Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учёт и контроль издержек производства и продаж продукции по видам затрат

Поиск

Учёт затрат по видам – первое необходимое условие для итогового контроля издержек. Виды затрат: материальные, амортизационные, оплата труда и прочие. Организация такого учёта позволяет предприятию рассчитать структуру себестоимости произведённой продукции – процентное соотношение отдельных элементов себестоимости в общеё стоимости затрат на производство; определить имеющиеся резервы по её снижению. Для удобства учёта и последующего анализа каждому виду издержек присваивается регистрационный номер, а каждый учётный первичный документ отражает один определённый вид издержек.

Различают классификацию затрат (издержек) по:

экономическим элементам (материальные, трудовые затраты, амортизация отчисления и налоги, прочие затраты), которая укрупнено отражает величину издержек организации без учета их направления в производственном процессе;

статьям калькуляции в себестоимости, которые отражают назначение и связь затрат с объектами калькулирования.

Это далеко не полный перечень классификационных признаков затрат, но в данном пособии ограничимся этим, т.к. более подробное изучение издержек основные освещается в последующем курсе бухгалтерского учета.

Создание предприятия и его функционирование требуют значительных затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов. В стоимостном выражении – это:

- первоначальные затраты капитала – расходы на приобретение, строительство или аренду основных средств и другого имущества, наём рабочей силы и её оплату до поступления дохода, организационные расходы на получение лицензий на право деятельности, регистрацию предприятия и т.п.; их источниками являются собственные средства учредителей, паевые взносы участников, средства от продажи акций, инвестиционные кредиты и займы;

- капитальные вложения на расширение производства и сбыта продукции – покупка новых машин и оборудования, освоение новых рынков; носят разовый характер, осуществляются за счёт полученной прибыли и накопленной амортизации;

- внереализационные и операционные расходы – не зависят непосредственно от основной деятельности предприятия; их величина определяется общей конъюнктурой, ситуацией на рынке ценных бумаг, величиной ссудного процента, курсом рубля по отношению к ведущим валютам мира и т.п.; являются объектом учёта и контроля финансового учёта;

- текущие (в пределах года) издержки основной деятельности – главный объект управленческого учёта. В дополнение к существующей в финансовом учёте и отчётности классификации текущих затрат в управленческом учёте выделяют релевантные и нерелевантные расходы, реальные и вменённые издержки, внешние и внутренние, постоянные и переменные, валовые, приростные и предельные. В западном управленческом учёте выделяются возвратные и безвозвратные, устранимые и неустранимые расходы, инкрементные, альтернативные затраты и т.п.

Деление затрат на зависящие от принимаемого решения – релевантные, и независящие, неизбежные при любом варианте решения – нерелевантные расходы. Релевантность или нерелевантность издержек зависит от вида, назначения затрат и специфики принимаемого решения, специфики конкретных производств, применяемой технологии, особенностей организации и структуры управления предприятием. Нерелевантные расходы - расходы будущих периодов, на которые уже нельзя повлиять, большая часть текущих затрат, зависящих от продолжительности периода, за который определяется их величина. К полностью регулируемым расходам относятся прямые затраты основной деятельности, к частично регулируемым(произвольным) – издержки на маркетинговые исследования, НИОКР, сервисное обслуживание.

Устранимые расходы – это расходы, которых можно избежать при ином варианте альтернативного решения. Неустранимые расходы – избежать невозможно. При принятии оптимального решения принимаются во внимание устранимые затраты.

В управленческом учёте различают реальные (бухгалтерские) затраты и экономические расходы, которые включают кроме реальных ещё и вменённые издержки.

Вменённые затраты характеризуют издержки иной альтернативы, которая заменяется более предпочтительной. Это всегда дополнительные затраты, отнесённые на объект их учёта, несмотря на отсутствие фактической операции – основания, отражённой в бухгалтерском учёте. Невнимание к вменённым затратам, недоучёт их величины может привести к неправильным решениям. Вменённые издержки обычно включают величину упущенной прибыли, издержки риска, амортизацию по уже списанным объектам основных средств, процент на капитал и др. калькуляционные расходы.

