Шлюпочні лебідки. Призначення, вимоги Регістра і СОЛАС-74. Конструкції, принцип дії і експлуатація. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шлюпочні лебідки. Призначення, вимоги Регістра і СОЛАС-74. Конструкції, принцип дії і експлуатація.



Шлюпочные лебедки входят в состав шлюпочных устройств судна, основное назначение которых подъем спасательных и дежурных шлюпок электродвигателем, гравитационный спуск шлюпок и спуск подвесок электродвигателем.

К шлюпочным не относятся лебедки, предназначенные для регулярных подъемов и спусков ботов и катеров, используемых для выполнения текущих судовых и промысловых работ.

Шлюпочные лебедки классифици­руют:

по назначению лебедки, обслужи­вающие спасательные шлюпки, и лебед­ки, обслуживающие также дежурные шлюпки (индекс Д);

по конструктивному исполнению одно- и двухбарабанные, одинарные и сдвоенные, левого и правого исполне­ния Одинарные лебедки обслуживают одну шлюпку, сдвоенные - две. Лебед­ку левого исполнения устанавливают на левый, а правого на правый борт судна;

по типу привода - лебедки с элект­рическим, гидравлическим и ручным приводом. Для обслуживания шлюпок массой до 0,5 т допускают применение ручного привода;

по типоразмеру —- шесть типоразме­ров.

В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море «СОЛАС-74» (с учетом поправок 1983 г.) спасательными шлюп­ками, а следовательно, и шлюпочными лебедками снабжают все суда. Этой же конвенцией установлен ряд требований, предъявляемых к шлюпбалкам, которые определяют режим работы электропри­вода лебедки. Согласно этим требова­ниям шлюпочное устройство должно обеспечивать:

самовываливание стрел шлюпбалок с полностью снабженной шлюпкой и спуск ее на воду с полным коли­чеством людей и без людей при крене судна 15° на любой борт;

подъем полностью снабженной шлюпки с полным количеством людей при статическом крене до 8° и антикре­не, когда шлюпка не касается борта судна, а также заваливание полностью снабженной шлюпки;

вываливание стрел шлюпбалок без шлюпки при стоянке судна на ровном киле.

Спуск шлюпок осуществляют с наи­большей скоростью 0,5 м/с без исполь­зования электропривода при непре­рывном подтормаживании механиче­ским тормозом. Спуск подвесок произ­водят сматыванием каната с барабана вручную или электроприводом.

Для упрощения конструкции лебе­док спуск подвесок электроприводом в новых типах шлюпочных лебедок исклю­чен.

Основным режимом электропривода шлюпочной лебедки является одно­разовый подъем шлюпки в течение ограниченного времени, не превышаю­щего 5 мин. Скорость подъема шлюп­ки 0,1—0,15 м/с. При этом необходи­мость в регулировке скорости отсутст­вует.

Выбор двигателя осуществляют по условию обеспечения пуска при наи­большей расчетной нагрузке. Поскольку время подъема не превышает 5 мин, двигатели могут иметь значительную перегрузку по сравнению с номиналь­ной нагрузкой для режима 30 мин. Поэтому мощность двигателя для режима работы 5 мин составляет 1,8— 2 номинальной. Частота вращения находится в пределах 13,3—18,3 об/мин. При поломке муфты свободного хода в механизме лебедки двигатель может не отключаться, тогда его частота вра­щения по отношению к номинальной увеличивается в 3—4 раза, однако частота вращения не должна превы­шать 58,3 об/мин для двигателя пере­менного тока и 110% максимальной допустимой для двигателей постоянно­го тока.

Поскольку шлюпочные лебедки ра­ботают весьма редко и непродолжи­тельно, к износостойкости деталей лебедки, электроаппаратуры и электро­привода не предъявляются высокие требования.

Однако выбирать пусковые аппара­ты с перегрузкой по току не рекомен­дуется во избежание снижения надеж­ности электропривода в целом.

К эксплуатации шлюпочных лебедок допускают персонал, прошедший спе­циальную подготовку и получивший соответствующий документ. Закрепле­ние лебедки за лицами, ответствен­ными за эксплуатацию, производят приказом и вносят в соответствую­щий раздел формуляра лебедки или паспорта.

В процессе эксплуатации лебедки, особенно при спуске шлюпок, необ­ходимо строго выполнять Правила тех­ники безопасности.

Спуск шлюпки происходит благода­ря весу шлюпки при травлении лопарей каната с барабана лебедки. Останав­ливают шлюпку в любом положении при помощи спускного тормоза, управ­ляемого вручную. Для этого выполня­ют растормаживание тормоза при отсое­диненном от редуктора электродвига­теле с помощью специальной муфты, которая автоматически включается, как только вал двигателя разовьет пол­ную частоту вращения, и выключает­ся при остановке вала. Такая соеди­нительная муфта обеспечивает ра­боту лебедки при помощи ручного при­вода без принудительного вращения электродвигателя.

