анализа;

б) приоритет макроэкономического анализа;

в) концепция «эффективного спроса»;

г) приверженность «закону рынков» Ж.Б.Сэя;

д) мультипликатор инвестиций;

е) склонность к ликвидности.

 

23. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж.М.Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления:

 

а) опережают темпы прироста доходов;

б) увеличиваются, но не в той мере, что и доходы;

в) остаются на прежнем уровне.

 

 

24. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиции государство, по мысли Дж.М.Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента:

 

а) в сторону увеличения;

б) в сторону снижения;

в) до конкретного уровня.

 

25. Согласно Э.Чемберлину, монополистическая конкуренция порождает феномен избытка мощности, обусловленный формированием цен

а) ниже уровня издержек;

б) на уровне издержек;

в) превышающих издержки.

 

26. В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж. Робинсон, размеры (мощности) фирм:

а) превышают оптимальный уровень;

б) оптимальны;

в) не достигают оптимального уровня.

 

27. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает:

а, в, д;

б, г, д;

а) государственные меры по инвестированию убыточных и низкорентабельных отраслей экономики;

б) либерализацию экономики;

в) рост объемов правительственных заказов, закупок и займов;

г) свободное ценообразование;

д) приоритет частной собственности.

 

28. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал:

а) Дж.М.Кейнс;

б) А.Мюллер-Армак;

в) М.Фридмен;

г) П.Самуэльсон;

д) К.Менгер.

29. Фрайбургская школа неолиберализма в концепции социального рыночного хозяйства придерживается принципов:

а) конкуренция везде, где возможно; регулирование там, где необходимо;

б) автоматическое функционирование «свободного рыночного хозяйства»;

в) синтез свободного и «социального общественного строя»;

г) концентрация власти и коллективизм;

в) рост относительного уровня заработной платы рабочих;

г) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала;

д) социальное выравнивание посредством справедливого распределения.

е) верно а, в, д.

 

Кто является родоначальником ордолиберализма?

а) Л.Эрхард;

б) Г.Шмоллер;

в) В.Ойкен;

г) М.Вебер;

д) Г.Госсен.

Кто из перечисленных экономистов является представителем неоавстрийской школы?

 

а) К.Менгер;

б) Ф.Визер;

в) О.Бём-Баверк;

г) Ф.Хайек;

д) А.Лаффер.

 

32. Назовите исходные принципы экономического учения Ф.Хайека:

а) чистота рынка;

б) неприемлемость перераспределения бюджетной политики;

в) неприемлемость профсоюзов;

г) полное уничтожение государственного регулирования;

д) все ответы верны.

 

33. Лидер Чикагской школы неолиберализма М.Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы:

а, в, д;

б, г, д;

а) приоритетности неденежных факторов;

б) приоритетности денежных факторов;

в) стабильности «кривой Филлипса»;

г) нестабильности «кривой Филлипса»;

д) стабильности темпа роста количества денег с учётом «естественной нормы безработицы» (ЕНБ).

 

34. По Самуэльсону «неоклассический синтез» - это:

а) сочетание классической политэкономии и кейнсианства;

б) сочетание неоклассического направления с институционализмом;

в) сочетание современных, неокейнсианских и неолиберальных положений с предшествовавшими им ранними неоклассическими, а также некоторыми постулатами классической политэкономии.

 

35. Из числа названных авторов нобелевскими лауреатами по экономике являются:

а, в, д;

б, г, д;

а) Дж.М.Кейнс;

б) В.В.Леонтьев;

в) Э.Чемберлин;

г) П.Самуэльсон;

д) М.Фридмен.

 

 

Тема 9. Экономическая мысль в России. (6 часов).

 

Занятие 1. Семинар.

Тип семинара: заслушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов.

Время проведения: 2 часа

Цель: сформировать у студентов знание об экономических воззрениях российских меркантилистов, представителей антикрепостнического движения в России; о различных течениях экономической мысли в России во второй половине XIX в., охватывающих народничество, утверждение марксизма, концепции возрождения России;

умение систематизировать многочисленные экономические концепции в России XIX – начала XX вв.

способствовать приобретению навыков объективной и аргументированной оценки закономерностей исторического и экономического развития России.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Российская экономическая мысль в период средневековья и до отмены крепостного права.

2. Экономическая мысль России после отмены крепостного права и до советского периода.

Темы докладов/рефератов:

1. Возникновение меркантилистских концепций в трудах Ордин-Нащекина, Ю.Крижанича, И.Т.Посошкова, В.Н.Татищева.

2 Антикрепостнические реформаторские идеи А.Н.Радищева, Н.С.Мордвинова, М.М.Сперанского.

3. Концепция Н.И.Тургенева о либерализации российской экономики.

4. Концепция социально-экономических реформ в работах Н.Г.Чернышевского.

5. Проблемы либерализации экономики пореформенной России в экономических воззрениях С.Ю.Витте, М.М.Ковалевского, А.И.Чупрова, И.И.Янжула.

6. Пропаганда идей эволюции рыночных экономических отношений в трудах М.И.Туган-Барановского, П.Б.Струве, С.Н.Булгакова.

7. Экономические программы народничества.

8. Пропаганда марксистских социально-экономических идей в трудах Н.И.Зибера, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина.

 

Образовательные технологии:

- проблемное обучение.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

а) изучить основную литературу:

1. История экономических учений: учебник [Электрон. ресурс] / под ред. А.Н.Марковой, Ю.К.Федулова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С.366-369, 371-415. – (http://www.biblioclub.ru/book/115307). Рек. Минобр.

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С.Ядгаров. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С.117-130; 189-207; 260-271.

 

б) ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи России до марксизма / А.В.Аникин. – М.,1990.

2. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.1. От зари цивилизации до капитализма / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2004. Разд.VII.

3. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т./ Сопред. редкол. Г.Г.Фетисов, А.Г.Худокормов. Т.III. Эпоха социальных переломов / Отв. ред. Г.Г.Фетисов. – М.: Мысль, 2005. Разд.VI.

4. Платонов Д. Иван Посошков / Д.Платонов. – М.: Экономика, 1989.

5. Сперанская Л. История отечественной экономической науки (XIX в.). Курс лекций / Л.Сперанская. – М.: ТЭИС, 1998.

 

Формы текущего контроля знаний студентов:

-реферат.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.185.207 (0.059 с.)