ТОП 10:

Осушувальні системи та сепаратори очистки води. Заходи безпечної експлуатації.



ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРЮМНО-БАЛЛАСТНЫХ СИСТЕМ

При обслуживании систем руководствуются инструкциями по их эксплуатации, а также «Правилами технической эксплуатации корпуса, помещений, устройств и систем судна», в гл. V которых содержатся как общие указания, так и указания, относящиеся к эксплуатации определенной судовой системы.

Экипаж судна должен особенно тщательно следить за систе­мами, обеспечивающими живучесть судна. Незнание систем и инструкций по их обслуживанию могут привести к порче груза и оборудования, потере судовых запасов (воды, топлива и т. д.), а также аварии.

Схемы всех систем должны быть вывешены в одном из кори­доров судовых служебных помещений в рамках под стеклом на видном и освещенном месте. Не допускаются:

наличие свищей и неплотностей трубопроводов;

неисправность крепления;

провисание пластмассовых труб (стрела прогиба не должна быть более диаметра трубы);

неисправность ограждений и кожухов труб;

неплотность закрытия клапанов, задвижек и другой арматуры;

отсутствие ручек, а также рисок, показывающих направление прохода у пробковой арматуры;

отсутствие отличительных планок с надписями и отличитель­ных полос на трубопроводах (в соответствии с правилами окраски);

нарушение изоляции и отсутствие протекторов в предусмот­ренных местах.

Все повреждения трубопроводов и их крепления следует уст­ранять по мере обнаружения.

При низких температурах принимаются меры, предотвращаю­щие замерзание трубопроводов и арматуры. Особое внимание следует обращать на техническое состояние и надежность дей­ствия трубопроводов продувания и обогрева кингстонов и заборт­ной арматуры. Все контрольно-измерительные приборы и датчики автоматических устройств, установленные на трубопроводах, долж­ны быть исправны и проверены (опломбированы); неисправные приборы должны немедленно заменяться.

Системы должны подвергаться систематическим осмотрам. Проверка с очисткой приемных сеток, решеток, сточных колод­цев, грязевых коробок системы осушения и льяла в машинном и котельном отделениях производится по мере надобности, но не реже одного раза в сутки, в трюмах — после каждой выгрузки и перед каждой погрузкой. Проверка правильности показаний си­стемы дистанционного замера уровня жидкости по замерам фут­штоками осуществляется не реже одного раза в 6 мес. Осмотр отдельных узлов, проверка возможности открытия и закрытия всей арматуры (за исключением приводящей к потере живуче­сти судна) производятся не реже одного раза в месяц. Внеоче­редной осмотр проводится после каждого морского и океанского перехода в штормовых или ледовых условиях.

Для исправного действия балластной и осушительной систем балластные отсеки судов, двойное дно, льяла должны содержать­ся в чистоте. Безотказная работа этих систем во многом зависит от того, насколько регулярно выбираются из льял обтирочные материалы, мусор, шлак, окалина и т. п., а также от исправного состояния сеток на приемных отростках в колодцах и льялах. При температурах ниже 0°С танк заполняют на 95%.

Измерительные и воздушные трубы необходимо поддерживать в хорошем состоянии. Краны мерительных труб, выходящие в машинно-котельное отделение и туннель гребного вала, должны быть расхожены и закрываться под тяжестью противовеса. Па­лубные пробки мерительных труб должны легко закрываться, а их втулки иметь разборчивые надписи. Гуськи воздушных труб должны закрываться крышками в штормовую погоду, а при опе­рациях с цистернами быть открытыми. При отсутствии крышек гуськи закрывают деревянными заглушками или брезентовыми чехлами. Особенно тщательно необходимо следить за состоянием и плотностью фланцев, крепящих воздушные и мерительные тру­бы к настилу двойного дна, так как в случае их неплотности может быть подмочен груз или затоплен грузовой трюм.

 

48. Арматура та трубопроводи суднових систем. Обслуговування та безпечні заходи експлуатації.

ТРУБЫ И ПУТЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Трубы. В судовых системах наиболее широко применяют стальные бесшовные трубы из углеродистой и низколегированной стали. Трубы и арматуру из этих материалов применяют для сред с температурой, не превышающей 400° С. При температурах выше 400° С трубы и ар­матуру должны изготавливать из специальной легированной стали.

Стальные бесшовные оцинкованные трубы используют для систем, по которым перемещаются забортная и пресная вода, углекислота, пенообразователь, сточные воды и другие среды.

Бесшовные трубы из меди и медных сплавов применяют при температуре сред не выше 200°C, а трубы из медно-никелевых сплавов при температурах до 300° С (главным образом в теплообменных аппаратах). ,

Чугунные, биметаллические трубы из стали с внутренним медным слоем толщиной 0,6—0,8 мм, стальные трубы с внутренней облицовкой полиэтиленом, эпоксидной смолой также находят применение.

