Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные критерии работоспособности деталей и узлов машин.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Работоспособность – это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями нормативно – технической документации. Основными критериями работоспособности являются: - прочность; - жесткость; - износостойкость; - теплостойкость; - виброустойчивость. Значение того или иного критерия для данной детали зависит от ее назначения и условий работы. Жесткость – это способность конструкции и ее элементов сопротивляться изменениям формы и размеров. Например, при недостаточной жесткости валов в зубчатой передаче может возникнуть прогиб, который приводит к неравномерности распределения нагрузки по зубьям колес из-за уменьшения площади контакта и заклиниванию подшипников качения из-за перекоса валов (пример см. рис. 2.1.). Недостаточная жесткость деталей влияет на их взаимное расположение в механизмах, вызывает в подвижных сопряжениях повышенное трение, давление, температуру и др. Расчет конструкций на жесткость. Различают объемную жесткость (брус, пластина, оболочка) и контактную жесткость, т. е. жесткость, связанную с контактными деформациями поверхностных слоев в местах контакта деталей. Объемная жесткость оценивается коэффициентом жесткости: , где - сила; - вызванная силой деформация. Величина обратная жесткости называется податливостью: . Факторы, влияющие на жесткость: - модуль упругости (Е, G); - геометрические характеристики сечения детали (площадь, момент инерции и др.); - вид нагрузки и типы опор. Методы повышения жесткости: - устранение изгиба (т.к. металлы лучше работают (воспринимают) растяжение-сжатие); - применение материалов с высоким модулем упругости (); - рациональное расположение и изменение количества опор (что приводит к уменьшению прогиба и плеч изгибающих моментов; см. рис. 2.2.); - выбор рациональной формы поперечного сечения детали; - применение в конструкции ребер жесткости (что приводит к изменению геометрических характеристик сечения деталей); - уменьшение числа стыков (монолитная конструкция обладает большей жесткостью, чем конструкция аналогичного объема, изготовленная с помощью сборочных операций (сварки, свинчивания и т.д.)); - повышение качества поверхности (использование деталей с низкой шероховатостью).
Расчеты на жесткость сводятся к проверкам: - удлинение; - прогиб; - угол поворота сечения при изгибе; - угол закручивания. Расчет ведется методами сопротивления материалов. Виброустойчивость – способность конструкции работать в диапазоне режимов, достаточно далеких от области резонанса (резонанс - совпадение или кратность частоты вынужденных колебаний и частоты собственных колебаний). Вибрации снижают качество работы машин, увеличивают шум, усиливают изнашивание, вызывают дополнительные переменные напряжения в деталях и усталостное разрушение. Расчеты на виброустойчивость сводятся к определению частот собственных колебаний механической системы и обеспечению их несовпадения с частотой вынужденных колебаний. Для снижения колебаний: - используют маховики и демпферы, рассеивающие энергию колебаний; - устранение действия внешних сил (например, дополнительных колебаний, вызванных эксплуатируемым в непосредственной близости оборудованием); - изменение жесткости упругой связи деталей; - уменьшение шероховатости; - применение упругих прокладок. Теплостойкость – способность конструкции работать в пределах заданных температур в течение заданного срока службы. Нагрев деталей в процессе работы машины приводит к: - снижению механических характеристик материала и к появлению пластических деформаций (при температуре свыше 300 ); - уменьшению зазоров в подвижных сопряжениях деталей, что приводит к схватыванию, заеданию, заклиниванию; - снижению вязкости масла (т. е ухудшаются смазочные свойства масляного слоя). Для обеспечения нормального теплового режима работы должен быть обеспечен тепловой баланс, т. е. сравнивают количество выделенной теплоты с количеством отведенной теплоты в единицу времени: ; определяют рабочую температуру и сравнивают с допускаемой: . Если условия не выполняются, то применяют: - искусственное охлаждение, - проектируют охлаждающие ребра, - увеличивают размеры корпуса; - заменяют пары скольжения парами качения; - применяют материалы с малым коэффициентом линейного расширения. Износостойкость – свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию. Изнашивание - процесс разрушения и отделения материала с поверхности тела при трении, который приводит к постепенному изменению размеров и формы. До 90% деталей подвижных сопряжений машин выходят из строя из-за износа.
