Чиновники думали, что наведут порядок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чиновники думали, что наведут порядок



Том Варнум, 48 лет, все еще женат на своей первой жене. Он рабо­тает около 60 часов в неделю, что дает ему заработок 162 тыс. долл. в год. У него есть некоторые накопления и прижизненная страховка, он летает туристским или бизнес-классом. Он уже более десяти лет в своей ком­пании, а на нынешнем месте — около пяти лет. Если в его фирме навер­ху освободится место, он мечтает стать однажды старшим администра­тором, но знает, что его шансы малы. Тогда он хотел бы занять равноценную должность — стать старшим бухгалтером.

Проблема в том, что Том — узкий специалист, и его руковод­ство считает, что он недостаточно знаком с общим менеджментом. Он чувствует себя обманутым, он с завистью читает о коллегах, которые оставили свои профессии и буквально вломились в ос­новной поток управления фирмой на самые высокие уровни1. Это такие люди, как Арт Райян, ныне вице-председатель Чейз Манхат-

тэн Банка (Chase Manhattan Bank), или Эд Шеффер, вице-прези­дент и руководитель группы фирмы General Foods USA, или Джо­зефина Джонсон, исполнительный вице-президент фирмы «Equicor», дочернего предприятия корпорации Equitable Life and Hospital Corporation of America2.

Том энергичен, весел, точен и подвижен, но он имеет склон­ность переходить на специфический технический жаргон, что дает сослуживцам и начальникам, поставленным в тупик его словоиз­вержениями, право обзывать его «тупым технарем».

Райян, Шеффер и Джонсон суть реальные люди, которые на­чали, будучи специалистами-компьютерщиками, «мигрировать» за пределы Информационных систем (ИС) и пошли внутрь — в ос­новной состав управляющих, а Том — лицо собирательное, его черты соответствуют тем прежним служивым людям, которые упор­но продвигались в карьере до группы «старшие (или главные) ин­формационные сотрудники». В США сегодня более двухсот боль­ших корпораций используют звание «старший информационный сотрудник» (СИС) — или близкое к нему (в США, например, их часто называют «старшие эксперты по информации»). В недале­ком прошлом во многих фирмах звание СИС было на одну или две ступеньки выше, чем такие, ныне относительно более значи­мые, как «управляющий обработкой данных», «вице-президент информационных систем» или «управляющий директор по инфор­мационным системам».

Старшие информационные сотрудники — это мужчины (и толь­ко недавно и понемногу ими стали женщины), которые отвечают за расходование огромных бюджетных средств корпораций, ныне локализованных в компьютерах, производящих обработку данных и информационное обслуживание. Именно поэтому мы находим их в самом эпицентре информационных войн.

УРОВНИ БОЯ

Если вы подслушаете разговоры членов группы СИС между собой на какой-нибудь конференции, то узнаете их характерные жалобы: верхушка руководства их не понимает. Боссы видят в них


средоточие бюджетных издержек, тогда как они-то уверены, что эффективные высокотехнологичные ИС могут реально снижать цены и приносить прибыль. Боссы вообще мало информированы (но незнание не освобождает от ответственности!) о том, что спо­собны сделать компьютеры и средства связи для осмысления ситу­ации. Начальство не очень-то обучаемо. Факт — только один из тринадцати СИС сам докладывает своему президенту или главно­му исполнительному начальнику.

Но именно потому что СИС могут жаловаться и ворчать, они далеко не бессильны. Сверхэкономное обращение с данными на­ращивается, растут расходы на обработку знания. Только часть их идет на компьютеры и информационные системы связи, но эта часть выражается умопомрачительной суммой денег.

К 1988 г. в мире распроданы более ста фирм информационной техники, что, согласно журналу «Datamation», превысило отметку 243 млрд. долл. Это дало возможность оценить рост в 500 млрд. долл. за 10 лет. Кто-то из тех, кто напрямую способствовал этим покупкам и размещению этих капиталов, может быть, и понес тя­желые убытки. Но едва ли СИС не понимали, что они тоже разме­щали информацию — источник силы для одних и, вовсе не слу­чайно, для них самих3.

