Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новая Система создания изобилия

Поиск

Не так давно Wendy's International, чьи 3700 ресторанов быст­рой еды простираются от Соединенных Штатов и Японии до Гре­ции и Гуама, ввела «Экспресс-пакет» — заказ для потребителей за рулем. Он состоит из гамбургера, французского жареного мяса и кока-колы. Потребителю достаточно сказать: «Экспресс-пакет», ему не нужно называть каждый продукт. Идея состояла в том, чтобы ускорить обслуживание. По словам одного из представителей Wendy по связям с общественностью, «мы можем говорить три секунды. Но суммарный эффект может оказаться значительным». Эта ин­новация в бизнесе, кажущаяся тривиальной, многое говорит нам о будущем власти. Ведь скорость, с какой мы обмениваемся инфор­мацией, даже той, которая кажется незначительной, связана с по­явлением совершенно новой системы создания изобилия. И это стоит за самыми важными сдвигами власти в наше время.

НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТАБОЛИЗМ

Конечно, то, насколько быстро Wendy продает гамбургеры, само по себе — не потрясающая значимость. Но важно, это следует знать о любой системе, а особенно о любой экономической системе, — «время по часам», скорость, с которой система действует.

Каждая система — от системы циркуляции в теле человека до системы создания изобилия в обществе — может действовать лишь с определенной скоростью. Слишком медленно — и она разлажи­вается; слишком быстро — и она разлетается. Все системы состоят из подсистем, которые подобным же образом функционируют толь­ко в пределах определенной амплитуды скорости. О «темпе» целой


системы можно судить по средним уровням скорости изменений в ее различных частях.

Каждая национальная экономика и каждая система создания изобилия действует в своем собственном характерном темпе. Она имеет, так сказать, уникальную метаболическую скорость.

Мы можем измерить скорость системы производства изоби­лия многими способами: в отношении машинных процессов, сде­лок в бизнесе, коммуникационных потоков, скорости, с которой лабораторные знания переводятся в коммерческие продукты, или длительности времени, нужного, чтобы принять определенные ре­шения, временного разрыва в доставке и так далее.

Когда мы сравниваем общий темп Первой волны, или аграрных систем создания изобилия, с темпом Второй волны, или индустри­альных систем, становится ясно, что экономики «фабричных труб» работали быстрее, чем сельскохозяйственные экономики. Там, где прошли промышленные революции, они перевели экономические процессы на более высокую скорость. Аналогичным образом новая система создания изобилия, описанная на этих страницах, действует на скорости, невообразимой даже для предшествующих одного или двух поколений. Сегодняшний экономический метаболизм разрушил бы прежнюю систему.

Новый микрочип «гетеросоединения», который включает и выключает в две триллионные доли секунды, символизирует но­вый темп1.

В «Шоке будущего», впервые опубликованном в 1970 г., мы доказывали, что ускорение перемен трансформирует общество, и показывали, что происходит с системами, когда скорость превы­шает их адаптивные возможности. Мы продемонстрировали, что ускорение само по себе имеет эффекты, независимые от природы изменений, с которыми оно связано. В этом выводе скрыто эко­номическое понимание, выходящее за пределы клише «время — деньги». Действительно, эффект ускорения подразумевает мощный новый закон экономики.

Этот закон формулируется просто. Когда темп экономической активности увеличивается, каждая единица времени начинает сто­ить больше денег.

В этом мощном законе, как мы увидим, содержится глубокий смысл не просто для отдельных областей бизнеса, но и для всей

экономики и для глобальных отношений между экономиками. Он имеет особое значение для отношений между богатыми и бедными во всем мире.

ГРАД ПРОСЬБ

Возвращение от широкой экономической теории к практицизму повседневной жизни делает ясным, что менеджеры Wendy, уско­ряя свой бизнес, реагируют на потребителей, которые требуют мгно­венного отклика. Они желают, чтобы их быстро обслужили, они хотят продуктов, которые экономят их время. Ведь в возникаю­щей культуре время само по себе становится ценностью.

