Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели эффективности проекта

Поиск
№ п/п Показатели Значение показателя по периодам осуществления
Шаг 1 Шаг 2 * * * Шаг Т
  Эффект от инвестиционной деятельности        
  Эффект от операционной деятельности        
  Эффект от финансовой деятельности        
  Поток реальных денег        
  Коэффициент дисконтирования        
  Дисконтированный поток реальных денег        

 

Обоснование размеров и форм участия в проектах инвесторов, сравнение вариантов проектов осуществляют с использованием показателей ЧДД, ИД, ВНД, срока окупаемости и других, и в основе которых лежит ноток реальных денег в прогнозных ценах.

Чтобы определить поток реальных денег, рекомендуется использовать программные продукты (см.п.22.3).

Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей коммерческой эффективности проекта приведена в приложении 6 (табл. П 6.9).

Пример. На конфетной фабрике решено рассмотреть проект выпуска новой продукции, для чего необходимо приобрести за счет кредита банка новую технологическую линию за 500 млн руб. под 25 % годовых сроком на 5 лет. Увеличение оборотного капитала потребует 100 млн руб. В 1-й год эксплуатационные затраты на оплату труда рабочих увеличатся на 200 млн руб., а в последующие годы — на 10 млн руб. ежегодно. На приобретение исходного сырья (какао, сахара, орехов и др.) для производства новой продукции в 1-й год будет израсходовано 250 млн руб. Расходы будут увеличиваться на 25 млн руб. ежегодно. Другие ежегодные затраты составят 10 млн руб.

Цена реализации (продаж) в 1-й год составит 100 тыс. руб. за единицу изделия и будет увеличиваться на 10 тыс. руб. ежегодно. Объемы реализации новой продукции в 1-й год достигнут 7500 тыс. ед., во 2-й — 8000, в 3-й — 8500, в 4-й — 9000 и в 5-й — 7500 тыс. ед.

Возврат основной суммы кредита предусматривается равными долями, начиная со 2-го года. Норма дохода на капитал принимается равной 15 % годовых; налоги и другие отчисления от прибыли — 35 %.

Необходимо рассчитать: эффект от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности; поток реальных денег и их сальдо, чистую ликвидационную стоимость и сальдо накопленных реальных денег; чистый дисконтированный доход, внутреннюю норму прибыли (доходности) и уровень дисконтированной рентабельности.

Чистый дисконтированный доход составит:

при ставке 15 %

ЧДД = (150,6 + 186,6 + 178,6 + 148,0) - 399,9 = +263,9;

при ставке 40 % ЧДД = (107,6 + 103,2 + 87,2 + 55,4) - 328,2 = +25,2;

при ставке 50 % ЧДД = (82,4 + 83,9 + 61,8 + 39,3) - 306,6 = -33,2.

Внутренняя норма доходности:

ВНД = 0,40 + (25,2 (0,50 - 0,40)) / (25,2 + 33,2) = 0,443 или 44,3.

Индекс доходности составит:

при ставке 15 % ИД = 263,9/399,9 = 0,66 или 66 %;

при ставке 40 % ИД = 25,2/328,2 = 0,076, или 7,6 %;

при ставке 50 % ИД =33,2/306,6 = - 0,108 или 10,8 %.

Все необходимые расчеты выполняются в форме таблицы (цифры условные).

 

 

Сальдо реальных денег в последнем, 5-м году рассчитывают следующим образом: 297,7 - 125,0 = 172,7 + 32 = 204,7, где 32 — чистая ликвидационная стоимость. Она определена из условия, что рыночная стоимость оборудования через 5 лет эксплуатации составит (10%) 50 (500 ∙ 0,1) млн руб. Затраты на оборудование — 500 млн руб., амортизация — 500 млн руб. Тогда балансовая стоимость 500 ∙ 500 = 0. Затраты на ликвидацию (5% от рыночной стоимости) — 50 ∙ 0,05 = 2,5 млн руб. Операционный доход составит 50,0 - 2,5 = 47,5 млн руб; налоги — 47,5 ∙ 0,35 = 18 млн руб.; чистая ликвидационная стоимость 50 - 18 = 32 млн руб. Тогда эффект от инвестиционной деятельности в 5-м году равен 50 - 18 = 32 млн руб.

Полученные в результате выполненных расчетов показатели эффективности инвестиционного проекта свидетельствуют о том, что при норме дохода на капитал, принятой в размере 15%, проект может быть реализован, так как ЧДД > 0, ВНД > 15% (44,3 %) и ИД > 0.

