Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции к возврату в Темные века

Поиск

Сейчас мы находимся лицом к лицу с последним сдвигом в полити­ческой власти. Мы можем перестроить демократию, сделав ее соответ­ствующей XXI в., или же попасть в средневековье, в новые Темные века.

Первый путь связан со сдвигом власти от государства к инди­виду. Другой путь угрожает превратить индивида в нуль.

В обозримом будущем нет ничего, что говорило бы о возмож­ности вынуть оружие из рук государства. Ничто не может заста­вить государство отказаться забирать богатства в свои руки или избавляться от них ради усиления своей власти. Но что, вероятно, должно измениться, как мы уже начали это видеть, — это способ­ность государства контролировать знание.

Новая экономика расцветает в условиях более свободных выс­казываний, более совершенной обратной связи между управляю­щими и управляемыми, более активного участия народных масс в процессе принятия решения. Она может создать менее бюрокра­тическое, менее централизованное и ответственное правительство. Она может быть творцом большей независимости отдельного че­ловека, мощного сдвига власти в направлении от государства — не в том смысле, что оно «подвергнется увяданию», а в том смысле, что оно станет более человечным.

И все же новый альянс демократических групп столкнется с тре­мя гигантскими силами, что движутся в направлении конвергенции во всемирном крестовом походе, который может ввергнуть нас в но­вые Темные века, если мы не проявим должной предосторожности.

СВЯЩЕННОЕ БЕЗУМИЕ

Организованная в той или иной форме религия имела настоя­щую монополию на производство и распределение абстрактного знания в доиндустриальный период, в период, предшествующий


Возрождению, до появления демократии на Западе. Сегодня в ра­боте находятся силы, пытающиеся восстановить этот монополь­ный контроль над умами людей.

Может показаться, что возрождение религиозной политики повсюду в мире мало что может сделать с ростом компьютеров и новой экономики. На самом деле оно способно на это.

Основанная на знании система производства материальных ценностей, символом которой является компьютер, кладет конец трехсотлетнему периоду, в течение которого промышленно разви­тые страны доминировали в мире. Внутри индустриальных стран этот период был отмечен борьбой за умы людей, которую вели силы религии вместе с мощными элитарными кругами аграрной эры против светских сил, боровшихся за индустриальный «модер­низм» и массовую демократию.

К середине индустриальной эры эти секулярные силы сумели подавить организованную религию, ослабляя ее влияние на шко­лы, на нравственность и на само государство.

Когда в 60-е годы на обложке журнала «Тайм» появился воп­рос «Умер ли Бог?»1, католическая церковь созвала Второй Вати­канский Собор — одно из самых значительных событий за многие века ее существования. Три великие религии Запада, где одержал победу индустриализм, — все они обнаружили ослабление своей социальной, нравственной и политической власти.

Это совершилось, однако, точно в тот момент, когда компью­тер реально начал менять способ производства материальных благ. Технология, которая самым радикальным образом взорвала бы экономику, основанную на фабричном производстве, начала бо­лее быстро выходить из лабораторий и нескольких частных и пра­вительственных установок во всеобщее пользование.

Вместе с этими революционными изменениями, зашедши­ми дальше всего в Соединенных Штатах, возникло движение хиппи, которые предприняли жестокую атаку на культурные предпосылки индустриального общества, в том числе и его свет­ский характер.

Вместе с «длинноволосыми» в нашу жизнь вошла крайняя сте­пень технофобии и широко распространенный интерес к мисти­цизму, наркотикам, восточным культам, астрологии и нетрадици­онным формам религии. Это движение смотрело на индустриальное

общество и ненавидело его; оно стремилось к возврату в некое мифическое, окруженное ореолом прошлое. Его возврат к жизни в природе, к старинным большим круглым очкам, индийским бусам и головным повязкам символизировал отказ хиппи от всей эпохи фабричного производства и их жажду возврата доиндустриальной культуры. Это было то семя, из которого сегодня выросло движе­ние «Нью эйдж» («Новая эра»), развивающееся беспорядочно и дающее многочисленные побеги, с его огромным количеством раз­ных форм мистицизма и поисками сакрального.