Помимо этого, в сегодняшней все более конкурентной миро­вой экономике способность быстро выводить продукты на рынок имеет существенное значение. Невероятная скорость, с какой фак­сы, VCR и другие потребительские электронные товары захлесты­вают рынок, удивляет и производителей, и потребителей.

В малых количествах факсовые аппараты существовали деся­тилетиями. Еще в 1961 г. исследовательские лаборатории Xerox продемонстрировали то, что называлось LDX-аппарат — для дис­танционной ксерографии. Он делал многое из того, что делают сегодня факсы.

Его коммерциализация блокировалась по ряду причин. Так, почтовые системы еще функционировали с разумной эффектив­ностью, телефонные системы были еще сравнительно отсталыми, а услуги, оказываемые на большом расстоянии, дорогими.

Вдруг в конце 80-х сошлось несколько факторов. Факсы мож­но было производить по низкой цене. Телекоммуникационные тех­нологии значительно улучшились. AT&T распустили, что помогло в Соединенных Штатах снизить относительную стоимость услуг, ока­зываемых на большом расстоянии. Тем временем почтовые службы пришли в упадок (они замедлили транзакционное время в момент, когда экономика ускорялась). Кроме того, эффект ускорения повы­сил экономическую ценность каждой секунды, потенциально сбе-


регаемой факсом. Сойдясь вместе, эти факторы открыли рынок, который затем расширялся с взрывной скоростью.

Весной 1988 г., как будто неожиданно, на американцев обру­шился град телефонных звонков их друзей и деловых партнеров, умолявших их установить факс. В течение нескольких месяцев миллионы факсов зажужжали и засигналили по всей Америке.

В условиях сегодняшней конкуренции скорость обновления продукта велика: еще только запускается один продукт, как уже появляется новое поколение лучших товаров. Купив недавно для персонального компьютера жесткий диск хранения объемом в 20 мегабайт, стоит ли теперь покупать еще 40, 70 или те же 20 в ожи­дании того, что скоро будет доступно хранение на CD-ROM? (К тому времени, когда эти цифры будут опубликованы, они могут показаться примитивными.)

В терминологии, напоминающей о космическом полете или ядерной войне, рыночники говорят сегодня об «окне запуска» — уж очень коротком промежутке времени, после которого новый продукт, вероятно, провалится из-за конкуренции более передо­вых моделей.

Этот ускоряющий темп приводит к новым методам производ­ства. Так, один способ двигаться быстрее — это делать одновре­менно то, что вы делали последовательно. Поэтому недавно по­явился термин одновременная инженерия (S. Е.).

В прошлом сначала проектировался новый продукт, а методы производства разрабатывались позднее. Сегодня, говорит Дэвид М. Кларк, вице-президент по инженерии Jervis В. Webb Company, производящей оборудование для торговли материалами, «вы опре­деляете и проектируете производственный процесс одновременно с проектированием конечного продукта»2.

Как известно, S. E. требует беспрецедентной точности и коор­динации. Джерри Робертсон из Automation Technology Products отмечает: «О концепции одновременной инженерии... заговорили более пятнадцати лет назад». Однако лишь недавно «прогресс в мощности применения ЭВМ и возможностях баз данных» начал делать ее осуществимой.

Следующий ускоряющий шаг — уничтожить или перепроек­тировать части, чтобы делать продукты с меньшим числом компо­нентов и модуляризовать их. Это требует больших допустимых от-

клонений от стандартов и более высокого уровня информации и знаний. IBM перепроектировала один компонент своих 4720 прин­теров и не только сократила расходы с 5,95 доллара на единицу до 1,81 доллара, но также уменьшила время производства с трех ми­нут до секунд. Как и у Wendy, секунды заслуживают внимания.

