Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шлицевое соединение с центрированием по bСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Параметры прямобочного шлицевого соединения средней серии число зубьев Z = 6, малый диаметр d=11мм, больший диаметр D=14мм, ширина зуба b =3мм, с посадками (по табл. 13): по d , по D , по b .
Для сборки:
Шлицевое отверстие: Шлицевый вал: .
Выбор размеров шлицевых соединений. При проектировании шлицевых соединений первоначально конструктивно оценивается размер круглого вала, который в дальнейшем просчитывается на прочность с учётом коэффициентов запаса, и уточняется в соответствии со стандартизованными размерами. Полученные шлицевые выступы и впадины во внутренних углах имеют значительную концентрацию напряжений, поэтому размер шлицевого вал даже по меньшему диаметру всегда больше расчётного круглого вала. По данным /1/ это превышение составляет 15…20%. Для собираемости соединения, а также для обеспечения подвижности необходимо предусмотреть радиусы, фаски для создания возмозможности выхода шлифовального круга при обработке. Спроектированное шлицевое соединение проверяют на смятие и износ (методики этих расчётов приведены в /13 /, в данном пособии они не приводятся).
2.5. Посадки прямобочных шлицевых соединений
Посадки прямобочных шлицевых соединений выбирают по соответствующим таблицам стандартов, таблицы 11, 12, 13 приложения, в зависимости от выбранного метода центрирования и от характера работы сопряжения. Далее при выборе посадок можно руководствоваться следующими соображениями. Многие шлицевые соединения по сопрягаемым по- верхностям имеют гарантированные зазоры. Чем больше длина осевого перемещения шлицевой втулки и чем чаще имеют место перемещения, тем больше должен быть зазор между опорными поверхностями в сопряжении, необходимый для размещения смазки, компенсации температурных деформаций и погрешностей изготовления деталей. Гарантированные зазоры также устанавливают для обеспечения самоцентрирования втулки относительно вала в тяжелонагруженных и реверсивных передачах. Так, например, в автомобилях имеются неподвижные шлицевые соединения, у которых по центрирующему диаметру назначают посадки с основными отклонениями f, e, d. При высоких требованиях к точности центрирования стремятся получить наименьшие зазоры по центрирующим диаметрам. Если точность центрирования не имеет существенного значения, а на первый план выдвигаются требования высокой прочности (особенно при переменных нагрузках и реверсивном движении), то предусматривают, возможно меньшие зазоры между боковыми поверхностями зубьев и впадин. Примером такого соединения является карданное сочленение в автомобилях, где используется центрирование по боковым поверхностям зубьев. Следует помнить, что вследствие неизбежных перекосов и неточности взаимного расположения шлицев посадки шлицевых соединений как бы смещаются по сравнению с обычными одноименными посадками для гладких цилиндрических соединений в сторону уменьшения зазора или увеличения натяга. Так, например; посадки обеспечивающие скольжение для соединения вал-отверстие, будут уже неподвижными. Учитывая влияние упомянутых погрешностей, можно, например, рекомендовать применение посадок для шлицевых соединений в соответствии с предъявляемыми к ним эксплуатационными требованиями (таблица 7):
2.6. Пример выбора допусков и посадок прямобочных шлицевых соединений. Ниже приведен типовой пример выбора поверхностей центрирования и посадок прямобочных шлицевых соединений и определения допусков и предельных размеров всех элементов сопряжения с обозначением их на чертежах.
В соответствии с заданием (см. табл 21) рассматриваются следующие характеристики соединения:
Определить размеры, допуски и предельные размеры всех элементов соединения, построить схемы расположения полей допусков, посадок и дать сборочный шлицевого соединения и рабочий чертежи составляющих элементов. Решение.