Коль скоро компании закладывают в свой бюджет миллионы долларов на развитие информационной технологии, идет борьба между различными внутренними группировками за то, чтобы от­хватить себе кусок бюджета. Но кроме традиционных обгонов и денежных конфликтов, СИС находят для себя удовольствие в том, чтобы самим быть посредниками в сборе информации. Кто знает, какого рода эта информация? Кто имеет доступ к главной базе данных? Кто в состоянии пополнить базу данных? Какие сообра­жения берутся в расчет? Какое учреждение или отдел является «соб­ственником» и каких данных? И даже еще важнее — кто диктует соображения или подходы, закладывающиеся в основу программ­ного обеспечения? Столкновения при разрешении таких вопро­сов, хотя и выглядят методическими, четко обеспечивают деньги, положение и власть в личном и деловом планах.

Более того, эти конфликты нарастают. Поскольку СИС и его штат перенаправляют информационные потоки, они сотрясают существующие властные связи. Чтобы использовать более дорогие

новые компьютеры и сети наиболее эффективно, большинство компаний вынуждены проводить реорганизацию. При этом при­ходит в движение вся сеть связей, начинается борьба между всеми структурами фирмы.

Давно, еще при жестком управлении СИС, выяснилось, что новые информационные технологии пока не могут отменить «бу­мажную деятельность» или ускорить обслуживание. Они порой стратегически использовались для завоевания новых рынков, производства новых товаров и введения совершенно новых облас­тей деятельности. Ситибанк, продавая программное обеспечение, посылал агентов в США, a Seino Transport в Японии торговал «на­вынос» программным обеспечением чуть ли не «с колес». Такие набеги в новом бизнесе начали менять облик и задачу торгующей организации. Это, однако, вызвало опасное усиление борьбы в исполнительных органах.

Чтобы усложнить дело, будь то компьютеры или предохрани­тели в сетях связи, новые властные группы начали совать свои носы под директорский шатер: это были управляющие телекомму­никациями и их штат, состоящий зачастую из людей, связанных с Информационными системами (ИС), обеспечивающими распре­деление и управление ресурсами. Должна ли связь быть подчинена ИС или быть независимой? Старшие информационные сотрудни­ки теперь сами попали в водоворот бесконечных обсуждений, мно­гие из этих обсуждений (или часть из них) привели к революции на самом верхнем уровне.

ДВУХПАРТИЙНАЯ КАМПАНИЯ

Это случилось несколько лет назад в «Меррилл Линч» — од­ной из наиболее известных американских фирм, занимающихся защитой данных и на уровне программ, и на уровне оборудова­ния, — в фирме с показательным бюджетом для информацион­ных служб.

В 1976 г. общий годовой доход фирмы «Меррилл Линч», после 91 года ее деятельности, достиг магической отметки в миллиард


долларов. Десятью годами позже информация и информационная техника стали столь важны, что глава отдела операционных систем и телекоммуникаций фирмы Ду Вайн Петерсон собственноручно выделил сверх годового бюджета 800 млн. долл., и это была только часть общих затрат на информационное обслуживание и системы.

Фирма «Меррилл Линч» с момента своего основания делилась на две части. Ее сотрудники, занимающиеся основными рынками, должны были организовывать специализированные фонды, под­писывать бумаги, организовывать склады и хранение в них, т.е. создавать ошеломляющую совокупность инвестиционных связей. Они также и расплачивались за основное развитие фирмы. Со­трудники же, которые занимались розничной продажей, — а это 11 тысяч брокеров в 500 отделениях фирмы — доводили продук­цию до инвесторов.

Эти две стороны деятельности фирмы всегда воспринимались как две различные политические партии в современном обществе или как два рода в первобытнообщинном. Каждая имела собствен­ную культуру, своих вождей, свои особые нужды. Каждая выдвига­ла особые требования к информационным системам фирмы.

По словам Геральда Эли, вице-президента фирмы «Меррилл», «работники основных рынков — это вся реальность... все, что про­исходит сейчас, процветание и спад, инвентаризация и цены... все, что должно быть здесь сейчас в реальном времени... Я думаю, это плохо для работников розничной продажи. Когда я занимаюсь ос­новными рынками, я брожу по всему миру... общаюсь с различны­ми людьми... сталкиваюсь с различным отношением. Центр дан­ных работает избирательно, четко и ясно. Программисты и те, кто ими руководит, люди разные. Нужен талант, знание бизнеса, по­нимание производства и производимого, соединение продукции и техники, а этих сильных качеств у них нет».

