Коробка переключения передач с рычагом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коробка переключения передач с рычагом



В каждом легковом автомобиле действует принцип: чем ниже передача — тем она сильнее и в то же время медленнее. Поэтому самыми мощными передачами, предназначенными для трогания с места и движения на малой скорости, являются первая и задняя. При их включении двигатель легко крутит колеса, однако высокую скорость развить не удастся: мотор будет громко работать на больших оборотах, но быстрее, чем 10–20 км/ч машина не поедет.

Когда автомобиль тронулся с места и немного разогнался, следует переключиться на вторую передачу. На ней можно набрать скорость 40–50 км/ч, чтобы включить третью передачу — еще более скоростную и менее мощную и т. д.

На низких передачах двигатель потребляет больше топлива. Иначе говоря, чем выше передача — тем езда экономичнее.

В процессе поездки водителю приходится не только повышать передачи, но и переходить на низкие. Бывает, что при движении в гору мощности пятой или четвертой передачи не хватает: необходимо включить более сильную пониженную передачу. В противном случае мотор может заглохнуть.

Есть такое понятие, как торможение двигателем. Речь идет о замедлении скорости автомобиля не с помощью тормозной системы, а путем постепенного перехода на пониженные передачи: с пятой — на четвертую, затем — на третью и т. д. Такие действия необходимы, в частности, при движении на скользкой дороге. Если воспользоваться тормозами, то автомобиль может занести. Торможение двигателем в такой ситуации является более безопасным.

Как правило, коробка передач ― довольно надежный агрегат, исправно работающий на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Достаточно лишь следить за уровнем масла и при необходимости подливать его либо менять. Чаще всего коробка передач ломается по причине неаккуратного обращения с рычагом переключения (водитель резко дергает его, пытается переключить передачи при не полностью выключенном сцеплении и т. п.). В результате выходят из строя синхронизаторы, механизм переключения передач, даже валы с шестернями. Ремонт коробки передач — дорогое удовольствие: и работа сложная, и запчасти не из дешевых. В ряде случаев неисправную коробку передач приходится заменять целиком.

При переключении передач рычаг должен двигаться плавно, без рывков и резких движений, причем при прохождении нейтральной позиции следует делать короткие (в пределах секунды) паузы. Это позволит своевременно сработать синхронизаторам, призванным предотвратить поломку шестерен.

 

 

Практическая работа № 3

«Главная передача, дифференциал, карданная передача»

У заднеприводных и переднеприводных автомобилей устройство главной передачи различается. Сначала рассмотрим, как она функционирует на заднеприводных автомобилях.

Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента, для его передачи на полуоси колес под прямым углом, а также для уменьшения частоты вращения ведущих колес. Она состоит из пары шестерен — ведущей и ведомой, установленных под прямым углом по отношению друг к другу. Эти шестерни находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Крутящий момент, возникающий в двигателе автомобиля, через коленвал, сцепление, коробку переключения передач и карданный вал передается на ведущую шестерню, а от нее под прямым углом — на ведомую шестерню,
откуда, в свою очередь, передается на полуоси колес. Отметим, что размер ведущей шестерни значительно меньше ведомой.

Однако существует важный нюанс: очевидно, что при повороте автомобиля ведущие колеса должны пройти разное расстояние: колесо внутри поворота — меньшее, а колесо снаружи поворота — большее. Но главная передача не обеспечивает такого эффекта, следовательно, поворот автомобиля, по идее, невозможен.

За счет чего же решается эта проблема?

Данная проблема решается за счет специального устройства, которое называется дифференциалом. Оно предназначено специально для того, чтобы распределить крутящий момент между полуосями (а значит, между колесами) при выполнении поворотов, а также при движении по неровным дорогам. Иначе говоря, с помощью дифференциала колеса крутятся с разной угловой скоростью и проходят разное расстояние, не проскальзывая при этом по поверхности дороги.

Дифференциал состоит из двух шестерен полуосей и двух шестерен сателлитов и установлен вместе с главной передачей, образуя с ней единый механизм (рис. 4.9).

Наверняка многим доводилось видеть, как автомобиль, застряв в грязи или в снегу, буксует только одним колесом, а второе колесо этой же оси стоит неподвижно, поскольку сильно увязло. Это наглядная демонстрация работы дифференциала: в данном случае крутящий момент полностью передается только на одно колесо — то, которое крутится; правда, это как раз недостаток дифференциала.