В 70-е и 80-е годы признаки кризиса в старом индустриальном обществе были видны повсюду. Экологические побочные продук­ты индустриального производства угрожали самой жизни. Его ос­новные отрасли начали сокращаться перед лицом новых, изготов­ленных по более высокой технологии товаров и сервисной продукции. Системы городской жизни, системы здравоохранения и образования — все они оказались в состоянии глубокого кризи­са. Крупнейшие корпорации были вынуждены перестроить свою структуру. Рабочие союзы ослабли. Сообщества страдали от нрав­ственных конфликтов, наркотиков, уголовных преступлений, мно­гочисленных распадов семьи и других признаков агонии.

Христианские фундаменталисты, оскорбленные тем, как хип­пи отвергают традиционное христианство, потрясенные распадом привычного мира, также начали мощную контратаку на секуля­ризм, которая скоро приняла форму весьма эффективной полити­ческой акции. И здесь опять-таки было отчаянное отрицание это­го неприятного, мучительного настоящего и поиски абсолютной уверенности прошлого. Хиппи и контрхиппи, язычники и христи­ане, каковы бы ни были их различия, объединились в своей атаке на секулярное общество.

Те, кто начинал эту атаку, не считали себя врагами демокра­тии. Большинство из них, несомненно, почувствовали бы себя ос­корбленными самой идеей такого рода. Среди хиппи многие были, наоборот, поборниками гражданских свобод. И все же секуляризм, на который они нападали, был одним из столпов демократии со­временной эры.

В то же время во многих других частях земного шара наблюда­лись признаки религиозного возрождения, сопровождаемого фун­даменталистским экстремизмом.


На Ближаем Востоке, начиная с конца Первой мировой вой­ны, к власти пришли лидеры, подобные Ататюрку в Турции, Реза­шаху Пехлеви и Мохаммеду Реза Пехлеви. Они были людьми, пре­данными идее «модернизации» своих стран. Они начали построение в своих странах светского общества, в котором муллы и религиоз­ные смутьяны были вынуждены оставаться на заднем плане.

Однако эти секулярные режимы стали рассматриваться как тождественные с продолжающейся колониальной экспансией со стороны Запада. Процветали эксплуатация и коррупция, что при­водило к грубому нарушению нравственных норм. Те, кто отно­сился к правящей элите, проводили больше времени, катаясь на лыжах или устраивая совещания со своими личными банкирами в Цюрихе, чем занимаясь распределением доходов среди широких масс населения. Во время холодной войны разведывательные служ­бы различных индустриальных держав, как капиталистических, так и коммунистических, время от времени считали нужным субсиди­ровать в своих собственных интересах религиозных экстремистов Ближнего Востока.

Все эти факторы поддерживали разжигание религиозного фун­даментализма, символом которого, в конце концов, стало «свя­щенное безумие» хомейнизма, со всеми его бесконечными напад­ками на современный мир и секуляризм, которыми он так щеголял.

Эта фанатичная атака, вероятно, проводилась бы с меньшим энтузиазмом и напором, если бы индустриальная цивилизация, очаг секуляризма, сама не находилась бы в нравственном и социальном кризисе, не являясь больше сколько-нибудь привлекательной мо­делью для остальной части земного шара. На самом деле индуст­риальные государства, разрываемые внутренними противоречия­ми, не казались уже больше непобедимыми, как это было когда-то. Теперь террористы, похитители людей, делающие из них заложни­ков, нефтяные шейхи могли крутить ими, по-видимому, по своему желанию.

Поэтому когда пришел конец индустриальной эре, господству­ющая в ней светская философия подверглась нападению и изнут­ри, и снаружи, одновременно с многих позиций, и это окрылило фундаментализм и религию в целом.

В Советском Союзе, где Михаил Горбачев пытался трансфор­мировать экономику и политическую систему, языки пламени

исламского фундаментализма начали лизать все южные окраины советского государства. Вскоре мусульмане-азербайджанцы и хрис­тиане-армяне начали убивать друг друга по всему Кавказу2, а когда советские войска и милиция были посланы сюда для восстановления порядка, иранское правительство выступило с предостережением в адрес Москвы, призывая ее не использовать оружие против му­сульман. Пламя разгоралось все сильнее. На фоне горбачевских реформ, позволяющих большую свободу высказываний, начали по­являться признаки оживления и христианского фундаментализма.