Неудивительно, что существует общая напряженность между этими двумя сторонами деятельности фирмы. Выделяя на инфор­мационное обслуживание и технологию гигантский бюджет, фир­ма требовала от информационных систем решения разнообразных задач. Основные рынки постоянно нуждаются в мгновенном по­лучении толково проанализированных данных, а розничная тор­говля нуждается больше в межделовых данных и меньше в обоб­щенной информации.

В аналогичном напряжении находятся и многие другие фи­нансовые фирмы, концентрирующие капитал и распределяющие его: «Братья Саломон», Первый Бостон-Банк (First Bostons), Банк Моргана (Morgan Stanley) и т.д. Все они, как правило, с боль­шим трудом вкладывают деньги в информацию и системы свя­зи, чем такие фирмы, как «Меррилл» или «Хаттон», которые с самого начала были ориентированы на розничную торговлю оборудованием и программами, защищающими информаци­онные данные.

В фирме «Меррилл» коллизия между двумя сторонами ее дея­тельности закончилась политической баталией и уходом старшего администратора, человека, с симпатией относящегося к людям основного рынка и их информационным нуждам.

Поскольку в фирме «Меррилл» бюджет, выделяемый на ИС, не был критическим фактором, началось все большее и большее изменение взглядов верхушки на стратегию и задачи политики фирмы — на компьютеры и связь4.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Прекрасную иллюстрацию этого представил Американский Банк (Bank of America), когда там решили совершить стратегичес­кое расширение своей кредитной деятельности.

В 1982 г. Американский Банк имел в активе 122 млрд. долл., давал работу 82 тыс. человек в более чем 1200 отделениях и офисах от Сакраменто до Сингапура. Только его кредитный отдел управ­лял 38 млрд. долл. в более чем 800 фондах, среди которых были и крупные инвестиционные и пенсионные фонды. Среди его креди­торов были такие компании, как «Уолт Дисней», AT&T, Кайзер-Алюминиум и другие индустриальные тяжеловесы. Но банк отста­вал в техническом смысле. Было решено ликвидировать техническое отставание, что могло расширить возможности банка в конкурент­ной борьбе с такими финансовыми гигантами Восточного берега США, как Банковский Кредит (Bankers Trust), State Street of Boston и другие.


Глава отдела кредитных операций Американского Банка Клайд Клаус решил, что необходима общегосударственная компьютер­ная система. Старая система, хотя она в прошлом худо-бедно под­держивала 6 млн. человек, безнадежно перестала отвечать требова­ниям.

В вошедший в поговорку день «вдов и ойрот» все, кто прихо­дил в отдел кредитов банка, робко просили банк инвестировать их фонды и получали взамен краткий полугодовой или годовой отчет. Теперь все иначе: просители кредита искушены в этих делах. У всех огромные счета, они хотят иметь детальную информацию о том, как банк собирается выходить из положения. У некоторых есть собственные компьютеры, телекоммуникационные сети и про­граммы, позволяющие провести финансовый анализ. Им нужны полные оперативные данные.

Клаус и группа информационных систем банка наняли кон­сультантов и подрядчиков, чтобы создать наиболее передовую ИС в области кредитования. Написано более 3,5 млн. строк программ­ных кодов, 13 тыс. часов отладочного времени было затрачено на подготовку новой ИС к эксплуатации.

Несмотря на все усилия, новая система не была запущена к сроку. Бесконечная череда напастей навалилась на проект. Хуже всего было то, что создающаяся система все более отставала и «морально старела». Заказчики кредитов тихо роптали. Напря­жение нарастало.

В 1986 г. газета отдела кредитования банка «Черепашьи сплет­ни» получила анонимное письмо, в котором предостерегали, что Клаус не приводит в исполнение новую систему. Автор письма утверждал, что система не готова. Если Клаус так думает, то это потому, что «кто-то обманывает кого-то».