Полиэтиленовые трубы обладают малым гидравлическим сопротив­лением и не отпотевают. Однако применяют их ограниченно (для сред с температурой до 40° С) из-за невысоких прочностных качеств и тепло­стойкости. Трубы из полиэтилена неустойчивы к топливам и маслам.

Стандарты регламентируют наружные диаметры труб, толщины стенок, условный проход, а также условное, рабочее и пробное давле­ния.

При комплектовании трубопровода его элементы подбирают по одинаковому условному проходу, который сокращенно обозначают Dу20, Dу500, где цифры — это номинальный внутренний диаметр в миллиметрах. Для арматуры условный проход равен фактическому внутреннему диаметру, а для труб в большинстве случаев он не совпа­дает, поэтому называется условным.

Условное давление обозначают ру16 или ру1,6, где цифры указы­вают давление в кгс/см2 или МПа. Под условным давлением понимают наибольшее допустимое рабочее давление, на которое рассчитана тру­ба или арматура при принятом значении температуры среды. По услов­ному давлению подбирают арматуру трубопровода. Рабочим называют фактическое давление проводимой среды. Давление, которому подвер­гают изготовленную трубу при гидравлическом испытании, называют пробным. Оно превышает условное давление в 1,25—2 раза.

Тип фланцевого соединения выбирают в зависимости от особенно­стей рабочей среды и ее параметров. Наиболее ответственные соеди­нения выполняют с фланцем, приваренным встык, и используют для трубопроводов давлением более 1 МПа при температуре ниже —50 и выше 400° С. В трубопроводах с более низкими параметрами приме­няют фланцы, приваренные внахлест, присоединенные на конусной резьбе и с развальцовкой трубы. Соединение с фланцем на отбортованной трубе наиболее удобно для монтажа из-за возможности разворота фланца. Применяют его только для водяных труб и безнапорных трубо­проводов разных сред (за исключением пара).

Бесфланцевые соединения могут быть неразъемными и разъемны­ми. Из неразъемных соединений — сварных, паяных и клееных — на судах применяют только сварные.

К разъемным бесфланцевым соединениям относят штуцерно-торцовые, муфтовые и дюритовые.

Штуцерно-торцовые соединения (рис. 131) применяют для труб с условным проходом до 32 мм. Плотность соединения в них обеспечи­вается обжатием прокладки 3 между ниппелем 2, приваренным к трубе /, и штуцером 5 при навинчивании накидной гайки 4 на штуцер. Мате­риалом для штуцерно-торцовых соединений служат углеродистая и коррозионно-стойкие стали, латунь и бронза.

Муфтовые резьбовые соединения (рис. 132) с наружным диамет­ром до 57 мм (за исключением трубопроводов с горячей средой) приме­няют для водогазопроводных труб. Их называют также фитинговыми по названию элементов фасонных частей—фитингов угольника, тройни­ка и четверника, изготавливаемых из стали или ковкого чугуна. Уплотнение муфты 3 на трубопроводе 1 достигается подмоткой пакли на су­рике или белилах и поджатием контргайки 2.

Дюритовые соединения (рис. 133) представляют собой эластичную муфту 2, выполненную из нескольких слоев прорезиненной ткани. Муфта соединена с трубами 3 с помощью металлических хомутов 1. Для плотного прилегания и удержания муфты на концах труб делают зиги высотой 1,5—2,0 мм или приваривают проволочные кольца.

Ответвления трубопроводов присоединяют с помощью фасонных частей: колен, тройников и крестовин. Для проводки труб через водо­непроницаемые переборки и палубы устанавливают переборочные стаканы (рис. 134) состоящие из патрубка 5, двух концевых фланцев 3 и среднего 1. Отверстие в переборке 4 должно быть больше концево­го фланца 3. Средний фланец 1 крепят шпильками к приварышу 2. Для компенсации тепловых деформаций трубопровода применяют компенсаторы.

Рис. 135. Компенсаторы: а — сальниковый; б — линзовый

Большой компенсирующей способностью обладает сальниковый ком­пенсатор (рис. 135, а), применяемый для прямых участков паропрово­дов и газопроводов при давлениях до 1,6 МПа и температурах до 400° С. В корпусе 5 установлена грундбукса 4, на которую укладывают не­сколько шлагов сальниковой набивки 3 и прижимают буксой 2; при этом набивка плотно обжимает патрубок /.

Линзовый компенсатор (рис. 135, б) применяют для трубопроводов отработавшего пара и выпускных газов при давлениях до 1 МПа и температурах до 500° С. К фланцу 8 приваривают вставку 9 с линзами 7. Линзы имеют пробки 6 для спуска жидкости из трубопровода. Направляющий патрубок 10 служит для предохранения линз от непо­средственного воздействия среды.

