Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системи водяного пожежогасіння. Призначення, схеми, вимоги Регістра, технічне використання.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВОДЯНЫЕ ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ СИСТЕМЫ Судовые противопожарные водяные системы по способу воздействия на очаг пожара морской или пресной водой подразделяются на: систему водотушения, подающую мощные сплошные струи воды, направляемые ручными или лафетными пожарными стволами; спринклерную систему, создающую каплеобразный поток воды, подаваемый через автоматически срабатывающие спринклеры; систему водораспыления, подающую воду, распыленную до состояния мелкой пыли с помощью специальных водораспылителей; систему тушения мелкораспыленной водой, обеспечивающую подачу воды, распыленной до туманообразного состояния (диаметр раздробленных капель составляет 50—150 мкм); систему водяных завес, обеспечивающую подачу воды в виде сплошной водяной завесы или сплошного потока с помощью распылителей щелевого типа; систему орошения трапов и крюйс-камер, обеспечивающую подачу воды с помощью перфорированных труб и водораспыливающих головок щелевого типа. Принцип тушения судовой системы водотушения основан на действии струи воды, сбивающей пламя. Скорость струи увеличивает ствол, присоединяемый к концу шланга, суживающаяся форма сечения которого преобразует статический напор в динамический. Система водотушения имеется на всех самоходных судах с главными двигателями мощностью 100 л. с. и более независимо от наличия на судне других средств тушения. Эта система состоит из пожарных насосов, разводящего трубопровода, пожарных рожков, шлангов и стволов. Система предназначена для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях, на открытых палубах и платформах, а также для снабжения водой спринклерной системы, систем водораспыления, пеногенераторных установок и подачи воды на орошение переборок, конструкций и устройств. На пассажирских и приравненных к ним судах, где устанавливается два и более пожарных насоса, а также на прочих самоходных судах валовой вместимостью более 4000 бр. per. т водопожарная магистраль в районе надстроек должна выполняться по кольцевой системе. Стационарные пожарные насосы на самоходных судах должны приводиться в действие от источника механической энергии. Электрические и паровые приводы пожарных насосов должны обеспечивать работу насосов в любых условиях эксплуатации судна, в том числе при стоянке в порту. Стационарные пожарные насосы и их кингстоны размещаются ниже ватерлинии судна порожнем. Насосы, установленные в машинно-котельном отделении, должны получать воду не менее чем от двух кингстонов (днищевого и бортового); каждый из всех других насосов обеспечивается водой от одного самостоятельного кингстона. Водопожарные насосы должны управляться с места установки и дистанционно (с ходового мостика).
Пассажирские суда и суда, строящиеся на класс Регистра со знаком F, удовлетворяют дополнительным требованиям к устройствам противопожарной защиты. Например, на пассажирских судах и судах, строящихся на класс Регистра со знаком F валовой вместимостью более 1000 per. т, применяемые кингстоны, пожарные насосы и источники их питания должны располагаться в разных водонепроницаемых отсеках. По практическим данным, водопожарные системы судов имеют общую производительность пожарных насосов в среднем 180 м3/ч: исключение составляют пассажирские и приравненные к ним суда, а также танкеры, которые могут иметь большую производительность насосов. Давление в водопожарной системе должно быть не менее указанного в табл. 39. Каждый стационарный пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй воды при наибольшем диаметре стволов на данном судне. Диаметры ручных пожарных стволов должны быть не менее 12 мм, за исключением пассажирских судов ограниченного района плавания валовой вместимостью менее 100 бр. per. т., на которых допускаются диаметры спрысков 10 мм. Диаметр спрыска ручных стволов для открытых палуб судов валовой вместимостью более 400 бр. per. т, ледоколов и буксиров мощностью более 500 л. с, спасательных судов, плавучих доков должен быть равным 16 мм. На судах специального назначения применяются спрыски ручных стволов диаметром 19—22 мм. Для повышения живучести системы на наливных судах предусматривается на напорной части водопожарной магистрали установка отсечных клапанов в надстройке юта перед выходом на открытую палубу, у кормовой переборки средней надстройки, у носовой переборки средней надстройки, через