Но Клаус не мог ждать. Заказчики уже три месяца не имели официальных отчетов на свои запросы. Дело обстояло так сквер­но, что официальные деятели Американского Банка выплачивали огромные суммы заказчикам, защищая «честь» системы, так как они не смогли определить местонахождение записей, подтвержда­ющих наличие счетов. Кризис нарастал. Битва разгоралась. Вер­хушка управления банка неожиданно изменила политику, прекра­тила принимать вклады, перевела весь штат отдела кредитования на ручной труд. К 1988 г. проект полной автоматизации, на кото-

рый было затрачено примерно 80 млн. долл., потерпел крушение. Американский Банк позорно отказался от участия в кредитном бизнесе5.

Поражение было полным.

В последующие месяцы в покрытых коврами коридорах влас­ти покатились головы. Ушел Клаус. Ушли разные старшие руково­дящие вице-президенты, а также 320 из 400 служащих отделов про­граммирования и системы оформления контрактов.

Ушли и заказчики — эти унесли с собой около 4 млрд. долл. из активов банка, потерявших цену. Частично ушли кредитные опе­рации, часть их заранее была продана фирме «Вэлс Фарго», другие вернулись в State Steet of Boston; ведущую роль именно этого ин­дустриального лидера Американский Банк надеялся оспорить.

Это было очень похоже на бегство Наполеона из Москвы.

Системные эксперты, будь то СИС директора системного кон­струирования или управляющие ИС, как участники информаци­онных войн, оказались уязвимыми мишенями со многих сторон. Рассмотрев их возвышение, падение и воскрешение, можно разо­браться в том, как такие властные структуры, как управление ин­формацией, переходят из рук в руки.

ЭРА ГИГАНТСКИХ ЭВМ

Когда около тридцати лет тому назад компьютеры пришли в офисы, печать была заполнена спекулятивными рассуждениями о нашествии «гигантских ЭВМ». Такая электронная сверхмашина якобы содержит всю информацию, необходимую для управления фирмой.

(Эта первая фаза фантастического желания иметь всеобщий, всеобъемлющий банк данных и систему, принимающую решение, привела в Советском Союзе даже к более расширенной версии. Там мыслилось, что небольшое число гигантских ЭВМ, контроли­руемых Госпланом — государственным планирующим органом, — будет не только направлять развитие отраслей, но и руководить всей экономикой в целом.)


Порядок устанавливается раз и навсегда. Любое перемещение есть информационный беспорядок или хаос. Никакой неряшливо­сти. Никаких разбивок на файлы. Никаких потерь в памяти. Ни­какой неопределенности.

Такие мегаломаниакальные фантазии очень переоценивали рост разнообразия и сложности в сверхсимволизированной экономике. (Имеется в виду возможность изобразить в символах все аспекты экономической жизни: продукцию, производство, связи, снабже­ние, ценообразование и т.д. и т.п.) Они высокомерно игнорирова­ли роль случайности, интуиции и творчества в бизнесе. Они счи­тали, что люди на вершине бизнеса, независимо от того, знают они специфику информации или нет, нуждаются в людях, работа­ющих под ними в служебной иерархии.

Должности СИС уже не было в американских фирмах, но об­разовалось небольшое «жречество данных». Поскольку еще никто не смог создать «гигантскую ЭВМ», делающую все, эти немного­численные профессионалы создавали свои «фирменные» ЭВМ и все, кто хотел обрабатывать информацию, должны были идти к ним. Жрецы наслаждались своей монополией.

А затем пришли микрокомпьютеры.

Настольные компьютеры появились в конце 70-х годов, они ворвались как смерч. Сразу сообразив, что эта дешевая новая тех­ника должна поразить всех своей энергоемкостью и производи­тельностью, многие специалисты по обработке данных отбросили все, что они делали в своих компаниях. Жрецы «обработки дан­ных» насмешливо говорили о малых размерах и ограниченных воз­можностях новых компьютеров. Они сражались против выделения из бюджета денег для создания фондов, поддерживающих мини-компьютеризацию.