Диаметр по впадинам d шлицевого вала определяется через расчётный диаметр (получен на базе прочностных расчётов и др.) круглого вала d крв как: d= d крв +(10… 20)%= 25+(10… 20)%» 27,5 min …30,max В силу средней нагруженности выбираем соединения по средней серии, а затем по диаметру d параметры в соответствии с таблицей 9: диаметры: d=28мм, D=34 мм, ширина зубьев b=7, число зубьев z=6, радиусы скруглений r = 0,3 мм, фаски f = 0,4 мм с предельным отклонением +0,2 мм, посадочная поверхность «a» не менее 1,70 мм, при занижении диаметра d до d1 не менее 25,9мм. Учитывая высокие требования к соосности, заключаем, что возможно применения центрирования по диаметрам D, либо d. Принимая во внимание исходно заданную высокую твёрдость втулки для шлицевого отверстия и затруднённость её обработки, выбираем центрирование по d. Для варианта центрирования по d предусмотрена 11, в рассматриваемом задании предусмотрена высокая подвижность соединения и поэтому из предложенных в таблице 11 посадок следует выбрать посадку с достаточным зазором. Посадки с зазором предложены следующие: H7/f7, H7/e8, H7/g6, из указанных наибольший зазор будет в H7/e8, что обеспечит высокую смазываемость и подвижность. Для вспомогательной поверхности «b» выберем также посадку с зазором F8/f7 также по табл. 11. Характеристики нецентрирующего диаметра D определим по таблице 14, в которой предусмотрена посадка H11/a11. По полученным данным создадим формулу соединения:
допустима и такая запись:
d-6 28H7/e8 34H12/a11 7F8/f7.
Выбираем параметры посадок и вычерчиваем расположение полей (рис.5) допусков применяя таблицы 16-18. При создании чертежа применим исполнение 2Б для вала и 1Б для втулки, где предусмотрены радиусы скруглений, фаски, посадочная поверхность «a», d1 (ранее выписанные). Отклонения от симметричности в диаметральном выражении принимаем в соответствии с таблицей 15, для IT7, IT8 определено 0,015мм (рис.20). Проведём проверку правильности указаний отклонения исходно поставленным задачам. Средний зазор посадки центрирующего диаметра d будет Sm=((ES+EI)/2)-((es+ei)2)= ((21-0)/2)-((-40+(-73)))/2=67мкм. Положим, что: а)паз втулки имеет отклонение от оси в радиусном выражении в направлении по часовой стрелке 15/2=7,5мкм и в тоже время б)шлиц вала отклонение в радиусном выражении также 7,5мкм против часовой стрелки, тогда уменьшение зазора при сборке составит 15мкм, средний зазор же 67 мкм больше. Также и минимальный зазор 40 мкм больше 15мкм, что гарантированно обеспечивает подвижность соединения.
Можно также для решения воспользоваться таблицей 7 и получить формулу соединения d-6 28 H7/f7 34H12/a11 17 F10/f9. в которой для d предусмотрена посадка H7/f7 с меньшим средним зазором Sm=41мкм(было 66мкм) и для вспомогательной поверхности b посадка F10/f9 со средним зазором несколько большим Sm=73мкм(было 44,5мкм). Необходимо заметить, что зазоры отличаются не существенно и поэтому можно при выборе пользоваться любым и подходов. Следует отметить также, что H7/f7 относится к предпочтительным. Для параметра b предпочтительной будет D9/js7, но здесь зазоры не велики и могут оказаться на уровне отклонений формы, а это приведёт к ухудшению подвижности. Полученное соединение удовлетворяет условиям высокой соосности, подвижности в осевом направлении, при средней нагруженности.
Рисунок 5. Схема расположения полей допусков для соединения: d -6 28H7/e8 34H12/a11 7F8/f7.
По таблицам определяем предельные отклонения.
Диаметры шлецевого отверстия: Диаметры шлицевого вала: ; Ширина впадин шлицевого отверстия: Толщина зубьев шлицевого вала: Схема расположения полей допусков приведена на рис.5. Сборочный чертеж шлицевого соединения и рабочие чертежи шлицевого вала и отверстия показаны на рис. 6. Простановка допусков и посадок шлицевого соединения на сборочном и рабочих чертежах шлицевого вала и отверстия также показана на рис. 20. Можно также, провести выбор параметров прямобочного шлицевого соединения с применением алгоритма, показанного в таблице 23.
Рисунок 6. Чертежи шлицевого соединения d -6 28H7/e8 34H11/a11 7F8/f7.
