Статья910. Договор комплексной предпринимательской лицензии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья910. Договор комплексной предпринимательской лицензии



1. По договору комплексной предпринимательской лицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение комплекс исключитель­ных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором, для пред­принимательской деятельности пользователя.

2. Отношения по франчайзингу регулируются законодательством. До­говор франчайзинга может быть заключен только в случаях, прямо преду­смотренных законодательством.

1. Пункт 1 комментируемой статьи дает определение договора ком­плексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) («Франши­за» (фран. «francise») – привилегия, льгота). Подданным договором по­нимаются отношения, в соответствии с которыми для осуществления пользователем предпринимательской деятельности правообладатель обязуется предоставить пользователю во временное (срочное) пользо­вание лицензионный комплекс, состоящий из объектов (прав на поль­зование объектами) интеллектуальной собственности (как охраноспо­собных, так и неохраноспособных), в частности, в состав указанного комплекса могут включаться все или некоторые из следующих объектов исключительных прав:

право на использование фирменного наименования (см. коммента­рий к ст. 1013-1016 ГК);

право на товарный знак (знак обслуживания) или право на его ис­пользование (см. комментарий кет. 1017-1023);

право на изобретение, полезную модель, промышленный образец (см. комментарий кет. 999-1001 ГК);

объекты, защищаемые с помощью средств охраны авторских прав (например, базы данных ЭВМ, либо дизайн магазина или ресторана (объективированный в рисунке, макете и т.д.) (см. комментарий кет. 993 ГК);

нераскрытая информация (см. комментарий к ст. 1010 ГК).

746

Порядок передачи прав на пользование объектами интеллектуаль­ной собственности включает юридическую и фактическую передачу (возможность реального пользования) данных прав. «Фактическая пе­редача» представляет собой передачу правообладателем пользователю всей технической и коммерческой документации, а также предоставле­ние в объективированной форме иной информации, необходимой пользователю для осуществления им прав, предоставленных ему по до­говору. «Юридическая передача» данных прав заключается в ее оформ­лении соответствующей, документацией.

Передача «лицензионного комплекса» пользователю предусматри­вает не только использование им объектов интеллектуальной собствен­ности, но и его обязанности по сохранению интеллектуальной собст­венности правообладателя и по защите данной собственности от нару­шений со стороны третьих лиц.

«Лицензионный комплекс», передаваемый правообладателем поль­зователю, состоит и из дополнительных обязательств правообладателя по отношению к пользователю.

Пользователь обязуется выплачивать правообладателю вознагражде­ние и выполнять иные обязанности, установленные договором.

2. Наряду с передачей прав на пользование объектами интеллекту­альной собственности, договор франчайзинга содержит и дополнитель­ные обязательства правообладателя по отношению к пользователю, в частности,это:

обучение, осуществляемое правообладателем, работников пользова­теля технологии производства товара либо предоставления услуг, мар­кетингу и рекламной технике, общему порядку осуществления пред­принимательской деятельности;

передача дополнительной информации, так как для эффективного использования переданного очень часто бывает недостаточно лишь первоначальной передачи документации и информации по использова­нию объектов интеллектуальной собственности;

оказание различных консультационных и маркетинговых услуг по управлению объектами франчайзинга, о форме и содержании рекламы, по модернизации объектов франчайзинга и т. д.;

поставка товаров (сырья, материалов);

ограничение конкуренции. Как правило, договоры франчайзинга устанавливают запрет на конкуренцию, который может распростра­няться и на правообладателя.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии кон-

747

куренции» в редакции Закона от 10 января 2000 г. (Ведомости Верховно­го Совета Республики Беларусь, 1992 г. № 36, ст. 569; Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г. № 8, 2/139) запреща­ется и в установленном порядке признается недействительным заключе­ние соглашений, имеющих целью или результатом: раздел рынка по тер­риториальному признаку, по объему продаж или закупок, по ассорти­менту или по кругу потребителей, исключение или ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или по­купателей. Исходя из изложенного, любые положения об ограничении конкуренции в договорах франчайзинга, в том числе и внешнеэкономи­ческих с участием субъектов Республики Беларусь, с точки зрения зако­нодательства Республики Беларусь являются недействительными.

