Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническое использование ГРМ (ЭГРМ)

Поиск

Учитывая тяжелые аварии морских судов, связанные с отказами рулевых машин, Комитет по безопасности на море (ИМО) принял повышенные требования к конструктивному исполнению рулевых машин, а также к их использованию должностными лицами судовых экипажей. В частности, предписаны в пределах 12 ч. до отхода суд­на проверки и испытания главного и вспомогательного рулевых при­водов, систем и постов управления, аварийного питания, указателей положения руля, аварийно - предупредительной сигнализации о потере питания в системе управления и неисправностях ГРМ, автоматичес­ких отключающих устройств и другого автоматического оборудова­ния, средств связи между ходовым мостиком и румпельным отделе­нием. Проверку и испытания выполняют лица командного состава, занятые эксплуатацией и (или) обслуживанием ГРМ (ЭГРМ).

Кроме того, на ходовом мостике и в румпельном отделении должна быть постоянно вывешена простая инструкция по эксплу­атации с блок-схемой, показывающей порядок переключения сис­тем управления и насосов. Все лица палубной и машинной коман­ды, связанные с эксплуатацией или техническим обслуживанием ГРМ (ЭГРМ), должны знать их работу и порядок перехода с од­ной системы управления на другую.

В дополнение к обычным проверкам и испытаниям предписано проведение не реже чем раз в 3 месяца учений по аварийному уп­равлению рулем с целью отработки действий по управлению суд­ном в аварийных условиях. Учения проводятся непосредственно в румпельном помещении под руководством капитана судна.

Даты проведения проверок и испытаний, а также подробное описание учений по аварийному управлению рулем должны быть занесены в судовой журнал.

При подготовке к действию, проверках и испытаниях рулевых машин следует обращать особое внимание на следующее: легкость перемещений золотников и отсутствие их заеданий, перекосов и больших люфтов в соединениях с управляющими валиками; состоя­ние поверхностей золотников и их уплотнений; легкость прово­рачивания вручную валов насосов регулируемой подачи при их ну­левом эксцентриситете; срабатывание стопорных храповиков или гидрозамков; уровни рабочей жидкости в расширительных баках; положения запорных клапанов. Не должно быть нехарактерных шумов и стуков, наружных утечек рабочей жидкости, скачков и задержек руля при его перекладках, а также автоколебаний (неза­тухающих периодических движений) управляющих валиков прибо­ров ИМ, золотников гидроусилителей (или рычажных механизмов управления насосами), скользящих блоков радиально-поршневых насосов (или люлек аксиально-поршневых насосов) и руля.

Рулевые машины должны быть хорошо отрегулированы. Пока­зателями качества регулирования являются: наибольшая точность установки руля в заданное положение, определяемая разностью заданного (на посту управления) и фактического (по шкале руле­вого привода) углов перекладки (достижимая точность ± 0,5° при углах перекладки руля ± 10°); минимальное рассогласование ну­левых положений насосов (не более 0,5° изменения положения руля при переключении действующих насосов); ограниченный (не более 10% номинального перемещения) люфт на управляющем органе главного насоса; небольшая общая зона нечувствительнос­ти системы управления (определяется путем плавного поворота штурвала до момента страгивания руля в том или другом направ­лений); минимальная скорость сползания руля в режиме управле­ний «Простой»; отсутствие автоколебаний.

Во время хода судна вахтенный механик, принимая вахту, обя­зан осмотреть румпельное помещение и рулевую машину, а вахтен­ный моторист (машинист) должен осматривать их два раза за вахту. При этом следует обращать внимание на следующее; наличие сма­зочного масла на трущихся деталях, в пресс-масленках и смотровых стеклах редухторов; состояние регулирующих и стопорных уст­ройств (не должно быть стуков и перегрева подшипников); соответ­ствие указателей положению руля; температуру (должна быть не ниже 5°С в зимнее время) и относительную влажность румпельного помещения (не должна превышать 85% для предотвращения резко­го уменьшения сопротивления изоляции электрооборудования).

Особое внимание следует обращать на уровни рабочей жидко­сти в расширительных баках, показания манометров гидравличес­ких контуров (силового и управления), плавность перекладок руля (без задержек и скачков); не должно быть перегрева рабочей жидкости и наружных утечек, нехарактерных шумов и стуков в насосах и механических соединениях рулевого привода, а также автоколебаний деталей и узлов ГРМ (ЭГРМ).

При обнаружении существенных отклонений от спецификационных параметров и показателей работы рулевой машины вахтенный механик обязан организовать постоянное наблюдение за ее рабо­той, доложить об этом старшему (главному) механику и сделать в машинном журнале соответствующую запись.

В течение вахты механик должен периодически контролировать исправность действия рулевой машины по показаниям имеющихся на пульте управления приборов и сигнализаторов.

Перед подходом к районам, плавание в которых требует особой осторожности (проливах, каналах, шлюзах, в ледовой обстановке, стесненных акваториях), должна быть проверена исправность дей­ствия систем дистанционного управления рулевой машиной на ручных режимах работы (например, «Следящий» и «Простой»). В этих районах должны быть приведены в действие два насоса, если они могут надежно работать одновременно.

В случае отказа одного из насосов рулевой машины переход на другой выполняет вахтенный помощник по указанию капитана на имеющихся постах управления, а вахтенный механик обязан при этом немедленно доложить о случившемся старшему (главному) механику и сделать запись в машинном журнале. Если же вахтен­ный механик является вторым, то он обязан принять срочные эф­фективные меры по выяснению причины отказа и ее устранению. Переходы с работы одного насоса на другой в обычных усло­виях должны выполняться после предупреждения об этом вахтен­ного механика, который обязан контролировать при этом исправ­ность действия рулевой машины по показаниям имеющихся на пульте управления приборов и сигнализаторов.

