Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разновидности шлицевых соединенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Шлицевые соединения различают: по характеру соединения — неподвижные для закрепления детали на валу (рис. 8.1); подвижные, допускающие перемещение вдоль вала (например, блока шестерен коробки передач, см. рис. 8.3); Рис. 8.2. Эвольвентное (а) и треугольное (б) шлицевые соединения по форме зубьев — прямобочные (рис. 8.1), эвольвентные (рис. 8.2, а), треугольные (рис. 8.2, б); по способу центрирования (обеспечения совпадения геометрических осей) ступицы относительно вала — с центрированием по наружному диаметру D (см. рис. 8.1, а), по внутреннему диаметру d (см. рис. 8.1, б) и по боковым поверхностям зубьев (рис. 8.1, в и 8.2). Зазор в контакте центрирующих поверхностей практически отсутствует, нецентрирую-щих — значительный. Соединения с прямобочным профилем зубьев (см. рис. 8.1). Применяют в неподвижных и подвижных соединениях; имеют постоянную толщину зубьев, выполняют с различными способами центрирования. В соединениях, требующих высокой соосности вала и ступицы (соединение зубчатого или червячного колеса с валом), применяют центрирование по одному из диаметров. Наиболее технологично центрирование по наружному диаметру, которое рекомендуют при твердости внутренней поверхности ступицы до 350 НВ. Калибровку центрирующих поверхностей ступицы выполняют протягиванием, а вала — шлифованием. Центрирование по внутреннему диаметру рекомендуют при высокой твердости материала ступицы (свыше 350 НВ), когда калибровка отверстия протяжкой невозможна. В этом случае центрирующие поверхности ступицы и вала доводят шлифованием. Центрирование по боковым поверхностям не обеспечивает соосности вала и ступицы, но более равномерно распределяет нагрузку между зубьями. Рекомендуют для передачи больших переменных и ударных нагрузок (карданные валы автомобилей, см. рис. 30.7, и др.). Стандарт предусматривает три серии соединений с прямобочным профилем зубьев: легкую, среднюю и тяжелую (табл. 8.1), которые различаются высотой и числом зубьев z- Тяжелая серия имеет более высокие зубья с большим числом их. Рекомендуется для передачи больших вращающих моментов. Соединения с эвольвентным профилем зубьев (см. рис. 8.2, а). Применяют в неподвижных и подвижных соединениях. Боковая поверхность зуба очерчена по эвольвенте (как профиль зубьев зубчатых колес, см. § 11.2). К основанию зуб утолщается. Геометрические параметры соединения рассчитывают по модулю т. Соединения стандартизованы (табл. 8.2). Их выполняют с центрированием по боковым поверхностям зубьев (рис. 8.2, а), реже — по наружному диаметру.
Таблица 8.1. Соединения шлицевые прямобочные (выборка) Размеры, мм (см. рис. 8.1);z—число зубьев
Примечание. Wи и Wк - моменты сопротивления поперечного сечения соответственно при изгибе и кручении; А — площадь поперечного сечения. Таблица 8.2. Соединения шлицевые эвольвентные (выборка) Размеры, мм (см. рис. 8.2); z — число зубьев
Примечание. W ии W к — моменты сопротивления поперечного сечения соответственно при изгибе и кручении; А — площадь поперечного сечения. бочными зубьями характеризуются большей нагрузочной способностью вследствие большей площади контакта, большого количества зубьев и их повышенной прочности. Эти соединения позволяют применять типовые процессы зубообработки (см. § 11.7). Применяют для передачи больших вращающих моментов. Считаются перспективными. Соединения с треугольным профилем зубьев (см. рис. 8.2, б). Применяют в неподвижных соединениях. Имеют большое число мелких зубьев. Выполняют с центрированием по боковым поверхностям, точность центрирования невысокая. Не стандартизованы. Рекомендуются для передачи небольших вращающих моментов тонкостенными ступицами, пустотелыми валами, а также в соединениях стальных валов со ступицами из легких сплавов. Шлицевые валы и ступицы изготовляют из среднеуглеродистых и легированных сталей с σв > 500 Н/мм2. Расчет шлицевых соединений Основным критерием работоспособности шлицевых соединений является сопротивление рабочих поверхностей