ТОП 10:

Шестеренні насоси. Експлуатаційні характеристики. Конструкція, класифікація. Принципи дії, область застосування і експлуатація.



Шестеренчатые насосы имеют ведущую и ведомые (од­ну или две) шестерни с внешним (иногда внутренним — см. рис. 28) зацеплением. Шестеренчатые насосы делятся на насосы с пря­мозубыми, косозубыми и шевронными шестернями и бывают мно­гоступенчатыми. У косозубых и шевронных шестерен зацепление происходит не сразу по всей ширине, как у прямозубых, а по­степенно. В силу этого они менее чувствительны к погрешностям изготовления и монтажа, менее изнашиваются и работают плавно и бесшумно, обладают высокой равномерностью подачи. Недостатки насосов: с косозубыми шестернями — наличие зна­чительных осевых сил и повышенные торцевые износы; с шеврон­ными — недостаточная герметизация и отсюда невысокие давле­ния нагнетания. Применяются они в основном для перекачки вы­соковязких жидкостей. Масляные навешенные шестеренчатые на­сосы судовых реверсивных двигателей снабжаются специальными клапанами, обеспечивающими одностороннюю подачу независимо от направления вращения приводного вала.

На рис. 26 приведен конструктивный чертеж шестеренчатого насоса РЗ-30* с нижним расположением ведущего ротора. Отече­ственная промышленность выпускает значительное число различ­ных марок насосов типа РЗ.

Насос Р3-30и — одноступенчатый двухшестеренный. Основны­ми его деталями являются чугунный корпус /, стальные ведущий 1,3 и ведомый 11 роторы и чугунные передняя 12 и задняя 5 кры­шки.

Шестеренчатый насос типа РЗ-30

 

Шестеренчатые насосы могут развивать доста­точно высокое давление. Их часто применяют в масляных и топливных системах силовых установок и сравнительно редко в су­довых системах. Зубчатые насосы (рис. 24) состоят обычно из ведущей и ведомой шестерен 2, заключенных в корпус 1 с минимальным зазором (не более 0,1 мм). При вращении зубья шестерен захваты­вают жидкость и перено­сят ее из полости всасы­вания 4 в полость нагне­тания 3. Поток будет тем равномернее, чем боль­ше зубцов на колесах. Улучшить равномерность потока и уменьшить на­грузки на зубцы можно при применении косых зубцов на колесах. Вра­щение насоса осущест­вляется с помощью элек­тродвигателя, который устанавливается на об­щей раме и спаривается с насосом.

 

Принципиальная схема шестеренного насоса.

1- корпус насоса; 2 – ведущая и ведомая шестерни; 3 – полость нагнетания; 4 – полость всасывания;

5 – всасывающий патрубок.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ШЕСТЕРЕННЫХ НАСОСОВ

Перед пуском в ход насос следует тщательно осмотреть с целью проверки его исправности. Посторонние предметы (инструмент, обтирочный материал и т. п.) должны быть с насоса убраны. Все болтовые соединения и соединения трубопроводов должны быть затянуты, а контрольно-измерительные приборы — исправны.

Легкость вращения роторов проверяют проворачиванием насоса за муфту вручную. Если насос был осушен или пускается в рабо­ту впервые после монтажа или ремонта, его следует залить рабо­чей жидкостью.

Необходимо полностью открыть клапаны на всасывающем и напорном трубопроводах, проверить положение трехходовых кра­ников манометров, которые должны быть полностью открыты.

Насос пускают только после проведения всех операций, связан­ных с подготовкой его к действию.

Убедившись по манометру и вакуумметру в том, что насос по­дает жидкость, следует установить с помощью клапанов нужный режим. При отсутствии показаний контрольно-измерительных при­боров необходимо остановить насос, проверить герметичность его всасывающей камеры и всасывающего трубопровода, залить насос и повторить пуск.

Во время работы насоса наблюдают за показаниями контроль­но-измерительных приборов насоса и приводного двигателя. Режим работы насоса должен соответствовать его техническим дан­ным. При нормальной работе насоса отсутствуют стуки и вибра­ция, а показания приборов стабильны, без рывков.

Насос и его фундамент содержат в чистоте. При работе наблю­дают за работой уплотнения (сальника) приводного вала насоса.

При внезапном самопроизвольном изменении режима работы или появлении ненормального стука насос следует немедленно остановить для выяснения и устранения причин неисправности.

При сборке насоса после ремонта необходимо учитывать сле­дующее:

- приводной вал насоса должен свободно проворачиваться от руки;

- биение внешнего конца приводного вала насоса в собранном виде не должно превышать 0,05 мм;

- должна быть выдержана соосность валов привода и насоса, причем радиальное смещение не должно превышать 0,1—0,2 мм и величина перекоса осей не должна быть более 1°;

- соединительная муфта не должна иметь дисбаланса.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.006 с.)