Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы нарезания зубьев методом обкаткиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рейка представляет частный случай зубчатого колеса (см. рис. 11.4), у которого число зубьев обращается в бесконечность (z-*°°), при этом начальная окружность колеса обращается в прямую линию, называемую начальной прямой. При работе реечной передачи начальная прямая / рейки (рис. 11.12) перекатывается без скольжения по начальной окружности шестерни. Согласно третьему свойству эвольвенты профиль зуба рейки прямо-бочный, трапециевидной формы. Зацепление эвольвентной зубчатой шестерни с рейкой положено в основу нарезания зубчатых колес методом обкатки; при этом рейку используют в качестве режущего инструмента. Чтобы прямолинейная режущая кромка а зуба инструментальной рейки (рис. 11.13) могла обрабатывать эвольвентный профиль зуба, нужно ее положение относительно нарезаемого зуба все время изменять. Такое движение называют движением обкатки, а процесс нарезания зуба — нарезанием по методу обкатки. В процессе нарезания (рис. 11.14) заготовка 2 вращается вокруг своей оси, а инструментальная рейка 1 совершает возвратно-поступательное
Рис. 11.12. Зацепление шестерни Рис. 11.13. Положения зуба рейки с рейкой при нарезании методом обкатки движение параллельно оси заготовки по принципу долбяка и поступательное движение параллельно касательной к ободу заготовки. Начальная окружность нарезаемого колеса (см. рис. 11.12) делится шагом рейки на z равных частей, благодаря чему она получила название делительной окружности (шаг рейки — расстояние между одноименными сторонами двух соседних зубьев, взятое по средней линии). На делительной окружности шаг р и угол зацепления aw нарезаемого колеса равны шагу р и углу а профиля инструментальной рейки. Исходный контур зубьев зубчатой рейки При увеличении до бесконечности числа зубьев колеса в передаче без смещения (о смещении см. § 11.11) получают основную рейку (рис. 11.15, о), профиль зуба которой соответствует исходному контуру зуба, регламентированному стандартом. Этот контур положен в основу проектирования зубчатых передач и профилирования зуборезного инструмента. Исходный контур зуба характеризуют: угол профиля а = 20°, глубина захода hd = 2m (т. е. наибольшая глубина, на которую зубья одного колеса заходят во впадины другого), радиальный зазор с, радиус закругления г, у корня зуба. Рис. 11.15. Исходный контур зуба основной (а) и инструментальной (б) реек Для цилиндрических колес с = 0,25т; ri > 0,38т. Для прямозубых конических колес с = 0,2т; ri = 0,2т. Для конических колес с круговыми зубьями с = 0,25т; ri = 0,25т, где т — модуль зубьев (о модуле см. § 11.8). Для косозубых и шевронных колес параметры исходного контура принимают в нормальном сечении зуба. Основная рейка полностью определяет профили зубьев всех колес передач без смещения и обеспечивает возможность их любого сочетания при одинаковом модуле. Исходный контур инструментальной рейки (рис. 11.15, б) отличается от контура основной рейки увеличенной на «с» высотой головки зуба, необходимой для образования большей глубины впадины, обеспечивающей радиальный зазор с в зацеплении сопряженных колес. Избыточная высота с зуба инструментальной рейки не участвует в формировании эвольвентной части профиля зуба нарезаемого колеса. Изготовление зубчатых колес Заготовки зубчатых колес получают ковкой в штампах или свободной ковкой, реже литьем в зависимости от размеров, материала, формы и масштаба выпуска. Зубья эвольвентных колес изготовляют так, чтобы каждое колесо могло входить в зацепление с колесами того же модуля, имеющими любое число зубьев. Зубья колес получают нарезанием или накатыванием. Нарезание зубьев выполняют одним из двух методов: копированием или обкаткой. Метод копирования заключается в прорезании впадин между зубьями модульными фрезами (рис. 11.16): дисковыми (а) или концевыми (б). После прорезания каждой впадины заготовку поворачивают на шаг зацепления. Профиль впадины является копией профиля режущих кромок фрезы, отсюда и название — метод копирования. Точность нарезаемых зубьев невысокая, метод малопроизводительный, его применяют преимущественно в ремонтном деле. Метод обкатки имеет основное применение. Нарезание зубьев по этому методу основано на воспроизведении зацепления зубчатой пары, одним из элементов которой является режущий инструмент — червячная фреза (рис. 11.17, а), долбяк (рис. 11.17,6) или реечный долбяк — гребенка (см. рис. 11.14). Червячная фреза имеет в осевом сечении форму инструментальной рейки. При нарезании зубьев заготовка и фреза вращаются вокруг своих осей, обеспечивая непрерывность процесса. Нарезание зубьев червячными фрезами широко применяют для изготовления цилиндрических колес с внешним расположением зубьев. Для нарезания колес с внутренним расположением зубьев применяют долбя-ки. Гребенками нарезают прямозубые и косозубые колеса с большим модулем зацепления. Нарезание зубьев конических колес методом обкатки производят строганием (рис. 11.18, а), фрезерованием (рис. 11.18,6), инструментом с прямобочным профилем или резцовыми головками (см. рис. 15.1). Накатывание зубьев применяют в массовом производстве. Предварительное формообразование зубьев цилиндрических и конических колес производят горячим накатыванием. Венец стальной заготовки нагревают токами высокой частоты до 1200° С, а затем обкатывают между колесами-накатниками. При этом на венце выдавливаются зубья. Для получения колес более высокой точности производят последующую механическую обработку зубьев или холодное накатывание — калибровку.
Рис. 11.16. Нарезание зубьев методом копирования
Рис. 11.17. Нарезание зубьев методом обкатки Рис. 11.18. Нарезание зубьев конических колес Холодное накатывание зубьев применяют при модуле до 1 мм. Зу-бонакатывание — высокопроизводительный метод изготовления колес с минимальным отходом металла в стружку. Отделка зубьев. Зубья колес точных зубчатых передач после нарезания подвергают отделке шевингованием, шлифованием, притиркой или обкаткой. Шевингование применяют для тонкой обработки незакаленных зубьев. Выполняют инструментом — шевером, имеющим вид зубчатого колеса с узкими канавками на поверхности зубьев. Вращаясь в зацеплении с обрабатываемым колесом, шевер снимает режущими кромками канавок волосообразную стружку с зубьев колеса. Шлифование применяют для обработки закаленных зубьев. Выполняют шлифовальными кругами способом копирования или обкатки. Притирку используют для отделки закаленных зубьев колес. Выполняют притиром — чугунным точно изготовленным колесом с использованием притирочных абразивных паст. Обкатку применяют для сглаживания шероховатостей на рабочих поверхностях зубьев незакаленных колес. В течение 1...2 мин зубчатое колесо обкатывают под нагрузкой с эталонным колесом высокой твердости.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.186 (0.006 с.) |