Еще один ускоряющий шаг — введение доставки компонентов «как раз вовремя»; пионерами в этом являются японцы. Вместо того чтобы поставщики совершали дальние перевозки частей и доставляли их крупными партиями через большие промежутки времени, система требует частой доставки небольшого количества каждой части в тот момент, когда они требуются для сборки. Эта инновация дает возможность ускорить производство и снизить за­траты, связанные с инвентарем. Например, британская компания Rolls-Royce сообщает, что ее система своевременной доставки уменьшила сроки и инвентарную опись на 75%3.

Скорость ответа на потребительский спрос становится глав­ным фактором, отличающим продукт или услугу одной компании от продукта или услуги другой. Туристические агенты, банки, фи­нансовые службы, бистро — все они соперничают друг с другом, чтобы быстро предоставить информацию и доставить удовольствие. В прошлом работодатели стремились ускорить производство, под­гоняя рабочих без увеличения им зарплаты. Одним из великих вкла­дов старого профсоюзного движения в гуманизацию была его бит­ва за ограничение ускорения. На тысячах отсталых фабрик, в тысячах отсталых контор это сражение еще не выиграно.

Однако при новой системе создания изобилия процент расхо­дов на ручной труд в обшей стоимости снижается, а скорость дос­тигается не потогонной системой, а через разумную реорганиза­цию и сложный электронный обмен информацией. Когда вся система набирает скорость, знания заменяют пот.

В июне 1986 г. Motorola Inc. сформировала команду из 24 че­ловек под кодовым названием Team Bandit и дала ей на первый взгляд невыполнимое задание: спроектировать новый радиопейд­жер и компьютерно интегрированное устройство мирового класса для его производства. Новый завод должен был отвечать требова­ниям суперкачества, определенным как 99,9997% вероятности того, что каждый выходной сигнал будет совершенным. Срок — 18 ме­сяцев... Сегодня в Бойнтон Бич, Флорида, завод выпускает соот-


ветствующие радиопейджеры мелкими производственными парти­ями. Физическую работу выполняют 27 роботов. Из 40 работников только один реально прикасается к продукту. Операция Team Bandit удалась — на 17 дней раньше срока4.

Даже автомобильная индустрия, медлительный динозавр по сравнению с производством фотоаппаратов или электроники, стре­мится сократить временные рамки.

Успех японской автомобильной промышленности отчасти свя­зан с тем, что японские производители могут спроектировать и ввести абсолютно новую модель в два раза быстрее, чем европей­ские и американские производители автомобилей.

На Toyota, которую Джозеф Л. Бауэр и Томас М. Хаут в «Harvard Business Review» характеризуют как «компанию быстрого цикла», одновременная инженерия, передовые информационные системы, самоорганизующиеся команды и обмен информацией с поставщи­ками на каждом этапе приводят, по словам Бауэра и Хаута, к «еще более быстрому циклу разработки,...частому введению новых про­дуктов и постоянному потоку крупных и мелких инноваций в су­ществующие модели»5.

Они также упоминают случай банка, который сократил время, необходимое, чтобы принять решение по займу, с нескольких дней до 30 минут, предоставляя нужную информацию группе специали­стов по займам одновременно, а не проводя ее последовательно от одного специалиста к другому6.

По словам консультанта Ховарда М. Андерсона, основателя Yankee Group, «ускоряющий эффект» настолько силен, что теперь компании должны иметь «одну, перевешивающую все другие, цель — скорость. Скорость любой ценой... гиперскорость».

Появляется радикально новая экономическая система, движу­щаяся с гораздо большей скоростью, чем когда-либо в истории.

ЗАВТРАШНЕЕ ИЗОБИЛИЕ

На предыдущих страницах мы очертили элементы новой сис­темы создания изобилия. Теперь у нас есть возможность собрать всю информацию вместе, в простую ясную структуру. Это делает

понятным, насколько революционен этот новый способ создавать изобилие — и насколько резко он отличается от способов, какими изобилие создавали в прошлом.

