Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расчет шариковинтовой передачиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные геометрические параметры шариковинтовой передачи (см. рис. 21.2, а и б): d0 — номинальный диаметр резьбы; р — шаг резьбы; dw— диаметр шарика; а — угол контакта (а = 45°); i3 — число заходов резьбы (обычно 4=1); d3 — внутренний диаметр резьбы винта по дну впадины: d— наружный диаметр резьбы винта: Чтобы в процессе работы не произошло раскрытия стыка между одной из гаек и корпусом, создают силу FH(H) предварительного натяга
где Са — динамическая осевая грузоподъемность шариковинтовой передачи, Н (см. табл. 20.1): Fa — внешняя осевая сила, Н. При приложении к винту внешней осевой силы Fa происходит перераспределение сил, действующих на гайки. Так, например, если на передачу, собранную с силой предварительного натяга FH (см. рис. 21.2, а) со стороны левой гайки будет действовать внешняя осевая сила Fa, то осевые силы /J, и Fn, действующие в зонах контакта с винтом соответственно левой и правой гаек, находят по формулам:
За расчетное значение осевой силы FE в передаче принимают большее из двух значений: FE=Fn или FE=Fn. В передачах без предварительного натяга FE= Fa.
Расчет передачи на прочность. Основными критериями работоспособности для хорошо смазываемых и защищенных от загрязнений передач являются сопротивление контактной усталости рабочих поверхностей и отсутствие пластических деформаций. Подобно подшипникам качения (см. гл. 29) шариковинтовые передачи не конструируют, а подбирают по каталогу (см. табл. 21.1). Расчет ведут по динамической осевой грузоподъемности для предупреждения усталостного разрушения (выкрашивания рабочих поверхностей) и по статической осевой грузоподъемности для предупреждения пластических деформаций. В табл. 21.1 (см. рис. 21.2) приведены значения базовых динамической Са и статической С0„ осевых грузоподъемностей шариковинтовых передач с трехвитковыми гайками. Таблица 21.1. Шариковинтовые передачи (выборка)
Для передач, имеющих гайки с количеством витков 1; 2; 4; 5 или 6, табличные значения Са должны быть уменьшены соответственно в 2,57; 1,42; 0,78; 0,64 или 0,55 раза, а значения С0а должны быть тоже уменьшены соответственно в 3; 1,5; 0,75; 0,6 или 0,5 раза. Базовая динамическая осевая грузоподъемность С0 представляет собой осевую силу в Н, которую шариковинтовая передача может воспринимать при базовой долговечности, составляющей 10б оборотов винта. Базовая статическая осевая грузоподъемность С0а представляет собой статическую осевую силу в Н, которая вызывает общую остаточную пластическую деформацию шарика, канавок винта и гайки, равную 0,0001 диаметра шарика. Базовая динамическая осевая грузоподъемность соответствуют 90 %-ной надежности и распространяется на передачи, изготовленные для обычных условий эксплуатации. При отличии свойств материала от обычных, а также в зависимости от класса точности и при повышенных требованиях к надежности передачи определяют значение скорректированной динамической осевой грузоподъемности СаК по формуле
где Км — коэффициент, учитывающий качество материала (обычная плавка Км=1, плавка с вакуумной дегазацией Км=1,25, вакуумный переплав Км= 1,7); КР — коэффициент надежности передачи (при 90 %-ной надежности КР=1, при 95%-ной КР = 0,85, при 97%-ной КР =0,75); Кa — коэффициент, учитывающий точность передачи (Кa = 0,8...1,0— большие значения соответствуют передачам высокой точности); Са — базовая динамическая осевая грузоподъемность шариковинтовой передачи в Н (см. табл. 21.1). Показателем долговечности шариковинтовых передач служит ресурс, т. е. наработка до предельного состояния (усталостного выкрашивания поверхностей качения), выраженная в миллионах оборотов винта L или в часах Lh: (21.6) (21.7)
где СаК — скорректированная динамическая грузоподъемность, Н; FE -четная осевая сила, Н; л —частота вращения винта, мин'. Условием пригодности шариковинтовой передачи является (21.8) где Lh — расчетный ресурс, ч; Lh’ — заданный ресурс, ч. Статическая контактная прочность обеспечивается при выполнении условия (21.9) где FE — расчетная осевая сила, Н [см. формулу (21.4)]; K0a — коэффициент, учитывающий точность передачи (К0а = 0,7..1,0 — большие значения соответствуют передачам высокой точности); С0о — базовая статическая осевая грузоподъемность, Н. Расчет передачи на устойчивость выполняют так же, как для передач винт —гайка скольжения [см. формулы (20.6...20.9)]. КПД. Как и в передаче винт — гайка скольжения (см. § 20.2), в шариковинтовой передаче потери возникают в опорах и в резьбе:
Опорами винтов являются подшипники качения, поэтому η|оп = 0,98. Главную часть составляют потери в резьбе. При ведущем винте (вращательное движение винта преобразуется в поступательное перемещение гайки) КПД винтовой пары 21.10) 21.11) 21.12) где ψ — угол подъема резьбы; р — приведенный угол трения в резьбе; р — шаг резьбы; i3 — число заходов резьбы; d0 — номинальный диаметр резьбы; dw —-диаметр шарика; fk — коэффициент трения качения (обычно fk = 0,01 мм); Кη — коэффициент, зависящий от относительной величины силы предварительного натяга Ен: при малой величине силы предварительного натяга (FH < FE/3) Кη,= I; при большой — (FH > FE/2) K=KF/KR, (21.13) где KF=FE/FH; Высокий КПД шариковинтовой передачи обусловлен небольшими моментами сопротивления в резьбе. Момент завинчивания Τзав, Н ■ м;