В случае отказа всех систем дистанционного управления осу­ществляется переход на аварийное управление (в румпельном по­мещении) по указанию капитана.

После окончания швартовых операций и снятия готовности, ру­левую машину надо остановить и осмотреть, обратив особое вни­мание на отсутствие перегрева и внешних утечек рабочей жидко­сти, нормальные уровни в расходных баках и нейтральные (сред­ние) положения управляющих органов системы управления и насосов. Перо руля должно быть установлено в диаметральной плоскости.

При эксплуатации ЭГРМ, которой присуще «сползание» руля в режиме управления «Простой», следует установить на посту уп­равления режим «Следящий».

Типовые неисправности ГРМ

У работающих гидравлических рулевых машин встречаются следующие характерные неисправности.

1. Выход из строя одного главного насосного агрегата.

В случае неисправности или аварии с НРП или его электро­приводом, или с трубами, соединяющими насос с главной клапан­ной коробкой, с приводными шестеренчатыми насосами или с гидроусилителем насоса, необходимо выполнить следующее: не­медленно остановить электродвигатель насоса, закрыть на глав­ной клапанной коробке разобщительные клапаны насоса, произве­сти пуск электродвигателя резервного насоса регулируемой подачи, открыв клапаны этого насоса к главной клапанной коробке (если они были закрыты). Все переключения и переходы на дуб­лирующие и аварийные агрегаты должны производиться в стро­гом соответствии с таблицами переключений клапанов системы и инструкцией завода-изготовителя.

При ремонте насосов регулируемой подачи необходимо обра­щать особое внимание на точность выполнения ремонтных работ и особенно на взаимную пригонку тех узлов, от точности сборки которых зависят утечки рабочей жидкости из насоса. Особенно тщательно должны быть выполнены пригонка (притирка) плунже­ров в цилиндрах ротора насоса и посадка ротора на втулку оси. Диаметральные зазоры в соединении таких пар для насосов долж­ны быть не более 0,02 мм.

2. Выход из строя электрического управления насосами.

В этом случае необходимо отключить электрическое управле­ние и перейти на ручной привод насоса регулируемой подачи.

3. Выход из действия прибора управления ПУ1-2.

В этом случае руководствоваться инструкцией по обслужива­нию электрооборудования.

4. Выход из строя обоих приборов управления ПУ1-2.

В этом случае необходимо перейти на ручное управление от штурвала ручного управления.

5. Выход из строя цилиндра привода к баллеру.

В случае повреждения одного из цилиндров привода к баллеру или трубы, сообщающей этот цилиндр с главной клапанной короб­кой, необходимо произвести отключение не только поврежденно­го цилиндра, но также и второго цилиндра, смежного с ним или противолежащего, для чего закрывают на главных клапанных коробках разобщительные клапаны поврежденного цилиндра и смежного с ним цилиндра и открывают на главных клапанных ко­робках перепускные клапаны этих цилиндров. Переключение кла­панов главных клапанных коробок во всех случаях производят, руководствуясь таблицей завода-изготовителя электрогидравличе­ской рулевой машины.

6. Приводной шестеренчатый насос системы управления не подает масло в гидроусилитель.

При работе с холодным маслом (при запуске насоса после дли­тельного перерыва) может случиться, что шестеренчатый насос для питания гидроусилителя не сможет всасывать масло из рас­ходной цистерны вследствие резкого увеличения вязкости масла.

Для устранения этой неполадки необходимо переключить при­водной шестеренчатый насос посредством клапана с расходной цистерны на резервную для заполнения маслом его всасывающе­го трубопровода и после того, как манометр покажет давление «10 кгс/см2, вновь соединить этот насос с расходной цистерной. При нагреве масла выше 30°С следует включить маслоохладители.

7. Выход из строя фильтра.

При работе рулевой машины фильтры могут засориться. Для очистки фильтра необходимо остановить работающий насос регулируемой подачи и перейти на резервный. Вывернув спускную пробку (предварительно закрыв доступ масла к фильтру) и слив масло из корпуса фильтра, разбирают фильтр и промывают его сетки. После очистки фильтр собирают, обращая внимание на правильное расположение сеток и дисков, и приводят в рабочее состояние, для чего ввертывают спускную пробку и сообщают фильтр с магистралью.

8. Передвижение прессов рулевой машины с неравномерной скоростью (толчками) и шумами в гидравлической части. Причи­ной этой неисправности является попадание воздуха в систему, который удаляют через воздушные краники при прокачивании ра­бочей жидкости.

9. Рулевая машина перекладывает руль на борт на угол мень­ше предельного вследствие нарушения регулировки сервомотора.

 

10. Рулевая машина не перекладывает руль вследствие неис­правности насоса, механической части управления насосами в по­сту управления, а также отсутствия рабочей жидкости в системе машины.

11. Рулевая машина перекладывает руль только на один борт, не возвращая его в среднее положение.

Причиной этого может явиться неисправность клапанов на ветви кольцевого трубопровода гидравлической машины. При экс­плуатации рулевого устройства необходимо также следить (по от­метке на втулке, связанной с корпусом судна, и самом секторе) за скручиванием баллера. При наличии угла скручивания более 4° наблюдение за ним должно быть усилено. Если угол скручивания меньше 7°, то с разрешения Регистра руль может быть до­пущен к дальнейшей эксплуатации. Если же угол скручивания составляет 7—15°, сектор (румпель) следует с разрешения инс­пектора Регистра пересадить на новую шпонку или фигур­ную смещенную. Выход судна в море без такой пересадки запре­щается. При угле скручивания 15° и более баллер подлежит за­водскому ремонту или замене.

При неустраненных дефектах рулевой машины выход судна в море запрещается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.008 с.)