Часть калькуляционных расходов может быть условной, включаемой в себестоимость продукции и цены её продажи по счётно-техническим соображениям – это платежи процентов на собственный капитал, вложенный в бизнес, калькуляционная заработная плата собственников фирмы, арендная плата за пользование принадлежащим владельцу или его семье имуществом. Такие затраты первичными платёжными документами не оформляют и не отражают в бухгалтерском учёте, т.к. сам себе предприниматель-хозяин ничего не платит, получая при удачном ведении дела компенсацию этих издержек в прибыли.

Калькуляционный процент рассматривается как упущенная выгода, несостоявшаяся прибыль, поскольку если бы собственные средства были помещены на счёт в банке или предоставлены другим организациям во временное пользование, предприятие получило бы этот процент без всяких дополнительных затрат и усилий со своей стороны. При этом в расчёт принимается остаточная или средняя хронологическая стоимость производственно-необходимого капитала (исключаются непроизводственные и неиспользуемые объекты производственного назначения) и ставка ссудного процента для инвестиций, действующая на момент расчёта.

Калькуляционная заработная плата предпринимателя принимается на уровне средних окладов руководящего персонала на предприятиях, примерно равных по масштабу и роду деятельности. Аналогично рассчитывается калькуляционная арендная плата (по средним ставкам, действующим в данное время для аренды подобных объектов в данном регионе).

Различают издержки риска:

- общего – риск предпринимательской деятельности в целом(отставание в экономическом развитии, инфляция, неожиданное изменение спроса, изменения в налоговом законодательстве и т.п.)- отражается на величине прибыли и обособленной оценке не подлежит, т.к. это невозможно или технически сложно осуществить;

- единичных рисков, непосредственно связанных с производственной деятельностью, риск по отдельным видам деятельности, продуктов и товаров - излишки и недостачи запасов.

В управленческом учёте необходимо отличать различать:

- внешние расходы - денежные расходы на приобретение сырья, топлива и др. средств труда, оплату услуг сторонним поставщикам и подрядчикам, они влияют на оборот денежных средств;

- внутренние затраты организации – расход ресурсов для осуществления производственно-хозяйственной деятельности; влияют на результаты производственно-хозяйственной деятельности.

В теории и практике управленческого учёта выделяют:

- инкрементные (дифференциальные) затраты – которые представляют величину разности издержек двух сопоставимых вариантов решения; имеют место при производстве и продаже дополнительных единиц товара; в расчёте на единицу выпуска и продаж называются маржинальными.

Маржинальные затраты на производство и продажу различны при разных объёмах производства, они при увеличении продаж снижаются.

Особое значение в управленческом учёте придаётся делению затрат на переменные и постоянные, в зависимости от изменения объёма деятельности, с которой эти затраты связаны.

Переменные расходы делятся на:

- пропорциональные – изменяются прямо пропорционально увеличению или уменьшению количества изготовленной(проданной) продукции;

- непропорциональные – бывают прогрессирующие (возрастают быстрее) и дегрессирующие (изменяются медленнее, чем объёмы производства).

Деление затрат на переменные и постоянные можно осуществлять 2-мя методами:

- аналитическим – на основе анализа результатов предыдущих отчётных периодов (расчёт коэффициента вариации);

- статистическим – метод наивысшей и низшей точки(метод мини-макс), графический метод, метод наименьших квадратов.

Общая сумма постоянных и переменных затрат составляют валовые расходы. На основе валовых затрат рассчитывают средние затраты и предельные маржинальные – дополнительные затраты, связанные с изменением количества выпускаемой продукции (работ, услуг). Предельные расходы определяют путём вычитания валовых затрат на единицу продукции при увеличении её объёма или прямым счётом.

Приростные (дифференциальные) затраты представляют собой дополнительные расходы, возникающие в результате изготовления или продажи группы различных единиц продукции. Они отличаются от предельных тем, что характеризуют результат увеличения объёма выпуска не единицы, а группы изделий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.195.153 (0.008 с.)