Но так же, как могучая монополия Западный Союз (Western Union) не смогла удержать в своих руках все телефоны Америки в XIX в., сообщество бизнеса, изголодавшееся по информации, от­бросило прочь всех противников типа профессионалов по обра­ботке данных. Тысячи исполнителей покинули жрецов «обработки данных», покупая собственные машины и программы, начиная создавать сети одну за другой.

Стало ясно, что компании нуждаются в рассеянных компью­терных мощностях, а не только в небольшом количестве супер-

компьютеров. Мечта о «гигантском мозговом центре» умерла, а с ней и идея концентрации сил сотрудников обработки данных. Се­годня во многих больших фирмах более половины всей компью­терной обработки приходится на внешние ИС и, как сказал стар­ший управляющий фирмы «Делуа и Туше», у компьютерных профессионалов «сферы деятельности еще больше, чем те, что они потеряли»6.

Управляющие больше не приходили, таща свои программы, еле волоча ноги, выпросить несколько минут машинного времени. Многие, выйдя из-под влияния групп компьютерных жрецов, имели теперь свои собственные солидные бюджетные деньги на развитие компьютеризации.

Компьютерные жрецы столкнулись теперь с ситуацией, напо­минающей лечащего врача, который утрачивал свое божественное положение по мере того, как медицинские знания проникали в широкие слои средств массовой информации (печать, ТВ и т.п.) и в общество. Теперь профессионалы из касты жрецов столкнулись не с малограмотными (в смысле компьютеризации) потребителя­ми, а с большим числом пользователей, которые кое-что знали о простой компьютеризации, читали компьютерные журналы, поку­пали небольшие компьютеры для своих детей и домашних и не испытывали больше никакого благоговения перед любым, кто без умолку болтал о каких-то там RAM (аббревиатура Random access memory — произвольное обращение к памяти) или ROM (Read-Only Memory — постоянное запоминающее устройство, ПЗУ).

«Микрореволюция» демонополизировала компьютерную ин­формацию и вырвала власть над ней из рук касты компьютерных жрецов.

Однако за микрореволюцией вскоре последовала объединитель­ная революция, и снова власть перешла в другие руки.

Как и большинство революций, микрореволюция была беспо­рядочной. Индивидуальные потребители и их управляющие поку­пали машину такого типа, с таким программным обеспечением и сервисным обслуживанием, какое им хотелось. В результате созда­лась некая Вавилонская Башня. Пока это были одиночные, чьи-то, изолированные друг от друга системы, ничего особенного не происходило. Но однажды возникла необходимость связать эти машины друг с другом, с большой ЭВМ или с машиной на другом


конце света. Снова стало очевидным, что надо отказываться от всяких ограничений свободы.

Компьютерщики-профессионалы высказывали серьезные пре­дупреждения своим боссам. Компьютерная демократия могла за­кончиться сокращением власти верхушки руководителей. Как мо­жет кто-то отвечать за работу компании, когда внутренние компьютерные ИС не управляются? Разные машины, разные про­граммы, разные базы данных, каждый «делает свое дело», создавая анархию в офисе. Пришло время объединяться.

В каждой революции есть периоды больших сдвигов и экстре­мизма, сменяющиеся периодами консолидации. Сотрудники «жрецов компьютерных данных», потесненные старшими управляющими, рас­пустили слух об институализации революции и, воспользовавшись этим, начали восстанавливать определенное влияние, которое они имели в доброе старое «жреческое» время.

Для того чтобы навести порядок в компьютерах и коммуника­циях, новые СИС прибрали к рукам даже большие финансовые ресурсы и привилегии, чем имели раньше. Они рассуждали о слия­нии систем, объединяли их и формулировали то, что может быть названо «правилами развития электроники». Имея изначально за­пасенную централизованную информацию, а потом утратив на время управление ею, новые люди в новых информационных сис­темах (ИС) и возглавлявшие их старшие информационные сотруд­ники стали полицейскими методами вводить новые правила, ко­торые и определяли ИС, обслуживающие фирмы.

Эти правила содержали в себе технические стандарты и типы оборудования и обычно давали возможность овладеть доступом к центральным базам данных, приоритетам и многим другим вещам. По иронии судьбы, наиболее крутые повороты выявили многих СИС, поющих славу микрокомпьютерам, которые они когда-то презирали.