Сходные явления происходили повсюду. В Израиле в это вре­мя еврейские фундаменталисты, чьи идеи и социальные модели были сформированы столетиями жизни в небольших доиндустри­альных поселениях (штетлах) Восточной и Центральной Европы, избили нерелигиозных евреев и забросали камнями их машины3. В Индии мусульманские фундаменталисты разорвали пополам Каш­мир, а индийские фундаменталисты — остальную часть страны.

В Японии, где сосуществуют вместе буддизм и синтоизм, не представляется возможным дать описание религии в западных тер­минах, так что сама концепция фундаментализма здесь, по-види­мому, неприменима. И тем не менее есть данные об оживлении интереса к древним формам синтоизма, который был использован для своих политических интересов милитаристским режимом в период, предшествующий Второй мировой войне. В 1989 г. ми­нистр образования издал вызвавший полемику указ о том, чтобы учеников обучали уважать императора, являющегося верховным жрецом синтоизма.

То, что происходит, — это атака на идеи просвещения, кото­рые оказывали такую большую помощь в индустриальную эру.

Хотя все религиозные движения, бесспорно, отличаются друг от друга, а часто и приходят в столкновение друг с другом, и хотя некоторые из них — экстремистские, а другие — нет, тем не менее все религии, будь это христианство или «Нью эйдж», иудаизм или мусульманство, едины в одном — в их враждебности к секуляриз­му, философской основе массовой демократии.

Поэтому сегодня наблюдается отступление секуляризма, за­хватывающее одну страну за другой. Что же защитники демокра-


тии должны поставить на ее место? До сих пор демократии в вы­сокотехнологичных странах не обновили ни свои устаревшие по­литические структуры, ни свои философские предпосылки, лежа­щие в основе этих структур.

Религия не является врагом демократии. В светском мультире­лигиозном обществе, при четком разграничении государства и цер­кви, само многообразие верований и видов неверия способствует жизненной полноте и динамизму демократии. Во многих странах религиозные движения представляют собой единственную силу, противостоящую угнетению со стороны государства. И не фунда­ментализм сам по себе является угрозой. Однако в период гигант­ского религиозного возрождения в любой стране, а не только в Иране, появляются фанатики, стоящие на позиции теократичес­кого контроля над мыслями и поступками индивида, а также те, кто оказывает им непреднамеренную поддержку.

Терпимость к разнообразию — это первое условие демассифи­цированного общества, включая сюда и терпимость к фанатику.

Религии, которые имеют универсальный характер, т.е. хотят рас­пространиться по всему миру и охватить каждого человека, могут быть совместимы с демократией. Даже те религии, которые настаи­вают на тоталитарном контроле над всеми сторонами жизни своих верующих, но не пытаются навязывать свой контроль тем, кто не принадлежит к верующим, могут быть совместимы с демократией.

Не совместимы с демократией те религии, а также политичес­кие идеологии, которые сочетают в себе универсализм с тоталита­ризмом. Такие движения идут против любой демократии, какого бы определения этого понятия ни придерживаться.

К сожалению, некоторые из этих быстро растущих и мощных религиозных движений по всему миру обнаруживают в наши дни именно эту убийственную комбинацию признаков.

Они полны решимости захватить власть над жизнью и умами целых стран, материков, да и всей планеты. Они полны решимос­ти навязать свои собственные законы всем сторонам человеческой жизни. Они готовы захватить государственную власть, если им это удастся, и уничтожить все свободы, которые стали возможными благодаря демократии.

Они являются агентами новых Темных веков.

ЭКОТЕОКРАТИЯ

В то же время во всем мире набирает силу и «зеленое» течение. Это движение за экологическое здоровье очень важно, оно являет­ся позитивным примером того, как простые люди во всем мире ведут за собой своих руководителей. Выдвижение экологии на пер­вый план как самого важного пункта в повестке дня в масштабах планеты стало следствием сенсационных катастроф — от Трехмиль­ного острова и Чернобыля до Бхопала и разлива нефти на Аляске. Очевидно, что еще больше таких катастроф нас ожидает впереди.

Индустриальное общество достигло своих крайних пределов, поскольку стало уже невозможно продолжать выбрасывать токсич­ные отходы на наши приусадебные участки, вырубать леса, сбра­сывать пенополистирольные отходы в океан, пробивать дыры в озоновом слое. Поэтому охватившее весь мир движение за охрану окружающей среды — это реакция на планетарный кризис и необ­ходимое условие выживания человечества.

