Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа: «Русские народные праздники»

Поиск

Беседа: «Русские народные праздники»

Обобщить представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры

Индивидуальная работа ____________________________________-закреплять умение ставить обувь на полку.

Самостоятельная деятельность детей(игры, личная гигиена, дежурство по столовой , дежурство по подготовке материалов к занятию.

Утренняя гимнастика.

НОД

1.Ознакомление с окружающим миром

Тема. «Народная культура и традиции»

Цель. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа.

Программное содержание:Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.

Материал и оборудование:Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди.
Ход занятия: На столе, расписанном под хохлому, разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка.

Воспитатель: - Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда - то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они ?Дети: - Самовар для чая, ложки для еды. Воспитатель: - Правильно, но как все предметы назвать одним словом? Дети: - Посуда!

Воспитатель: - А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из соломы)? Что это?

Ребёнок: - Это кукла, она из соломы.

Воспитатель: - Верно. Такую куклу раньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег». Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи. Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках, прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь. А как сейчас готовят, кто знает?

Дети: - На плите!

Воспитатель: - На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было. В наших домах и квартирах горит электрический свет. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина), что на ней изображено ?

Дети: - Девочка работает.

Воспитатель: - Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина потому, что электричества не было. Повторите хором: «Лучина»! Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни, а молодёжь в другой избе устраивала

посиделки с песнями и плясками. Давайте хором скажем: «Посиделки»! Как вы думаете, для чего нужна пряжа ?

Дети: - Что бы вязать разные вещи!

Воспитатель: - Правильно! Скажите хором: «Пряжа»! Девушка прядут пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будет вязать тёплые вещи. Раньше ткани были домоткаными, их ткали своими руками: деревянные станки, на которых женщины и девушки ткали ткань. Из неё шили одежду, рушники (показываю иллюстрацию, . Домотканые изделия вышивали рукодельницы: женщины и девушки. Повторите: «Рукодельницы»! Пекли хлеб или каравай . Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски, скалки, матрёшки. Все эти вещи называют « народным промыслом и традициями» . Повторите хором: «Народный промысел, традиции»! Люди делали это не только для себя, но и на продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия. Народные промыслы, игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните . Давайте вспомним, народные песни, хороводы и игры .

Дети: - (хором) «Во поле берёза стояла», «Ты берёзка белена!»

Воспитатель: - А игры?

Дети: - «Гуси - лебеди», «Прятки».

Воспитатель: - Раньше говорили не «Прятки», а «Жмурки». Мы с вами на прогулке поиграем в новую игру «Звонари». Один из вас будет «Жмурка», а другой звонарь.


Воспитатель: - русский народ богат не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами, но и «фольклором». Что же это такое – «фольклор»? Русский народ богат сказками. Вы знаете русские народные сказки, назовите их (дети называют «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. – . Сейчас вспомним пословицы и поговорки: «Волков бояться – в лес не ходить», «Всякий человек в деле познаётся», «Конец – делу венец» - всё это тоже часть народного фольклора. Что означают эти пословицы и поговорки, скажите? Кто ответит?

Ребёнок - Если человек будет всех бояться, то ни с кем не подружится.

Ребёнок - Мы хорошо позанимаемся и можем потом поиграть.

Воспитатель: - Молодец! А «Всякий человек в деле познаётся»? Объясните, что это значит? Скажи, Кристина О.?Ребёнок - Это о народных умельцах! А ещё, когда люди друг другу помогают.

Воспитатель: - Мне очень понравились ваши ответы. Давайте вспомним считалки потому, что они тоже относятся к русскому народному фольклору, как сказки, пословицы и поговорки. Кто вспомнит считалку? Ребёнок: -

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап.

Воспитатель: - Молодец! Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и заклички, послушайте:

1. Радуга – дуга,

Не давай дождя

Давай солнышко –

Из – под облышка.

2. Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай,

Сколько хочешь, поливай!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.254 (0.008 с.)