Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация детской деятельности. – Ребята. Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали вместе с котом Белобоком во

Поиск

– Ребята! Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали вместе с котом Белобоком во время наших занятий. Как обычно, мы будем играть, рисовать, отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.

1. Задание № 1.

Воспитатель предлагает детям выполнить задание.

– На карточках изображены различные предметы (одежда, книги, канцтовары, игрушки, еда и т. д.), вам необходимо объединить их в группы по признаку: предметы, удовлетворяющие одну и ту же потребность, и объяснить свои действия.

Воспитатель загадывает детям загадку.

И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

2. Воспитатель организует беседу о товарно-денежных отношениях. (Беседа 1.)

– Что необходимо, чтобы купить товары в магазине?

(Деньги.)

– Как вы думаете, зачем нужны деньги?

(Покупать продукты, одежду.)

 – А как можно определить, сколько денег нужно дать продавцу?

(У товара есть цена.)

3. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Магазин».

В ходе игры проводится диагностика представлений детей о границах экономических возможностей семьи, ее достатке и примерном уровне потребностей соответственно семейным доходам. Воспитатель предлагает детям (индивидуально) представить себе семейную ситуацию.

– Ты будешь исполнять роль папы (мамы), и сегодня у тебя день зарплаты. Ты заработал 10 рублей. Надо пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье. Ты можешь купить от 7 до 10 товаров. Любой товар в нашем магазине сегодня стоит 1 рубль. Все, что нарисовано на этих картинках, как бы настоящее. Выбери, что ты купишь на полученные деньги?Что необходимо твоей семье в первую очередь?

Среди предметов первой необходимости на картинках нарисованы овощи, фрукты, колбасные и кондитерские изделия, игрушки, книги, мебель, также картинки, изображающие предметы роскоши: разные марки машин, драгоценности, велосипеды и несколько провоцирующих, явно не требуемых семье объектов (тигр, трактор, самолет). Всего 45 картинок. Все картинки разложены по полкам, имитирующим настоящий магазин.

– Объясни, почему ты выбрал именно эти товары. Сколько денег у тебя осталось?

Воспитатель анализирует покупательское поведение ребенка, оценивая такие качества, как правильность выбора (ребенок выбрал картинки с изображением предметов, относящихся к категории товаров первой необходимости), планирование расходов, рациональность, бережливость.

4. Дидактическая игра «Кто что делает».

Детям выдаются карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник) и карточки с изображением атрибутов, соответствующих данной профессии (деньги, пластиковая карточка, сковорода, овощи, фрукты, кисти, краски, мольберт и т. д.).

– Вам нужно найти и составить пары карточек так, чтобы каждой карточке с изображением профессии соответствовала картинка с изображением атрибутов профессии, и обосновать свой выбор.

Дети подбирают картинки с атрибутами и инструментами, необходимыми для работы людей различных профессий.

5. Задание № 2.

Воспитатель обращается к группе.

– Ребята! Вам уже известно, что такое товар и что такое услуга. Сейчас я буду называть действия, а вы определять, к какому из этих двух понятий они имеют отношение, то есть о чем говорится в отрывке: о товаре или услуге?

Я прививки не боюсь:

Если надо уколюсь.

(Услуга.)

 

Три девочки – три школьницы –

Купили эту вазу.

(Товар.)

 

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

(Услуга.)

 

Папа к зеркалу садится:

– Мне постричься и побриться!

(Услуга.)

 

В магазине, как в лесу:

Можно тут купить лису,

Лопоухого зайчонка,

Снежно-белого мышонка,

Попугайчиков зеленых –

Неразлучников влюбленных.

(Товар.)

 

В магазине папа с Настей

Покупают к чаю сласти.

(Товар.)

 

Чтение отрывков из произведений воспитатель сопровождает демонстрацией слайдов. В завершение воспитатель организует обсуждение.

6. Задание № 3.

Воспитатель дает детям следующее задание.

– Раскрась то, что нельзя купить за деньги.

Картинки: куртка, дружба, здоровье, талант, образование, дом, услуги.

7. Задание № 4.

– Составьте рассказ по картинкам (семья в магазине, семья на отдыхе, человек в банке у кассы, машина, дом, собака, одежда, кошелек, банковская карта, игрушки, и т. д.). При составлении истории обязательно используйте хотя бы три слова из списка: «товар», «деньги», «профессия», «доходы», «расходы», «потребности», «бюджет», «зарплата».

После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к занятию, свободно оперируют экономическими терминами; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх и упражнениях; самостоятельно устанавливают взаимосвязи между экономическими категориями, готовы к общению со взрослыми и сверстниками, активно участвуют в обсуждении, рассуждают, делают выводы, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; при этом проявляют интерес к занятию, употребляют в речи экономические слова и словосочетания, хотя и не всегда в нужном контексте, имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания в практической деятельности самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, способны установить взаимосвязь между экономическими категориями, своевременно выполняют поручения также только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, практически не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех заданий. Успешность выполнения заданий оценивается по трехбалльной шкале.

3 балла – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с заданиями.

2 балла – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с помощью педагога.

1 балл – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется.

Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе (Приложение № 5).

Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних показателей по каждому разделу (категории).