каждые 30—40 м длины открытой палубы между надстройками. В условиях нормальной эксплуатации судна эти клапаны должны быть постоянно открыты. Пожарные рожки расположены на трубопроводе системы так, что присоединенные к ним шланги обеспечивают подачу двух струй воды от двух рожков в любую часть каждого помещения. При этом одна струя подается по одному рукаву, а вторая может быть подведена по двум таким же, как и первый, соединенным между собой. Исходя из этого и определяется количество пожарных рожков на судне. Каждый пожарный рожок состоит из запорного клапана и стандартной присоединительной быстросмыкающейся гайки. Рожки, устанавливаемые на открытых палубах, снабжаются крышками, обеспечивающими быстрое открытие выходного отверстия для присоединения рукава. Длина рукавов на палубе 20 м, в помещении — 10 м. Пожарные рожки нумеруются (от носа к корме и снизу вверх), места их расположения должны быть освещены. В больших помещениях и длинных коридорах рожки должны быть удалены друг от друга не более чем на 20 м; наружные рожки располагаются на расстоянии не более 40 м один от другого. Трубопроводы системы водотушения имеют отличительные окрашенные суриком кольца шириной 50 мм. Для надежной работы системы необходимо обеспечить постоянное наблюдение за ней. Проверка действия водопожарной системы должна производиться раз в неделю. При длительности рейса более одной недели проверка должна производиться перед выходом судна из порта, а последующие — раз в неделю в продолжение всего рейса. При подготовке пожарной системы к действию необходимо путем внешнего осмотра убедиться в исправности трубопроводов, рожков, пожарных шлангов и стволов и проверить работу предохранительных клапанов для исключения возможности повышения рабочего давления выше допустимого как в самом насосе, так и в пожарной магистрали. Запрещается использовать водяные системы для перекачки нефтепродуктов, масла или других воспламеняющихся жидкостей и для осушения отсеков, в которых могут оказаться остатки воспламеняющихся жидкостей. Для вывода водопожарной системы из действия необходимо остановить насос, спустить из всех трубопроводов воду и полностью их осушить. Клапаны пожарных рожков должны быть всегда в закрытом положении. На судах, где постоянно поддерживается давление в системе водотушения с помощью аккумулятора давления — пневмоцистерны, необходимо следить за состоянием сальников штоков клапанов на пожарных рожках, которые должны быть всегда «расхожены» и иметь смазку. Особое внимание должно уделяться наличию на штатной соединительной арматуре резиновых прокладок. При эксплуатации водопожарной системы в зимнее время нельзя допускать замерзания воды в ответвлениях, для чего нужно периодически на короткое время открывать все рожки, находящиеся под давлением и размещенные на участках, где температура ниже 0°С. При длительном бездействии всей системы необходимо спустить воду из нее, а детали арматуры смазать снаружи и внутри техническим вазелином. Правила ухода, обслуживания и содержания в надлежащем техническом состоянии водопожарнои системы изложены в «Наставлении по борьбе за живучесть судов морского флота СССР Наиболее распространенная схема системы водотушения изображена на рис. 177. Система состоит из двух пожарных насосов 5 с приемными трубопроводами 8, напорной магистрали 3 и отходящих от нее отростков 1 на палубу и в помещения. Напорную магистраль, как правило, располагают под верхней палубой, чтобы предотвратить замерзание в ней воды. Каждый отросток заканчивается запорным клапаном с быстроразъемным соединением — пожарным рожком 2, к которому во время пожара подсоединяют парусиновый рукав со стволом на конце. Свернутый в кольцо рукав хранится в стальной корзине около рожка. На морских судах один из пожарных насосов работает постоянно, забирая воду через отдельный кингстон 6 и фильтр 7 и нагнетая ее по стояку 4 (вертикальной трубе) в магистраль 3. Таким образом, к пожарным рожкам всегда подведена вода с требуемым давлением. При отсутствии расхода воды через рожки или на другие потребности насос будет работать «на себя», т. е. перегонять воду через байпасный трубопровод 9, расположенный в машинном отделении 10, по замкнутому контуру. Число и расположение пожарных рожков должны обеспечивать подачу в любое место на палубе не менее двух струй воды. На специальных пожарных судах и буксирах, помимо рожков, устанавливают лафетные стволы, которые способны выпускать мощные водяные струи на другое горящее судно, находясь на расстоянии. Применяют пожарные насосы центробежного типа.