Для предотвращения удара

шлюпки о воду при быстром ее опуска­нии шлюпочную лебедку снабжают скоростным тормозом, ограничивающим скорость спуска шлюпки.

Подъем шлюпки и заваливание шлюпбалок с шлюпками выполняют с помощью электродвигателя без растормаживания ручного тормоза. Это делают для того, чтобы шлюпка не могла начать движение на спуск при случайном обесточивании электродвигателя, который в шлюпочных лебедках устанавливают без своего тормоза. Для этой цели шлюпочные лебедки имеют устройство, сблокированное со спускным тормозом, позволяющее валам механизма вращаться в сторону подъема шлюпки и препятствующее ее спуску при включенном тормозе. Для обеспечения безаварийной работы шлюпочной лебедки при изменении режима работы предусматривают и другие необходимые блокировки.

При эксплуатации шлюпочных лебедок выполняют следующие требования:

обеспечивают постоянную готовность лебедок к спуску и подъему шлюпок;

рукоятку для ручного обслуживания хранят на штатном месте на корпусе лебедки;

спуск шлюпки осуществляют при выключенном электродвигателе при помощи ленточного или другого тормоза;

для подъема шлюпки при помощи электродвигателя снимают рукоятку ручного привода, только после этого выключают электропривод. При отсутствии электроэнергии надевают рукоятку ручного привода, поднимают шлюпку и снимают рукоятку, положив ее на штатное место;

во время подъема шлюпки следят за правильной укладкой лопаря на барабан во избежание неравномерного поднятия носа и кормы шлюпки. Если во время подъема лопарь будет неправильно укладываться, то необходимо прекратить подъем шлюпки, поправить лопарь ломиком, после чего продолжить подъем.

 

Конструкцию и принцип работы рассмотрим на примере шлюпочной лебедки ЛШВ11

Основные технические данные шлюпочных лебедок ЛШВ11

Суммарное тяговое усилие в канатах на барабанах лебедки на третьем слое навивки при подъеме шлюп­ки со снабжением и полным числом пассажиров, а также при заваливании и вываливании шлюпки с командой, кН 100 ±5

Суммарное натяжение в канатах на барабанах лебедки на третьем слое навивки при спуске шлюпки со снабжением и полным числом пассажиров, кН95±4,5 Усилие на рукоятке ручного привода при подъеме шлюпки со снабжением и спусковой командой (на одного работающего), кН, не более.... 0,16 Номинальная скорость выбирания канатов электро­двигателем на среднем слое навивки при подъеме шлюпки со снабжением и командой в количестве

6 чел., м/с, не менее 0,3

То же, травления, м/с.. 1,0—1,25

Характеристики электродвигателя:

номинальная мощность, кВт 20

частота вращения, об/мин 24,2

допустимая мощность в режиме работы 5 мин, кВт 46 Диаметры канатов ГЛ-В-ОЖ-Н-1568 ГОСТ 7668—80, мм 29, 31

Канатоемкость барабанов, м 2х40

Масса лебедки в рабочем состоянии, кг. 2802.

 

 

Лебедка имеет цилиндрический ре­дуктор 3, барабан /, вал 2 с муфтой 5, дистанционно-выносное управление и электропривод.

При подъеме шлюпки вращение от электродвигателя 10 передается через центробежную муфту, двухступенчатый цилиндрический редуктор 3, валы-шестерни планетарным редукторам, встроенным в барабан лебедки /.

При спуске шлюпки вращение от барабанов / через планетарные редукторы, трансмиссионный вал пере­дается валу, на котором установлен ленточный и центробежный тормоза.

Свободное травление канатов обес­печивается растормаживанием лебедки ленточным тормозом при автоматичес­ком отключении от редуктора электро­двигателя.

Скорость спуска ограничивается центробежным тормозом. При нерабо­тающем электродвигателе канаты выби­рают ручным приводом 5, который состоит из безопасной муфты, валика с квадратом, соединяющей их цепной передачи. Привод включается в работу рычагом 12, который вводит шестерню безопасной муфты в зацепление с не­подвижно закрепленным на моторном валу колесом. Одновременно рычаг при включении ручного привода кулачком проворачивает блокировочный выклю­чатель 9 и размыкает цепь управления электродвигателем. Вал безопасной муфты приводят во вращение цепной передачей, надетой на звездочки ручно­го привода 8. При неработающем руч­ном приводе рукоятка закрепляется вблизи лебедки.

Управление лебедкой осуществляет­ся с местного или дистанционно-выносного поста.