Объяснения очевидны. Микрокомпьютеры уже не были таки­ми хилыми созданиями, как прежде. Вместе с рабочими станция­ми в сети (конфигурациями) мини-компьютеров они теперь стали столь мощными, что смогли реально выполнять многие из старых функций гигантских ЭВМ. Поэтому многие СИС стали выступать за миниатюризацию и дальнейшую децентрализацию.

«Миниатюризация — это феноменальная тенденция, — счита­ет Теодор Клейн из Бостонской системной группы (Boston System Group, Inc.). — Я был недавно на конференции шестидесяти ди­ректоров MIS (Management Information System, Система управле­ния информацией), и почти каждый из них говорил это в той или иной форме»7. По словам «СЮ» — журнала, адресованного стар­шим информационным сотрудникам, «миниатюризация передает управление в руки менеджеров-дельцов». Но это управление те­перь строго подчиняется правилам, выработанным компьютерщи­ками-профессионалами. Многие СИС действительно, как сказано выше, вновь попробовали централизовать управление под флагом «сетевого управления».

Как сказал Билл Гассман, специалист по маркетингу фирмы DEC (Digital Equipment Corporation — Корпорация ЭВЦМ), «сете­вое управление больше, чем техника, это политика»8. Его взгляды разделяют те, кто считает, говоря словами журнала «Datamation», что «аргументы за централизованное сетевое управление... часто скрывают желание некоторых сотрудников организаций MIS сно­ва вернуть личное управление всей деятельностью, утраченное за последние несколько лет».

Короче говоря, информационные войны свирепствуют во внеш­ней окружающей среде корпорации, противопоставляя, как мы видели, розничную торговлю и производство, промышленность и даже государства друг другу; информационные войны малого мас­штаба бушуют и внутри корпорации.

СИС и их штаты стали, намеренно или нет, бойцами инфор­мационных войн. И несмотря на то что они могут даже не пред­ставлять своих функций в этих терминах, их непонятные действия в значительной степени направлены на то, чтобы вновь перерас­пределить власть (пока это попытки, отнюдь не неожиданные, рас­ширить свои возможности).

Функционируя и как специалисты по информационным кана­лам, и как рядовые государственной службы на наших быстродей­ствующих электронных устройствах, они покушаются на руковод­ство системами — они выступают в отвратительной роли, осознавая это, они хотят управлять корпорациями, думают стать внутрикор­поративной полицией.


ЭТИКА ИНФОРМАЦИИ

Именно так они зарабатывают свои вознаграждения. Их дея­тельность связана со стрессами и очень трудна. Однако трудно преувеличить шаткость всеобщей корпоративной ИС, которая дает информацию тем, кто в ней нуждается... которая защищает от ошибок, сбоев и вторжений персональной конфиденциальной ин­формации... которая регулирует обращение к различным сетям и банкам данных потребителей, покупателей и поставщиков... кото­рая выстраивает приоритеты между ними... которая выпускает бес­численные специальные отчеты... которая позволяет пользовате­лям обеспечивать себя своим программным обеспечением... которая наталкивается на десятки иных требований, входят ли они в сто­имость при ее создании или уже находятся вне этих пределов, — перед возникновением новых технологий, конкурентов и изделий.

Созданные некогда и завещанные правила руководства такой системой требовали такого высокого уровня экспертных оценок, что СИС и их штаты часто упускали из виду человеческие прило­жения своих выводов. Естественно, тот, кто обращается, тот и оп­ределяет политику. Тайна дает политический результат. Предпо­ложение, что система обслуживает одно ведомство лучше, чем другое, есть акт политический. Даже распределение времени есть политика. Если один пользователь имеет меньше коммуникаци­онного приоритета, чем другой, он должен ждать обслуживания. Назначение цены всегда есть прерогатива властная.

Так, коль скоро мы заговорили о контролируемой информа­ции, возникают все виды волнующих «околополитических» воп­росов.

Два пользователя схватились в злобной тяжбе. Один из них изучает принятые компьютерные пароли, вводные и обслуживаю­щие файлы и вводит поврежденный материал в записи противни­ка. Жертва заканчивает свою работу, начинает работать на другую фирму, где и обнаруживается поврежденная информация, что при­водит к увольнению. Что случилось? Кто отвечает за это? Первая компания?

