Описати типові системи вентиляції і пожежегасіння машинного відділення судна, види водорозпилювачів. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описати типові системи вентиляції і пожежегасіння машинного відділення судна, види водорозпилювачів.



 

Система вентиляции машинно-котельного отделения обеспечивает заданное качество воздушной среды и нагнетает воздух для работы ме­ханизмов, потребляющих его из помещения. Подача вентиляторов должна обеспечивать ассимиляцию избыточных тепловыделений при наиболее напряженном режиме работы энергетической установки в летний пе­риод.

В системе применяют осевые и цент­робежные вентиляторы. Воздух из наружного пространства через приемное устройство 5 (рис. 181) всасывается осе­вым вентилятором 6 и поступает на площадки у главного двигателя на разных уровнях, к дизель - генераторам, главным
распределительным щитам и другим по­стам. По фронту вспомогательных котлов сепараторам и главному двигателю воздух подается через приемную решетку 3 центробежным вентилятором 4. Вентиляторы разме­щены в шахтах машинных помещений или специальных выгородках. Вентиляционные устройства могут переключаться с летнего режима на зимний, а также на переходные режимы с подогревом воздуха в кало­риферах 7. Переход может производиться и путем уменьшения подачи воздуха при применении двухскоростных вентиляторов или сокраще­нием числа работающих вентиляторов. Воздух на рабочие площадки по­дается через воздухораспределители поворотные направленного дей­ствия /, позволяющие регулировать количество, скорость и направле­ние воздуха, Перед воздухораспределителями 1 установлены поворот­ные заслонки 8. Воздух из машинно-котельного отделения, как правило, удаляется естественным путем. Для этого в диафрагме дымовой трубы сделаны проемы, а в ее кожухе — жалюзийные решетки.

Искусственная вытяжная вентиляция удаляет с помощью центро­бежного вентилятора 2 пары и газы воздуха из мест, расположенных внизу машинного помещения (решетки 9), у сепараторов // топлива и масла (решетки 10), а также из-под настила. Места ремонта топливной аппаратуры, туннели валопроводов, коридоры трубопроводов и другие подобные помещения также оборудованы искусственной вытяжной вентиляцией.


 

Рис 181. Схема системы вентиляции машинно-котельного отделения:

BK — вспомогательный котел; УК — утилизационный котел; ДВС — двигатель внутреннего сгорания; ДГ — дизель-генератор; ГРЩ — главный распределительный щит

ВОДЯНЫЕ ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ СИСТЕМЫ

Судовые противопожарные водяные системы по способу воз­действия на очаг пожара морской или пресной водой подразде­ляются на:

систему водотушения, подающую мощные сплошные струи во­ды, направляемые ручными или лафетными пожарными ство­лами;

спринклерную систему, создающую каплеобразный поток во­ды, подаваемый через автоматически срабатывающие сприн­клеры;

систему водораспыления, подающую воду, распыленную до состояния мелкой пыли с помощью специальных водораспылите­лей;

систему тушения мелкораспыленной водой, обеспечивающую подачу воды, распыленной до туманообразного состояния (диа­метр раздробленных капель составляет 50—150 мкм);

систему водяных завес, обеспечивающую подачу воды в виде сплошной водяной завесы или сплошного потока с помощью рас­пылителей щелевого типа;

систему орошения трапов и крюйс-камер, обеспечивающую по­дачу воды с помощью перфорированных труб и водораспыливающих головок щелевого типа.

Принцип тушения судовой системы водотушения осно­ван на действии струи воды, сбивающей пламя. Скорость струи увеличивает ствол, присоединяемый к концу шланга, суживаю­щаяся форма сечения которого преобразует статический напор в динамический. Система водотушения имеется на всех самоходных судах с главными двигателями мощностью 100 л. с. и более неза­висимо от наличия на судне других средств тушения. Эта систе­ма состоит из пожарных насосов, разводящего трубопровода, по­жарных рожков, шлангов и стволов. Система предназначена для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях, на откры­тых палубах и платформах, а также для снабжения водой спринклерной системы, систем водораспыления, пеногенераторных уста­новок и подачи воды на орошение переборок, конструкций и устройств. На пассажирских и приравненных к ним судах, где уста­навливается два и более пожарных насоса, а также на прочих самоходных судах валовой вместимостью более 4000 бр. per. т водопожарная магистраль в районе надстроек должна выпол­няться по кольцевой системе. Стационарные пожарные насосы на самоходных судах должны приводиться в действие от источника механической энергии. Электрические и паровые приводы пожарных насосов должны обеспечивать работу насосов в любых условиях эксплуатации судна, в том числе при стоянке в порту. Стационарные пожарные насосы и их кингстоны размещаются ниже ватерлинии судна по­рожнем.

Насосы, установленные в машинно-котельном отделении, должны получать воду не менее чем от двух кингстонов (днище­вого и бортового); каждый из всех других насосов обеспечивает­ся водой от одного самостоятельного кингстона.

Водопожарные насосы должны управляться с места установ­ки и дистанционно (с ходового мостика).

Пассажирские суда и суда, строящиеся на класс Регистра СССР со знаком F, удовлетворяют дополнительным требованиям к устройствам противопожарной защиты. Например, на пассажирских судах и судах, строящихся на класс Регистра со зна­ком F валовой вместимостью более 1000 per. т, применяемые кингстоны, пожарные насосы и источники их питания должны располагаться в разных водонепроницаемых отсеках.

По практическим данным, водопожарные системы судов име­ют общую производительность пожарных насосов в среднем 180 м3/ч: исключение составляют пассажирские и приравненные к ним суда, а также танкеры, которые могут иметь большую про­изводительность насосов.

