Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расчет передачи винт — гайка скольженияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разновидности винтов передачи. В зависимости от назначения передачи винты бывают: 1) грузовые, применяемые для создания больших осевых сил. При знакопеременной нагрузке имеют трапецеидальную резьбу, при большой односторонней нагрузке — упорную. Гайки грузовых винтов цельные (рис. 20.1, а). В домкратах (рис. 20.2) для большего выигрыша в силе и обеспечения самоторможения применяют однозаходную резьбу с малым углом подъема (см. § 6.8);
Рис. 20.1. Гайки передачи винт —гайка скольжения: /—набор металлических прокладок; 2 — устройство для выбора осевого зазора в передаче
2) ходовые, применяемые для перемещений в механизмах подачи. Для снижения потерь на трение применяют преимущественно трапецеидальную мно-гозаходную резьбу. Для устранения «мертвого» хода вследствие износа резьбы гайки ходовых винтов выполняют разъемными (см. рис. 20.1,6); 3) установочные, применяемые для точных перемещений и регулировок. Имеют метрическую резьбу. Для обеспечения безлюфтовой передачи гайки делают сдвоенными (см. рис. 20.1, в). Материалы винта и гайки должны представлять собой антифрикционную пару, т. е. быть износостойкими и иметь малый коэффициент трения. Выбор марки материала зависит от назначения передачи, условий работы и способа обработки резьбы. Для винтов применяют стали марок 45, 50, 40ХГ, У10 и др. В ответственных передачах для повышения износостойкости применяют закалку винтов до твердости >45 HRC с последующей шлифовкой резьбы. Гайки ответственных передач изготовляют из оловянных бронз марок БрО10Ф1, БрОбЦбСЗ и др., а в тихоходных передачах — из антифрикционных чугунов марок АВЧ-1, АКЧ-1 или серого чугуна марки СЧ20. Расчет передачи. Силовые зависимости в передаче винт — гайка скольжения такие же, как в крепежной резьбе (см. § 6.6). Основной причиной отказа винтов и гаек является изнашивание их резьбы. Поэтому при определении размеров передачи исходят из расчета на износостойкость резьбы по допускаемому давлению [q]mil с последующей проверкой винта на прочность. Потеря устойчивости длинных сжатых винтов может быть также причиной выхода из строя передачи. Расчет передачи на износостойкость (основной критерий работоспособности) ведут из условия невыдавливания смазочного материала,
предполагая, что вследствие приработки нагрузка по виткам резьбы распределяется равномерно: (20.2) где Fa — внешняя осевая сила; А — площадь рабочей поверхности витка; d2 — средний диаметр резьбы; Н1 — рабочая высота профиля резьбы (см. рис. 6.6; 6.9; 6.10); ZB — число витков в гайке высотой Н: zB - Н/р (здесь р — шаг резьбы); Подставив в формулу (20.2) значение zB и выразив Н=ψΗ d2 и Η1 = ψh p, получим формулу для проектировочного расчета передачи винт — гайка скольжения: (20.3) где уя= H/d2 — коэффициент высоты гайки: для цельных гаек ψΗ = 1,2...2,5; для разъемных и сдвоенных гаек ψΗ =2,5...3,5; ψh = HJp — коэффициент рабочей высоты профиля резьбы: для трапецеидальной резьбы ψh = 0,5 (см. рис. 6.9); для упорной ψh = 0,75 (см. рис. 6.10); для метрической ψh = 0,541 (см. рис. 6.6). Наружный диаметр гайки D и диаметр борта D6 (см. рис. 20.1, о) принимают конструктивно: D=l,5d; D5=l,25D, где d— наружный диаметр резьбы. Проверку прочности тела гайки проводят по напряжениям растяжения с учетом кручения:
Высоту а борта гайки принимают а = 0,25Я. Длину винта назначают конструктивно в зависимости от заданной величины перемещения (, (см. рис. 20.2). Для домкратов обычно l 0 = (8...12)d Стержень винта работает на сжатие и имеет большую свободную длину. Поэтому винт проверяют на прочность и отсутствие продольного изгиба по объединенному условию прочности и устойчивости: (20.6) где Fa — внешняя осевая сила; [σ] — допускаемое напряжение сжатия, Н/мм2 (см. ниже); d3 — внутренний диаметр резьбы по впадине, мм. Коэффициент ф уменьшения допускаемого напряжения для сжатых стержней выбирают по табл. 20.1 в зависимости от гибкости винта:
где l — длина винта (за расчетную принимают длину l винта при крайнем положении гайки; при этом l равно расстоянию между опорой и серединой гайки); Таблица 20.1. Коэффициент φ уменьшения допускаемого напряжения [σ] для сжатых винтов (выборка)
Для винтов, одной из опор которых служит гайка, учитывая наличие зазоров в сопряжении винт-гайка, закрепление в этой опоре считают шарнирным.
