Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 28 Подшипники скольженияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общие сведения Подшипники являются опорами валов и вращающихся осей. Они воспринимают силы, приложенные к валу или оси, и передают их на корпус машины. Качество подшипников в значительной степени определяет надежность машин. В зависимости от вида трения подшипники делят на подшипники скольжения и подшипники качения. В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипники бывают: радиальные — воспринимают радиальные силы, перпендикулярные оси цапфы; упорные — воспринимают осевые силы; радиально-упорные — воспринимают радиальные и осевые силы. Упорные подшипники часто называют подпятниками. Конструкции подшипников. В большинстве случаев подшипники скольжения состоят из корпуса, вкладышей и смазывающих устройств. Конструкции подшипников разнообразны и зависят от конструкции машины. В простейшем виде подшипник скольжения представляет собой втулку (вкладыш), встроенную в станину машины (рис. 28.1). На рис. 28.2 и 28.3 подшипники имеют отдельный корпус, который крепят в станине машины.
Рис. 28.1. Неразъемный подшипник, встроенный в станину машины: / — втулка; 2— смазочная канавка; 3— стопорный вит-; 4—станина машины Рис. 28.2. Фланцевый (неразъемный) подшипник Рис. 28.3. Подшипник с разъемным корпусом и вкладышем Основным элементом подшипника скольжения является вкладыш 1, который устанавливают в корпусе подшипника (рис. 28.3) или непосредственно в станине или раме машины (рис. 28.1). Подшипники скольжения делят на неразъемные (см. рис. 28.2) и разъемные (см. рис. 28.3). Неразъемные (глухие) подшипники применяют при малой скорости скольжения и работе с перерывами (механизмы управления). Разъемные подшипники имеют основное применение в общем и особенно в тяжелом машиностроении. Они облегчают монтаж валов. При большой длине цапф применяют самоустанавливающиеся подшипники (рис. 28.4). Сферические выступы вкладышей позволяют им самоустанавливаться, компенсируя тем самым перекосы цапф от деформации вала и неточностей монтажа, обеспечивая равномерное распределение нагрузки по длине вкладыша. Пример конструкции подпятника показан на рис. 28.5. Рис. 28.4. Самоустанавливающийся Рис. 28.5. Подпятник Подшипник:1 — баббитовая заливка Достоинства подшипников скольжения. 1. Надежно работают в высокоскоростных приводах (подшипники качения в этих условиях имеют малую долговечность). 2. Способны воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки вследствие больших размеров рабочей поверхности и высокой демпфирующей способности масляного слоя. 3. Работают бесшумно. 4. Имеют сравнительно малые радиальные размеры (см. рис. 28.1). 5. Разъемные подшипники допускают установку их на шейки коленчатых валов; при ремонте не требуют демонтажа муфт, шкивов и т. д. 6. Для тихоходных машин могут иметь весьма простую конструкцию (см. рис. 28.2). Недостатки. 1. В процессе работы требуют постоянного контроля из-за высоких требований к наличию смазочного материала и опасности перегрева; перерыв в подаче смазочного материала ведет к разрушению подшипника. 2. Имеют сравнительно большие осевые размеры. 3. Значительные потери на трение в период пуска и при несовершен Применение. Подшипники скольжения применяют в машино-и приборостроении, когда применение подшипников качения невоз* можно или нецелесообразно: 1. Для валов машин с ударными и вибрационными нагрузками (двигатели внутреннего сгорания, молоты и др.). 2. Для коленчатых валов, когда по условиям сборки необходимы разъемные подшипники. 3. Для валов больших диаметров, для которых подшипники каче* ния не изготовляют. 4. Для высокоскоростных валов, когда подшипники качения не* пригодны вследствие малого ресурса (центрифуги и др.). 5. При очень высоких требованиях к точности и равномерности вращения (шпиндели станков и др.). 6. В тихоходных машинах, бытовой технике. 7. При работе в воде и агрессивных средах, в которых подшипники качения непригодны. Материалы вкладышей Материалы вкладышей должны иметь: 1. Достаточную износостойкость и высокую сопротивляемость заеданию при несовершенной смазке (периоды пуска, разгона, торможения). 