Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы теории зубчатого зацепленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Профили зубьев пары колес должны быть сопряженными, т. е. заданному профилю зуба одного колеса должен соответствовать вполне определенный профиль зуба другого колеса. Чтобы обеспечить постоянство передаточного числа, профили зубьев нужно очертить такими кривыми, которые удовлетворяли бы требованиям основной теоремы зацепления. Основная теорема зацепления. Для доказательства теоремы рассмотрим пару сопряженных зубьев в зацеплении (рис. 11.6). Профили зубьев шестерни и колеса касаются в точке S, называемой точкой зацепления. Центры вращения О, и 02 расположены на неизменном расстоянии а„ друг от друга. Зуб шестерни, вращаясь с угловой скоростью со,, оказывает силовое действие на зуб колеса, сообщая последнему угловую скорость ω2. Проведем через точку S общую для обоих профилей касательную ТТ и нормаль NN. Окружные скорости точки S относительно центров вращения О1 и 02 Разложим v1 и v2 на составляющие v\ и v'2 по направлению нормали NN и составляющие v"1 и v"2 по направлению касательной ТТ. Для обеспечения постоянного касания профилей необходимо соблюдение условия V1 = v2, в противном случае при v, < v2 зуб шестерни отстанет от зуба колеса, а при v\ > v'2 произойдет врезание зубьев. Опустим из центров О1 и 02 перпендикуляры 01В и 02С на нормаль NN. Нормаль NN пересекает линию центров 01 02 в точке П, называемой полюсом зацепления. Из подобия треугольников 02ПС и 0,ПΒ 01C/OlB=01n/Oln = rw2/rwl. Сравнивая отношения (11.1) и (11.2), получаем Таким образом, основная теорема зацепления формулируется так: для обеспечения постоянного передаточного числа зубчатых колес профили их зубьев должны быть очерчены по кривым, у которых общая нормаль NN, проведенная через точку касания профилей, делит расстояние между центрами 01 02 на части, обратно пропорциональные угловым скоростям. Полюс зацепления П сохраняет неизменное положение на линии центров 01 02, поэтому радиусы rw1 и rw2 также неизменны. Окружности радиусов rw1 и rw2 называют начальными. При вращении зубчатых колес начальные окружности перекатываются друг по другу без скольжения, о чем свидетельствует равенство окружных скоростей со,гю, = aty^, полученное из формулы (11.3). Из множества кривых, удовлетворяющих требованиям основной теоремы зацепления, практическое применение в современном машиностроении получила эвольвента окружности, которая: а) позволяет сравнительно просто и точно получить профиль зуба б) без нарушения правильности зацепления допускает некоторое Эвольвента окружности (рис. 11.7). Эвольвентой окружности называют кривую, которую описывает точка S прямой NN, перекатываемой без скольжения по окружности радиуса rь. Эту окружность называют эволютой или основной окружностью, а перекатываемую прямую NN— производящей прямой. Характер эвольвентного зубчатого зацепления определяется свойствами эвольвенты (см. рис. 11.7): 1. Производящая прямая NN являет эвольвенты нои окружности и нормалью ко всем производимым ею эвольвентам. 2. Две эвольвенты одной и той же основной окружности эквиди-станты (т. е. расстояние между эвольвентами в направлении нормали везде одинаковое). 3. С увеличением радиуса rh основной окружности эвольвента становится более пологой и при rь -> °° обращается в прямую. 4. Радиус кривизны эвольвенты в точке S2 равен длине дуги S0B основной окружности. Центр кривизны эвольвенты в данной точке находится на основной окружности. Образование эвольвентного зацепления Пусть заданы межосевое расстояние aw и передаточное число и зубчатой передачи (рис. 11.8). При известных a„ = rwl + rw2 и u = rw2/rwl определим радиусы начальных окружностей rvl = aw/(u+l), rvl-urM и отметим на линии центров Ох02 положение полюса зацепления П. Из центра О, опишем некоторым радиусом гм основную окружность и, произведя ее развертку, получим эвольвентный профиль А1 зуба шестерни. На основании основной теоремы зацепления и первого свойства эвольвенты проведем через полюс П нормаль NN, которая определит точку зацепления S сопряженных профилей. Опустим из центра 02 перпендикуляр 02С на нормаль NN и радиусом rh2-02C и конце зацепления опишем основную окружность, развертка которой даст эвольвентный профиль А2 зуба колеса. Построенные профили — сопряженные, так как, касаясь в точке S, они имеют общую нормаль NN. Эта нормаль касается обеих основных окружностей и является производящей прямой эвольвент обоих профилей. При вращении колес точка зацепления S эвольвентных профилей перемещается по общей нормали NN (рис. 11.9) — геометрическому месту точек зацепления сопряженных профилей, называемому линией зацепления. Линия зацепления NN является одновременно линией давления, так как сила давления профиля зуба шестерни на профиль зуба колеса (в предположении отсутствия сил трения) действует по общей нормали NN к обоим профилям. Угол ocw, образованный линией зацепления NN (см. рис. 11.8) и общей касательной ТТ к начальным окружностям, называют углом зацепления. Из формулы (11.3) следует т. е. отношение угловых скоростей двух сопряженных эвольвентных профилей обратно пропорционально радиусам основных окружностей и не зависит от расстояния aw между центрами этих окружностей.
Рис. 11.10. Схема к доказательству независимости и от о„ Независимость передаточного числа и от изменения межосевого расстояния а„ можно проследить на следующем примере. Пусть на рис. 11.10, а изображено зацепление при заданном aw и передаточном числе и. Изменим межосевое расстояние этого зацепления до aw + Aaw (рис. 11.10,6). Сопоставляя рисунки, видим, что в зацеплении с расстоянием aw + Aa„ возникли новые начальные окружности с радиусами r'п1 и r'w2- Радиусы основных окружностей не изменились, так как не изменились профили зубьев, они остались очерченными теми же эвольвентами. Из подобия треугольников 02СП и 0,6П (рис. 11.10,6) Таким образом, правильность эвольвентного зацепления не нарушается при изменении межосевого расстояния а„. Это свойство является важным преимуществом эвольвентного зацепления перед циклоидальным, весьма чувствительным к изменению расстояния а„. Образование цилиндрического зубчатого колеса Реальные зубчатые колеса характеризует ширина зубчатого венца (обода). В зацеплении участвуют не профили, а поверхности зубьев, следовательно, касанию плоских профилей в точке соответствует касание поверхностей по линии контакта. Основным окружностям колес соответствуют основные цилиндры колес, начальным окружностям — начальные цилиндры, окружностям вершин — цилиндры вершин, окружностям впадин — цилиндры впадин. На рис. 11.11 изображен основной цилиндр радиуса гь и касательная к нему плоскость N, на поверхности которой на определенных расстояниях нанесены прямые ВС, DF,..., параллельные обра-
Рис. 11.11. Образование цилиндрического зубчатого зующей цилиндра. При перекатывании справа налево плоскости Л" прямая ВС описывает в пространстве правую эвольвентную поверхность зуба. Левую поверхность образует прямая DF при перекатывании плоскости N в обратном направлении. Образовав аналогичным способом боковые поверхности остальных зубьев и ограничив их высоту цилиндрами вершин и впадин, получим венец эвольвентного цилиндрического прямозубого колеса.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.01 с.) |