2.7. Контроль прямобочных шлицевых соединений
Для прямобочных шлицевых соединений, несмотря на сложность геометрической формы втулки и вала, нормируется практически одно отклонение отсимметричности боковых сторон зубьев (шлицев). Нормирование только одного показателя отклонения расположения связано, с тем, что основным средством контроля деталей шлицевого соединения (вала и втулки) является комплексный (проходной) калибр, выявляющий возможность сборки этих элементов. В стандарте на эти калибры установлены требования на расположение элементов шлицевого сопряжения. Допуск симметричности нормируется в зависимости от ширины зуба (шлица) и устанавливается значениями от 0,010 до 0,018 мм (табл.15). Установившаяся во всем мире система контроля шлицевых деталей с помощью калибров нашла отражение не только указанием об этом в стандарте, нормирующим точностные данные для шлицевого соединения, но и на дополнительные требования еще к параметру отклонения расположения. В стандарте указано, что если шлицевая деталь контролируется калибром, длина которого меньше длины детали, то дополнительно нормируются требования к отклонению от параллельности сторон зубьев (пазов) вала и втулки относительно оси центрирующей поверхности. Отклонение от параллельности задается на длине 100 мм значением 0,03 мм при допусках на ширину шлицев от IT6 до IT8 и 0,05 мм при допусках IT9 и IT10. . 2.8.1 Контроль прямобочного шлицевого отверстия
Для контроля прямобочного шлицевого отверстия (втулки) используются: 1. Комплексный калибр-пробка проходной (рис. 7, а). Этот калибр имеет контур, обратный контуру шлицевого прямобочного отверстия, его изготовляют с наименьшими предельными размерами параметров D, d и b. В шлицевом отверстии этот калибр контролирует одновременно наименьшие размеры этих параметров и их соосность, а также симметричность пазов,их шаг по окружности и параллельность боковых поверхностей пазов отверстия их осям симметрии. 2. Поэлементный калибр-пробка неполный непроходной для контроля ширины паза b (рис. 7, б). 3. Поэлементный калибр-пробка неполный непроходной (рис. 7, в) для контроля параметра D. 4. Поэлементный калибр-пробка полный непроходной для контроля параметра d (рис. 4, г). Рисунок 7. Калибры-пробки для контроля шлицевого прямобочного отверстия: а – комплексный проходной; б – неполный непроходной для контроля ширины пазов b; в – неполный непроходной для контроля параметра D; г – полный гладкий непроходной для контроля параметра d
Шлицевое прямобочное отверстие (втулку) признают годным, если комплексный калибр-пробка входит в него, а ни одна из поэлементных пробок не проходит в размеры D, b и d. Это означает, что каждый параметр не выходит за свои верхние предельные размеры
2.8.2 Контроль шлицевого прямобочного вала
Для контроля шлицевого прямобочного вала используются: 1. Комплексный калибр-кольцо проходной (рис. 8 а). Этот калибр имеет контур, обратный контуру шлицевого прямобочного вала; он изготовлен с наибольшими предельными размерами параметров D, d, b; на шлицевом прямобочном валу этот калибр контролирует одновременно наибольшие предельные размеры этих параметров и соосность их окружностей, а также симметричность шлицев, их шаг по окружности и параллельность боковых поверхностей шлицев их осям симметрии. На вал этот калибр-кольцо должен проходить по всей длине шлицевой поверхности. 2. Поэлементный калибр-скоба (рис. 8 б) непроходной для контроля D шлицевого вала. 3. Поэлементный калибр-скоба непроходной для контроля d шлицевого вала (рис. 8 в). 4. Поэлементный калибр-скоба непроходной для контроля толщины b шлицевого вала (рис. 8 г). Рисунок 8. Калибры для контроля шлицевого прямобочного вала: а – комплексный калибр-кольцо проходкой; б – калибр-скоба непроходной для контроля параметра D; в – калибр-скоба непроходной для контроля параметра d; г – калибр-скоба непроходной для контроля толщины шлица b
Шлицевой вал с прямобочным профилем признается годным, если комплексный калибр-кольцо проходит по всей длине его поверхности, а поэлементные калибры-скобы не проходят на размеры D, d и b.
На рисунке 9 представлен полный комплект калибров для контроля прямобочного шлицевого соединения.
Рисунок 9. Полный комплект калибров для контроля прямобочного шлицевого вала и отверстия. В приложении на рисунках 19,20 и 21 приведены варианты графического оформления данного раздела курсовой работы "Шлицевые соединения", выполненный на формате А3.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.186 (0.008 с.) |