В судовых трубопроводах с умеренными температурами сред роль компенсаторов часто выполняют изгибы (колена) труб.

 

АРМАТУРА ТРУБОПРОВОДОВ

По назначению арматуру делят на следующие группы:

запорно-переключающая (клапаны, задвижки, поворотные затво­ры, краны, клапанные коробки);

пропускающая среду в одном направлении (невозвратные, невоз­вратно-запорные и невозвратно-управляемые клапаны, захлопки);

регулирующая (дроссельные и редукционные клапаны);

предохранительная (предохранительные клапаны, фильтры, прием­ные сетки и др.);

соединительно - разветвительная (путевые соединения, фасонные ча­сти);.

специальная (кингстоны, пожарные краны и др.).

Запорно-переключающая арматура предназначена для включения, регулировки и выключения потока рабочей среды. Запорные клапаны в зависимости от расположения на трубопроводе делят на проходные и угловые. Последние изменяют направление потока на 90°.

Запорный клапан (рис. 136, а) состоит из корпуса / и крышки 2, которые изготавливают из стали, чугуна, бронзы или латуни. Герме­тичность клапана обеспечивается седлом 10 и тарелкой 9, поднимаемой и опускаемой штоком (шпинделем) 5. Тарелку к штоку крепят с помо­щью стопорной гайки 11, позволяющей тарелке совершать качательные перемещения относительно штока, что обеспечивает ее надежную посадку в седло. Износостойкость и плотное прилегание уплотняющих поверхностей седла и тарелки обеспечивается за счет наплавки леги­рованной стали или колец, изготовленных из бронзы или нержавеющей стали. Шток 5 уплотняется сальниковым устройством, состоящим из нажимной втулки 6, набивки 7 и опорного кольца 8. В верхней части штока нарезана резьба, поэтому при вращении маховика 3 шток, вра­щаясь в гайке 4, совершает поступательное движение. Положение кла­пана фиксируется по указателю с рисками и литерами О и 3. Направ­ление движения жидкости под тарелку клапана отсекает сальник от среды при закрытом клапане.

Клинкетные задвижки (рис. 136, б) обычно выполняют в виде кли­новидного диска, прижимающегося к уплотнительной поверхности корпуса 1. При вращении рукоятки 10 и шпинделя 4 ходовая гайка 3 вместе с клином 2 перемещается поступательно по шпинделю. В верх­нем положении клин размещается в нише //, образуемой корпусом 1 и крышкой 5. Уплотнительные поверхности клина покрывают цвет­ным металлом или легированной сталью. Шпиндель на выходе из крышки имеет сальниковое уплотнение. Задвижка снабжена указа­телем положения 9. Клинкеты применяют для трубопроводов диамет­ром 50—800 мм при давлении рабочей среды до 2—2,5 МПа, так как при больших давлениях плотность перекрытия у них ухудшается. Гидравлическое сопротивление задвижек в 30—40 раз меньше, чем у клапанов. При малых габаритных размерах и массе клинкеты имеют большую высоту. Поворотный затвор представ­ляет собой поворотную заслонку , закрепленную на вертикальном ва­лу с углом разворота 90°. Привод заслонки может осуществляться вручную, а также дистанционно. Основными элементами кранов (рис. 137) являются корпус 1 с конической расточкой под пробку 6 с прорезями 7 для пропуска ра­бочей среды при их совмещении с направлением потока. Герметич­ность крана обеспечивается при­тиркой пробки и корпуса. Сальни­ковое уплотнение, состоящее из на­бивки 4, грундбуксы 5 и втулки 2, герметизирует пробку на выходе из корпуса. Рукоятка 3 служит для поворота пробки крана.

 


Рис. 136, Запорно-переключающая арматура:

а — запорный клапан; б — клинкетная задвижка,

По конструктивному исполнению краны делят на (рис. 138): а — проходные; б — трехходовые с L-образной пробкой; в — трехходовые с Т-образной пробкой; г — краны-манипуляторы. Последние два вида кранов не выполняют функций запорного органа, а служат только для регулирования работы системы. Пробковые краны применяют для трубопроводов с Dу до 800 мм и давлений до 1 МПа.

Арматура, пропускающая среду в одном направлении, показана на рис. 139.

Невозвратно-запорный клапан (рис. 139, а) пропускает среду в од­ном направлении и может перекрывать трубопровод подобно запорному клапану. Шток 1 клапана может перемещаться в направляющей втул­ке тарелки 2, но не крепится к ней. Находясь в нижнем положении, шток прижимает клапан к седлу 3 и закрывает его. Перемещение штока от 3 до 0 — по указателю — приводит его в верхнее положение, обес­печивающее наибольшую высоту подъема тарелки клапана. Все про­межуточные положения штока 3 ограничивают подъем тарелки 2.

