Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструктивные элементы червячной передачиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В большинстве случаев червяк изготовляют как одно целое с валом (см. рис. 18.6). При конструировании червяка желательно иметь свободный выход инструмента при нарезании и шлифовании витков (шероховатость рабочих поверхностей витков Ra < 0,63 мкм). С целью экономии бронзы зубчатый венец червячного колеса изготовляют отдельно от чугунного или стального диска. В зависимости от способа соединения венца с диском различают следующие конструкции червячных колес: 1. С напрессованным венцом (см. рис. 5.1) — бронзовый венец насажен на стальной диск с натягом. Такую конструкцию применяют при небольших диаметрах колес в мелкосерийном производстве. 2. С привернутым венцом (рис. 18.14) — бронзовыи венец с фланцем крепят болтами к диску. Фланец выполняют симметрично относительно венца для уменьшения деформаций зубьев. Эту конструкцию применяют при больших диаметрах колес (>400 мм). 3. С венцом, отлитым на стальном диске (см. рис. 18.8),— стальной диск вставляют в металлическую форму (кокиль), в которую заливают бронзу для получения венца. Эту конструкцию применяют в серийном и массовом производстве. Во всех рассмотренных конструкциях чистовое обтачивание заготовки колеса и нарезание зубьев производят после закрепления венца на диске. Размеры диска и ступицы определяются по соотношениям, рекомендуемым для цилиндрических зубчатых колес (см. § 11.14). Червячное зацепление чувствительно к осевому смещению колеса. Поэтому в червячных передачах предусматривают регулирование положения средней плоскости венца колеса относительно оси червяка. Регулирование выполняют осевым перемещением вала с закрепленным на нем колесом. Перемещение вала осуществляют постановкой под фланцы привертных крышек подшипников набора тонких (-0,1 мм) металлических прокладок (см. рис. 29.14) или применением винтов, действующих на подшипники через нажимные шайбы. Контрольные вопросы 1. Каковы достоинства и недостатки червячных передач по сравнению с зубчатыми? 2. Почему червячные передачи не рекомендуется применять при больших мощностях? 3. С какой целью и как выполняют червячные передачи со смещением? 4. Из каких соображений выбирают число витков червяка? 5. Из каких соображений ограничивают число зубьев червячного колеса? Каково минимальное число зубьев колеса? 6. Почему червячная передача работает с повышенным скольжением? Как скольжение влияет на работу передачи? 7. Какие силы действуют на червяк и червячное колесо, как они направлены и как вычисляют их значения? 8. Из каких материалов изготовляют червяки и зубчатые венцы червячных колес? Какие факторы определяют выбор материала? 9. Каковы основные виды разрушения зубьев червячных колес?
10.Как вычисляют КПД червячной передачи? Назовите основные факторы, влияющие на КПД. 11.Что вызывает нагрев червячной передачи? 12.В чем сущность теплового расчета червячных передач? Назовите способы охлаждения червячных передач. 13.С какой целью предусматривают регулирование червячного зацепления? Как его выполняют?
Глава 19 Редукторы Общие сведения Редуктором называют механизм, выполненный в виде самостоятельного агрегата с целью понижения частоты вращения ведущего вала и увеличения вращающего момента на ведомом валу. Редуктор состоит из зубчатых или червячных передач, установленных в отдельном герметичном корпусе, что принципиально отличает его от зубчатой или червячной передачи, встроенной в исполнительный механизм или машину. Редукторы широко применяют в приводах различных рабочих машин в разных отраслях машиностроения, поэтому число разновидностей их велико (рис. 19.1, а — м). Соединение редуктора с двигателем и рабочей машиной осуществляют с помощью муфт или ременных и цепных передач (см. рис. 9.2). Рис. 19.1. Кинематические схемы редукторов: Б — быстроходный вал; Т— тихоходный вал Широко применяют мотор-редукторы, представляющие собой объединенные в одно целое фланцевый высокоскоростной электродвигатель и редуктор (рис. 19.2), служащий для повышения вращающего момента. Мотор-редукторы экономичнее и имеют более высокие КПД и пусковой момент, чем обычные тихоходные высо-комоментные электродвигатели. Классификация редукторов Редукторы классифицируют по типам, типоразмерам и исполнениям. Тип редуктора определяют по виду применяемых зубчатых передач и порядку их размещения в направлении от быстроходного вала к тихоходному, по числу ступеней и по расположению геометрической оси тихоходного вала в пространстве. Для обозначения применяемых зубчатых передач используют прописные буквы: Ц — цилиндрические, К — конические, КЦ — коническо-цилиндрические, Ч —червячные, ЧЦ — червячно-цилиндрические, ЦЧ — цилиндрическо-червячные, Г — глобоидные, П — планетарные, В — волновые. По числу ступеней различают редукторы одноступенчатые, двухступенчатые, трехступенчатые. Если число одинаковых передач две и более, то в обозначении редуктора после буквы ставят соответствующую цифру. Широкий редуктор обозначают буквой Ш, узкий — У, соосный — С. В мотор-редукторах к обозначению впереди добавляют букву М (МП — мотор-редуктор с планетарной зубчатой передачей). По расположению геометрической оси тихоходного вала в пространстве различают редукторы горизонтальные, вертикальные и универсальные. Наиболее распространены редукторы с валами, расположенными в горизонтальной плоскости, и поэтому они специального обозначения не имеют (у червячных редукторов валы перекрещиваются, оставаясь горизонтальными). Так, например, на рис. 19.1, ж показана схема редуктора типа КЦ2 — коническо-цилиндрического трехступенчатого редуктора с одной конической и двумя цилиндрическими передачами, все валы которых расположены в горизонтальной плоскости. Если все валы редуктора расположены в одной вертикальной плоскости, то к обозначению типа добавляют индекс В. Если ось тихоходного вала вертикальна, то добавляют индекс Т, если ось быстроходного вала вертикальна — индекс Б. Например, на рис. 19.1, в приведена схема редуктора типа Ц2В— цилиндрического двухступенчатого, все валы которого расположены в вертикальной плоскости, а на рис. 19.1, л показана схема редуктора типа Чт — червячного одноступенчатого с вертикальной осью тихоходного вала. Типоразмер редуктора определяется типом и главным размером (параметром) тихоходной ступени. Для цилиндрической, червячной и глобоидной передач главным параметром является межосевое расстояние ат конической — внешний делительный диаметр колеса de2, планетарной — радиус водила Rw, волновой — внутренний диаметр гибкого колеса d в неде-формированном состоянии. Все приведенные параметры измеряются в миллиметрах. Другими параметрами зубчатых редукторов являются коэффициент ширины зубчатых колес, модули (торцовые или нормальные) зубчатых колес, углы наклона зубьев, а для червячных редукторов дополнительно — коэффициент диаметра червяка. Исполнение редуктора определяют передаточное число, вариант сборки и форма концевых участков валов (цилиндрическая, коническая). Так, например, типоразмер приведенного выше редуктора (см. рис. 19.1, ж) с межосевым расстоянием тихоходной ступени «„,= 180 мм и передаточным числом и = 5в имеет обозначение КЦ2-180-56. В полном обозначении дополнительно указывают форму концов валов (предпочтительно коническую), климатическое исполнение и др. Основная энергетическая характеристика редуктора — номинальный вращающий момент Т2 на тихоходном валу. Показателем технического уровня редуктора является удельная масса у—отношение массы (кг) редуктора к номинальному вращающему моменту Т2 (Н • м) на выходном валу. Чем меньше у, тем выше технический уровень редуктора. Значения у, кг/(Н • м), для одноступенчатых редукторов при Т2 = 315 Н • м: червячного— 0,14; конического — 0,12; цилиндрического — 0,095; планетарного — 0,085; волнового — 0,063. Значения у, кг/(Н-м), для двухступенчатых редукторов при Г2=1000 Нм: коническо-цилиндрического — 0,1; цилиндрического по развернутой схеме — 0,085; соосного — 0,070. В конструкциях с цементованными и закаленными зубьями можно получить у = 0,03...0,05 кг/(Н • м). Зубчатые редукторы Цилиндрические редукторы состоят из цилиндрических зубчатых передач. Благодаря своей долговечности, широкому диапазону передаваемых вращающих моментов, простоте изготовления и обслуживания они широко распространены в машиностроении. Одноступенчатые редукторы типа Ц (см. рис. 19.1, я и 19.3) применяют при передаточных числах м<6,3. Зацепление в большинстве случаев косозубое. Двухступенчатые редукторы выполняют по развернутой (см. рис. 19.1, б и в), раздвоенной (см. рис. 19.1, г) и соосной (см. рис. 19.1, д) схемам. Диапазон и = 6,3...50. Наиболее распространены цилиндрические двухступенчатые горизонтальные редукторы типа Ц2 (см. рис. 19.1,6), выполненные по развер- нутой схеме. Они конструктивно просты, технологичны, имеют малую ширину. Недостатком этих редукторов является неравномерность распределения нагрузки по длине зуба из-за несимметричного расположения колес относительно опор. Для улучшения условий работы зубчатых колес наиболее нагруженной тихоходной ступени применяют редукторы с раздвоенной быстроходной ступенью типа Ц2Ш (см. рис. 19.1, г). Для равномерной нагрузки обеих зубчатых пар быстроходной ступени их выполняют