Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Скорость скольжения в передаче. Передаточное числоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При работе червячной передачи витки червяка скользят по зубьям червячного колеса. Скорость скольжения vs (рис. 18.9) направлена по касательной к винтовой линии делительного цилиндра червяка. Ее определяют из параллелограмма скоростей (на рис. 18.9 v, и v2 — окружные скорости червяка и колеса, м/с): Как видно из формулы (18.16), всегда vs>v,. Большое скольжение в червячной передаче вызывает значительные потери в зацеплении, нагрев Рис. 18.9. Схема для определения скорости скольжения в червячной передаче передачи, изнашивание зубьев червячного колеса, увеличивает склонность к заеданию (см. § 12.2). Повышенный износ и заедание в червячных передачах связаны с неблагоприятным направлением вектора скорости скольжения vs относительно линий контакта зубьев колеса с витками червяка (см. рис. 18.11). Наиболее благоприятным условием для образования жидкостного трения для поверхностей с линейным начальным касанием является t перпендикулярное направление вектора скорости к линии контакта ' (см. рис. 2.7, а и 28.6, б). В этом случае масло, затягиваемое в клиновидный зазор между трущимися поверхностями, разделяет их и воспринимает частично или полностью действующую нагрузку. Создается непрерывный масляный слой. Если у поверхности с линейным касанием скольжение происходит вдоль линии контакта, масляный слой в зоне контакта образоваться не может; здесь имеет место сухое и полусухое трение — появляются условия возникновения заедания. В червячных передачах вид контактных линий зависит от формы рабочей поверхности витка червяка. На рис. 18.11 показана схема последовательного расположения (1...5) контактной линии зацепления зуба колеса с витком архимедова червяка. Как видно, направление контактной линии в положении 2 совпадает с направлением вектора скорости vs скольжения, следовательно, в этой зоне контакта будет сухое трение. В зоне А (в средней части зуба колеса), в которой направление вектора v,. почти совпадает с направлением контактных линий, затруднены условия смазки. Именно в этой зоне начинается повышенный износ и заедание, которые распространяются затем на всю рабочую поверхность зуба колеса; КПД передачи понижается, ограничивается ее нагрузочная способность. Наиболее благоприятной зоной контакта является часть зуба колеса со стороны выхода червяка из зацепления. Здесь вектор скорости vs почти перпендикулярен линии 5 контакта, и, следовательно, создаются благоприятные условия для образования масляного слоя. В червячной передаче с нелинейчатым червяком контактные линии расположены так, что при любом положении в процессе зацепления они остаются почти перпендикулярными вектору скорости vs скольжения. Это обеспечивает повышенную несущую способность такой передачи. Точность червячных передач. Для червячных передач установлено 12 степеней точности, для каждой из которых предусмотрены нормы кинематической точности, нормы плавности, нормы контакта зубьев и витков. В силовых передачах наибольшее применение имеют 7-я (при VS<10 м/с), 8-я (VS.<5 м/с) и 9-я (vs<2 м/с) степени точности. Передаточное число и червячной передачи определяют по условию, что за каждый оборот червяка колесо поворачивается на угол, охватывающий число зубьев колеса, равное числу витков червяка: u = n1/n2 = z2/zl, (18.17) где и,, «2 — частоты вращения червяка и колеса; zt и z2 — число витков червяка и число зубьев колеса. Число витков z1 червяка рекомендуют назначать в зависимости от передаточного числа и: Во избежание подреза основания ножки зуба колеса в процессе нарезания зубьев принимают z2>2b. Оптимальным является z2 = 32...63. Для червячных передач стандартных редукторов передаточные числа выбирают из ряда: 8; 10; 12,5; 16; 20; 25; 31,5; 40; 50; 63; 80; 100. Силы в зацеплении В приработанной червячной передаче, как и в зубчатых передачах, силу со стороны червяка воспринимает не один, а несколько зубьев колеса. Для упрощения расчета силу взаимодействия червяка и колеса Fn (рис. 18.10, а) принимают сосредоточенной и приложенной в полюсе зацепления П по нормали к рабочей поверхности витка. По правилу параллелепипеда Fn раскладывают по трем взаимно перпендикулярным направлениям на составляющие Ft1, Frl, Fa1. Окружная сила Fn на червячном колесе численно равна осевой силе FaX на червяке: Fl2 = Fat = 2-103 T2/d2, (18.18) где Т2 — вращающий момент на червячном колесе, Н • м; d2 — в мм. Рис. 18.10. Схема сил, действующих в червячном зацеплении Окружная сила Fn на червяке численно равна осевой силе Fa2 на червячном колесе: ' (18.19) Ft1 = Fa2 = 2* 103 T t /dwt = 2 • 103 T2 / (uη dwl ), где Τ1 — вращающий момент на червяке, Н-м; η — КПД; dwi — B мм. Радиальная сила Fr1 на червяке численно равна радиальной силе Fr2 на колесе (рис. 18.10, в):
Направления осевых сил червяка и червячного колеса зависят от направления вращения червяка и направления линии витка. Направление силы Fl2 всегда совпадает с направлением вращения колеса, а сила Fn направлена в сторону, противоположную вращению червяка (рис. 18.10,6). Материалы червячной пары Червяк и колесо должны обладать достаточной прочностью и ввиду значительных скоростей скольжения в зацеплении образовывать антифрикционную пару с высокими износостойкостью и сопротивляемостью заеданию. Червяки изготовляют из среднеуглеродистых сталей марок 45, 50 или легированных сталей марок 40Х, 40ХН с поверхностной или объемной закалкой до твердости Н = 45...53 HRC. При этом необходима шлифовка и полировка рабочих поверхностей витков. Хорошую работу передачи обеспечивают червяки из цементуемых сталей марок 18ХГТ, 20Х с твердостью после закалки Н = 56...63 HRC (см. табл. 12.1). Зубчатые венцы червячных колес изготовляют преимущественно из бронзы, причем выбор марки материала зависит от скорости скольжения Vj. Материалы зубчатых венцов червячных колес по мере убывания антизадирных и антифрикционных свойств и рекомендуемым для применения скоростям скольжения можно условно свести к трем группам. Группа I. Оловянные бронзы (марок БрО10Ф1, БрО10Н1Ф1 и др.) применяют при высоких скоростях скольжения (vs = 5...25 м/с). Обладают хорошими антизадирными свойствами, но имеют невысокую прочность, сравнительно дороги и дефицитны. Группа II. Безоловянные бронзы и латуни применяют при средних скоростях скольжения (vs до 3...5 м/с). Чаще других применяют алюминиевую бронзу марки БрА9ЖЗЛ. Эта бронза имеет высокую механическую прочность, но обладает пониженными антизадирными свойствами, поэтому ее применяют в паре с закаленными (Н > 45 HRC) шлифованными и полированными червяками. Группа III. Серые чугуны марок СЧ15, СЧ20 применяют при малых скоростях скольжения (vs <2...3 м/с). При выборе материала колеса предварительно определяют ожидаемую скорость vs скольжения, м/с: где n1 — частота вращения червяка, мин '; T2 —вращающий момент на колесе, Н • м. Для наиболее распространенных материалов венцов червячных колес механические характеристики приведены в табл. 18.2. Таблица 18.2. Механические характеристики материалов венцов червячных колес
Примечание, σΤ —предел текучести; σΒ — временное сопротивление при растяжении; σви — предел прочности при изгибе. Практика показала, что большее сопротивление изнашиванию оказывают зубья венцов, отлитых центробежным способом.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.132 (0.007 с.) |