Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системи об’ємного пожежегасіння: паро гасіння, піногасіння та системи сжб.

Поиск

Система паротушения предназначена для объемного тушения пожаров насыщенным водяным паром в топливных цистернах, располо­женных выше второго дна, глушителях ДВС, дымоходах паровых котлов, утилизационных котлах и других объектах.

Систему пароту­шения можно использовать для пропаривания цистерн.

Станцию паротушения (рис. 167) размещают в специальной выгород­ке. Она представляет собой кол­лектор 6 в виде трубы с патрубками для присоединения клапанов и тру­бопроводов. Пар к коллектору 6 подается от коллектора 3 вспомога­тельных котлов. К нему же подклю­чается трубопровод 4 подачи пара с берега. От распределительного кол­лектора 6 через запорные клапаны пар подается к защищаемым отсекам и устройствам. Трубопровод пара и коллектор покрывают изоляцией.

В системе паротушения используют сухой насыщенный пар давле­нием 0,5—1 МПа.

Огнегасительный эффект обеспечивается при пода­че не менее 1,33 кг/ч на 1 м3 объема наибольшего защищаемого отсека Пар на пропаривание топливных цистерн отбирают через патрубок 5. к фланцу которого может быть присоединен съемный участок трубопро­вода. К патрубку 2 через невозвратно-запорный клапан присоединяют съемную трубу или рукав для продувания системы воздухом низкого давления. В нижней части коллектора устанавливают сливную трубу 7 для спуска конденсата в шпигат и контроля плотности закрытия при­емных клапанов от котла и с берега.

Система пенотушения предназначена для тушения пожара путем подачи пены на Горящую поверхность либо путем заполнения пеной защищаемого помещения. Систему применяют для тушения пожаров в машинных помещениях, грузовых наливных отсеках, насосных отде­лениях нфтеналивных судов, закрытых грузовых палубах и других по­мещениях.

На судах морского флота используют воздушно-механическую пе­ну, состоящую из водного раствора пенообразователя и пузырьков воз­духа. Кратностью пены называют отношение объема пены к объему раствора пенообразователя, из которого она получена. Воздушно-механическую пену по кратности разделяют на низкократную (6—12), среднекратную (70—100) и высокократную (950—1000). Кратность пены зависит от принципа действия неногенератора, концентрации пенообразователя в растворе и количества эжектируемого или нагнета­емого вентилятором воздуха в генератор.

В судовых системах пенотушения используют растворы пенообра­зователей ПО-1, ПО -1Д, ПО-6К, ПО-ЗАИ и МОРПЕН на пресной воде (3—6% для низко- и среднекратной пены и 6—-12% для высокократ­ной). МОРПЕН можно использовать с морской водой.

Системы пенотушения включают два основных узла: дозирующие устройства, в которых получают раствор пенообразователя в воде с заданным процентным содержанием, и пенообразующие устройства. Дозирующие устройства устанавливают на нагнетательном трубо­проводе водяного насоса (рис. 168) и на всасывающем трубопроводе (рис. 169).

В схеме на рис. 168, а дозировку осуществляют смесителем 2 типа ПС. Под действием рабочей воды, поступающей из системы водотуше-ния 4, эжектор 2 подсасывает пенообразователь, поступающий из цис­терны по трубопроводу 3 к крану 1.

 

 

Рис. 168. Дозирующие устройства на нагнетательном трубопроводе

 

 

В схеме на рис. 168, б пенообразо­ватель вытесняется из цистерны 4 водой, подаваемой насосом 1. На нормальной дозирующей шайбе 8 возникает перепад давлений в 0,14— 0,15 МПа, под действием которого вода поступает в верхнюю часть цистерны 4и, отражаясь от отбойного листа 2, заполняет полость над подвижной мембраной 3. Действуя подобно гидравлическому поршню, вода вытесняет пенообразователь через сифонную трубку 7 и дозирую­щую шайбу 6, обеспечивающую заданную концентрацию раствора, по­ступающего в трубу 5. Установка обеспечивает точную дозировку при однократном использовании пенообразователя.

