![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расчет шариковинтовой передачиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные геометрические параметры шариковинтовой передачи (см. рис. 21.2, а и б): d0 — номинальный диаметр резьбы; р — шаг резьбы; dw— диаметр шарика; а — угол контакта (а = 45°); i3 — число заходов резьбы (обычно 4=1); d3 — внутренний диаметр резьбы винта по дну впадины: d— наружный диаметр резьбы винта: Чтобы в процессе работы не произошло раскрытия стыка между одной из гаек и корпусом, создают силу FH(H) предварительного натяга где Са — динамическая осевая грузоподъемность шариковинтовой передачи, Н (см. табл. 20.1): Fa — внешняя осевая сила, Н. При приложении к винту внешней осевой силы Fa происходит перераспределение сил, действующих на гайки. Так, например, если на передачу, собранную с силой предварительного натяга FH (см. рис. 21.2, а) со стороны левой гайки будет действовать внешняя осевая сила Fa, то осевые силы /J, и Fn, действующие в зонах контакта с винтом соответственно левой и правой гаек, находят по формулам: За расчетное значение осевой силы FE в передаче принимают большее из двух значений: FE=Fn или FE=Fn. В передачах без предварительного натяга FE= Fa.
Расчет передачи на прочность. Основными критериями работоспособности для хорошо смазываемых и защищенных от загрязнений передач являются сопротивление контактной усталости рабочих поверхностей и отсутствие пластических деформаций. Подобно подшипникам качения (см. гл. 29) шариковинтовые передачи не конструируют, а подбирают по каталогу (см. табл. 21.1). Расчет ведут по динамической осевой грузоподъемности для предупреждения усталостного разрушения (выкрашивания рабочих поверхностей) и по статической осевой грузоподъемности для предупреждения пластических деформаций. В табл. 21.1 (см. рис. 21.2) приведены значения базовых динамической Са и статической С0„ осевых грузоподъемностей шариковинтовых передач с трехвитковыми гайками. Таблица 21.1. Шариковинтовые передачи (выборка)
Для передач, имеющих гайки с количеством витков 1; 2; 4; 5 или 6, табличные значения Са должны быть уменьшены соответственно в 2,57; 1,42; 0,78; 0,64 или 0,55 раза, а значения С0а должны быть тоже уменьшены соответственно в 3; 1,5; 0,75; 0,6 или 0,5 раза.
Базовая динамическая осевая грузоподъемность С0 представляет собой осевую силу в Н, которую шариковинтовая передача может воспринимать при базовой долговечности, составляющей 10б оборотов винта. Базовая статическая осевая грузоподъемность С0а представляет собой статическую осевую силу в Н, которая вызывает общую остаточную пластическую деформацию шарика, канавок винта и гайки, равную 0,0001 диаметра шарика. Базовая динамическая осевая грузоподъемность соответствуют 90 %-ной надежности и распространяется на передачи, изготовленные для обычных условий эксплуатации. При отличии свойств материала от обычных, а также в зависимости от класса точности и при повышенных требованиях к надежности передачи определяют значение скорректированной динамической осевой грузоподъемности СаК по формуле где Км — коэффициент, учитывающий качество материала (обычная плавка Км=1, плавка с вакуумной дегазацией Км=1,25, вакуумный переплав Км= 1,7); КР — коэффициент надежности передачи (при 90 %-ной надежности КР=1, при 95%-ной КР = 0,85, при 97%-ной КР =0,75); Кa — коэффициент, учитывающий точность передачи (Кa = 0,8...1,0— большие значения соответствуют передачам высокой точности); Са — базовая динамическая осевая грузоподъемность шариковинтовой передачи в Н (см. табл. 21.1). Показателем долговечности шариковинтовых передач служит ресурс, т. е. наработка до предельного состояния (усталостного выкрашивания поверхностей качения), выраженная в миллионах оборотов винта L или в часах Lh:
(21.6) (21.7)
где СаК — скорректированная динамическая грузоподъемность, Н; FE -четная осевая сила, Н; л —частота вращения винта, мин'. Условием пригодности шариковинтовой передачи является (21.8) где Lh — расчетный ресурс, ч; Lh’ — заданный ресурс, ч. Статическая контактная прочность обеспечивается при выполнении условия (21.9) где FE — расчетная осевая сила, Н [см. формулу (21.4)]; K0a — коэффициент, учитывающий точность передачи (К0а = 0,7..1,0 — большие значения соответствуют передачам высокой точности); С0о — базовая статическая осевая грузоподъемность, Н. Расчет передачи на устойчивость выполняют так же, как для передач винт —гайка скольжения [см. формулы (20.6...20.9)].