Но его достоинства с лихвой перекрывают этот недостаток: благодаря дифференциалу автомобиль имеет возможность нормально поворачивать и без него резину на колесах пришлось бы менять в несколько раз чаще.

Что касается переднеприводных автомобилей, то в силу конструктивных особенностей у них устройство главной передачи и дифференциала несколько иное. Дело в том, что у переднеприводных автомобилей двигатель установлен поперек направления движения, следовательно, нет необходимости передавать крутящий момент под прямым углом, поскольку он и так передается в плоскости, соответствующей движению колес.


У переднеприводных машин главная передача и дифференциал расположены непосредственно в коробке переключения передач.

Чтобы механизмы главной передачи и дифференциала преждевременно не изнашивались, у заднеприводных автомобилей заливается трансмиссионное масло в картер заднего моста. Визуально он выглядит как характерное утолщение в центральной части заднего моста. У переднеприводных автомо-
билей масло заливается в коробку передач.

Уровень масла необходимо контролировать, при необходимости доливать его, а также своевременно менять износившиеся сальники, которые должны предотвращать утечку масла.

Любой стук или звон, который доносится из района заднего моста, заставляет нервничать любого автолюбителя. Однако раньше времени паниковать не стоит: ведь причины возникновения подобных звуков могут быть совсем безобидными. В частности, причиной их появления может быть, например, то, что глушитель задевает балку заднего моста.

 

 

 


Схема устройства и работы дифференциала:

а — автомобиль идет по прямой (сателлиты не вращаются, ведущие колеса вращаются с одинаковой скоростью); б — автомобиль движется по закруглению (скорости ведущих колес разные, сателлиты вращаются вокруг своих осей); 1 — ведомая шестерня; 2 — ведущая шестерня; 3 — сателлит; 4 — полуосевая шестерня; 5 — полуось



Главная передача и дифференциал переднеприводного автомобиля:

1 — фланец полуоси; 2 — штифт пальца сателлитов; 3 — стопорный винт; 4 — картер главной передачи; 5 — первичный вал; 6 — венец передачи заднего хода первичного вала; 7 — роликовый подшипник; 8 — болт крепления стопора; 9 — ось промежуточного зубчатого колеса передачи заднего хода; 10 — промежуточное зубчатое колесо передачи заднего хода; 11 — вилка включения передачи заднего хода; 12 — ведущее зубчатое колесо главной передачи (вторичный вал); 13 — сателлит; 14 — ведомое зубчатое колесо главной передачи; 15 — картер сцепления; 16 — коробка дифференциала; 17 — палец сателлитов; 18 — зубчатое колесо полуоси; 19 — шайба маслонаправляющая; 20 — прокладка картера; 21 — подшипник дифференциала; 22 — регулировочная гайка; 23 — манжета фланца полуоси

 

 

Карданная передача — конструкция, передающая крутящий момент между валами, пересекающимися в центре карданной передачи и имеющими возможность взаимного углового перемещения. Широко используется в различных областях человеческой деятельности, когда трудно обеспечить соосность вращающихся элементов. Подобные функции может выполнять также зубчатая муфта.

Название передача получила от имени Джероламо Кардано, который описал её в XVI в. (но, скорее всего, не изобретал).

В автомобиле карданный вал служит для передачи крутящего момента от коробки передач (раздаточной коробки) к ведущим мостам в случае классической или полноприводной компоновки. Также используется в травмобезопасной рулевой колонке для соединения рулевого вала и рулевого исполнительного механизма (рулевого редуктора или рулевой рейки).

 

Карданная передача:

1 — удлинитель картера коробки передач; 2 — вторичный вал коробки передач; 3, 6 — грязеотражатели; 4, 5 — резиновые сальники; 7 — скользящая вилка; 8 — балансировочная пластина; 9 — трубчатый карданный вал; 10 — вилка простого кардана; 11 — вилка с фланцем; 12 — соединительный болт; 13 — фланец ведущей шестерни главной передачи; 14 — пружинная шайба; 15 — гайка; 16 — картер главной передачи; 17 — предохранительный клапан крестовины кардана

 

 

Практическая работа № 4

«Рулевое управление»

Для обеспечения движения автомобиля в заданном направлении предназначено рулевое управление (рис. 7.1). Оно состоит из двух компонентов: рулевого механизма и рулевого привода.