смятию и изнашиванию. Изнашивание боковых поверхностей зубьев (фреттинг-коррозия, см. § 1.7) обусловлено микроперемещениями деталей соединения вследствие пругих деформаций при действии радиальной нагрузки и вращающего момента или несовпадения осей вращения (из-за зазоров, погрешностей изготовления и монтажа). Параметры соединения выбирают по таблицам стандарта в зависимости от диаметра вала, а затем проводят расчет по критериям работоспособности. Смятие и изнашивание рабочих поверхностей связаны с действующими на контактирующих поверхностях напряжениями σсм. Упрощенный (приближенный) расчет основан на ограничении напряжений смятия допускаемыми значениями [σ]см, назначаемыми на основе опыта эксплуатации подобных конструкций: (8.1) где Т— расчетный вращающий момент (наибольший из длительно действующих моментов при переменном режиме нагружения), Нм; К3 — коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями (зависит от точности изготовления и условий работы), К3 = 1,1...1,5; dcp — средний диаметр соединения, мм; z —число зубьев; h —рабочая высота зубьев, мм; l р — рабочая длина соединения, мм; [σ]см — допускаемое напряжение смятия, Н/мм2. Для соединений с прямобочными зубьями где f — фаска зуба. Для соединений с эвольвентными зубьями Для соединений с треугольными зубьями В табл. 8.3 приведены значения [σ]см для изделий общего машиностроения и подъемно-транспортных устройств, рассчитанных на длительный срок службы. Таблица 8.3. Допускаемые напряжения смятия [σ]см для расчета шлицевых соединений
Продолжение табл. 8.3
Примечания: 1. а — тяжелые условия эксплуатации — нагрузка знакопеременная с ударами; вибрации большой частоты и амплитуды; плохие условия смазывания; невысокая точность изготовления; б — условия эксплуатации средние; в — условия эксплуатации хорошие. 2. Большие значения—для легких режимов нагрузки. Если расчетное напряжение σсм превышает допускаемое более чем на 5 %, то увеличивают длину ступицы, изменяют размеры, термообработку или принимают другой вид соединения и повторяют проверочный расчет. При проектировочном расчете шлицевых соединений после выбора размеров сечения зубьев по стандарту (см. табл. 8.1 и 8.2) определяют длину зубьев l р [формула (8.1)]. Если получается, что lp>l,5d, то изменяют размеры, термообработку или принимают другой вид соединения. Длину ступицы принимают l ст = l р + 4...6 мм и более в зависимости от конструкции соединения. Расчет шлицевого соединения ведут в последовательности, изложенной в решении примера 8.1. Уточненный расчет на смятие и износ разработан для прямобочных шлицевых соединений (см. ГОСТ). В расчете учитываются характер на-гружения, конструктивные особенности соединения, требуемый ресурс и др. (см. [5]).
Рекомендации по конструированию шлицевых соединений 1. Для подвижных соединений рекомендуется рабочую длину ступицы принимать не меньше диаметра вала, т. е. lp>d (размеры см. на рис. 8.1). При коротких ступицах (lp<d) возможно защемление от перекоса при перемещении вдоль вала. 2. В длинных ступицах (l CT>l,5d) необходима расточка отверстия для выхода стружки при протягивании (см. рис. 8.3). А -А Рис. 8.3. Передвижной блок шестерен 3. Для облегчения входа протяжки и сборки соединения в отверстии выполняют заходные фаски (см. рис. 8.3). 4. В соединениях, воспринимающих радиальные нагрузки (зубчатые и червячные колеса, звездочки, шкивы), зубья соединения желательно располагать симметрично относительно венцов. 5. Для уменьшения изнашивания следует уменьшать зазоры в соединении, повышать точность изготовления и твердость рабочих поверхностей. Контрольные вопросы 1. Каково назначение шлицевых соединений? Их разновидности. Какие шлииевые соединения стандартизованы? 2. Какими достоинствами обладают шлицевые соединения по сравнению со шпоночными? 3. Какие применяют способы центрирования шлицевых прямобочных и эвольвент-ных соединений? Чем обусловлен выбор способа центрирования? 4. Каковы основные критерии работоспособности шлицевых соединений? Как определяют размеры шлицевых соединений?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.01 с.) |