Бюджетная эффективность

 

Бюджетная эффективность рассматривается для бюджетов различных уровней, отдельного бюджета или консолидированного. Она отражает влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного).

Основным ее показателем, используемым для обоснования, в частности финансовой поддержки предусмотренных в проекте мероприятий, является бюджетный эффект Бt, определяемый как превышение доходов соответствующего бюджета Дt над расходами Рt в t- мгоду:

 

В состав доходов (притоков) рекомендуется включать поступления в бюджет, относящиеся к осуществлению проекта: плату за пользование природными ресурсами (землей, водой и др.); доходы от лицензирования; тендеры на разведку, проектирование, строительство и эксплуатацию проекта; дивиденды по пенным бумагам, принадлежащим государству и выпущенным для финансирования проекта; налоговые поступления (включая подоходный налог с заработной платы) и рентные платежи в бюджет; таможенные пошлины и акцизы по производимым (затрачиваемым) продуктам (ресурсам); отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования и др.).

В составе расходов (оттоков) бюджета учитывают бюджетные средства, выделяемые на прямое финансирование проекта, включая безвозмездное инвестиционное кредитование, бюджетные надбавки к рыночным ценам (на топливо, энергию и т. п.). кредиты, подлежащие компенсации за счет бюджета, различные выплаты (по государственным цепным бумагам, лицам, оставшимся без работы, и т. п.) и др.

При реализации ИП за счет бюджетных средств учитывается косвенный эффект, получаемый сторонними организациями и обусловленный влиянием проекта на них. Он может складываться из изменения налоговых поступлений от деятельности предприятий, выплат пособий лицам, оставшимся без работы в результате реализации ИП, выделения средств из бюджета для переселения и трудоустройства граждан.

Значения притоков и оттоков бюджетных средств можно рассчитывать так же, как и суммы их дисконтированных годовых значений за период Т осуществления проекта. На их основе вычисляют ЧДД бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков определяются ВНД и ИД, срок окупаемости и рентабельность бюджетных средств, степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта (отношение общих бюджетных расходов к сумме затрат по проекту).

Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей бюджетной эффективности проекта приведена в приложении 6 (табл. П6.15). На основе данных таблицы составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие ее показатели. При этом для каждого уровня бюджета расчеты проводятся раздельно.

Пример. Предположим, что существующая бюджетная система обеспечения административного района, скажем теплом или электроэнергией, требует реконструкции в связи с увеличением потребления. Она будет выполнена в течение двух лет. Инвестиционные затраты (стоимость земли, зданий и сооружений, оборудования, прирост оборотного капитала и др.) в 1 -м году составят 7 и во 2-м — 13 млн руб. В дополнение к ним проект включает текущие издержки производства (эксплуатационные расходы на топливо, материалы, оплату труда, обслуживание и ремонт, накладные и др.), начиная с 3-го года в сумме 2 млн руб.

Доходы бюджета будут получены в виде дополнительной платы за пользование системой коммунального обеспечения (водой, теплом и т. п.), увеличения поступлений от налогов и т. д. Их сумма в 3-м году (начало эксплуатации системы) может составить 8 млрд руб.; в 4-м — 15; в 5-м и 6-м — 22; в 7-м — 10 млрд руб., после чего потребуется новая реконструкция. Для данного примера процентную ставку принимают в размере 0,20. Расчет бюджетного эффекта (млн руб) выполнен в таблице, приведенной ниже.

 

 

Таким образом, интегральный бюджетный эффект (ЧДД) составит:

(3,77 + 6,27 + 8,04 + 6,7 + 2,23) - (5,83 + 9,02) = 12,16 млн руб.

Следовательно, инвестиционный проект может быть рекомендован к реализации.

Общественная эффективность

 

Общественная эффективность определяется на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия и учитывает затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиционных проектов, показатели которых выходят за пределы прямых финансовых интересов их участников.

Сравнение различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта производят по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного эффекта, который вычисляют по формулам п. 19.3.

Показатели общественной эффективности включают в себя:

· конечные производственные результаты, т.е. выручку от реализации на внутреннем и внешнем рынках производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими предприятиями-участниками. Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензии на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т. п.), создаваемые участниками в ходе осуществления проекта;

· социальные и экологические результаты, рассчитанные, исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

· прямые финансовые результаты;

· кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т. п.