Существуют различные виды изнашивания: - усталостное изнашивание. При контакте деталей в них возникают контактные напряжения . В результате циклического нагружения на трущейся поверхности 1 образуются усталостные микротрещины 2. Смазочный материал, попадая в микротрещины, способствует их расклиниванию 3 и выкрашиванию частиц 4 металла, в результате чего на поверхности детали появляются мелкие ямки (питтинг), см. рис. 2.3. Такой износ характерен для зубчатых и фрикционных передач, подшипников качения. Рис. 2.3. Схема усталостного изнашивания поверхности. - абразивное изнашивание. Это разрушение поверхностных слоев материала трущихся пар твердыми абразивными частицами. Зерна абразива могут попадать на трущиеся поверхности извне, содержаться в материале трущихся пар или в продуктах износа. Методы борьбы: упрочнение поверхностей; - водородное изнашивание. При работе узлы трения нагреваются, идет выделение водорода, который оседает на поверхности материала и проникает вглубь детали, вызывая охрупчивание, множество микротрещин и образование мелкодисперсного порошка материала. Методы борьбы: использовать стали легированные хромом, титаном, ванадием; снижение температуры в зоне контакта; - молекулярно-механическое изнашивание. При больших давлениях происходит разрушение защитных масляных пленок на поверхностях сопряженных деталей. Отдельные участки поверхности могут вступить в молекулярный контакт. Происходит схватывание, а последующее перемещение поверхностей вызывает разрушение мест соединений (возникают задиры и борозды). Методы борьбы: повышение твердости за счет термообработки, использование специальных смазок, применение покрытий; - коррозионно-механическое изнашивание (фреттинг-коррозия). Разрушение поверхности происходит под действием двух одновременных процессов: коррозии и механического изнашивания. Возникает при очень малых относительных перемещениях (колебаниях) сопряженных поверхностей, при этом происходит разрушение оксидных пленок, образуются ямки и порошок. Продукты износа не удаляются из зоны контакта и превращаются в абразивные частицы. Методы борьбы: уменьшение относительных смещений, поверхностное упрочнение, гальванопокрытия, напыление. Износ вызывает: - потери точности; - снижение КПД; - увеличение шума; - увеличение вибрации; - увеличение зазоров. Меры борьбы с изнашиванием: - замена сухого трения жидкостным (хорошее смазывание); - увеличение твердости (например, закалка снижает износ в 2 раза) и чистоты обработки поверхностей; - подбор материалов трущихся пар (например, использование антифрикционных материалов). Прочность – это способность конструкции и ее элементов выдерживать внешние воздействия (нагрузки) без разрушения и появления недопустимых остаточных деформаций. Прочность является важнейшим критерием работоспособности. Ему должны удовлетворять все детали. Расчеты элементов конструкции на прочность будем осуществлять: 1). С помощью метода допускаемых напряжений. Т.е. определяют максимальные напряжения в опасном сечении и сравнивают их с допускаемыми, используя условие прочности :
- при растяжении и сжатии; - при сдвиге; - при кручении; - при изгибе. Пример: Определить диаметр стального стержня при воздействии на него растягивающей силы кН, МПа. Решение: 1. Воспользуемся формулой для определения действительных напряжений: ; 2. Определим площадь поперечного сечения: ; 3. Используя данные формулы определим диаметр стержня: мм. 2). С помощью определения коэффициента запаса прочности. Т.е. прочность деталей машин оценивают сравнением действительного коэффициента запаса прочности s рассчитываемой детали с допускаемым коэффициентом запаса прочности : . Коэффициент запаса прочности, показывает во сколько раз допускаемое напряжение больше опасного (для пластичных материалов , для хрупких ). Для выбора допускаемых коэффициентов запаса прочности в машиностроении пользуются двумя методами: табличным и дифференциальным. Дифференциальный метод использует формулы, которые учитывают различные факторы, влияющие на прочность рассчитываемой детали: , где - коэффициент, учитывающий точность определения действующих на деталь нагрузок и возникающих в ней напряжений; - коэффициент, учитывающий однородность материала детали; - коэффициент, учитывающий специфические требования безопасности рассчитываемой детали. При точных методах расчета рекомендуется принимать и при расчетах средней точности - 1,2...1,6. Коэффициент для стальных деталей из поковок и проката равен 1,2... 1,5; для деталей из стального литья - 1,5...1,8; для чугунных деталей - 1,5...2,5. Коэффициент ; большие значения - для дорогостоящих деталей и повышенной надежности. Методы повышения прочности: - механическое упрочнение (обкатка роликами, обдувка дробью и др.); - закалка ТВЧ; - химическое упрочнение (цементация, азотирование, цианирование); - термо-механическое упрочнение. Взаимозаменяемость. Взаимозаменяемостью называется свойство независимо изготовленных с заданной точностью деталей обеспечивать возможность сборки без подгонки сопрягаемых деталей в сборочную единицу, а сборочных единиц – в изделие при соблюдении предъявляемых к ним требований. При наличии взаимозаменяемости деталей упрощается и удешевляется эксплуатация машин и улучшается качество ремонта. Взаимозаменяемость деталей машин обеспечивается системой допусков и посадок.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.011 с.) |