Невозвратно-управляемый клапан (рис. 139, б) имеет свободно пе­редвигающий шток 4, который соединен с тарелкой 3. Поэтому в ниж­нем положении, когда указатель находится на 3, клапан закрыт. При подъеме штока 4 до положения Н клапан будет работать как невозврат­ный с полной высотой подъема тарелки. При дальнейшем подъеме от Н до 0 шток с помощью шайбы 2 и втулки 1 будет поднимать тарелку клапана, вследствие чего станет возможным перемещение среды в оба направления.

Невозвратный клапан (рис. 139, е) выполнен без штока. Тарелка 3 клапана под давлением рабочей среды, поступающей под нее, поднима­ется в направляющей втулке крышки 2 на высоту своего хода. При прекращении движения среды или изменении направления ее движе­ния клапан прижимается к седлу давлением жидкости или газа; От­верстие 1 служит для предотвращения образования гидравлической или газовой подушки.

Рис. 139. Арматура, пропускающая среду в одном направлении

Захлопка (рис. 139, г) представляет собой шарнирный клапан с осью, расположенной вне проходного сечения. Клапан состоит из кор­пуса 6 с крышкой 2 и фланцев 1 для присоединения трубопровода и 5 для крепления к борту. Тарелка 4 шарнирно закреплена на оси 3 и открывается под давлением рабочей среды, пропуская ее в одну сторону. При отсутствии отводимой среды тарелка 4 с прокладкой забортной водой прижимается к седлу, обеспечивая герметичность закрытия. Не­возвратные захлопки применяют в сливных и отливных трубопрово­дах. Захлопки, управляемые местным или дистанционным приводом, снабжены стопорным устройством. Принадлежат захлопки к группе запорной арматуры и применяют их в системах вентиляции. Условные проходы захлопок достигают 500 мм.

Рис. 140. Дроссельный клапан Рис. 141. Редукционный

. клапан

 

К регулирующей арматуре относят дроссельные, редукционные клапаны и манипуляторы.

Дроссельный клапан (рис. 140) служит для понижения давления среды, которое происходит за счет уменьшения проходного сечения. Скорость среды за клапаном при этом увеличивается. Тарелка / кла­пана, имеющая обтекаемую форму, крепится к штоку 2, проходящему на резьбе через крышку 3. Положение штока фиксируется стопорной гайкой 5, а на выступающую часть навинчивается колпачок 4. При изменении давления перед клапаном пропорционально изменяется давление за клапаном, что вызывает необходимость в регулировке.

Редукционные клапаны служат для понижения и автоматического поддержания давления рабочей среды в заданных пределах, независи­мо от изменения ее расхода; бывают поршневого и мембранного типов.

Клапан мембранного типа (рис. 141) предназначен для жидких сред. Он состоит из корпуса /, в котором размещена тарелка 2, закреп­ленная на штоке, связанном с поршнем 3 и мембраной 4. Сверху на мембрану воздействует пружина 5, затяжка которой регулируется вин­том 6. Под мембраной за счет канала 7 устанавливается давление, равное давлению за клапаном, поэтому при отсутствии редуцируе­мой среды клапан полностью открыт. При поступлении жидкости дав­ление за клапаном и под мембраной возрастает до тех пор, пока не уравновесит давление пружины.


Рис. 142. Предохранительный клапан.

При этом положение тарелки 2 опреде­лит величину проходного сечения, обеспечивающего заданное давле­ние за клапаном. При уменьшении давления перед клапаном в перво­начальный момент снизится давле­ние за клапаном и под мембраной. Это вызовет смещение мембраны вниз и увеличение открытия кла­пана, которое приведет к восста­новлению прежнего давления за ним и под мембраной.

При увеличении давления перед клапаном давление за ним восста­новится до заданного значения за счет прикрытия тарелки 2 и умень­шения проходного сечения.

Предохранительная арматура предназначена для. перепуска рабо­чей среды при повышении ее дав­ления выше допустимого во всасы­вающий трубопровод насоса или атмосферу.

Предохранительный клапан по­казан на рис. 142. Пропускная спо­собность его должна обеспечивать давление в трубопроводе не более 1,2 рабочего. Тарелка 7 клапана прижимается к седлу 8 в корпусе 1 усилием пружины через нижнюю тарелку и шток 6. Регулировку за­тяжки пружины 4 осуществляют нажимной втулкой 3 через верхнюю тарелку пружины. Шток 6 в районе крышки корпуса 1 имеет лабиринт­ное уплотнение. Клапан открывается автоматически при повышении давления под ним сверх допустимого и закрывается под действием пружины при достижении рабочего давления. После регулировки кла­пан пломбируют. Для постановки пломбы скоба 2 имеет ушко 5.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.009 с.)