Учитывают также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта и связанными с ним изменениями доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимостью земельных участков, зданий и иного имущества и др.

Социальные, экологические, политические и иные результаты и затраты, не всегда поддающиеся стоимостной оценке, рассматривают как дополнительные показатели соответствующего уровня эффективности и учитывают в процессе принятия решения о реализации проекта и (или) о его государственной поддержке.

Социальные результаты отражают вклад проекта в улучшение социальной среды и в конечном счете - повышение качества жизни людей, характеризуемое оценками:

· уровня жизни — доходы населения (средняя заработная плата и другие выплаты); обеспеченность населения товарами и услугами потребительского назначения; цены и тарифы на товары и услуги; потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; обеспечение жильем, объектами хозяйственно-бытового назначения и коммунальными услугами;

· образа жизни — это занятость населения (количество новых рабочих мест); это подготовка кадров (численность работников, которые пройдут переподготовку, повысят квалификацию, получат новую профессию); это, наконец, обеспечение населения объектами образования, культуры и искусства, здравоохранения, спорта, транспортного обслуживания, включая социальную безопасность (снижение правонарушений и преступности);

· здоровья и продолжительности жизни - улучшение условий труда (сокращение числа рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, профессиональных заболеваний и производственного травматизма); развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохранения, уровень обслуживания.

Отдельные компоненты социальной эффективности могут иметь стоимостную оценку и отражаться в расчетах экономической эффективности проекта. К таковым, согласно Методическим рекомендациям, следует относить:

· изменение рабочих мест в регионе;

· улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

· изменение структуры производственного персонала;

· изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными товарами;

· изменения уровня здоровья работников и населения;

· экономия свободного времени населения.

Однако следует признать, что оценка социальной эффективности весьма сложна, поэтому для нее чаще всего используют экспертный метод.

Экологические результаты инвестиционного проекта могут состоять из оценок:

· выбросов и отходов в окружающую среду (водный, воздушный бассейны, земельные ресурсы, лесные ресурсы, животный мир). Оценка производится в сравнении с предельно допустимыми нормами с помощью определенных показателей, характеризующих влияние объекта на экологическое состояние территории, уровень которой не должен снижаться после осуществления проекта. Кроме того, должен учитываться экологический риск: вероятность и тяжесть возможных катастроф;

· безотходности производства за счет замкнутого технологического цикла переработки ресурсов или благодаря переработке образующихся отходов. Оценки могут фиксировать полностью или частично безотходные технологии, а также степень утилизации отходов производства, организации оборотного водоснабжения, малоотходных и бессточных производств;

· приближения к биосферосовместимому типу технологии - оценки степени перехода природоперерабатывающего типа производства на процессы, близкие к естественным, с замкнутым вещественно-энергетическим циклом, или на процессы, ведущие к сокращению объема переработки природных ресурсов. Оценки могут состоять в констатации традиционности принятого в проекте типа природопользования или в регистрации технологических изменений.

В затраты включают текущие и единовременные расходы без повторного счета, т.е затраты предприятий-потребителей некоторой продукции, приобретаемой ими у изготовителей — других участников проекта; амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемым другими; все виды платежей предприятий-участников в доход государственного бюджета (налоговые платежи, экспортные и импортные пошлины); проценты по кредитам банков, включенных в число участников реализации проекта. Штрафы и другие санкции за невыполнение, например экологических санитарных норм и правил, учитывают, только если они не выделены особо в составе природоохранных и других затрат или не включены в состав результатов.

При организации совместных предприятий (проектов) с участием иностранных инвесторов затраты на все виды продукции, товаров и услуг рекомендуется определять по мировым ценам.

В состав результатов включают (в денежном выражении) конечные производственные результаты (выручку от реализации). Определяют также социальные и экологические результаты, рассчитанные с учетом совместного воздействия всех участников производства: на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку. Не менее важны косвенные финансовые результаты, обусловленные изменением доходов в связи с реализацией проекта и затратами на консервацию производственных мощностей или их ликвидацию и др.

При расчетах эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включают: региональные (отраслевые) производственные результаты — выручку от реализации продукции, произведенной участниками проекта — предприятиями региона (отрасли), за вычетом потребленной этими же или другими участниками проекта; социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (на предприятиях отрасли); косвенные финансовые результаты.

Показатели и расчет общественной эффективности практически не отличаются от принципов оценки коммерческой эффективности (п. 19.5)

Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей общественной эффективности проекта приведена в приложении 6 (табл. П 6.9).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.009 с.)