КПД. Как и в передаче винт — гайка скольжения (см. § 20.2), в шариковинтовой передаче потери возникают в опорах и в резьбе:
Опорами винтов являются подшипники качения, поэтому η|оп = 0,98. Главную часть составляют потери в резьбе. При ведущем винте (вращательное движение винта преобразуется в поступательное перемещение гайки) КПД винтовой пары
21.10) 21.11) 21.12) где ψ — угол подъема резьбы; р — приведенный угол трения в резьбе; р — шаг резьбы; i3 — число заходов резьбы; d0 — номинальный диаметр резьбы; dw —-диаметр шарика; fk — коэффициент трения качения (обычно fk = 0,01 мм); Кη — коэффициент, зависящий от относительной величины силы предварительного натяга Ен: при малой величине силы предварительного натяга (FH < FE/3) Кη,= I; при большой — (FH > FE/2) K=KF/KR, (21.13) где KF=FE/FH; Высокий КПД шариковинтовой передачи обусловлен небольшими моментами сопротивления в резьбе. Момент завинчивания Τзав, Н ■ м;
Рекомендации по конструированию. 1. Вкладыши с перепускным каналом для возврата шариков выполняют из закаленной стали, точно пригоняют к окнам гайки и запаивают. От точности совмещения канала возврата с резьбой гайки существенно зависит долговечность передачи. 2. Полость гайки при сборке заполняют пластичным смазочным материалом (марок ЦИАТИМ-201, 203). Гайку снабжают уплотнитель-пыми устройствами и устройствами для очистки резьбы винта от загрязнений (преимущественно цилиндрическими гармониками и пластмассовыми уплотняющими гайками). 3. Многозаходные винты позволяют получить высокую скорость осевых перемещений исполнительных механизмов [см. формулу (20.1)]. Рекомендации по проектировочному расчету. Цель расчета — определить основные геометрические размеры шариковинтовой передачи, обеспечивающие ее работоспособность при заданных условиях нагружения, и подобрать стандартную передачу. Вначале находят ориентировочное значение требуемой базовой динамической осевой грузоподъемности С'а (Н): C'a=1,25Fа / (KMKPKa), (21.15) где Fa — внешняя осевая сила, Н; Км, КР, Ка — см. формулу (21.5). По табл. 21.1 выбирают шариковинтовую передачу с ближайшим большим значением базовой динамической осевой грузоподъемности Са. Вычисляют ресурс [см. формулы (21.6), (21.7)] принятой передачи: выполняют проверку на статическую контактную прочность [формула (21.9)] и на устойчивость [формулы (20.6...20.9)]. При положительных результатах расчетов предварительные размеры и характеристики принимают в качестве окончательных. В противном случае изменяют размеры передачи до выполнения всех критериев работоспособности: сопротивления контактной усталости, статической контактной прочности, устойчивости винта. Расчет шариковинтовой передачи рекомендуется вести в последовательности, изложенной в решении примера 21.1. Контрольные вопросы 1. Как устроена шариковинтовая передача? Почему шарики не выкатываются из 2. С какой целью и как в шириковинтовой передаче создают предварительный натяг? 3. Из каких материалов изготовляют винты и гайки? 4. Как определить момент, необходимый для вращения винта? 5. Каковы основные критерии работоспособности шариковиптовой передачи? 6. Как определить ресурс передачи?
Глава 22 Основные понятия о ременных передачах Общие сведения Ременная передача — передача трением с гибкой связью. Состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня, надетого на шкивы с предварительным натяжением (рис. 22.1). Нагрузка передается благодаря силам трения, возникающим между шкивами и ремнем. В зависимости от формы поперечного сечения ремня передачи бывают: плоским ремнем (рис. 22.1, а), клиновым ремнем (рис. 22.1, б), круглым ремнем (рис. 22.1, в), поликлиновым ремнем (рис. 22.1, г). Наибольшее применение в машиностроении имеют клиновые и поликлиновые ремни.
Рис. 22.1. Схема ременной передачи Передачу круглым ремнем применяют в приводах малой мощности (настольные станки, приборы, бытовые машины и др.). Разновидностью ременной передачи является передача зубчатым ремнем (см. гл. 25), передающая нагрузку путем зацепления ремня со шкивами. Достоинства ременных передач. 1. Простота конструкции, эксплуатации и малая стоимость. 2. Возможность передачи движения на значительные расстояния (до 15 м). 3. Возможность работы с высокими частотами вращения. 4. Плавность и бесшумность работы вследствие эластичности ремня. 5. Смягчение вибраций и толчков вследствие упругости ремня. 6. Предохранение механизмов от перегрузок за счет возможности проскальзывания ремня (к передачам зубчатым ремнем это свойство не относится). Недостатки. 1. Большие радиальные размеры, в особенности при передаче значительных мощностей. 2. Малая долговечность ремня в быстроходных передачах. 3. Большие нагрузки на валы и подшипники от натяжения ремня, необходимость устройств для натяжения ремня. 4. Непостоянное передаточное число вследствие неизбежного упругого скольжения ремня. 5. Чувствительность нагрузочной способности к наличию паров влаги и нефтепродуктов. Применение. Ременные передачи применяют в большинстве случаев для передачи движения от электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания, когда по конструктивным соображениям межосевое расстояние должно быть достаточно большим, а передаточное число и может быть не строго постоянным (приводы станков, конвейеров, дорожных, строительных, сельскохозяйственных машин и др.). Передачи зубчатым ремнем можно применять и в приводах, требующих постоянного значения и. Мощность, передаваемая ременной передачей, обычно до 50 кВт, хотя может достигать 2000 кВт и больше. Скорость ремня v=5...50 м/с, а в высокоскоростных передачах до 100 м/с и выше. После зубчатой передачи ременная — наиболее распространенная из всех механических передач.
В сочетании с другими типами передач ременную передачу применяют на быстроходных ступенях привода (см. рис. 9.2). 258
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.007 с.) |