Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зубчатые передачи с зацеплением М. Л. НовиковаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эвольвентное зацепление, распространенное в современном машиностроении, является линейчатым, так как контакт зубьев происходит по линии (практически по узкой площадке), расположенной вдоль зуба (рис. 14.6) и имеет поэтому повышенную чувствительность к перекосам. Этот недостаток может быть уменьшен при точечном контакте. М. Л. Новиковым было предложено точечное зацепление, в котором профили зубьев колес в торцовом (поперечном) сечении очерчены по дугам окружности (рис. 14.7). Зуб шестерни выполняют выпуклым, а зуб колеса — вогнутым, что увеличивает их приведенный радиус кривизны, повышая тем самым контактную прочность передачи.
При Н < 350 НВ нагрузочная способность передачи Новикова по контактной прочности в 1,7 раза больше, чем у аналогичной по размерам и материалу эвольвентной косозубой передачи. В зацеплении Новикова контакт зубьев происходит в точке и зубья касаются только в момент прохождения профилей через эту точку (рис. 14.7), а непрерывность передачи движения обеспечивается винтовой формой зубьев. Поэтому зацепление Новикова может быть только косозубым с углом наклона зубьев $ = 15...20°. Точка контакта перемещается вдоль зубьев от одного края к другому. Положение точки контакта зубьев характеризуется ее смещением от полюса, а линия зацепления располагается параллельно оси колеса. В результате упругой деформации и приработки под нагрузкой точечный контакт переходит в контакт по малой площадке (рис. 14.7). При взаимном перекатывании зубьев контактная площадка перемещается вдоль зуба с большой скоростью, превышающей окружную скорость примерно в три раза, что создает благоприятные условия для образования устойчивого масляного слоя между зубьями. По этой причине потери на трение в передаче Новикова значительно меньше. Применяют передачи Новикова с одной линией зацепления — запо- люсные (реже — дополюсные) и с двумя линиями зацепления — дозапо- люсные. В передачах с одной линией зацепления профиль зуба одного колеса (как правило, шестерни) выпуклый (см. рис. 14.7), а другого — вогнутый. Если ведущим звеном является шестерня с выпуклым профилем зубьев, то точка контакта расположена за полюсом и передачу называют заполюсной. Если ведущим является колесо с вогнутым профилем, то передача — дополюсная. Дозаполюсную передачу (рис. 14.8) можно представить как сочетание дополюсной и заполюсной передач. Головки зубьев шестерни и колеса имеют выпуклый профиль, а ножки — вогнутый. Эта передача имеет большую контактную и изгибную прочность. Для нарезания выпуклых и вогнутых зубьев заполюсной или дополюсной передачи требуются два разных инструмента (два исходных контура). Зубья дозаполюсной передачи нарезают одним инструментом. Существенным недостатком зацепления Новикова является повышенная чувствительность к изменению межосевого расстояния и коле-^ баниям нагрузок. Точечный контакт в отличие от линейчатого приводит к снижению изломной прочности. Особенно опасно зацепление вблизи торцов, где выламываются края зубьев. С зацеплением Новикова изготовляют не только цилиндрические, но и конические передачи. Расчет передач с зацеплением Новикова ведут аналогично расчету передач с эвольвентным зацеплением, но с учетом их особенностей. Контрольные вопросы 1. Каковы преимущества косозубых цилиндрических передач по сравнению с прямозубыми? 2. Как влияет на работу косозубой передачи изменение угла наклона зубьев? Рекомендуемые значения этих углов. Почему ограничивают максимальное значение угла наклона зуба? 3. Какие модули зацепления различают для косозубых колес и какова зависимость между ними? Какой модуль стандартизован? 4. От каких факторов зависят направления окружной и осевой сил в косозубой передаче? 5. Изменение каких параметров зубчатых колес влияет на их контактную прочность? 6. В каких случаях применяют шевронные зубчатые колеса и какими достоинствами они обладают по сравнению с косозубыми? Каковы недостатки шевронных передач? 7. Какие рекомендуются углы наклона зубьев шевронных колес и почему допускается их большая величина, чем у косозубых? 8. Назовите достоинства и недостатки зубчатой передачи с зацеплением Новикова и сравните с зубчатой передачей с эвольвентным зацеплением. Глава 15 Конические зубчатые передачи Общие сведения Конические зубчатые колеса применяют в передачах, когда оси валов пересекаются под углом X (см. рис. 11.2). Наибольшее распространение имеют передачи с углом Х = 90°, которые и рассматриваются ниже. Конические колеса (см. рис. 11.2) бывают с прямыми (а), кру говыми (б) и редко с шевронными зубьями. Конические прямозубые передачи имеют начальный линейный, а передачи с круговыми зубьями — точечный контакт в зацеплении. Конические колеса с круговыми зубьями по сравнению с прямозубыми обладают большей несущей способностью, работают плавно и с меньшим шумом. Нарезание кругового зуба производят резцовыми