2. Высокую сопротивляемость хрупкому разрушению при действии ударных нагрузок и достаточное сопротивление усталости. 3. Низкий коэффициент трения и высокую теплопроводность, низкий коэффициент линейного расширения. ч Изнашиваться должны вкладыши, а не цапфы вала, так как замена или восстановление вала значительно дороже замены вкладыша. Подшипник скольжения работает тем надежнее, чем выше твердость цапфы вала. Цапфы, как правило, закаливают. Вкладыши бывают металлические, металлокерамические и неметаллические. Металлические вкладыши выполняют из бронзы, баббитов, алюминиевых и цинковых сплавов, антифрикционных чугунов. Бронзовые вкладыши широко используют при средних скоростях и больших нагрузках. Наилучшими антифрикционными свойствами обладают оловянные бронзы марок БрО10Ф1, Бр04Ц4С17 и др. Алюминиевые (марки БрА9ЖЗЛ и др.) и свинцовые (марки БрСЗО) бронзы вызывают повышенное изнашивание цапф валов, поэтому их приме* няют в паре с закаленными цапфами. Свинцовые бронзы используют при знакопеременных ударных нагрузках. Вкладыш с баббитовой заливкой применяют для подшипников в ответственных конструкциях при тяжелых и средних режимах рабо- ты (дизели, компрессоры и др.). Баббит — сплав на основе олова или свинца — является одним из лучших антифрикционных материалов для подшипников скольжения. Хорошо прирабатывается, стоек против заедания, но имеет невысокую прочность. Поэтому баббит заливают лишь тонким слоем на рабочую поверхность стального, чугунного или бронзового вкладыша (см. рис. 28.4). Лучшими являются высокооловянные баббиты марок Б88, Б83. Чугунные вкладыши из антифрикционных чугунов (марки АЧС-1 и др.) применяют в малоответственных тихоходных механизмах. В массовом производстве вкладыши штампуют из стальной ленты, на которую нанесен тонкий антифрикционный слой (оловянные и свинцовые бронзы, баббиты, фторопласт и др.). Металлокерамические вкладыши изготовляют прессованием и последующим спеканием порошков меди или железа с добавлением графита, олова или свинца. Особенностью этих материалов является их пористость, которую используют для предварительного насыщения горячим маслом. Вкладыши, пропитанные маслом, могут долго работать без подвода смазочного материала. Их применяют в тихоходных механизмах и в местах, труднодоступных для подвода масла. Для вкладышей из неметаллических материалов применяют антифрикционные пластмассы (марки АСП), древеснослоистые пластики, резину и др. Эти материалы устойчивы против заедания, хорошо прирабатываются, могут работать при смазывании водой, что имеет существенное значение для подшипников гребных винтов, насосов, пищевых машин и т. п. Режимы смазки Подшипник скольжения работает при наличии смазочного материала в зазоре между цапфой вала и вкладышем. Смазыванием называют подведение смазочного материала в зону трения, смазкой — действие смазочного материала. При неподвижном вале жидкий смазочный материал в подшипнике из зоны контакта выдавлен (рис. 28.6, а), но на поверхностях цапфы и вкладыша сохраняется его тонкая пленка толщиной порядка 0,1 мкм. Толщины этой пленки не хватает для полного разделения поверхностей трения в момент пуска и при малой угловой скорости. Работу подшипника в этот момент характеризует режим граничной смазки. Вращающийся вал вовлекает смазочный материал в клиновой зазор между цапфой и вкладышем (рис. 28.6, б), в результате чего возникает несущий масляный слой, характеризуемый большой гидродинамической подъемной силой, под действием которой вал всплывает. По мере увеличения скорости вращения толщина смазывающего слоя увеличивается, но отдельные микровыступы трущихся поверхностей задевают при вращении друг за друга. Работу подшипника в этот момент характеризует режим полужидкостной смазки.
Рис. 28.6. Положение цапфы в подшипнике в состоянии. покоя (а) и при вращении (б): — эпюра давлений в масляном слое. Рис. 28.7. Расположение поверхностей трения вч режиме жидкостной смазки: 1 —цапфа; 2— вкладыш; 3— слой масла
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.247 (0.009 с.) |