Для того, чтобы определить уровень финансовых представлений каждого ребенка в отдельности, необходимо сначала вычислить средний балл по каждой категории (потребности, труд, товар, деньги, семейный бюджет). Для этого необходимо сложить баллы, полученные за выполнение каждого задания, и разделить на количество заданий по данной категории. Итоговый балл ребенка получается путем сложения средних баллов по каждой категории.

Уровни финансовых представлений ребенка в соответствии с полученными в ходе диагностики баллами:

13–15 баллов – высокий уровень;

9–12 баллов – средний уровень;

8 и менее баллов – низкий уровень.


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОТРЕБНОСТИ И ТРУД» (15 часов)

Цель: закрепить первоначальное представление о потребностях человека и роли труда в его жизни посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.

Задачи:

1) закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия»;

2) способствовать развитию умения соотносить свои желания со своими возможностями;

3) продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях;

4) стимулировать проявление уважительного отношения к людям разных профессий, понимание роли их труда;

5) стимулировать проявление интереса к профессиям, желание учиться;

6) формировать социально-нравственные качества: трудолюбие, умение планировать дела;

7) развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности;

8)  во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диалогической и монологической речи;

9)  развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные спо­собности;

10) поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, развивать воображение и творческое начало;

11) продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему и художественные способности.

Результаты изучения модуля

Понимание значения экономических категорий: «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия».

Умения:

– осознанно использовать в речи слова: «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия»;

– соотносить свои желания со своими возможностями;

– определять продукт труда;

– размышлять, высказывать свое мнение о значимости труда людей разных профессий;

– соотносить профессию с ее атрибутами.

На основании ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) в рамках реализации Программы образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям и нацелена на формирование соответствующих компетенций:

1) социально-коммуникативное развитие – понимание необходимости труда для удовлетворения потребностей; готовность к собственной деятельности на благо других людей; позитивные установки к различным профессиям; предпосылки интереса к обучению отдельной профессии;

2) познавательное развитие – первичные представления о потребностях человека и необходимости их соотнесения с возможностями; умение определять необходимое и желаемое; общее представление о различных профессиях;

3) речевое развитие – умение использовать в активной речи слова «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия».

4)  художественно-эстетическое развитие – готовность ребенка реализовать полученные экономические представления о труде людей разных профессий, в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной и др.).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПОТРЕБНОСТИ И ТРУД»
(15 часов)

Дополнительный модуль «Потребности и труд» посредством различных видов деятельности (игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной) закрепляет первоначальные представления дошкольников о потребностях человека и роли труда в его жизни, полученные при изучении разделов базового модуля «Потребности» и «Труд».

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель должен формировать у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Воспитателю рекомендуется сделать на этом акцент, например, при рассмотрении содержания тем 2.2 «Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине», 2.3 «В гостях у кота Белобока», 2.5 «Как кот Белобок спасателям помогал», 2.8 «Профессии на свете важнее не бывает», 2.13 «Приобрел вещь – умей с ней обращаться».

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли врача, повара, продавца, воспитателя – тех профессий, с представителями которых ребенок встречается в повседневной жизни. В средних группах детского сада добавляются профессии шофера, почтальона и знания о профессиях родителей. В старшем дошкольном возрасте детей продолжают знакомить с профессиями учителя, военного, работников сельского хозяйства, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, актеров, с профессиями родного города и др. Расширяются представления о разных специальностях. При этом очень важно показать результаты труда, его общественную значимость.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.

Задача воспитателя не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с выбором будущей профессии.

Для развития мотивации ребенка к дальнейшему выбору профессии рекомендуется проведение экскурсий, чтение художественной литературы, демонстрация познавательных мультфильмов, позволяющих детям наблюдать работу людей разных профессий.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра, как деятельность и форма организации образовательного процесса во взаимосвязи с психолого-педагогической работой по другим направлениям познавательного развития, может стимулировать включение всех видов детского мышления и постепенно приводить их в целостную форму наглядно-интуи­тивного мышления как основы логического. В дидактических играх дети также учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребенка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в нее и другим. Обученный ребенок, пытаясь наладить игру незнакомых с ней детей, объясняет содержание и правила. Воспитатель помогает ему, задавая наводящие вопросы.

Для закрепления первичных представлений о потребностях человека и разнообразии профессий рекомендуется использовать дидактические игры « Шкатулка с желаниями», «Хочу – надо», «Что нужно доктору?», «Интервью» и др.

Воспитатель советует родителям, как знакомить детей с особенностями своей профессиональной деятельности, объяснять, какую пользу она приносит людям. Желательно напоминать детям о необходимости учиться.

Для активизации самостоятельного осмысления детьми экономических категорий важно создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, развивающие гибкое экономическое мышление.

Нравственный компонент содержания данного модуля состоит в направленности на формирование умения дошкольников сопоставлять свои желания с возможностями, понимание категорий «хочу» и «надо», уважительное отношение к людям разных профессий, понимание роли их труда, развитие интереса к профессиям, желания учиться, формирование социально-нравственных качеств (трудолюбие, умение планировать дела).

Для развития речи дошкольников целесообразно привлекать художественную литературу, пословицы и поговорки о труде, учить детей составлять описательные рассказы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.207 (0.013 с.)