С помощью рулевого механизма водитель передает на рулевой привод усилие, которое он прилагает к рулевому колесу, расположенному в салоне автомобиля. На легковых автомобилях могут использоваться рулевые механизмы двух типов: червячный и реечный.

Червячный механизм включает в себя следующие составные элементы (рис. 7.2):

· рулевое колесо (по-простому — руль);

· вал рулевого колеса;

· червячную пару, состоящую из червяка и ролика;

· картер червячной пары;

· рулевую сошку.

 

Главной и единственной задачей червячной пары является преобразование вращения руля в поворот рулевой сошки в соответствующем направлении. После этого усилие передается на рулевой привод, а далее — непосредственно на передние колеса автомобиля.

Что касается рулевого механизма реечного типа, то его принципиальным отличием является то, что вместо червячной пары в нем используется пара «шестерня — рейка». Когда водитель поворачивает руль в ту или иную сторону, вращается шестерня, которая соответствующим образом поворачивает находящуюся с ней в зацеплении рейку. Рейка передает это усилие на рулевой привод, а далее — на передние колеса.


Рис. 7.1. Рулевое управление:

1 — сошка; 2 — маятниковый рычаг; 3 — регулировочная муфта; 4 — ось маятникового рычага; 5 — картер рулевого механизма; 6 — вал червяка; 7 — карданный шарнир; 8 — промежуточный вал рулевого управления; 9 — рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла и блока фары; 10 — рычаг переключателя света фар; 11 — рычаг переключателя указателей поворота; 12 — лонжерон кузова


Рис. 7.2. Рулевой механизм:

1 — регулировочный винт; 2 — контргайка; 3 — пробка; 4 — червяк; 5 — картер рулевого механизма; 6 — сошка; 7 — пружинная шайба; 8 — втулка; 9 — вал сошки; 10 — ролик вала сошки; 11 — вал червяка; 12, 13 —подшипники червяка; 14 — нижняя крышка картера; 15 — осьролика; 16 — подшипник ролика; 17 — сальник вала червяка

Для передачи усилия, прилагаемого водителем при повороте руля, от рулевого механизма к передним колесам предназначен рулевой привод. При этом он обеспечивает поворот колес на разные углы, в зависимости от выбранного водителем направления.

Совместно с рулевым механизмом червячного типа используется рулевой привод, включающий в себя следующие элементы:

· среднюю рулевую тягу;

· правую и левую рулевые тяги;

· маятниковый рычаг;

· правый и левый поворотные рычаги колес.

Рулевой привод для рулевого механизма реечного типа выглядит несколько проще и имеет только две рулевые тяги, предназначенные для передачи усилия на поворотные рычаги, в результате чего колеса автомобиля поворачиваются в требуемом направлении.

Практически все современные автомобили оснащаются гидравлическим усилителем рулевого управления, который предназначен для снижения усилия, прилагаемого водителем при манипуляциях рулевым колесом. Основными составными элементами гидроусилителя являются насос, распределительное устройство и гидравлический цилиндр.

Когда водитель поворачивает руль, специальное распределительное устройство под давлением направляет жидкость в одну из полостей гидравлического цилиндра, благодаря чему и достигается существенное снижение прилагаемого водителем усилия.

 

Распространенной неисправностью рулевого управления является слишком большой свободный ход рулевого колеса (или люфт).

ПДД запрещают эксплуатацию транспортных средств, у которых:

· суммарный люфт в рулевом управлении превышает 10°;

· в рулевом управлении имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов;

· в рулевом управлении резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы;

· отсутствует или неисправен усилитель рулевого управления (если он предусмотрен конструкцией автомобиля).

Практическая работа № 5

«Тормозное управление»

Система тормозов автомобиля – одна из важнейших его систем, обеспечивающая безопасность движения. Она предназначена для уменьшения скорости движения машины вплоть до ее полной остановки, а также удержания автомобиля от его самопроизвольного движения при стоянке.

Для торможения автомобиля, как правило, используется ножной тормоз, а для его удержания от самопроизвольного качения на стоянке или остановке на уклоне – применяют стояночный тормоз или как его часто называют – «ручник».

В современных автомобилях используют три вида тормозных систем:

1. Рабочая;

2. Запасная;

3. Стояночная.

Устройство тормозной системы автомобиля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.032 с.)