Но и это движение тоже имеет некое антидемократическое обрамление. У него есть свои собственные сторонники и защитни­ки возврата к Темным веком. Некоторые из них готовы завладеть движением за охрану окружающей среды, преследуя свои личные политические или религиозные задачи.

Эти проблемы столь сложны и с ними так трудно справиться, что «зеленое» движение, вероятно, должно расколоться по мень­шей мере на четыре части4. Одна его часть по-прежнему будет ис­тинной моделью легальной, ненасильственной демократической деятельности. Однако, принимая во внимание целый ряд экологи­ческих кризисов и трагедий, второе его крыло, которое уже суще­ствует сейчас в зародышевой форме, вероятно, будет идти по пути от эковандализма до полномасштабного экотерроризма, чтобы до­биться осуществления своих требований.

Дальнейший раскол будет усиливать основную идеологичес­кую баталию, уже сейчас разделяющую экологическое движение. На одной стороне — те, кто способствует технологическому и эко­номическому прогрессу внутри точно определенных экологичес­ких требований. Не склонные отказываться от воображения и ра­зума, они верят в мощь человеческого интеллекта и потому — в


нашу способность разработать такие технологии, которые будут ограничиваться меньшим количеством ресурсов, меньше загряз­нять среду, превращать все отходы в средства, которые можно ис­пользовать повторно. Они настаивают на том, что сегодняшний кризис призывает нас к революционным переменам в способах организации экономики и технологии. Ориентированные на завт­рашний день, такие участники экологического движения образуют его основное русло.

Однако существуют и «фундаменталисты», как они сами себя называют, которые борются с ними за идеологический контроль над этим движением; они хотели бы ввергнуть человечество в до-технологические времена средневековья и аскетизма. Это «экотео­логи», и некоторые их взгляды весьма близки концепциям религи­озных экстремистов.

Экотеологи настаивают на том, что не существует никакого технологического решения проблем окружающей среды, поэтому мы должны вернуться в доиндустриальную эпоху бедности; эту перспективу они считают не бедствием, а благом.

В основополагающей серии статей, опубликованных в еже­квартальном периодическом издании «Новые перспективы» («New Perspectives Quarterly»), отчетливо представлены основные направ­ления такого рода дискуссий. Для этих мыслителей-ретроградов проблемы являются, в первую очередь, не экологическими, а религи­озными. Они хотят восстановить мир, пропитанный религией, како­го не существует на Западе со времен средневековья. Движение за охрану окружающей среды выступает здесь лишь как удобное сред­ство.

Эти люди сводят историю наших отношений с природой на уровень библейских аллегорий. Сначала был экологический Золо­той век, когда люди жили в гармонии с природой и поклонялись ей. Род человеческий выпал из этого «Эдема» с приходом индуст­риальной эры, во время которой «Дьявол» — технология — стал управлять делами людей. Сейчас мы должны перейти к новому «Раю» с более совершенными возможностями сохранения приро­ды и гармонии. Если этого не случится, мы окажемся перед лицом «Армагеддона».

Это наложение западной или, точнее, христианской притчи на гораздо более сложную историю наших отношений с природой

обычно для «экотеологов», которые идеализируют жизнь средне­вековой деревни.

Рудольф Баро, влиятельный теоретик «зеленого» движения, живущий сейчас в Западной Германии, совершенно ясно говорит, что то, что ему нужно, — «это не экология, а теология — рождение нового Золотого века, который культивирует... в человеке благо­родство».

Он обращается назад, в XIII век, и цитирует основателя не­мецкого мистицизма Майстера Экхарта, «который жил в разорен­ной в наше время долине Рейна» и который говорил нам, что все сотворенное имеет Бога внутри себя. Баро находит те же мысли в поэтических высказываниях Мехтильды Магдебургской, христи­анской мыслительницы XIII в., цитируя прекрасную строчку из ее стиха о том, что все создания — это «вспышка Божьей благодати».

Таким образом, экологическое спасение для него — это воп­рос религиозный, нечто такое, чего никогда не может дать безбож­ный мир секуляризма. Баро даже одобряет то замечание, которое сделал по поводу Горбачева аятолла Хомейни, сказавший, что со­ветскому лидеру, если он хочет решить проблемы Советского Со­юза, следовало бы надеяться на Аллаха, а не на экономические реформы.