На рис. 169 изображена схема дозирующего устройства с автоматическим дозатором и подачей пено­образователя во всасывающий тру­бопровод насоса. Под действием пе­репада давлений на нормальной диафрагме 4 вода поступает в левую полость дозатора 1 и открывает клапан, а смеситель 2 образует раствор и нагнетает его во всасывающий трубопровод насоса 5, Часть раствора из нагнетательного трубопровода перепускается к эжектору 2 в ка­честве рабочей жидкости. При падении расхода раствора пенообразо­вателя в трубопроводе 3 увеличивается противодавление, мембрана дозатора /смещается влево, прикрывая клапан и уменьшая подачу пенообразователя. При увеличении количества работающих пеногенераторов давление в трубопроводе 3 уменьшается и клапан доза­тора 1 пропорционально увеличивает подачу пенообразователя. Таким образом, установка автоматически обеспечивает заданную дозировку при любом расходе раствора пенообразователя.

Раствор пенообразователя может подаваться непосредственно в наг­нетательный трубопровод системы водотушения. В этом случае к по­жарному шлангу вместо водяного пожарного ствола присоединяют пеногенератор средней кратности. Такой способ пенотушения может быть использован в жилых и слу­жебных помещениях. Пену низкой кратности полу­чают в воздушно-пенных стволах (рис. 170, а). Раствор пенообразо­вателя, проходя через сопло 1, при­обретает высокую скорость и, по­пав в дырчатый диффузор 3, под­сасывает воздух из окружающего пространства через отверстия корпуса 2, образуя пену. Длина пенной струи достигает 15 м.

Пену средней кратности получают в ручных генераторах (рис. 170, б). Раствор пенообразователя выбрасывается через центробежный распылитель 1 в мелко распыленном виде на двойную мелкоячеистую сетку 4. Через корпус 2 эжектируется воздух, который выдувает из сет­ки пузырьки, направляя поток пены через насадку 3. Ввиду того что длина струи пены составляет всего 6^—10 м, пеногенератор можно при­соединить к пожарному шлангу через трубу-удлинитель длиной 4—5 м с треногой посередине. Промышленность выпускает генераторы пены средней кратности ГВП-100, ГВП-200, ГВП-600, ГВП-1000 и ГВП-2000. Цифра обозначает производительность по пене в литрах на се­кунду (л/с). Пену низкой и средней кратности используют для поверх­ностного тушения пожаров.

Пену высокой кратности получают в генераторах с принудительной подачей воздуха (рис. 170, в). Раствор пенообразователя через четыре центробежных распылителя 3 с камерой закручивания смачивает пенообразующие пирамидальные выступы двойной сетки 4. Вентилятор 1 через направляющие обечайки 2направляет на сетки 4поток воздуха, образуя пену.

 

 

Рис. 170. Пенообразующие устройства

Система объемного химического тушения предназначена для ту­шения пожаров в судовых помещениях объемным способом парами лег­ко испаряющихся жидкостей. В качестве огнегасительных жидкостей на судах поднадзорных Регистру СССР используют состав БФ-2, пред­ставляющий собой смесь из 73% (по массе) бромистого этила (CHSB3) и 27% хладона 114В2.

Эти огнегасящие жидкости обладают высокой эффективностью. Огнегасительная концентрация состава БФ-2 составляет 0,215 кг/м3, а хладона П4В2— 0,20 кг/м3; их недостатком является высокая ток­сичность. За рубежом огнегасящие жидкости на основе группы галоге­нов получили название талоны. На зарубежных судах получил распространение галон 1301, так как токсичность его невысокая. В СССР установка на талоне 1301 встречается на судах зарубежной постройки (газовоз «Пабло Неруда»).

Огнегасительная жидкость хранится в двух цистернах, количество ее в каждой из них достаточно для тушения пожара в наибольшем по объему помещении. При хранении огнегасительной жидкости в одной цистерне в ней размещается 115% расчетного количества жидкости. Подача жидкости в защищаемое помещение происходит путем вытес­нения ее из цистерны воздухом, поступающим из баллонов.

