Регулирование бухгалтерского учета в России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование бухгалтерского учета в России



В мировые учётные системы( с точки зрения происхождения национальных стандартов учёта и отчётности) классифицируются на две базовые модели :

- континентальная, в которой развитие учёта предопределяется законодательными актами государства. До недавнего времени российская учётная система базировалась на данной модели : доминирование государственного регулирования учёта и отчётности, направленность учёт на фискальные цели, консерватизм учётной политики, незначительная роль профессиональных организаций в регулировании учёта.

- англосаксонская (британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов учёта и отчётности играют бухгалтеры-профессионалы. На данном этапе совершенствования законодательной базы российского учёта к разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

Министерство финансов готовит предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учётом и отчётностью в РФ, утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учёта и отчётности, инструкции по их применению и порядку составления отчётности, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности об использовании федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций, осуществляет организацию аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в РФ, разрабатывает критерии и порядок аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.

Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров России, Центральному банку РФ, федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Комитету по валютному регулированию и валютному контролю и т.д.

Законодательные и нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях можно разделить на 4 уровня:

I уровень – законодательный – ФЗ «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» был принят и вступил в силу 1996году, полностью посвящён вопросам обеспечения бухгалтерской информацией коммерческого оборота, движения капитала и управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций. ФЗ «О бухгалтерском учете» состоит из 4 глав и 19 статей.

В 1 главе - «Общие положения» - дано определение сущности, предмета, объектов и задач бухгалтерского учёта, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учёте. Во 2 главе – «Основные правила ведения бухгалтерского учёта» - изложены требования к ведению бухгалтерского учёта, к документированию хозяйственных операций, ведению учётных регистров, оценке имущества и обязательств, порядку проведения инвентаризаций имущества и обязательств. В 3-ей главе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчётности» изложены требования к составлению бухгалтерской отчётности, определены её состав, правила оценки статей бухгалтерской отчётности, порядок её представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчётности и порядок хранения документов бухгалтерского учёта.

Основной целью принятия данного Закона – обеспечение единообразия учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление достоверной и сопоставимой информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчётности. Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам России с другими государствами. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, обязаны вести бухгалтерский учёт в полном соответствии с Законом. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», налоговая отчётность, составляется с целью контроля за соблюдение налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учёта, формируется на основе данных бухгалтерского учёта путём специальных расчётов и корректировки показателей бухгалтерской отчётности.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность без образования юридического лица; организации, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учёта, ведут учёт доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством.

II уровень нормативный –Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету(ПБУ).

Положения по бухгалтерскому учету устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчётности. Разработка ПБУ базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами. Значимость российских подходов к постановке отдельных объектов учёта признаётся более существенной, так как они в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Положения по бухгалтерскому учету разработаны по различным участках учёта : ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», ПБУ 9/99 «Доходы организации» и т.п. ( в настоящее время принято 23 положения).

III уровень методический – методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учёта непосредственно в организации в зависимости от её отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах 1-го и 2-го уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Наиболее важные из них - это План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Методические рекомендации разрабатываются и утверждаются Министерством финансов РФ и различными ведомствами. Это методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина РФ № 49 от 13 июля 1995 г.), методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина № 33 –м от 20.07.98) и т.п.

IV уровень учётная политика организации – рабочие документы организации, определяющие внутренние правила учета, формирующие его учётную политику в методическом , техническом и организационном аспектах.

Организации, базируясь на нормативных документах государственных органов и учитывая свои специфические особенности (форму собственности, сферу деятельности и т.п.), разрабатывают рабочие документы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета своей финансово-хозяйственной деятельности. Данная система включает в себя рабочие документы начиная с порядка документирования хозяйственных явлений, заканчивая расчетом чистой прибыли, представлением отчета администрации перед собственниками организации. В рабочих документах определяется порядок формирования и раскрытия информации, объекты учета, составляющие коммерческую тайну.

В связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации созданы предпосылки для приведения отечественного бухгалтерского учета в соответствие с произошедшими в последнее время изменениями в общественных отношениях. Для ликвидации отставания процесса реформирования Российской системы бухгалтерского учета от общего хода экономических реформ принято Постановление Правительства РФ № 283 от 6.03.98. «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Основными задачами реформирования бухгалтерского учета являются:

· формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей (в первую очередь инвесторов);

· увязка реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

· оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.008 с.)