Другой теоретик, Вольфганг Закс из Пенсильванского универ­ситета, нападает на Worldwatch институт, ведущий экологический исследовательский центр, за его «сугубо современную ориентацию» и не соглашается с Эймори Ловинс, активным борцом за сохране­ние природы, выступающим за более эффективное использование энергии; в то же время сам Закс хочет «хорошего домашнего хо­зяйства», нацеленного на добывание средств, необходимых для существования5.

Иван Иллич, один из наших социальных критиков, наиболее одаренный воображением, автор нескольких превосходных работ, касающихся экологической теории, выступает против и «управ­ленческого фашизма», и примитивного луддизма, направленного против всяческой машинизации и автоматизации. Однако он пред­лагает не что иное, как «сохранение устойчивого состояния без дальнейшего развития», — короче говоря, застой6.

Для Иллича состояние бедности является условием жизни че­ловека и должно приниматься как таковое; кому же в таком случае


нужно развитие? Новая система создания материальных благ, по его мнению, «инъецировала новую жизнь в то, что в противном случае было бы исчерпавшей себя логикой индустриализма». Ему не удается понять, что новая технологическая система, основан­ная на знании, на самом деле противоречит старой логике индуст­риализма во многих пунктах.

Аргументация Иллича также, в конечном счете, является тео­логической. «Бог был той схемой, которая соединила космос» в те времена, когда одно только поддержание своего существования счи­талось нормальным и естественным, — состояние, в которое нам следует вернуться. До тех пор, пока Бог управлял сознанием сред­невекового человека, человечество и природа находились в состо­янии равновесия. «Человек, агент неравновесного состояния», на­рушил этот баланс вследствие научно-технической революции. Иллич рассматривает концепцию «экосистемы, которая может быть отрегулирована научными методами благодаря механизму множе­ственных обратных связей», как некую западню и иллюзию. Со­вершенно ясно, что, по его мнению, возврат к миру аскетизма, в центре которого находится Господь Бог, был бы более желателен.

Теоэкологическая риторика содержит внутри себя нечто боль­шее, чем намек на христианское представление о возмездии. Как отметили писатели Линда Билмс и Марк Байфорд, теологически мыслящие «зеленые» настаивают на том, что «потребление — это грех», а деградация и упадок окружающей среды рассматриваются как «наказание за чрезмерную любовь к потреблению, отсутствие духовности, расточительность»7. Как в воскресной проповеди, под­разумевается, что мы должны «каяться и исправляться». Или же, хочется добавить, мы будем терпеть адские муки.

Вряд ли здесь уместно делать попытки разрешить те глубокие проблемы, которые подняты в экологических дебатах, столь же значительных в философском отношении, как и те, что обсуждались мыслителями просвещения на заре индустриальной эры. Важно, одна­ко, отметить совпадение взглядов экотеологов и сторонников фунда­менталистского возрождения с их глубокой враждебностью к свет­ской демократии.

Общее для тех и других подчеркивание абсолютного, вера в то, что, вероятно, нужны резкие ограничения индивидуального выбо­ра (для того чтобы сделать людей «моральными» или для того что-

бы «защитить окружающую среду»), указывают со всей очевидно­стью, что они ведут общее наступление на права человека. Дей­ствительно, многие экологи сами обеспокоены тем, что появляют­ся «зеленые аятоллы» или «экофашисты», навязывающие нам свой собственный вариант спасения. Так, Баро предостерегает, что «при глубоких кризисах гуманности всегда играет какую-то роль хариз­ма. Чем глубже кризис, тем темнее та харизматическая фигура, которая должна появиться... Будем мы иметь «зеленого» Адольфа или нет, это зависит... от того, насколько культурные перемены опередят будущий Чернобыль»8.

Можно восхищаться целостностью и творческими способнос­тями такого мыслителя, как Иллич, который, конечно же, сам не является фашистом, и все же понимать, сколь глубокое антиде­мократическое значение имеет его поиск абсолютного, постоян­ного, статического и священного. Критикуя экотеологов, фран­цузский социолог Ален Турэн предостерегает: «Если мы откажемся от здравого смысла во имя спасения от утраты озонового слоя, мы навлечем на себя «зеленый» фундаментализм, экотеократию по образцу аятоллы Хомейни»9.