Сжатые винты большой длины проверяют на статическую устойчивость по условию Эйлера: (20.8а) где FKP — критическая осевая сила, Н; Famm — наибольшая осевая сила, нагружающая винт на длине /, Н; Е— модуль упругости материала винта, Н/мм2 (для стали £=2,1 ■ 105 Н/мм2); s— коэффициент безопасности, s = 2...4; d3, μ, l [см. формулу (20.7)]. Сильно нагруженные винты (винтовые толкатели, прессы и др.) проверяют на прочность по эквивалентному напряжению аЕ (по гипотезе энергии формоизменения): (20.9) где σЕ— эквивалентное напряжение для опасной точки расчетного сечения винта; N и Мк — продольная сила и крутящий момент, действующие в проверяемом поперечном сечении (см. рис. 20.3); rf, — внутренний диаметр резьбы винта по дну впадины (см. табл. 6.2). Допускаемые напряжения для расчета деталей передачи винт — гайка скольжения принимают по следующим рекомендациям: 1) допускаемое давление в резьбе: незакаленная сталь по чугуну [q]изн = 2...5 Н/мм2; незакаленная сталь по бронзе [q]изн = 7...& Н/мм2; закаленная сталь по бронзе[q]изн = 11..13 Н/мм2; для винтов домкратов и струбцинок, т. е. сравнительно редко работающих механизмов, значения [q]изн повышают на 30...40%; 2) допускаемое напряжение [σ] на растяжение или сжатие стальных винтов вычисляют по формуле (6.13) при [s]T = 3; 3) допускаемые напряжения для материала гайки: на смятие бронзы и чугуна по чугуну или стали [σ]см = 42...55 Н/мм2; на растяжение для бронзы [σ]р = 34...44 Н/мм2, для чугуна [σ]р = 20...24 Н/мм2. КПД η. В передаче винт — гайка скольжения потери возникают в резьбе и в опорах. Потери в резьбе составляют главную часть. Они зависят от профиля резьбы, ее заходности, материала винтовой пары, точности изготовления, шероховатости контактирующих поверхностей и вида смазочного материала (см. § 6.8): (20.10) где ηоп — коэффициент, учитывающий потери в опорах. Этот коэффициент зависит от конструкции винтового механизма. Так, для ходовых винтов станков (опоры — подшипники качения) ηоп = 0>98. Рекомендации по конструированию передачи винт — гайка скольжения. 1. Винты не должны иметь высокие буртики и глубокие канавки, в противном случае в местах резкого изменения поперечного сечения винта будут возникать высокие местные напряжения. 2. Во избежание большой деформации гайки при запрессовке и уменьшения вследствие этого зазора в резьбе толщина тела гайки 5>4 мм (см. рис. 20.1, а). 3. Для повышения долговечности передачи винты защищают от загрязнений телескопическими трубами или цилиндрическими гармониками. Расчет передачи винт —гайка скольжения рекомендуется вести в последовательности, изложенной в решении примера 20.1. Контрольные вопросы 1. Как устроена передача винт — гайка и где ее применяют? 2. Какие резьбы применяют для грузовых винтов? 3. Почему в домкратах передачу выполняют самотормозящей? Какое при этом должно быть соотношение между углом подъема резьбы и приведенным углом трения? 4. Из каких материалов изготовляют винты и гайки? 5. Как устраняют осевой зазор в разъемной и сдвоенной гайке (см. рис. 20.1, 6 и 20.1, в)? 6. Чем объяснить большой выигрыш в силе в передаче винт — гайка? 7. Как определить момент, необходимый для вращения винта или гайки? 8. Что является основной причиной выхода из строя передачи винт — гайка скольжения?