Рекомендации по конструированию. 1. Вкладыши с перепускным каналом для возврата шариков выполняют из закаленной стали, точно пригоняют к окнам гайки и запаивают. От точности совмещения канала возврата с резьбой гайки существенно зависит долговечность передачи. 2. Полость гайки при сборке заполняют пластичным смазочным материалом (марок ЦИАТИМ-201, 203). Гайку снабжают уплотнитель-пыми устройствами и устройствами для очистки резьбы винта от загрязнений (преимущественно цилиндрическими гармониками и пластмассовыми уплотняющими гайками). 3. Многозаходные винты позволяют получить высокую скорость осевых перемещений исполнительных механизмов [см. формулу (20.1)]. Рекомендации по проектировочному расчету. Цель расчета — определить основные геометрические размеры шариковинтовой передачи, обеспечивающие ее работоспособность при заданных условиях нагружения, и подобрать стандартную передачу. Вначале находят ориентировочное значение требуемой базовой динамической осевой грузоподъемности С'а (Н): C'a=1,25Fа / (KMKPKa), (21.15) где Fa — внешняя осевая сила, Н; Км, КР, Ка — см. формулу (21.5). По табл. 21.1 выбирают шариковинтовую передачу с ближайшим большим значением базовой динамической осевой грузоподъемности Са. Вычисляют ресурс [см. формулы (21.6), (21.7)] принятой передачи: выполняют проверку на статическую контактную прочность [формула (21.9)] и на устойчивость [формулы (20.6...20.9)]. При положительных результатах расчетов предварительные размеры и характеристики принимают в качестве окончательных. В противном случае изменяют размеры передачи до выполнения всех критериев работоспособности: сопротивления контактной усталости, статической контактной прочности, устойчивости винта. Расчет шариковинтовой передачи рекомендуется вести в последовательности, изложенной в решении примера 21.1. Контрольные вопросы 1. Как устроена шариковинтовая передача? Почему шарики не выкатываются из 2. С какой целью и как в шириковинтовой передаче создают предварительный натяг? 3. Из каких материалов изготовляют винты и гайки? 4. Как определить момент, необходимый для вращения винта? 5. Каковы основные критерии работоспособности шариковиптовой передачи? 6. Как определить ресурс передачи? Глава 22 Основные понятия о ременных передачах Общие сведения Ременная передача — передача трением с гибкой связью. Состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня, надетого на шкивы с предварительным натяжением (рис. 22.1). Нагрузка передается благодаря силам трения, возникающим между шкивами и ремнем. В зависимости от формы поперечного сечения ремня передачи бывают: плоским ремнем (рис. 22.1, а), клиновым ремнем (рис. 22.1, б), круглым ремнем (рис. 22.1, в), поликлиновым ремнем (рис. 22.1, г). Наибольшее применение в машиностроении имеют клиновые и поликлиновые ремни.
Рис. 22.1. Схема ременной передачи Передачу круглым ремнем применяют в приводах малой мощности (настольные станки, приборы, бытовые машины и др.). Разновидностью ременной передачи является передача зубчатым ремнем (см. гл. 25), передающая нагрузку путем зацепления ремня со шкивами. Достоинства ременных передач. 1. Простота конструкции, эксплуатации и малая стоимость. 2. Возможность передачи движения на значительные расстояния (до 15 м). 3. Возможность работы с высокими частотами вращения. 4. Плавность и бесшумность работы вследствие эластичности ремня. 5. Смягчение вибраций и толчков вследствие упругости ремня. 6. Предохранение механизмов от перегрузок за счет возможности проскальзывания ремня (к передачам зубчатым ремнем это свойство не относится). Недостатки. 1. Большие радиальные размеры, в особенности при передаче значительных мощностей. 2. Малая долговечность ремня в быстроходных передачах. 3. Большие нагрузки на валы и подшипники от натяжения ремня, необходимость устройств для натяжения ремня. 4. Непостоянное передаточное число вследствие неизбежного упругого скольжения ремня. 5. Чувствительность нагрузочной способности к наличию паров влаги и нефтепродуктов. Применение. Ременные передачи применяют в большинстве случаев для передачи движения от электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания, когда по конструктивным соображениям межосевое расстояние должно быть достаточно большим, а передаточное число и может быть не строго постоянным (приводы станков, конвейеров, дорожных, строительных, сельскохозяйственных машин и др.). Передачи зубчатым ремнем можно применять и в приводах, требующих постоянного значения и. Мощность, передаваемая ременной передачей, обычно до 50 кВт, хотя может достигать 2000 кВт и больше. Скорость ремня v=5...50 м/с, а в высокоскоростных передачах до 100 м/с и выше. После зубчатой передачи ременная — наиболее распространенная из всех механических передач. В сочетании с другими типами передач ременную передачу применяют на быстроходных ступенях привода (см. рис. 9.2). 258
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.174 (0.011 с.) |