3. Обязанности пользователя по отношению к правообладателю, как правило, представляют собой следующее:

уплата вознаграждения правообладателю, которое может выступать в виде: фиксированного разового платежа (паушальный платеж); плате­жа, уплачиваемого частями; фиксированных периодических плате­жей – лицензионных платежей; отчисления от выручки, полученной пользователем; взимания наценки на оптовую цену товаров, продавае­мых правообладателем пользователю; вознаграждения за рекламу и продвижение товаров или услуг на соответствующем рынке; вознаг­раждения за специфические услуги правообладателя.;

соблюдение пользователем требований, установленных правообла­дателем в договоре. Требования относятся как к использованию преду­смотренным договором способом фирменного наименования правооб­ладателя, так и к обеспечению соответствия качества производимых то­варов (работ, услуг), качеству аналогичных товаров (работ, услуг), про­изводимых непосредственно правообладателем;

соблюдение графика развития. Договор франчайзинга может предусма­тривать график развития франчайзинговой сети на территории, передан­ной пользователю, т. е. увеличение количества предприятий франчайзин­га, а также заключение пользователем субфранчайзинговых договоров;

соблюдение конфиденциальности. Обязательство по сохранению конфиденциальности является необходимым как для правообладателя, так и для пользователя. Правообладатель заинтересован в сохранении конфиденциальности для защиты своей интеллектуальной собственно­сти от конкурентов, однако в этом же заинтересован и пользователь, поскольку его успех во многом зависит от секретов производства произ­водимых им товаров;

ограничение конкуренции.

748

4. Обязательства по договору франчайзинга прекращаются по исте­чении срока, на который он заключен. При этом обычно срок договора франчайзинга (с учетом срока действия права на объекты промышлен­ной собственности, являющиеся предметом договора) устанавливается достаточно большим для того, чтобы дать возможность пользователю окупить инвестиции, связанные с приобретением недвижимости, обу­чением персонала, первоначальным продвижением товара на рынке и т. д.

В договоре франчайзинга может быть предусмотрено преимущест­венное право пользователя на заключение нового договора по оконча­нии срока действия первоначального договора при отсутствии наруше­ний условий договора франчайзинга со стороны пользователя. В случае сохранения франчайзинговой сети на территории пользователя, он обя­зан будет перезаключить договор на новый срок.

Возможно досрочное прекращение обязательств по договору фран­чайзинга (расторжение договора) по основаниям, указанным в гл. 26 и 29 ГК. При этом в силу п. 2 ст. 378 и ст. 420 ГК возможно прекраще­ние обязательства по требованию одной из сторон договора в случаях, предусмотренных самим договором (в договоре желательно урегулиро­вать и случаи существенного нарушения договора, и случаи существен­ного изменения обстоятельств (в связи с оценочным характером дан­ных понятий).

При прекращении договора франчайзинга пользователь не вправе использовать интеллектуальную собственность правообладателя в соб­ственной деятельности за исключением тех прав, которые не могут быть возвращены правообладателю либо о которых состоялась особая дого­воренность. При этом в договоре может быть предусмотрена обязан­ность правообладателя выкупить оборудование у пользователя. Как правило, пользователь не имеет права на компенсацию в случае прекра­щения договора даже при условии, если благодаря его усилиям престиж торговой марки правообладателя значительно увеличился.

5. Пункт 2 комментируемой установил, что отношения по франчай-зингу регулируются законодательством, и что договор франчайзинга может быть заключен только в случаях, прямо предусмотренных зако­нодательством.

Однако актами законодательства Республики Беларусь такие случаи еще не предусмотрены.

В соответствии с частью третьей ст. 1146 ГК заключенные до вступ­ления в силу настоящего Кодекса договоры франчайзинга, а также иные договоры, основания, порядок заключения (расторжения) и со-

749

держание которых в соответствии с настоящим Кодексом должны регу­лироваться другими актами законодательства, при отсутствии таких ак­тов на 1 июля 1999 года действуют до их издания, но не более одного го­да после вступления в силу настоящего Кодекса. В случае принятия со­ответствующих актов законодательства такие договоры должны быть приведены в соответствие с нормами этих актов в порядке, установлен­ном этими актами. Если по истечении указанного срока соответствую­щие акты не будут приняты, то действие указанных договоров прекра­щается.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.51.24 (0.008 с.)