Давление в водопожарной системе должно быть не менее указанного в табл. 39. Каждый стационарный пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй воды при наи­большем диаметре стволов на данном судне. Диаметры ручных пожарных стволов должны быть не менее 12 мм, за исключением пассажирских судов ограниченного района плавания валовой вме­стимостью менее 100 бр. per. т., на которых допускаются диаметры спрысков 10 мм. Диаметр спрыска ручных стволов для откры­тых палуб судов валовой вместимостью более 400 бр. per. т, ле­доколов и буксиров мощностью более 500 л. с, спасательных су­дов, плавучих доков должен быть равным 16 мм. На судах спе­циального назначения применяются спрыски ручных стволов диаметром 19—22 мм. Для повышения живучести системы на на­ливных судах предусматривается на напорной части водопожарной магистрали установка отсечных клапанов в надстройке юта перед выходом на открытую палубу, у кормовой переборки сред­ней надстройки, у носовой переборки средней надстройки, через каждые 30—40 м длины открытой палубы между надстройками.

В условиях нормальной эксплуатации судна эти клапаны должны быть постоянно открыты. Пожарные рожки расположены на трубопроводе системы так, что присоединенные к ним шланги обеспечивают подачу двух струй воды от двух рожков в любую часть каждого помещения. При этом одна струя подается по од­ному рукаву, а вторая может быть подведена по двум таким же, как и первый, соединенным между собой. Исходя из этого и оп­ределяется количество пожарных рожков на судне.

Каждый пожарный рожок состоит из запорного клапана и стандартной присоединительной быстросмыкающейся гайки. Рож­ки, устанавливаемые на открытых палубах, снабжаются крышка­ми, обеспечивающими быстрое открытие выходного отверстия для присоединения рукава. Длина рукавов на палубе 20 м, в по­мещении — 10 м.

Пожарные рожки нумеруются (от носа к корме и снизу вверх), места их расположения должны быть освещены. В боль­ших помещениях и длинных коридорах рожки должны быть уда­лены друг от друга не более чем на 20 м; наружные рожки рас­полагаются на расстоянии не более 40 м один от другого. Трубо­проводы системы водотушения имеют отличительные окрашенные суриком кольца шириной 50 мм.

Для надежной работы системы необходимо обеспечить посто­янное наблюдение за ней. Проверка действия водопожарной си­стемы должна производиться раз в неделю. При длительности рейса более одной недели проверка должна производиться перед выходом судна из порта, а последующие — раз в неделю в про­должение всего рейса.

При подготовке пожарной системы к действию необходимо путем внешнего осмотра убедиться в исправности трубопроводов, рожков, пожарных шлангов и стволов и проверить работу предо­хранительных клапанов для исключения возможности повыше­ния рабочего давления выше допустимого как в самом насосе, так и в пожарной магистрали. Запрещается использовать водяные системы для перекачки нефтепродуктов, масла или других вос­пламеняющихся жидкостей и для осушения отсеков, в которых могут оказаться остатки воспламеняющихся жидкостей. Для вы­вода водопожарной системы из действия необходимо остановить насос, спустить из всех трубопроводов воду и полностью их осу­шить. Клапаны пожарных рожков должны быть всегда в закры­том положении.

На судах, где постоянно поддерживается давление в системе водотушения с помощью аккумулятора давления — пневмоцистерны, необходимо следить за состоянием сальников штоков клапа­нов на пожарных рожках, которые должны быть всегда «расхожены» и иметь смазку. Особое внимание должно уделяться наличию на штатной соединительной арматуре резиновых прокладок. При эксплуатации водопожарной системы в зимнее время нельзя допускать замерзания воды в ответвлениях, для чего нужно пе­риодически на короткое время открывать все рожки, находящие­ся под давлением и размещенные на участках, где температура ниже 0°С. При длительном бездействии всей системы необходи­мо спустить воду из нее, а детали арматуры смазать снаружи и внутри техническим вазелином. Правила ухода, обслуживания и содержания в надлежащем техническом состоянии водопожар­нои системы изложены в «Наставлении по борьбе за живучесть судов морского флота.

Наиболее распространен­ная схема системы водотушения изображена на рис. 177. Система состоит из двух пожарных насосов 5 с приемными трубопровода­ми 8, напорной магистрали 3 и отходящих от нее отрост­ков 1 на палубу и в поме­щения. Напорную магист­раль, как правило, распо­лагают под верхней палубой, чтобы предотвратить замерзание в ней воды. Каждый отросток заканчивается запорным клапаном с быстроразъемным соединением — пожарным рожком 2, к кото­рому во время пожара подсоединяют парусиновый рукав со ство­лом на конце. Свернутый в кольцо рукав хранится в стальной корзине около рожка. На морских судах один из пожарных насо­сов работает постоянно, забирая воду через отдельный кингстон 6 и фильтр 7 и нагнетая ее по стояку 4 (вертикальной трубе) в ма­гистраль 3. Таким образом, к пожарным рожкам всегда подведе­на вода с требуемым давлением. При отсутствии расхода воды через рожки или на другие потребности насос будет работать «на себя», т. е. перегонять воду через байпасный трубопровод 9, рас­положенный в машинном отделении 10, по замкнутому контуру. Число и расположение пожарных рожков должны обеспечивать подачу в любое место на палубе не менее двух струй воды. На специальных пожарных судах и буксирах, помимо рожков, уста­навливают лафетные стволы, которые способны выпускать мощ­ные водяные струи на другое горящее судно, находясь на рас­стоянии. Применяют пожарные насосы центробежного типа.

 

Водораспылитель

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.007 с.)