57. Система кондиціонування повітря (комфортна, технічна, одноканальна, двоканальна), схема центрального кондиціонера. Обслуговування систем.

Система круглогодичного кондиционирования воздуха состоит из центрального кондиционера, воздухопроводов, воздухораспредели­тельных каютных устройств, арматуры, средств автоматического регу­лирования и защиты, контрольно-измерительных приборов, а также ис­точников тепла и холода, обеспечивающих зимний и летний режимы работы.

Центральный кондиционер представляет собой агрегат, в состав ко­торого входят фильтры, вентилятор, воздухонагреватели (калориферы), воздухоохладители, увлажнители, каплеотделители (элиминаторы), шумоглушительные камеры, воздушные заслонки и другое оборудова­ние.

Рассмотрим принципиальные схемы основных типов СКВ, получив­ших распространение на судах.'

Одноканальная система круглогодичного кондиционирования с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере (рис. 185) летний режим работы обеспечивается холодильной установкой, в сос­тав которой входит компрессор КМ, конденсатор КД, регенеративный теплообменник РТО, ТРВ с распределителем хладона и испаритель-воздухоохладитель ВО. Холодильные машины, входящие в состав СКВ, принципиально не отличаются от машин, обслуживающих провизион­ные кладовые, но рассчитаны на значительно большую холодопроизводительность.

Схема предусматривает забор вентилятором В как наружного, так и рециркуляционного воздуха.

Летний режим. Пройдя через фильтры ЛФ, наружный и рецирку­ляционный воздух смешиваются в камере смешения центрального кон­диционера КЦ. В вентиляторе В вследствие сжатия воздух нагревается при постоянном влагосодержании, следовательно, его относительная влажность уменьшается. В воздухоохладителе ВО воздух охлаждается ниже точки росы и осушается. В процессе охлаждения относительная влажность ф повышается и на выходе из кондиционера составляет 93—95%. Для получения φ — 100% во всем объеме охлаждаемого воз­духа потребовалась бы бесконечно большая поверхность воздухоохла­дителя или очень длительное время.процесса.

Капли влаги, высаженные из воздуха в процессе охлаждения, во избежание уноса в систему отделяются в каплеотделителе КО. Для от­вода в цистерну или за борт выпавшего из воздуха конденсата предус­мотрен поддон с дренажной трубой. Далее охлажденный и осушенный воздух через шумоглушительную камеру ШГ подается в разводящую магистраль и оттуда через воздухораспределители ВР — в обслужива­емые помещения.

В напорном изолированном трубопроводе воздух от теплообмена с окружающей средой и трения нагревается при постоянном влагосодержании. Поступая в помещение, кондиционированный воздух смешива­ется с воздухом помещения, ассимилируя (поглощая) теплоту и влагу. Этот процесс характеризуется повышением влагосодержания, темпера­туры и энтальпии приточного воздуха; относительная влажность пони­жается. Из обслуживаемых помещений через дверные решетки воздух проходит в коридор, нагревается при постоянном влагосодержании, частично через неплотности удаляется наружу, а частично подсасыва­ется вентилятором В на рециркуляцию.

.Зимний режим. Наружный воздух подогревается обычно до 15— 18 °С воздухонагревателем ВН1 — калорифером первой ступени, за­тем смешивается в камере смешения с рециркуляционным воздухом и подается вентилятором в воздухонагреватель ВН2.— калорифер вто­рой ступени. Здесь воздух нагревается до 35—40°С. Зимой влагосодержание наружного воздуха очень мало, поэтому в результате его нагре­вания относительная влажность принимает очень низкие значения. Повышение влажности воздуха обеспечивается подмешиванием к не­му пара, подаваемого через увлажнительное устройство У. Несмотря на изоляцию в напорном трубопроводе, воздух несколько охлаждается от теплообмена с окружающей средой и через воздухораспределитель­ное устройство ВР подается в помещения. Далее воздух через дверные решетки проходит в коридор, несколько охлаждается и всасывается в рециркуляционный канал:

В качестве выпускных воздухораспределителей одноканальных СКВ применяют устройство самых разных конструкций.