Если такое беспокойство кажется чрезмерным, то имеет смысл вспомнить о молодежном движении 20-х годов, называвшемся «Wandervogel» («Перелетные птицы»), в Германии, где сегодня «зе­леное» движение является наиболее воинствующим. Участниками этого движения были хиппи и «зеленые» Веймарской республики, странствовавшие по сельской местности с рюкзаками и гитарами, украшавшие себя цветами, организовывавшие фестивали вроде Вуд­стокского, отличавшиеся возвышенными мыслями и проповедо­вавшие возврат к природе10.

Десять лет спустя к власти пришел Гитлер. Он тоже превозно­сил доиндустриальные ценности, рисуя нацистскую утопию таки­ми красками: «кузнец опять встанет у своей наковальни, крестья­нин будет идти за своим плугом». По словам профессора Стерн из лондонского университетского колледжа, Гитлер вызывал воспо­минания о «доиндустриальной сельской идиллии». Гитлеровские идеологи неустанно превозносили все «органическое», требовали хорошей физической подготовки, использовали биологические аналогии для оправдания самой отвратительной расовой ненавис­ти. «Сотни тысяч молодых людей прошли через молодежное дви-


жение, — пишет Джордж Мосс в книге «Кризис немецкой идеоло­гии», — и многие из них без особого труда смогли приспособиться к идеологической программе нацистов».

Можно ли в самом деле вообразить партию «неозеленых», с нарукавными повязками, офицерской портупеей и в высоких са­погах, намеревающихся навязать свой собственный взгляд на при­роду остальной части общества?

При нормальных условиях, конечно, нет. Но что будет, если условия станут «ненормальными»?

Рассмотрим, например, последствия какой-нибудь экологичес­кой катастрофы, похожей на бхопалскую, случившейся, скажем, в Сиэтле, Штутгарте или Шеффилде... и сопровождающейся немед­ленно следующим кризисом еще где-нибудь, в попытках облег­чить несчастье начинается замешательство и монструозная кор­рупция, и все это — среди криков фундаменталистов о том, что несчастье было послано Богом в наказание за «вседозволенность» и аморальность. Представьте, что все это происходит в период глу­бокого экономического спада. Вообразите привлекательного, уме­ющего хорошо выражать свои мысли «эко-Адольфа», который обе­щает не просто разрешить данный кризис, но и «очистить» общество материально, морально и политически, как только ему предоста­вят сверхконституционную власть.

Кое-что в сегодняшней экотеологической риторике имеет аб­сурдистский привкус, как это было и у прежнего Адольфа и его идеологов. Нацистские пропагандисты восторгались средними ве­ками (и особенно тем временем, когда Священная Римская импе­рия доминировала в Европе) как периодом, когда культура дос­тигла своей «высочайшей вершины»11.

Сегодня некий британский экологический «фунди», или фун­даменталист, пишет в своем письме в «Экономист», что «цели зе­леных «фунди», как и мои цели... — в том, чтобы вернуться в Ев­ропу, которая существовала в далеком прошлом... между падением Рима и Карлом Великим», где основной ячейкой общества «было сельское поселение, едва ли большее, чем деревушка... Единствен­ный путь для людей жить в гармонии с природой — это жить на уровне, дающем возможность выживания, и не более того»12.

Но экомедиевисты обычно не упоминают о политической цене. Они нечасто отмечают, что демократии, безусловно, не было в тех

буколических поселениях, которые они считают примером для подражания: деревни управлялись при помощи самого грубого пат­риархата, религиозного контроля над умами, феодального невеже­ства и грубой силы. Именно такой культурой восхищались нацис­ты. И не случайно, что период между падением Рима и расцветом правления Карла Великого вошел в историю как Темные века.

От экотеологов как таковых можно бы, вероятно, просто от­махнуться. Они занимают небольшое место в дальнем углу эколо­гического движения. Но было бы ошибкой смотреть на них как на изолированный или тривиальный феномен. Религиозное возрож­дение и «зеленое» движение подобны тем экстремистам, которые были бы рады отделаться от демократии. В своих крайних вариан­тах оба эти движения могут сливаться друг с другом в своем стрем­лении навязывать все новые и новые ограничения в отношении отдельного человека или общества во имя Господа Бога и «Зеле­ни». Оба эти движения вместе толкают человечество к установле­нию той власти, какая была в прошлом.