Водораспылитель
На судах могут также применяться другие системы. Спринклерная система устанавливается на пассажирских и приравненных к ним судах. Свое название система получила от применения в ней спринклеров — распыливающих насадок с легкоплавким замком. Спринклерные головки с металлическим замком имеют тепловую инерционность 0,5—1,5 мин, поэтому рекомендуется применение бульб-спринклеров, выполненных в виде стеклянной колбы, заполненной цветной легкоиспаряющейся жидкостью. Такая колба снижает тепловую инерционность спринклерной головки. Трубопровод системы обычно заполняется сжатым воздухом, но при открытии хотя бы одного спринклера автоматически заполняется водой. Радиус разбрызгивания воды спринклером 3—4 м, поэтому площадь палубы, орошаемая одним спринклером, не должна превышать 9 м2 при высоте помещения не менее 2,4 м. При меньшей высоте помещения величина защищаемой площади должна быть соответственно уменьшена. В систему также входят трубопровод, несущий спринклеры, контрольно-сигнальный клапан, пневмогидравлическая цистерна с автоматически включающимся насосом. Пневмогидравлическая цистерна, например, с запасом рабочей воды 1500 л (при обслуживании секции с числом спринклеров не более 40) находится постоянно под давлением и обеспечивает работу вскрывшихся спринклеров до начала подачи воды автоматически включающимися насосами. В отдельных секциях допускается установка не более 250 спринклеров. Каждая секция спринклерной системы может быть расположена только в одной главной вертикальной противопожарной зоне судна. Спринклерные системы, трубы которых постоянно заполнены водой, используются только в помещениях, имеющих в любое время года положительную температуру. Системы с трубами, постоянно заполненными воздухом, могут применяться в помещениях с положительной и отрицательной температурой. Для обеспечения нормального действия всех спринклеров главный питающий трубопровод системы соединяют с водопожарной системой судна.
Рис. 179. Контрольно-сигнальный клапан Спринклеры располагаются на трубопроводе не более чем в 3 м друг от друга. Давление у всех спринклеров, включая самые удаленные и расположенные на высоте, должно быть не менее 1,5 кгс/см2, при этом расход воды через каждый вскрывшийся спринклер должен быть не менее 90 л/мин. Контрольно-сигнальные клапаны должны быть установлены за пределами охраняемых помещений в специальных металлических выгородках или шкафах. На рис. 179 изображен контрольно-сигнальный клапан, устанавливаемый на входе в трубопровод спринклерной системы, питающий секцию этой системы, расположенную в одном или нескольких помещениях. В состоянии готовности системы трубопроводы 1 и 5 заполнены водой и клапан 11 находится на своем гнезде. Этот клапан перекрывает не только основной канал для прохода воды к спринклерам, но и канал 14 (имеющий под клапаном серпообразную форму), сообщающийся при помощи импульсного трубопровода 9 с водяной турбинкой сигнального колокола. Для компенсации небольших утечек, которые могут быть в трубопроводе спринклерной системы, в клапане 11 предусмотрен канал 13. Через этот канал и невозвратный клапан 12 вода поступает в пространство над клапаном 11, остающимся закрытым. При возникновении пожара и срабатывании хотя бы одной спринклерной головки давление воды в трубопроводе 1 резко падает, что приводит к открытию клапана 11. Поток воды устремляется к работающим спринклерам. Одновременно открывается и канал 14, по которому вода подходит к турбинке сигнального колокола. Возникает сигнал тревоги непосредственно у места установки контрольно-сигнального клапана, в ЦПП и в машинном отделении. Система водораспыления предназначена для тушения пожаров в машинных и котельных отделениях, в помещениях, где применяется жидкое топливо 3-го разряда (дизельное топливо, мазут, смазочные масла). Она