 


Рнс. 185. Одноканальная система круглогодичного кондиционирования с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере

обра­ботку воздуха как в летнем, так и в зимнем режиме в центральном кондиционере до параметров, соответствующих наибольшим тепловым нагрузкам. Система является наиболее простой и дешевой.

Индивидуальное регулирование параметров воздуха в помещении осуществляется только за счет изменения подачи приточного воздуха (количественное регулирование). При значительном прикрытии заслон­ки воздухораспределителя вентиляция помещения ухудшается, что приводит к созданию дискомфортных условий. Это следует отнести к недостаткам данной схемы. Системы кондиционирования воздуха рас­смотренного типа получили широкое распространение на судах неогра­ниченного района плавания.

Двухканальная система круглогодичного кондиционирования с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере (рис. 187)

показана принципиальная схема двухканальной прямоточной системы (не менее распространен вариант схемы с рециркуляцией воздухе), В летнем режиме наружный воздух, очищенный в фильтре ПФ, охлаждается и осушается в воздухоохладителе первой ступени В01. Далее воздух проходит через каплеотделитель К01 и подается вентиля­тором В в шумоглушительную камеру ЩГ1. Отсюда часть кондицио­нированного воздуха направляется в разводящую магистраль 1 пер­вой ступени, а другая часть подается в воздухоохладитель второй сту­пени В02, где дополнительно охлаждается и осушается.

Из второй ступени воздух через каплеотделитель К02 и шумоглу­шитель ШГ2 направляется в магистраль второй ступени. Таким обра­зом, к каждому каютному смесительному воздухораспределителю ВРС по двум каналам подается воздух с разными характеристиками. Регу­лируя поступление в помещение воздуха от каналов l u ll (качествен­ное регулирование), поддерживают желаемые параметры воздуха в по­мещении. При этом регулирование не вызывает ухудшения вентиля­ции помещения.

Расход воздуха в каждой из магистралей l u ll зависит от положе­ния регулирующих органов каютных ВРС.

Аналогично работает СКВ в зимнем режиме. Наружный воздух по­догревается в ВН1 обычно до 15—18°С и подается вентилятором В в магистраль 1. Другая часть воздуха увлажняется паром, подаваемым через увлажнитель У, затем дополнительно нагревается в ВН2 до 30— 50 °С и подается в магистраль ΙΙ для смешения с воздухом из кана­ла Ι.

Процессы изменения состояния воздуха в вентиляторе и в воздухо­проводах в летнем и зимнем режимах аналогичны рассмотренным в пер­вой схеме СКВ.


Рис. 187. Двухканальная система круглогодичного кондиционирования.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

При обслуживании СКВ руководствуются фирменными инструк­циями, а также действующими Правилами технической эксплуатации судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

Система круглогодичного кондиционирования воздуха может ра­ботать в трех режимах: летнем, вентиляции и зимнем. СКВ из режима вентиляции в режим тепловлажностной обработки воздуха переводят с учетом нагрева воздуха в вентиляторе и воздухопроводах конкрет­ной данной системы и при такой температуре наружного воздуха, чтобы в помещениях обеспечивались комфортные условия.

Например, СКВ крупного пассажирского судна, в которой нагрев воздуха в вентиляторе и воздухопроводах достигает 7—-10°С, переводят в летний режим при температуре наружного воздуха 14—15° С; в то же время такая система пе­реводится в зимний режим при относительно низких температурах атмосферного воздуха.