НОВЫЕ КСЕНОФОБЫ

Другой особенностью, характерной для поселения Темных веков, была крайне выраженная ксенофобия — ненависть к чу­жеземцам и даже к тем из них, кто жил в ближайшем селении. С наступлением промышленной эры индивидуальные и массовые привязанности постепенно перешли от своей деревни к целой стране. Однако ксенофобия, шовинизм, ненависть к посторон­ним, незнакомцам, чужеземцам продолжали быть орудием госу­дарственной власти.

Сегодняшний сдвиг к экономике, основанной на знании, тре­бует большей межнациональной взаимозависимости, чем индуст­риальное хозяйство, которому она пришла на смену. Неизбежным образом это ограничивает возможности независимой деятельнос­ти отдельных стран. Это, в свою очередь, приводит к ответному удару, имеющему характер ксенофобии, во всем — от коммерции до культуры.


Сегодня правительства по всей Европе напрягают все силы на борьбу с импортной культурой, прежде всего с телевидением и кинофильмами, что связано с интеграцией европейского рынка. Они особенно нервничают из-за подачи новостей иностранцами.

Французская газета «Le Mond» выдвигает обвинение в том, что план ЕС «Телевидение без границ» «угрожает ускорением вне­дрения англосаксонских режиссеров и дистрибьюторов, которые захватили ключевые посты при создании общеевропейских элек­тронных СМИ»13.

Европейцы беспокоятся из-за планов марокканских СМИ на­чать спутниковое вещание на арабском языке для живущих в Ев­ропе 11 млн. (или больше) иммигрантов из Северной Африки, боль­шинство которых составляют мусульмане. Это беспокойство усилилось еще больше, когда исламские фундаменталисты одер­жали успех на выборах в светском Алжире.

Однако это лишь слабый намек на то, что может произойти. Спутниковая технология и другие средства новых СМИ одержива­ют явную победу над национальными культурами. По мнению эк­сперта по спутниковым трансляциям Дэна Голдина, скоро, веро­ятно, придет день, когда домашние спутниковые антенны будут стоить лишь часть той небольшой цены, за которую они продают­ся сейчас14, и тогда миллионы людей во всем мире смогут ловить передачи из-за границы — бразильское шоу-варьете, нигерийские новости, южнокорейскую драму, ливийскую пропаганду. Однако такая перекрестная коммуникация угрожает «национальной иден­тичности», которую правительства пытаются сохранить и идею которой они хотели бы сделать еще более популярной в своих соб­ственных целях.

Когда страх утратить свою национальную культуру усиливает­ся из-за широкомасштабной иммиграции, тогда идея националь­ной самобытности становится взрывоопасной.

Учредители единого европейского рынка, требующие откры­тых границ для движений капитала, культуры и людей, пытаются поставить на место традиционных националистических чувств «су­пернационалистическое» чувство.

Но именно потому, что новая система хозяйствования стано­вится все более глобальной, экспортируя наряду с товарами и ус­лугами безработицу, загрязнение окружающей среды и соответ-

ствующую культуру, мы являемся свидетелями постоянно расту­щей обратной реакции и оживления националистических настро­ений в мире высоких технологий.

Движение Ле Пэна во Франции, с его отвратительной анти­арабской пропагандой, возглавляемое бывшим легионером, для которого нацистские газовые камеры — мелочь, не заслуживаю­щая внимания15, — это движение автоматически призывает к ксе­нофобии. И представители этого движения занимают десять мест в европейском парламенте.

Республиканская партия в Западной Германии, основателем которой является Франц Шонхубер, бывший унтер-офицер эс­эсовских войск16, нападает не только на эмигрировавших в Герма­нию турецких рабочих, но и на этнических немцев, эмигрантов из Польши и Советского Союза, которые якобы отнимают работу, жилье и пенсионные услуги у «настоящих немцев». Будучи связан­ными со сторонниками Ле Пэна во Франции и экстремистскими партиями в других европейских странах, республиканцы получили в 1989 г. 11 мест в законодательном собрании Западного Берлина и 6 — в европейском парламенте.

Выступая под лозунгом «Германия прежде всего», Шонхубер, как и Гитлер после Версальского мира, изображает Германию (сей­час одну из богатейших стран мира) как страну-«жертву».

