Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контактная прочность деталей машин

Поиск

Работоспособность ряда деталей машин (зубчатых колес, подшип­ников качения и др.) определяется контактной прочностью, т. е. проч­ностью их рабочих поверхностей, контактирующих под нагрузкой. По­верхности разрушаются под действием контактных напряжений в месте кон­такта криволинейных поверхностей двух прижатых друг к другу деталей (рис. 2.5).

 

Рис. 2.5. Эпюра контактных напряжений

 

При отсутствии внешней нагрузки начальный контакт криволинейных по­верхностей происходит в точке (кон­такт двух шаров) или по линии (кон­такт двух цилиндров с параллельными осями). После приложения внешней на­грузки начальный контакт переходит в контакт по малой по сравнению с раз­мерами деталей площадке с высокими значениями контактных напряжений. Эти напряжения действуют толь­ко в пределах площадки контакта, сосредоточиваясь в узком поверх­ностном слое (см. рис. 14.6 и 14.7). По ширине площадки они рас­пределены по эллиптическому закону (рис. 2.5). Наибольшее значение напряжения используют в расчетах работоспособности зубчатых, чер­вячных и фрикционных передач, подшипников качения.

В случае начального контакта по линии, характерного для работы зубьев сопряженных забчатых колес или роликов и колец подшипников качения, наибольшее значение контактных напряжений определяют по формуле Герца, полученной для случая касания двух цилиндров (рис. 2.5):


 

(2.13)

где w = Fr/b — нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии;

Fr — сила, нормальная к площадке контакта; b — длина контактной линии;

ρпр — приведенный радиус кривизны:

ρпр=ρ1ρ2/ρ1+-ρ2 (2.14)

где р, и р2 — радиусы кривизны в точках контакта (знак минус — для слу­чая контакта выпуклой поверхности радиуса р, с вогнутой радиуса р2);

Условием контактной прочности является

(2.15)

где [σ]H — допускаемое контактное напряжение.

При вращении цилиндров под нагрузкой каждая точка их сопряжен­ных поверхностей нагружается только во время прохождения зоны контакта, а контактные напряжения ан в этих точках изменяются по прерывистому отнулевому циклу (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Прерывистый отнулевой цикл изменения σ

Циклическое действие контактных напряжений является причиной усталостного разрушения сопряженных поверхностей. Если σн > [σ]н, то на поверхностях контакта зарождаются усталостные микротрещины. Под вли­янием сил трения качения и вследствие пластического смещения метал­ла эти микротрещины располагаются наклонно к поверхности (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Усталостное выкрашивание рабочих поверхностей: 1 —смазочный материал


Развитию микротрещин способствует наличие в зоне контакта смазочного материала. В начальный момент контакта силы трения на ведомом цилиндре раскрывают трещины и масло затягивается в них (рис. 2.7, а). В зоне действия наибольших контактных напряжений края трещины смыкаются и давление масла внутри ее резко возрастает. Происходит расклинивание металла, что приводит к постепенному развитию трещины и выходу ее на поверхность с выламыванием ча­стиц металла. На рабочих поверхностях деталей появляются мелкие раковины, едва заметные сначала и достигающие нескольких милли­метров в процессе развития (рис. 2.7, б; см. также рис. 12.2, б). Этот процесс разрушения называют усталостным выкрашиванием.

Увеличение поверхностной твердости, уменьшение шероховатости способствуют повышению сопротивляемости поверхностей выкраши­ванию.

Развитие трещин при работе в масле не означает, что без него разрушение рабочих поверхностей было бы замедлено. Масло образует на поверхности защитную пленку, которая устраняет непосредствен­ный металлический контакт и уменьшает трение. При взаимодействии через масляную пленку контактные напряжения снижаются, наработка до появления микротрещин увеличивается.

Если смазочный материал отсутствует, то поверхностный слой, в котором возникают первичные микротрещины, изнашивается рань­ше, чем в нем успевают образоваться раковины. Ресурс в этом случае существенно снижается.

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под циклом перемены напряжений? Характеристики цикла и соотношения между ними.

2. Какой из циклов самый неблагоприятный для работы детали?

3. Что называют усталостным разрушением и каковы его причины?

4. Что называют пределом выносливости?

5. Что такое концентрация напряжений и что ее вызывает?

6. Как определяют общий расчетный коэффициент запаса прочности при перемен­ных напряжениях?

7. При каких обстоятельствах и где действуют контактные напряжения? По какой формуле определяют их наибольшее значение при начальном контакте по линии?

8. В чем сущность усталостного выкрашивания хорошо смазываемых контактирующих иод нагрузкой рабочих поверхностей? Как повысить сопротивляемость поверхностей выкрашиванию?

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН

При изготовлении машины некоторые ее детали или узлы соединя­ют между собой с помощью неразъемных или разъемных соединений.

Неразъемными называют соединения, которые невозможно разоб­рать без разрушения или повреждения деталей. К ним относят клепа­ные, сварные, паяные, клееные соединения, а также соединения с натягом.

Разъемными называют соединения, которые можно разбирать и вновь собирать без повреждения деталей. К разъемным относят резьбовые, шпоночные и шлицевые соединения.

Глава 3

Клепаные соединения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.102 (0.009 с.)