выполняется в виде систем ниж- Рис. 180. Принципиальная схема системы верхнего и нижнего во- дораспыления: / —■ магистраль системы водотушення; 2 — клапан невозвратно-запорный; 3 — клапан предохранительный; 4 —. труба от системы водотушення; 5 — звуковой сигнал; 6 — клапан быстродействующий; 7 — импульсный трубопровод системы нижнего водораспыле-ння; 8, Р — краны спускные; 10— импульсный трубопровод системы верхнего водораспыления; // — трубопровод системы верхнего водораспыления; 12 «— водораспылитель; 13 — трубопровод системы нижнего водораспыления; 14 — втулка палубная ва-ликового привода; 15 — валиковый привод
него и верхнего водораспыления, используемых для тушения пожара в нижней части отсека или вверху при затоплении отделения или аварии. Трубопроводы системы располагаются ярусами не менее чем через 5 м по вертикали (рис. 180). В кольцевом трубопроводе яруса установлены водораспылители (рис. 181), отстоящие друг от друга на расстоянии 1,2— 1,5 м. Наличие штифта в конструкции водораспылителя обеспечивает распыливание воды до состояния водяной пыли, выходящей из насадки в виде почти горизонтального веера. Диаметр выходного отверстия водораспылителя равен 3—7 мм. Напор воды при указанном типе распылителя составляет 40 м вод. ст. Водораспылители размещаются: под палубой защищаемого помещения; по всему сечению шахт машинно-котельных отделений выше расположения топливных и масляных цистерн и другого топливного оборудования; под плитами машинно-котельных отделений; над сточными колодцами и льялами; под платформами, цистернами и другим оборудованием машинно-котельных отделений, препятствующим попаданию распыленной воды на поверхности, по которым растекается жидкое топливо. Трубопроводы системы имеют диаметр 15—40 мм и насадки, обеспечивающие подачу 0,2—0,3 л/с на 1 м2 площади орошаемой поверхности. Снабжаются они водой от независимых участков магистралей системы водотушения или от автоматически включаемого насоса; кроме того, предусматривается питание трубопроводов от противопожарной системы. Трубопроводы системы водораспыления на судах должны быть постоянно заполнены водой до быстродействующих клапанов 6 (см. рис. 180). Импульсный трубопровод (от клапана 6 до спускных кранов 8) также заполнен водой. Открывая краны 8 (любой) и выпуская воду из импульсного трубопровода, обеспечивают срабатывание быстродействующего клапана 6, открывающего выход воды к распыливающим насадкам. Краны для спуска воды из импульсного трубопровода открываются непосредственно из помещения или дистанционно с палубы при помощи валикового привода 15. Регистр рекомендует применение автоматически действующей системы водораспыления. В этом случае система должна быть оборудована побудительными тепловыми элементами, установленными в охраняемых помещениях, которые при возникновении пожара должны подавать импульс для автоматического открытия запорных клапанов распределительного трубопровода и сигнал пожарной тревоги. После срабатывания системы для приведения ее в дежурное положение необходимо закрыть спускные краны 8 на импульсном трубопроводе, заполнить этот трубопровод водой, что обеспечивает закрытие быстродействующих клапанов. Система тушения мелкораспыленной водой (диаметр капель до 50-М50 мкм) позволяет тушить различные нефтепродукты, хранящиеся в топливных цистернах и грузовых танках наливных судов. Мелкораспыленная вода может подаваться на поверхность очага пожара или охватывать весь объем охраняемого помещения. Практически вся подаваемая вода испаряется и образует паровую подушку, изолируя очаг пожара от кислорода воздуха. Для создания над горящей поверхностью паровоздушной прослойки, обедненной кислородом, необходимо подать 0,25—0,4 л/с воды на 1 м2 площади горения. Раздробление воды до туманообразного состояния обеспечивается применением сферических и