1. Новая ускоренная система создания изобилия все больше зависит от обмена данными, информацией и знаниями. Она сверх­символична. Если знаниями не обмениваются, новое изобилие не создается.

2. Новая система выходит за пределы массового производства к гибкому, приспосабливаемому или «демассифицированному» производству. Благодаря новым информационным технологиям она способна выпускать мелкие партии чрезвычайно разнообразных, даже специально приспособленных продуктов при расходах, при­ближающихся к стоимости массового производства.

3. Традиционные факторы производства — земля, труд, сырье и капитал — становятся менее значимыми, так как их заменяют символические знания.

4. Вместо металлических или бумажных денег подлинным сред­ством обмена становится электронная информация. Капитал ста­новится чрезвычайно подвижным, так что огромные фонды могут собираться и рассеиваться за одну ночь. Несмотря на сегодняш­нюю огромную концентрацию, число источников капитала увели­чивается.

5. Товары и услуги модуляризируются и конфигурируются в системах, которые требуют увеличения количества и постоянного пересмотра стандартов. Это приводит к войнам за контроль над информацией, на которой основываются стандарты.

6. Медлительные бюрократии заменяются мелкими (демасси­фицированными) рабочими единицами, временными или «адхо­кратическими» командами, все более сложными бизнес-альянса­ми и консорциумами. Иерархия «выравнивается» или уничтожается, чтобы ускорить принятие решений. Бюрократическая организа-


ция знаний заменяется информационными системами свободного потока.

7. Численность и разнообразие организационных форм уве­личивается. Чем больше подобных единиц, тем больше сделок между ними и тем больше информации должно быть создано и сообщено.

8. Рабочие становятся все менее взаимозаменяемыми. Ин­дустриальные рабочие владели немногими инструментами про­изводства. Сегодня самые мощные увеличивающие изобилие ин­струменты — это символы в головах рабочих. Следовательно, рабочие владеют основной, часто незаменимой долей «средств производства».

9. Новый герой — уже не неквалифицированный рабочий, не финансист и не менеджер, а новатор (внутри или вне крупной орга­низации), который сочетает воображения и знания с действием.

10. Создание изобилия все больше рассматривается как круго­вой процесс, где отходы превращаются во ввод в следующем цик­ле производства. Этот метод предполагает компьютеризованный мониторинг и еще более глубокие уровни научных и экологичес­ких знаний.

11. Производитель и потребитель, разделенные промышлен­ной революцией, воссоединены в цикле создания изобилия, кото­рому потребитель содействует не только деньгами, но рыночной и проектной информацией, жизненно важной для производствен­ного процесса. Покупатель и поставщик делятся данными, инфор­мацией и знаниями. Когда-нибудь потребитель тоже сможет на­жимать кнопки, которые активизируют производственные процессы на расстоянии. Потребитель и производитель соединятся в «про­требителя».

12. Новая система создания изобилия и локальна, и глобальна. Мощные микротехнологии дают возможность делать локально то, что раньше экономически можно было сделать только в нацио-

нальном масштабе. Одновременно многие функции переливаются через государственные границы, интегрируя действия во многих государствах в одно продуктивное усилие.

Эти двенадцать элементов ускоряющейся экономики взаимо­связаны, и все вместе они подкрепляют роль данных, информации и знаний во всей экономике. Они определяют революционную новую систему высокотехнологичного создания изобилия. Когда фрагменты этой системы соединяются, они подрывают властные структуры, спроектированные, чтобы поддерживать систему про­изводства изобилия в индустриальную эпоху.

Новая система создания изобилия, описанная здесь, помогает объяснить огромные смещения, распространяющиеся сейчас по планете, — предупреждающие толчки, которые возвещают столк­новение систем создания изобилия в масштабе, никогда раньше не виданном.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.82.128 (0.014 с.)