косозубыми (зубчатое колесо одной пары — с правым, другой — с левым зубом), а один из валов делают «плавающим», что обеспечивает самоустановку вала в осевом направлении. Такие редукторы легче редукторов по развернутой схеме (на 20 %). Соосные редукторы типа Ц2С (см. рис. 19.1, д) имеют меньшую длину корпуса. Они проще по конструкции, легче и менее трудоемки в изготовлении. Цилиндрические трехступенчатые редукторы выполняют по развернутой или раздвоенной схеме при и = 31, 5...250. Конические редукторы типа К (см. рис. 19.1, ё) выполняют с круговыми зубьями при передаточном числе и<5. Коническо-цилиндрнче-ские редукторы (см. рис. 19.1, ж) независимо от числа ступеней выполняют с быстроходной конической ступенью. Червячные редукторы чаще всего применяют в одноступенчатом исполнении (тип Ч, см. рис. 19.1, и —л) с передаточным числом м = 8...63. Для приводов тихоходных машин применяют червячно-цилиндрическис типа ЧЦ (см. рис. 19.1, з) или двухступенчатые типа 42 (см. рис. 19.1,,и) редукторы. Планетарные редукторы позволяют получить большое передаточное число при малых габаритах. По конструкции они сложнее редукторов, описанных ранее. В редукторостроении наиболее распространен простой планетарный редуктор типа П, схема и конструкция которого изображены на рис. 16.1 и 16.3. Широко применяют планетарные мотор-редукторы. Волновые редукторы имеют наименьшие удельную массу и погрешность угла поворота выходного вала, при наименьших габаритах позволяют получить большое передаточное число (и = 80...300). Схема и конструкция волнового зубчатого редуктора показаны на рис. 17.1 и 17.5. Тип редуктора, основные параметры и конструкцию выбирают в зависимости от его места в силовой цепи привода машины, передаваемого момента и частоты вращения, назначения машины и условий эксплуатации. На практике используют стандартные редукторы, изготовляемые на специализированных заводах. Цилиндрические редукторы следует предпочитать другим ввиду более высоких значений КПД. При больших передаточных числах применяют планетарные, червячные и волновые редукторы. Корпуса (картеры) редукторов должны быть прочными и жесткими. Внешние очертания формируют плоскостями с внутренним расположением бобышек, фланцев и ребер. Корпуса отливают из серого чугу- Рис. 19.3. Редуктор цилиндрический одноступенчатый (Ц-130—4,89): /—корпус; 2 — крышка корпуса;.3—крышка смотрового люка с отдушиной, окантованная с двух сторон привулканизированной резиной; 4— фильтр из тонкой проволоки; 5—установочный штифт конический; б—пробка маслослива; 7—уплотняющая прокладка (кольцо) из маслостойкой резины; 8—маслоуказатель; 9— крышка подшипника закладная; 10— компенсаторное кольцо; 11 — манжетное уплотнение на, реже из алюминиевых сплавов. Для удобства сборки корпуса редукторов выполняют разъемными по плоскости расположения осей валов (см. рис. 19.3). Опорами валов редукторов служат подшипники качения. Смазывание зубчатых или червячных передач редукторов применяют в целях уменьшения изнашивания, отвода тепла и продуктов износа от контактирующих поверхностей, защиты от коррозии и снижения шума и вибраций. В большинстве случаев смазывание зацепления осуществляют погружением колес или червяков в масляную ванну, а подшипников—разбрызгиванием (масляным туманом). Уровень погружения колеса в масляную ванну не менее двух модулей зацепления. При окружной скорости колеса свыше 1 м/с происходит интенсивное разбрызгивание масла внутри корпуса и образование масляного тумана, обеспечивающего смазывание всех других зацеплений и подшипников качения. Во избежание больших гидравлических потерь и сбрасывания масла с зубьев центробежной силой окружная скорость погружаемой детали не должна превышать 12,5 м/с. Продолжение рис. 19.3 Сорт масла назначают в зависимости от условий и режима работы. Вязкость масла должна быть тем выше, чем больше значения контактных напряжений и меньше значение окружной скорости. В процессе эксплуатации смазочные масла постепенно теряют свои свойства. Периодичность замены масла устанавливают в зависимости от условий работы. Контрольные вопросы 1. Какой механизм называют редуктором? Каково назначение редуктора в приводе? 2. Что такое мотор-редуктор и в каких случаях его применяют? 3. Почему цилиндрические зубчатые редукторы получили широкое применение в машиностроении? 4. По каким схемам выполняют цилиндрические двухступенчатые редукторы? Дайте характеристику каждой схеме. 5. Каковы основные параметры редуктора? 6. Расшифруйте условные обозначения типоразмеров редукторов: U.2,,-125— 12,5; Ц2Ш-160-10; Ц2С-200-16; КЕ-160—2,8. Глава 20
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.190.187 (0.009 с.) |