полусферических распылителей с большим количеством отверстий диаметром 1—4 мм. Отверстий может быть 50—70 при их расположении в 2—8 рядов; при этом для качественного распыливания воды необходим напор не менее 40—50 м вод. ст. Системы мелкораспыленной воды могут быть как стационарными, так и переносными. Последние рекомендуются Регистром в целях повышения живучести системы, что особенно важно для танкеров, пожары на которых могут сопровождаться взрывами, выводящими из строя трубопроводы пожарной системы. Расход системы мелкораспыленной воды определяется из расчета обеспечения одновременного тушения пожара в двух смежных наибольших по площади отсеках. Если предусматривается заполнение группы смежных отсеков инертными газами (продуктами сгорания топлива), то в расчет принимают площадь одного наибольшего отсека. В процессе эксплуатации системы необходимо: периодически (раз в неделю) осматривать систему и проверять плотность набивки сальников у клапанов; следить за чистотой распылителей, не допускать их засорения; проверять состояние трубопроводов арматуры включением в действие; раз в квартал, а также перед постановкой в ремонт и выходом из ремонта производить практическое испытание системы. Такое испытание позволяет проверить работу распыливающих устройств, фактический расход и давление воды на каждой распыливающей насадке. Полученные результаты сравнивают с проектными или паспортными данными. При подготовке системы к действию следует проверить легкость вращения штоков клапанов (и при необходимости «расходить» их) и убедиться в исправности труб, путевой арматуры, приборов и их креплений; в случае засорения распылителей — очистить их, а выявленные дефекты немедленно устранить. Разобщительные клапаны на магистрали закрывают только при необходимости отключения отдельных участков системы; при готовности к действию клапаны должны быть открыты. Система водяных завес используется для преграждения распространения огня в помещениях большого объема, в коридорах производственных помещений, а также для охлаждения водонепроницаемых дверей переборок класса А, имеющих изоляцию только с одной стороны. Для образования водяных завес применяются распылители щелевого типа, обеспечивающие образование сплошной водяной завесы или сплошного потока воды на охлаждаемых поверхностях. Питание системы осуществляется от магистрали водотушения с расходом воды не менее 30 л/мин на каждый метр длины завесы. Управление водяными завесами, предназначенными для охлаждения переборки, может быть осуществлено с обеих ее сторон. Регистр рекомендует выполнять системы водяных завес автоматического действия. Система орошения трапов и выходов предназначена для защиты людей при выходе из машинно-котельных отделений в случае пожара путем орошения всего пути выхода. Питание системы осуществляется от водопожарной магистрали. Регистр рекомендует также предусматривать возможность питания от системы гидрофоров забортной воды. Управление системой орошения осуществляется из нижней части помещения перед выходом и снаружи, вблизи от входа. Для распиливания воды до туманообразного состояния применяются как водораспылители, так и перфорированные трубы. Ширина зоны орошения на высоте 2 м составляет не менее 0,5 м. Расход системы составляет 5 л/мин воды на 1 м2 площади переходных площадок и проекций трапов на горизонтальную плоскость. Находящиеся в эксплуатации системы орошения трапов и выходов должны проверяться в действии. При выводе судна из эксплуатации и длительном бездействии систем необходимо осушить трубопроводы, высушить внутренние поверхности арматуры и густо смазать техническим вазелином регулировочные пробки, распылители и др. При расконсервации следует очистить смазанные поверхности арматуры и насухо протереть.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.102 (0.011 с.) |