Как пишет в газете «The Wall Street Journal» известный анали­тик по вопросам Германии Джозеф Иоффе, Шонхубер «призывает к борьбе против остального мира, который пытается подавить Гер­манию, приковывая ее к прошлому», — имея в виду, что мир не дает Германии возможности забыть о гитлеровских зверствах. (С тех пор Шонхубер покинул эту партию, считая ее слишком экстре­мистской.)

В любой стране, если ей постоянно вбивают в голову, что она должна отвечать за грехи предшествующих поколений, может, ко­нечно, возникнуть обратная реакция — желание вновь обрести чувство национальной гордости. Но если гордиться, то чем? Вме­сто того чтобы побуждать Германию стать мировым лидером в раз­витии более прогрессивной демократии XXI в., неонацисты апел­лируют ко многим антидемократическим патологическим особенностям прошлой Германии и таким образом дают соседним


странам все основания не желать того, чтобы Германия забыла о своих преступлениях.

После падения Берлинской стены и фактического объедине­ния Германии все, что происходит в Бонне и Берлине (который, несомненно, скоро снова станет столицей страны), сказывается во всех европейских странах, и множество людей на всем континенте внимательно следят за деятельностью республиканцев.

Но сходные националистические движения проявляются по всей Западной Европе, от Бельгии до Испании и Италии, — всюду, где свободное проникновение различных культур, передача информации, миграция, не считающаяся с границами государства, — все это угро­жает старым национальным самооценкам.

Возрождение шовинистической ксенофобии не ограничивает­ся, однако, одной Европой. И в Соединенных Штатах наблюдает­ся растущая отрицательная реакция национализма. Питаемые стра­хом, что Америка находится в экономическом и военном упадке, уставшие и раздраженные тем, что о них говорят — то они черес­чур империалисты, то материалисты, то слишком буйные, то ма­локультурные, и т.д., и т.п., — даже обычно аполитичные амери­канцы отвечают на это националистической демагогией.

Антииммиграционное чувство достаточно сильно, к тому же оно подогревается экоэкстремистами, утверждающими, что при­ток мексиканцев губительно сказывается на экологии Соединен­ных Штатов17. Однако возрожденная любовь к своей стране — это лишь одно из проявлений нового шовинистически настроенного национализма.

Постановление Верховного суда, принятое в 1990 г., согласно которому сжигание флага представляет собой одну из форм сво­бодного политического высказывания, предусмотренного амери­канским законом о правах, привело к ужасному накалу страстей. Радиопрограммы типа «звоните — отвечаем» осаждали возмущен­ные слушатели. Белый дом неожиданно предложил изменить кон­ституцию, чтобы запретить сложившуюся практику.

Другим свидетельством этих новых настроений является япон­ская борьба — спортивная игра, популярная в наше время среди протекционистов и рядовых американцев, обеспокоенных нару­шением равновесия в торговле с Японией и тем, что японцы поку­пают американские компании и недвижимость.

В Японии в то же время распространяется ультранационализм18. Возрожденные националисты призывают к изменениям в консти­туции, которые позволили бы осуществление более агрессивной военной политики. Япония, по их словам, «не сделала ничего, чтобы ей было стыдно» за Вторую мировую войну, — точка зрения, кото­рая вызывает потрясение в Китае и других близлежащих странах, оккупированных японцами. За предположение о том, что импера­тор Хирохито, может быть, должен разделить ответственность за Вторую мировую войну, мэр Нагасаки, Хитоши Мотошима, стал жертвой намеренного убийства19. Ведущая газета «Asahi Shimbun», один из репортеров которой был убит, по-видимому, националис­тами, предостерегает своих читателей, говоря, что такие акты на­силия «приведут к фашизму».

Экстремисты, кроме того, утверждают, что национальная «душа» Японии и японский язык отличаются от таковых всех дру­гих народов и являются высшими по отношению к ним. Культ «яматоизма», который пытается доказать эту концепцию уникаль­ности и превосходства, является попыткой противостоять утрате национального самосознания, связанной с послевоенной вестер­низацией страны.

Находясь под покровительством Соединенных Штатов со вре­мен войны и болезненно воспринимая разнообразную критику своей экономической политики, которая принесла Японии огром­ный успех, некоторые японцы склонны прислушиваться к нацио­налистической болтовне. Это патриотическое высокомерие идет рука об руку с исключительным финансовым положением, кото­рое за<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.019 с.)