ТОП 10:

Робочий процес поршневого компресора. Діаграми стискування, багатоступеневе стискування.



 

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА И РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ В КОМПРЕССОРЕ

Воздушные компрессоры служат для получения сжатого воздуха, который на морских судах используют для пуска и реверса главных и вспомогательных дизелей, питания систем автоматического регули­рования и управления, а также для обеспечения общесудовых потре­бителей. К последним относят различные пневмоинструменты, в том числе и для покраски механизмов и корпуса судна, гидрофорные цис­терны пресной и забортной воды, приспособления для продувки труб холодильников, подогревателей, фильтров, кингстонов и др.

Основной расход воздуха — на пуск и реверс дизелей.

Рабочий цикл поршневого компрессора состоит из процессов вса­сывания воздуха в рабочий цилиндр, сжатия до более высокого давле­ния и выталкивания из цилиндра.

Схема одноступенчатого поршневого компрессора и его индикатор­ная диаграмма показаны на рис. 42, а. Поршень 2 совершает возвратно-поступательное движение в цилиндре /. Всасывание и нагнетание воз­духа поршнем осуществляется с помощью двух самодействующих кла­панов — всасывающего 3 и нагнетательного 4. Рабочий цикл в ком­прессоре совершается за два хода поршня.

По конструктивным соображениям поршень в цилиндре компрес­сора не подходит вплотную к крышке цилиндра 5. Поэтому имеется так называемое вредное пространство цилиндра (объем У0 на диа­грамме), составляющее З—10% полного объема. При движении поршня слева направо оставшийся от предыдущего цикла во вредном простран­стве сжатый воздух расширяется (линия ей на диаграмме), так как в начале хода оба клапана закрыты. Всасывающий клапан открывается лишь тогда, когда давление в цилиндре станет несколько меньше дав­ления р1 во всасывающем патрубке (точка d на диаграмме). Начинается процесс всасывания воздуха в цилиндр, который заканчивается с при­ходом поршня в правое крайнее положение (линия da на диаграмме).

При ходе поршня справа налево всасывающий клапан закрывается и начинается процесс сжатия воздуха (линия аЬ на диаграмме). При этом повышаются его давление и температура. Сжатие продолжается до тех пор, пока давление в цилиндре не станет больше давления р2 в нагнетательном патрубке. В этот момент (точка b на диаграмме) открывается нагнетательный

 

Схемы поршневых компрессоров: а — одноступенчатого; б — двухступенчатого

клапан и сжатый воздух выталкивается из цилиндра в нагнетательный патрубок (линия bс на диаграмме). Из-за наличия вредного пространства часть воздуха остается в цилиндре. Затем процессы повторяются. Чем больше вредное пространство, тем меньше всасывающий ход (линия da) и подача компрессора.

Как известно из термодинамики, процесс сжатия теоретически мож­но осуществить по изотерме (при постоянной температуре за счет ин­тенсивного охлаждения рабочего тела в процессе сжатия), по политро­пе (с некоторым отводом теплоты от рабочего тела) и по адиабате (без теплообмена). При этом наименьшая работа затрачивается при сжатии по изотерме, наибольшая — по адиабате, промежуточное значение ра­боты — при политропном сжатии. Таким образом, с точки зрения затраты мощности и температуры в конце сжатия наиболее выгодным является изотермический процесс, но в реальном компрессоре его осу­ществить невозможно, и сжатие воздуха происходит по политропе.

Теплота от сжимаемого воздуха отводится за счет охлаждения ци­линдра водой, что позволяет приблизить процесс сжатия к изотерми­ческому, улучшает условия смазывания цилиндра и способствует до­стижению более высокого давления воздуха при возможно меньшей температуре.

Наиболее высокое давление сжатого воздуха на судах требуется для пуска двигателей: 2,5—3 МПа, а в ряде случаев до 15 МПа. Для получения таких давлений применяют чаще всего двух- или трехсту­пенчатые компрессоры.

Необходимость применения многоступенчатых компрессоров вы­зывается тем, что степень сжатия воздуха в одной ступени не должна превышать 8 (т. е. воздух в одной ступени можно сжимать до давления 0,8 МПа). Это объясняется тем, что температура вспышки компрессорных смазочных масел составляет 250—280° С, а при сжатии воздуха до 0,8 МПа его температура достигает 170—220° С. В результате пары масла могут самовоспламениться, что приведет к взрыву и разрушению компрессора. Поэтому в первой ступени компрессора воздух обычно сжимается до 0,5—0,8 МПа, во второй — до конечного давления 2,5— 3,0 МПа. При этом воздух обязательно охлаждается в специальном воздухоохладителе после первой ступени компрессора примерно до первоначальной температуры (для предотвращения чрезмерного по­вышения температуры воздуха после сжатия во второй ступени и умень­шения затрат мощности на привод компрессора). После второй ступе­ни компрессора перед подачей в воздухохранители (баллоны) воздух также охлаждается (по Правилам Регистра температура воздуха, поступающего в баллоны, не должна превышать 40° С). Для очистки воздуха от масла и влаги устанавливаются влагомаслоотделители.

На рис. 42. б показана схема двухступенчатого компрессора. Пор­шень для обоих ступеней выполнен общим: его часть 2, имеющая боль­ший диаметр, является поршнем первой ступени, а часть 6 — поршнем второй ступени. Рабочие полости ступеней —это соответственно коль­цевая полость 3 и торцовая полость 7.

При ходе поршня вниз воздух всасывается из атмосферы через кла­пан 4 в первую ступень компрессора. При ходе вверх поршень сжима­ет воздух и через клапан 5 нагнетает его к всасывающему клапану 8 второй ступени через воздухоохладитель 19 и влагомаслоотделитель 18 с клапаном продувания 17. Воздух из второй ступени компрессора через нагнетательный клапан 9, воздухоохладитель 16, влагомасло­отделитель 15 с клапаном продувания 14 и клапаном -13 подается в баллоны пускового воздуха.

Для предотвращения чрезмерного повышения давления воздуха после каждой ступени компрессора установлены предохранительные клапаны 10 и 11.Давление воздуха после каждой ступени контроли­руют по манометрам 12.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.006 с.)