9. Как выполняют проверочный расчет винта на устойчивость? Глава 21 Передача винт — гайка качения (шариковинтовая передача) Общие сведения В передачах винт — гайка качения на винте и в гайке выполнены винтовые канавки (резьба) полукруглого профиля, служащие дорожками качения для шариков (рис. 21.1). Такие передачи называют шариковинтовыми.
Достоинства шариковинтовой передачи. 1. Малые потери на трение. КПД передачи достигает 0,9 и выше. 2. Высокая несущая способность при малых габаритах. 3. Возможность получения малых и точных перемещений. 4. Большой ресурс. Недостатки. 1. Требование высокой точности изготовления, сложность конструкции гайки. 2. Требование хорошей защиты передачи от загрязнений. Применение. Шариковинтовые передачи применяют в механизмах точных перемещений, в следящих системах и в ответственных силовых передачах (станкостроение, робототехника, авиационная и космическая техника, атомная энергетика и др.). При вращении винта шарики вовлекаются в движение по винтовым канавкам (рис. 21.1), поступательно перемещают гайку и через перепускной канал возвращаются обратно. Перепускной канал выполняют между соседними (см. рис. 21.1, о) или между первым и последним (рис. 21.1, б) витками гайки. Таким образом перемещение шариков происходит по замкнутой внутри гайки траектории. Наиболее распространена передача, в которой канал возврата соединяет два соседних витка. Число рабочих витков в гайке г^б (большее число z применяют в тяжелонагруженных передачах). В станкостроении применяют трехвитковые гайки (рис. 21.1, а). Перепускной канал выполняют в специальном вкладыше, который вставляют в овальное окно гайки. В трехвитковой гайке предусматривают три вкладыша, расположенные под углом 120° один к другому и смещенные по длине гайки на один шаг резьбы по отношению друг к другу. Таким образом шарики в гайке разделены на три (по числу рабочих витков) независимые группы. При работе передачи шарики, пройдя по винтовой канавке на винте путь, равный длине одного витка, выкатываются из резьбы в перепускной канал вкладыша и возвращаются обратно в исходное положение на тот же виток гайки. Полукруглый профиль резьбовой канавки винта и гайки выполняют радиусом на 3...5 % больше радиуса шариков (рис. 21.2, б), что создает четырехточечный контакт в винтовом канале передачи с углом а контакта шариков. Благодаря применению четырехточечного контакта зазоры в соединении винта с гайкой остаются постоянными независимо от направления действия осевой силы Fα и изменения ее величины.
Шариковинтовые передачи выполняют с одной или чаще с двумя гайками, установленными в одном корпусе 1 (рис. 21.2, а). В конструкциях
с двумя гайками наиболее просто исключить осевой зазор в сопряжении винт —гайка и тем самым повысить осевую жесткость передачи и точность перемещения. Устраняют осевой зазор и создают предварительный натяг путем относительного осевого (например, с помощью прокладок 2 на рис. 21.2, а) или углового смещения двух гаек. Шариковинтовые передачи стандартизованы. В соответствии с допускаемыми значениями кинематической погрешности установлено 10 классов точности. Для гаек применяют стали марок ХВГ, ШХ15, 18ХГТ. Винты изготовляют из сталей марок ХВГ, 8ХФ, 20ХЗМВФ. Рабочие поверхности закаливают до твердости Н>61 HRC. Шарики изготовляют из сталей марок ШХ15, ШХ20СГ. Комплектность деталей передачи, принятую при заводской сборке (винт, гайка, шарики), нарушать не рекомендуется.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.164 (0.013 с.) |