Рис. 15.1. Нарезание кругового зуба конического колеса резцовой головкой: /—заготовка; 2 — воображаемое колесо, зубьями которого являются резцы 3 головки головками по методу обкатки (рис. 15.1). Угол наклона зуба Д,, в середине ширины зубчатого венца выбирают, учитывая плавность зацепления. Рекомендуется принимать βт = 35°. Сопряженные колеса с круговым зубом имеют противоположное направление линий зубьев — правое и левое, если смотреть со стороны вершины конуса. Шестерни выполняют с правым зубом, колеса — с левым (см. рис. 11.2, б). В конических передачах шестерню располагают консольно (рис. 15.2), при этом вследствие меньшей жесткости консольного вала и деформаций опор увеличивается неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий в зацеплении. По этой причине конические колеса по сравнению с цилиндрическими работают с большим шумом. С целью снижения деформаций зубьев вал устанавливают на конических роликовых подшипниках, выдерживая соотношения l / lt =2,5 (см. рис. 15.2). Подшипники располагают в стакане для обеспечения возможности осевого перемещения узла конической шестерни при регулировании зацепления. Передаточное число. Согласно рис. 15.3 передаточное число и = n1 /n2 = de2/del = tg δ2 = 1/tg δ1 = z2/z1 (15.1) где del, de2 и δ1, δ2 — соответственно внешние делительные диаметры и углы делительных конусов шестерни и колеса. Рис. 15.2. Подшипниковый узел вала конической шестерни: /—круглая шлииевая гайка для регулирования зазоров в подшипниках; 2— стопорная шайба; 3 — стакан; 4— набор металлических прокладок для регулирования зацепления Рис. 15.3. Схема к геометрии зацепления конических колес: /, 2, 3 — образующие внутреннего, среднего и внешнего дополнительных конусов; 4 — эквивалентное цилиндрическое колесо Для конической прямозубой передачи рекомендуют u = 2...3; при колесах с круговыми зубьями и до 6,3. Геометрия зацепления колес Аналогами начальных и делительных цилиндров цилиндрических зубчатых передач в конических передачах являются начальные и делительные конусы. При вращении колес начальные конусы катятся друг по другу без скольжения (см. рис. 15.3). В конических передачах угловая модификация не применяется, поэтому начальные и делительные конусы всегда совпадают. Угол Σ между осями зубчатых колес равен сумме углов делительных конусов Σ = δ1 + δ2. Эвольвентные зубья конического колеса профилируют на развертке дополнительного конуса, образующая которого перпендикулярна образующей делительного конуса. Дополнительные конусы можно построить для внешнего, среднего и внутреннего сечений конического колеса. Ширина b венца зубчатого колеса ограничена двумя дополнительными конусами — внешним и внутренним. Зубья конических колес в зависимости от изменения размеров их нормальных сечений по длине выполняют трех осевых форм (рис. 15.4): Рис. 15.4. К геометрическому расчету параметров конического колеса осевая форма I — нормально понижающиеся зубья. Вершины конусов делительного и впадин совпадают. Применяют для прямых зубьев, а также для круговых при т>2 мм и осевая форма II — нормально сужающиеся зубья. Вершина конуса впадин располагается так, что ширина дна впадины колеса постоянна, а толщина зуба по делительному конусу растет с увеличением расстояния от вершины. По этой форме одним инструментом можно обработать сразу обе поверхности зубьев колеса, что повышает производительность при нарезании зубчатых колес. Является основной для колес с круговыми зубьями. Применяют в массовом производстве; осевая форма III — разновысокие зубья. Образующие конусов делительного, впадин и вершин параллельны. Высота зубьев постоянна по всей длине. Применяют для круговых зубьев при - . Ниже рассмотрены зубья осевой формы I.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.166 (0.007 с.) |