Цилиндрический редуктор 3 имеет две пары цилиндрических косозубых колес, соединенных через вал с плане­тарными передачами. Редуктор служит для передачи вращающего момента от электродвигателя 10 к барабанам 1. Трущиеся поверхности деталей редукто­ра смазываются маслом, залитым в по­лость нижней части корпуса редуктора 7. Уровень масла контролируют маслоуказателем 11. Для слива масла в ниж­ней части корпуса редуктора располо­жено отверстие, закрытое пробкой 4. Для заливки масла и контроля зубчато­го зацепления в редукторе имеется смотровой люк, закрытый крышкой 6.

Барабан / служит для навивки ка­ната в три слоя. Крепление коренного каната осуществлено клином. Цапфы барабана вращаются в подшипниках, установленных в корпусе. Внутри барабана встроены планетарные пере­дачи типа 2К-Н с заторможенным водилом. Заливку масла в барабан, слив и контроль уровня масла осуществляют через отверстия, закрытые пробками.

Центробежная муфта служит для соединения вала электродвигателя 10 с моторным валом редуктора и на­дежного разобщения электродвигателя от моторного вала при спуске шлюпки.

Тормозная коробка состоит из кор­пуса, который, болтами крепится к ре­дуктору. В корпусе коробки смонтиро­ваны ленточный и центробежный тормоза и обгонная муфта. Ленточный тор­моз стопорит барабан лебедки, а центробежный тормоз поддерживает по­стоянную скорость спуска шлюпки. Обгонная муфта обеспечивает работу электродвигателя на подъем без растормаживания.

Дистанционно-выносное управление (рис. 31) лебедкой позволяет опера­тору при управлении лебедкой следить за процессом спуска и подъема шлюп­ки, а также обеспечивает возмож­ность управления спуском изнутри спа­сательной шлюпки.

Выносной пост управления 12 соеди­нен с рукояткой тормоза лебедки через двуплечий рычаг 6 и тягу 8 каната 10, проходящего через горизонтальный // и вертикальный 9 блоки.

В состав поста управления 12 входит корпус с двумя кнопочными элементами типа КУЮОМ с рычаж­ным приводом. На щитке, закрывающем спереди рычаги приводов кнопочных элементов, закреплены две указатель­ные таблички: «Подъем шлюпки» и «Спуск подвесок». На боковой стенке корпуса установлен рычаг дистанцион­ного управления тормозом лебедки. На верхней части корпуса вблизи рычага прикреплена указательная таб­личка «Спуск». Для спуска шлюпки поворачивают рычаг по указателю. Для прекращения спуска возвращают рычаг в исходное вертикальное положение.

Управление спуском изнутри шлюп­ки осуществляют ручкой 2, закреплен­ной на конце каната 4. Ручка 2 своим весом обеспечивает также натя­жение каната, который проходит через отводные блоки 1 и 3 на стреле и блоки на рычаге 5. Вторым концом канат закреплен на дополнительной секции барабана 7 лебедки так, что при спуске шлюпки обеспечивает син­хронность сматывания лопарей и управ­ляющего каната.

При помощи ручки 2 через канат поворачивают блок, закрепленный на рычаге 5, который воздействует через двуплечий рычаг 6 и тягу 8 на рукоят­ку тормоза лебедки, обеспечивая спуск шлюпки. Все блоки и рычаг 5 дистан­ционно-выносного управления установ­лены на бронзовых втулках и смазы­ваются консистентной смазкой

Для подготовки к работе лебедки необходимо:

расчехлить лебедку и при осмотре проверить ее исправность и нет ли посторонних предметов вблизи вра­щающихся частей;

убедиться в правильном положении рычага переключения ручного привода и каната на барабане;

проверить наличие смазки на тру­щихся поверхностях элементов лебедки, при необходимости пополнить ее со­гласно карте смазывания (табл. 54) и схеме смазывания (см. рис. 30);

подать питание на фидер, питаю­щий электродвигатель, и убедиться в наличии напряжения по сигнальной лампе «Напряжение» на щите управле­ния. При этом лампа горит;

сообщить на мостик о готовности лебедки к действию.

Перед спуском шлюпки необходимо:

при управлении изнутри шлюпки потянуть ручку поста управления вниз до упора, удерживая ее в таком положении на протяжении всего спуска. При достижении шлюпкой воды ручку отпустить, вытолкнуть ее через люк наружу и заглушить отверстие штатной крышкой-заглушкой;

при управлении с палубы повернуть рукоятку поста управления вперед в сторону пуска.

Для подъема шлюпки необходимо включить электродвигатель и нажать рычаг «Подъем шлюпки» привода кно­почного элемента поста управления.

При отсутствии напряжения в судовой сети, а также при срабатывании конечных выключателей при заваливании стрел шлюпбалок, подъем осуществляется ручным приводом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.015 с.)