Есть ли у работника возможности для изменения несправед­ливого сокращения, если он или она испытывают недостаток или потерю доступа к некоторой важной базе данных?

Достаточно только воображения, чтобы увеличить количество таких вопросов. При отсутствии всеобъемлющей публичной поли­ции вряд ли удастся заставить служащих фирм разбираться и под­чиняться всем персональным и политическим правилам, вырабо­танным для руководства их ИС. Но применимы ли эти вопросы, при всей их гуманной правильности, к внутренней жизни частных компаний? И если да, то кто в обычной фирме должен писать эти правила? Главный эксперт по информационным системам?

Мы идем по тонкому льду. Мало кто имеет опыт решения эти­ческих, юридических в конечном счете и политических вопросов, вызванных необходимостью накладывать ограничения на поток деловой информации. Высшее управление, как правило, дает та­кое задание. Но кому?

Можно ли делить власть создателей правил? И с кем? Могут ли компании создавать внешние «информационные советы» или даже «законодательства», регулирующие права, ответственность и доступ к информации? Найдутся ли участники, решившиеся на объединение в таком деле? Нуждаемся ли мы в «корпоративных судах», которые обоснуют суждения о защите и доступе? Нуждаем­ся ли мы в специалистах по информационной этике, которые оп­ределят новую информационную мораль?

Будут ли правила, регулирующие информатику в промышлен­ных условиях, публично приняты с уклоном к свободе информа­ции в огромных сообществах? Могут ли они приучить нас к со­блюдению строгих нравов и к секретности? Будем ли мы в результате нуждаться в принятии Билля (Закона) о правилах электронной информации?

У каждого из этих специалистов есть власть, и их решения будут менять власть внутри фирмы и обязательно — в обществе в целом.

ПАРАДОКС-БОМБА

Чем более беспокойным, нестабильным и негармоничным ста­новится завтрашний бизнес, тем более непредсказуемым будут желания пользователей.


Быстрое изменение предполагает случайность. Предполагает ненадежность, неизвестность. Предполагает конкуренцию с не­ожиданной стороны. Предполагает большие проекты, которые рух­нут, и малые проекты, которые окажутся чрезвычайно успешны­ми. Предполагает новые технологии, новые типы квалификации и деятельности и совершенно беспрецедентные экономические ус­ловия.

Все это распространяется, когда конкуренция вскипает и на­ступает, подчас из стран и культур, которые очень сильно отлича­ются от той, которую бизнес умеет обслуживать.

Как в этом типе мира может даже самый искуснейший СИС точно предвидеть, какая и кому понадобится информация? Или предсказать, на какое время?

В сегодняшней очень беспокойной окружающей среде бизнес нуждается для выживания в потоке обновляющихся продуктов и услуг. Творчество требует особой корпоративной гласности — от­крытости к воображению, терпимости к отклонениям, к индиви­дуальности и той безмятежности, которая была исторической при­чиной многих творческих открытий — от нейлона и латексного красителя до продукции-заместителя типа Nutra Sweet fat.

Поэтому имеется глубокое противоречие между необходимостью заботливой «канализации» и закрытого управления информацией, с одной стороны, и необходимостью нововведений — с другой.

Надежность и правдивость — дело информационной системы, и чем лучше ее защищенность, предсказуемость, предрасчетность и чем надежнее надзор за ней, тем больше будет ограничиваться творчество и тем более закрытой будет система.

Мы знаем, информационные войны ведутся теперь во всем мире, охватывая все — от сканеров в супермаркетах и стандартов до телевизионных сетей и технонационализма — и, как в зеркале, отражаются во внутренних делах корпораций.

В сегодняшнем бизнесе власть придет к тем, у кого лучше ин­формация о пределах информативности. Но до того, как это слу­чится, информационные войны, которые сейчас усиливаются, из­менят лицо бизнеса. Как? Чтобы узнать это, следует пристально рассмотреть критическое средство — знание: чьи дела будут вол­новать, сотрясать и колебать законную власть от Нью-Йорка до Токио, от Москвы до Монтевидео.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.066 с.)