В летний режим СКВ следует вводить в следующем порядке: проверить положение воздушных заслонок;

включить в работу вытяжные системы вентиляции, параллельная работа которых предусмотрена заводской инструкцией при пуске СКВ;

включить в работу вентилятор;

проверить готовность и произвести пуск холодильной машины, для чего:

открыть все необходимые запорные вентили на трубопроводах хо­лодильного агента, кроме всасывающего и нагнетательного вентиля компрессора и вентиля на жидкостной линии после конденсатора (ре­сивера);

включить водяной охлаждающий насос;

открыть нагнетательный вентиль компрессора и включить компрессор;

медленно и осторожно открывать всасывающий вентиль компрес­сора. При появлении в цилиндрах стуков, указывающих на попада­ние в них жидкого хладона или маслохладоновой смеси, всасывающий вентиль компрессора быстро закрыть. После прекращения стуков в цилиндрах снова медленно и осторожно открыть всасывающий вентиль;

постепенно открыть запорный вентиль на жидкостной линии после. конденсатора (ресивера).

Установку вводят в действие, а затем переводят на автоматический режим. При работе СКВ иллюминаторы в обслуживаемых помещениях должны быть закрыты, а решетки на дверях открыты.

Техническое обслуживание холодильных установок СКВ произво­дят по тем же правилам, что и провизионных холодильных установок. Центральные кондиционеры обслуживаются относительно крупными холодильными установками, имеющими регенеративные теплообмен­ники. Поэтому ТРВ воздухоохладителей непосредственного охлажде­ния настраивают на малый перегрев, порядка 2—3°С. Для централь­ных кондиционеров разность между температурами воздуха за возду­хоохладителем и кипения хладона лежит в пределах 4—7°С. Давле­ние кипения должно соответствовать таким температурам, при кото­рых исключается образование снеговой шубы на поверхности воздухо­охладителя. Нарастающий иней повышает аэродинамическое сопро­тивление ВО и ухудшает процесс теплопередачи. Из этого расчета из­быточное давление кипения в ВО при работе на R12 должно быть не менее 0,2 МПа, а при работе на R22 — не ниже 0,4 МПа. Если не уда­лось избежать образования снеговой шубы, иней удаляют продувани­ем вентилятора при отключенной подаче агента в испаритель. Учиты­вая то обстоятельство, что воздухоохладитель работает при повышен­ном давлении кипения агента р0, избыточное давление конденсации рк должно быть не менее 0,6 МПа для R12 и 0,1 МПа для R22. При хо­лодной воде рк поддерживают уменьшением подачи охлаждающей воды в конденсатор.

Для определения приблизительного значения температуры, обес­печивающей в жаркое время комфорт в жилых помещениях, можно ис­пользовать следующую зависимость между температурой наружного воздуха tнар и температурой в помещении tпом:

t пом =0.5 t нар = 8° С.

При падении температуры воздуха в жилых помещениях ниже 20°С СКВ переводят в зимний режим. Для этого при работающем вен-

тиляторе кондиционера и положенных вытяжных системах на норном этапе достаточно в СКВ, имеющих ВРД, подать горячую воду в кают­ные доводочные подогреватели, а в двухканальных СКВ — пар в воз­духонагреватели второй ступени (ВН2). Это позволит обитателям по­вышать температуру воздуха в первую очередь в тех помещениях, для которых характерны относительно большие теплопотери. В одноканальных СКВ с полной обработкой воздуха в центральном кондиционере включают в работу одновременно ВН1 и ВН2. Введению в работу па­ровых воздухонагревателей должен предшествовать постепенный про­грев их.

При дальнейшем понижении температуры наружного воздуха, при­близительно до 1—2°С, СКВ полностью переводят в зимний режим: в установленном порядке вводят в работу все воздухонагреватели цент­ральных кондиционеров и увлажнительные устройства. Затем СКВ переводят в автоматический режим работы. В процессе эксплуатации тщательно следят за техническим состоянием вентилятора, работающе­го практически непрерывно во всех трех режимах. Текущий осмотр основного оборудования СКВ производят каждый раз при смене вахт. В процессе эксплуатации системы ежедневно контролируют температу­ру и относительную влажность воздуха на входе в.кондиционер и на выходе из него, температуру воздуха, поступающего в помещения, и температуры в помещениях.

Агрегаты, аппараты и автоматика СКВ обслуживаются в соответ­ствии с инструкциями заводов-изготовителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.136.121 (0.01 с.)