ТОП 10:

УГЛЕКИСЛОТНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА



Для тушения пожара в закрытых помещениях можно при­менять углекислый таз СО2.

Принцип действия углекислотной системы состоит в том, что содержащийся в жидком виде в стальных баллонах газ направ­ляется по трубкам к месту пожара. При входе в помещение он, вследствие 450-кратного расширения, переходит в газообразное состояние и, смешиваясь с воздухом помещения, образует новую атмосферу с пониженным количеством содержания кислорода. Так, например, при введении в помещение углекислого газа в количестве 28,5% от объема помещения новая атмосфера будет содержать 56,5% азота, 28,5% углекислого газа и лишь 15% кислорода, а известно, что при содержании в помещении кислорода менее 15%, процесс горения прекращается.

Согласно Правилам Регистра углекислый газ приме­няют для тушения пожаров в сухогрузных трюмах, почтовых кладовых, малярных и других сильно загроможденных грузами помещениях, в танках и грузовых отсеках нефтеналивных су­дов, топливных цистернах и т. д.

Углекислый газ содержится в стальных баллонах емкостью по 40 л. Количество баллонов рассчитывается по объему спе­циально смонтированной на судне станции углекислотного ту­шения. Помещение станции должно быть газонепроницаемым и иметь обособленный выход на открытую палубу. Чаще всего углекислотные станции размещаются в отдельных рубках или надстройках на верхней палубе.

На рис. 47 дана схема расположения баллонов с углекисло­той на станции тушения.

Баллоны объединены в группы. Углекислый газ посту­пает от баллонов к распределительной коробке, от которой по своим независимым трубопроводам направляется к месту пожара.

Наиболее ответственной частью аппаратуры углекислотной станции являются углекислотные баллоны и установленные на них запорные клапаны.


На рис. 48 изображена выпускная головка (клапан) и установка ее на баллоне.

Заполнение баллонов и выпуск из них углекислоты осуще­ствляется через выпускную головку, расположенную в верхней части баллона и присоединенную к сифонной трубке, которая не доходит до дна баллона на 5—10 мм. Внутренний диаметр трубки 12—15 мм, а диаметр проходного в выпускной головке баллона 10 мм. Площадь поперечного сечения сифонной трубки принимают на 0,2—0,3 см2 больше, чем у проходного канала в выпускной головке, чтобы предотвратить замерзание и испа­рение углекислоты при выпуске ее из баллона.

Выходные головки баллонов снабжают предохранительными мембранами из калиброванной латуни или оловянистой бронзы, выдерживающими давление 180±10 кг\см2 и разрушающимися при давлении р>190 кг/см2. Предохранительные трубопроводы, соединенные с балло­нами, и мембраны позволяют выпускать углекислоту в атмо­сферу при возникновении в баллонах недопустимых давлений. Это предотвращает произвольный выход ее в трубопроводы, обслуживающие помещения.


Рис. 48. Выпускная головка углекислотного баллона с приво­дом от троса или валика.

/ — предохранительная мембрана; 2 — нажимной рычаг; 3 — пусковой рычаг; 4 —тарелка; 5 — шток; 6 — выпускные отверстия перерезающего мембрану ножа; 7 — муфта; 8 — втулка; 9 — перерезающий мембрану нож-труба с заточенным нижним концом; 10— корпус головки; 11— корпус баллона; 12 — сифонная трубка; 13 — трос или валик.

Для выпуска углекислоты в систему необходимо прорезать мембрану. При включении системы в действие баллоны вскры­вают. Хранящуюся в каждом баллоне кислоту периодически взвешивают. При потере углекислоты более 10% баллоны за­меняют новыми.

К недостаткам углекислотной системы относятся: 1) большая потребность в заряженных баллонах; ,2) высокая стоимость оборудования станции и значитель­ные расходы по перезарядке баллонов;

3) опасность для личного состава при несоблюдении мер пре­досторожности.

Для поддержания углекислотных систем в постоянной готов­ности к действию необходимо:

ежедневно осматривать углекислотные баллоны и их крепле­ние;

раз в месяц проверять чистоту трубопроводов и сопел, произ­водя продувку их сжатым воздухом;

раз в месяц проверять подвижность перепускных и пусковых клапанов на трубопроводах;

два раза в год проверять наличие углекислоты в баллонах. Допустимая утечка углекислоты (до 10%) из баллонов опре­деляется при взвешивании баллонов не реже одного раза в год. В настоящее время вместо взвешивания утечку углекислоты можно определить при помощи безконтактного уровнемера.

Также не реже двух раз в год производится проверка тросовой системы пуска и предохранительных клапанов коллекторов и баллонов. Для продувки трубопроводов используют сжатый воздух давлением 6—8 кгс/см2. При этом проверяют все сопла, неисправные снимают и чистят, после чего устанавливают на свои места. Следует обращать внимание на то, чтобы сопла устанав­ливались на свои места, так как иногда в той же установке мо гут быть сопла различных диаметров. При продувке соединения трубопроводов проверяют и при необходимости подтягивают.

Углекислотные баллоны должны быть окрашены в черный цвет. Место клеймения не окрашивается, оно обводится белой линией шириной 10—12 мм и покрывается лаком для лучшей ви­димости клейма. На цилиндрической части баллона желтой крас­кой наносится надпись «Углекислота».

Преимущества углекислотного пожаротушения:

можно тушить горящее электрооборудование, так как угле­кислота имеет низкую проводимость;

углекислота не вызывает коррозии металла;

углекислота сохраняет огнегасительные свойства в течение длительного времени;

углекислотная система может применяться для тушения раз­личных химических веществ, в частности при наличии в них кар­бидов, негашеной извести и легковоспламеняющейся жидкости.

Недостатки углекислотного пожаротушения:

необходимость большого числа баллонов для хранения угле­кислоты;

высокая первоначальная стоимость оборудования; необходимость затрат на зарядку баллонов;

необходимость автоматической сигнализации;

невозможность пребывания людей в горящем отсеке при дей­ствии углекислотной установки;

не поддается тушению углекислотой ряд веществ, способных гореть в инертной среде, например хлопок, киноленты и др.

Для устранения такого недостатка, как громоздкость и боль­шая масса баллонов с жидкой углекислотой, на судах последних лет постройки (в том числе на судах типа ро-ро) практикуется хранение всего запаса углекислоты в общей емкости при темпе­ратуре, обеспечивающей давление не более 25 кгс/см2.

Для этого имеется специальная холодильная машина, распо­ложенная в помещении станции углекислотного тушения. Испа­ритель холодильной машины вмонтирован в емкость хранения углекислоты.

Включение в действие такой системы дистанционное, с цент­рального противопожарного поста.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.006 с.)